Общество как развивающаяся система. Базовые факторы, источники и движущие силы социальной динамики. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общество как развивающаяся система. Базовые факторы, источники и движущие силы социальной динамики.

2017-10-16 389
Общество как развивающаяся система. Базовые факторы, источники и движущие силы социальной динамики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие «социальная динамика» отражает определенную и весьма существенную сторону общественного развития в целом. Из всей совокупности многообразных изменений исторической реальности понятие «социальная динамика» – указывает направленность общественных изменений в обществе.

Заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса заключается в том, что они впервые ввели в социальную философию понятие "способ производства материальных благ", которое отражает существование материального производства в исторически конкретных формах и воспроизводство материального богатства как непременное условие самого существования общества. Кроме того, создавая материальные блага, люди производят и воспроизводят свои собственные общественные отношения. Определяющая роль материального производства заключается также и в том, что основные изменения в обществе начинаются в материальном производстве, а потом – в другой сфере жизни общества. Таким образом, Основа жизни общества – материальное производство детерминирует деятельность людей через систему потребностей. Однако и потребности людей оказывают влияние на социальную деятельность.Деятельность, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, борьба производителей за свои коренные интересы являются главным источником развития производства вообще, производительных сил в частности. Производство и его законы, вся совокупность экономических законов общественного развития через потребности людей и их интересы определяют содержание и форму их деятельности. Можно сказать, что объективные законы общественного развития реализуются в деятельности людей, преломляясь через призму их потребностей, интересов.

Потребность – отношение общества, класса, социальной группы, личностей к условиям существования и развития, в котором выражается определенная необходимость в материальных и духовных ценностях. Все потребности человека берут свое начало от мотиваций, что обеспечивает индивидуальное и видовое самосохранение: потребности в пище, одежде, жилье, в продолжении рода. Потребности являются двигателем истории и движущей силой поведения отдельного человека, они – действительная и единственная первопричина исторического процесса. Потребности имеют объективный характер, они обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений общества. Потребности находятся в противоречивом единстве с производством. С одной стороны, потребности обусловливают развитие общественного производства, толкают его к прогрессу. С другой – производство, создавая конкретные виды материального и духовного богатства для удовлетворения потребностей, порождает новую потребность в них. Уловить назревшие потребности развития общества, значит реализовать общественный интерес в целом. Интересы совпадают с тем, что мы называем потребностями общественного развития.

Интерес – это не только определенное психологическое переживание, которое выражается в целевой направленности человека, коллектива, класса на приобретение или освоение тех или иных богатств – материальных или духовных. Интересы рождаются и объективно обусловливаются, в первую очередь, экономическим положением, ролью социальной общности в системе экономических отношений. "...Экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы”, – считал К. Маркс. Если потребности ориентированы преимущественно на их удовлетворение, то интересы нацелены на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Интересы особенно тесно связаны с распределительными отношениями в обществе и направлены или на их укрепление, или на их изменение. В интересах отражается социальное положение индивидов, что обусловливает их роль как важнейших побудительных стимулов действия и движущих сил общественного развития.

Понятно, что роль народных масс нельзя рассматривать абстрактно, в оторванности от классов и партий, от вождей, которые их возглавляют. Как свидетельствует история, роль народных масс во многом зависит от того, какое политическое и идейное руководство они имеют в данный исторический момент в данной стране. Марксизм, выявивший закономерности исторического развития, в то же время никогда не отрицал большой, а в определенных обстоятельствах решающей роли личных качеств. Но роль личности в истории нельзя понять вне диалектической связи ее с исторической необходимостью, с решающим воздействием ее на общественное развитие народных масс. Только с учетом этих моментов можно научно объяснить причины появления великих исторических деятелей, способствующих общественному прогрессу. Известно, что конкретная реализация исторической необходимости зависит от народных масс. Хоть в основе лежат более фундаментальные мотивы: социально-экономические противоречия общества, интересы основных групп населения. Как отмечал Г.В. Плеханов, если сама логика исторического процесса определяется этими коренными материальными причинами, то его конкретный вид или облик в данной стране находится в прямой зависимости от тех, кто стоит во главе его, от их индивидуальных качеств и действий. Личность тогда чего-то стоит, когда сможет уловить чаяния масс и возглавить движение за реализацию этих устремлений. Английский писатель Оскар Уайлвд говорил, что в наш век миром правит личность, а не идеи. Но править можно исключительно на идейной основе. Трудно назвать какую-либо новую идею, которая вдохновила бы людей в ХХI столетии на активные действия. Речь идет, по большому счету, исключительно о старом цивилизационном споре между западниками и восточниками. Постсоветские страны проходят то, что уже было пройдено многими до них. Однако никогда и ни у кого не было возможности полностью повторить тот или иной путь.

В чем состоит главная сила в системе условий материальной жизни общества, которая определяет характер общественного строя, перехода одной стадии развития к другой? Такой силой выступает способ добывания средств к жизни, необходимых для существования людей. Способ производства материальных благ – это определенный вид жизнедеятельности людей, определенный способ добывания средств к жизни, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений - двух сторон производства, выражающих отношение людей к природе и друг к другу. Производительные силы – это те силы, при помощи которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Из трех компонентов, составляющих производительные силы общества - человек, средства труда (машины, станки и т.д.), предметы труда (сырье и вспомогательные материалы), главным является человек. Другую сторону способа производства составляют производственные отношения. Прежде всего, надо отметить, что, как и производительные силы, производственные отношения принадлежат к материальной стороне жизни общества. Материальность производственных отношений выражается в том, что они складываются в процессе материального производства, существуют независимо от сознания людей, носят объективный характер. Это происходит потому, что производственные отношения зависят от уровня развития производительных сил общества, определяются ими. Люди не могут выбирать производительные силы по своему желанию. Каждое новое поколение людей застает те производительные силы, которые были созданы предыдущими поколениями. В связи с этим и отношения между людьми в процессе производства складываются независимо от сознания и воли людей. Сущность диалектики развития производительных сил и производственных отношений заключается в том, что обе эти стороны любого способа производства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие производства всегда начинается с развития производительных сил, и прежде всего орудий труда как наиболее революционного и подвижного элемента производства. Они являются ведущей и определяющей стороной общественного производства. Необходимость удовлетворения все больших потребностей человека вызывает необходимость развития производительных сил. Новый уровень развития производительных сил порождает все новые и новые потребности. Вместе с производительными силами развиваются и производственные отношения. Выше уровень одних- выше ступень других. Все здесь взаимосвязано и взаимообусловлено. Но не только стремление к полному материальному благополучию заставляет человека двигаться от "станции" к "станции", а в первую очередь извечная борьба за свободу, Взаимодействие между производительными силами и производственными отношениями выражается в общесоциологическом законе, законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Развитие общества, как и природы, происходит в двух основных формах: эволюционной и революционной. Эволюция подготавливает революционные изменения, определенные скачки, которые переводят общество на новые ступени. Теория и современная социальная практика свидетельствуют что человечество на всех этапах своей истории не может развиваться без скачков в разных областях общественной жизни. По масштабам и значению революции бывают разные. Они могут охватывать как отдельные сферы общественной жизни – экономику, политику, науку, культуру и т.д., так и общество в целом, приводя к существенному изменению всего общественного организма.ж Главной причиной социальной революции является конфликт между новыми производственными силами и сторонами производственными отношениями, которые становятся барьером на пути развития производительных сил. Социальная революция подготавливается объективным развитием общества. Вместе с тем она осуществляется сознательно действующими людьми – социальными группами, слоями, политическими партиями, готовыми на решительные массовые действия, направленные на слом (устранение) старых производственным отношений и установление новых, отвечающих потребностям и интересам людей, участвующих в этом процессе. В зависимости от конкретных условий социальная революция может проходить в разных формах – мирной и немирной. Соотношение между мирными и немирными путями развития революции имеет относительных характер. В историческом развитии общества конфликты часто являются следствием социального насилия, которое олицетворяет проявление агрессивности, деструктивности в обществе, и означает применение или угрозу применения силы в прямой или переносной форме с целью принуждения людей к определенному поведению, господство одной воли над другой, иногда угрожающее человеческой жизни. Уже в традиционных обществах насилие выступало в форме непосредственной реакции на чужого, вплоть до его уничтожения.

В индустриальном обществе на передний план выступают скрытые формы насилия, где инструментом насилия становятся интеллект и высокоорганизованные технологии и т.д. Масштабный всплеск насилия и жестокости в XX и начале ХХI вв. выявил ограниченность социально-классовой трактовки насилия и необходимость анализа более глубинных его причин, связанных с человеческой природой. Отталкиваясь от ранее возникших идей о насилии, как присущей психологии человека особенности (Гоббс и др.), философами были сформулированы некоторые механизмы проявления присущих человеку форм насилия: как защитная инстинктивная реакция организма на среду (Лоренц), как проявление бессознательных устремлений человека (Ницше), как наличие внутренней агрессивности человека (Фромм и др.). Широкие проявления насильственных действий особенно опасны в современном мире, когда накоплен огромный арсенал ядерного оружия, технико-технологических систем угрожающих человечеству в случае их использования. Поэтому закономерным результатом поиска иных альтернативных насилию стратегий поведения являются идеалы компромисса, диалога, сотрудничества и ограничения, деструктивных начал человека, а другими словами ненасилия.

Концепция ненасилия представляет собой и соответствующую идею, и образ жизни, и специфический тип умопостроения. В основе концепции ненасилия - особое отношение к человеку как к высшей ценности мира, а также такие нравственные принципы, как милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, сострадание, соучастие в противоположность насилию, подавлению деспотии. В той или иной степени идеи ненасилия излагаются всеми религиями и культурами мира. Концепция ненасилия развивалась Л. Толстым в духе непротивления злу насилия.

Для индийского философа М Ганди (1869 - 1948) идея ненасилия - не только этическое учение, но и соответствующий ориентир общественно-политического движения. Основные методы воздействия для Ганди - убеждение, уступки, честность, сотрудничество, прощение вместо.мести и кары. Этот путь - проявление величайшей мудрости и силы, он связан с лишениями, страданиями, и даже смертью во имя справедливости. Инициатор тактики ненасильственных действий - Мартин Лютер Кинг - американский баптистский пастор, разработавший практическую сторону идеологии ненасилия. Он предложил 6 принципов ненасилия: в борьбе нельзя уничтожать противника; ненасилием борются со злом, а не с теми, кто его совершал; вставший на путь ненасилия должен быть готовым принять страдание и не стремиться ответить ударом на удар; духовное насилие также недопустимо, как и физическое.; справедливость - одно из вселенских начал; содействуя справедливости через любовь и ненасилие, Мы вносим свой вклад в Гармонию Вселенной.

Традиция ненасилия, как оппозиция жестокой рациональности в западной философии представлена в диалогической философии (Бубер, Бахтин, Мейер и др.), в этике товарищества по существованию (Гвардини), благоговения перед жизнью Швейцер, который в основу своих философских воззрений положил незнание о мире, а сам факт жизни, он считал, что "благоговение перед жизнью" должно стать принципом всей философии. Он рассматривал этот принцип, как своеобразный "фильтр" против отрицательных последствий цивилизации, видя в нем перспективу морального совершенствования человечества Путь к осуществлению гуманистических идеалов для него не в социальных преобразованиях, а в личных усилиях направленных на улучшение «природы человека»; в экологической этике (Леопольд, Шепард); в коммуникативной рациональности (Апель), в религиозных концепциях «интегрального гуманизма»; Маритен, например, считал, что на основе признания религиозных ценностей можно перестроить цивилизацию, сплотить людей и т.о. устранить антагонизм. В социальной философии XX в. получили прописку и другие системные тенденции общества, основание которых в значительной степени составляют материализм (индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество).

Термин «философия истории» был введен в науку Вольтером. Он обозначал попытку осмысления сути развития общества, его идеалов и целей. Философия истории – область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. Исторически философия истории ведет свое начало с античности. В ее историографии содержатся определенные представления о прошлом и будущем человечества. Однако они еще не складывались в законченную систему взглядов, отсутствовала мысль о направленности исторических изменений.

Философия истории античности рассматривала мир как завершенный космос, которому присущи гармония и цикличность. Они являлись философией вечного становления и вечного возвращения периодических мировых пожаров. Философия истории средневековья преодолела античную идею круговорота. Согласно ей, первый приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие – это узловые пункты истории, временности человека. История имеет конечный пункт, но он достигается лишь в том случае, если человечество станет Богочеловечеством. Автором концепции провиденциализма является Августин Блаженный, утверждавший, что история есть систематическая реализация Божьего плана управления миром. Августин развил по формулировке Плеханова «теологическое понимание истории» – мысль о том, что исторические события зависят от божественного провидения. Августин рассматривал жизнь общества как борьбу двух противоположных царств – грешного (языческого) и божественного. Первое воплощено в государственных учреждениях римской империи, второе – в общине избранных, поделенных божественной благодатью, т.е. в церкви. Их борьба приведет к окончательной победе церкви – к господству католической религии. Не отрицая светсткой власти, Августин признавал приоритет под ней власти духовной и в такой же форме освещал государственную власть не считая рабство божественным созданием. Августин однако призывал терпеть его, как и бедность, проповедовал аскетизм и веру в загробное блаженство. Неравенство является стороной иерархической общественного организма, созданного Богом. Пытаясь предотвратить обращение народных масс к еретическим учениям он ссылается и на христианскую идею равенства всех людей перед Богом – все люди происходят от одного проотца. Выступая против идущей от Августина теологизации истории, просветители внесли в философию истории идею причинности, разработали теорию прогресса, высказали идею единства исторического процесса, обосновали влияние на человека географической и социальной сферы.

В новое время она разрабатывалась Вико Д. (1668–1744) – итальянский философ нового времени. Он создатель теории исторического круговорота истории и указал на то, что общество развивается в силу внутренних, закономерных причин. Каждый народ, по учению Вико, проходит в своем развитии три эпохи (божественную, героическую, человеческую), аналогичные периоды жизни человека – детство, юность, зрелость, а затем возвращается к первоначальному состоянию. Свои принципы исторического развития Вико распространил также на язык, право. В ХVIII в. Вольтер (1694–1778) в исторических сочинениях критиковал библейско-христианскую точку зрения на развитие общества, дал набросок картины истории человечества. В основе «философии истории» (он ввел этот термин) лежит идея прогрессивного развития общества независимо от воли божества, но ход истории объяснял изменением идей. Монтескье Шарль Луи (1689–1755) – французский философ-просветитель. Отвергал провиденциализм, и трактовал закон как «необходимое отношение, вытекающее из природы вещей». Он считал невозможным построить на теории естественного права универсальную систему общественных законов, ибо условие существования народов различны. Он был одним из основоположников географического направления в социологии. В формировании общественного устройства и нравов особое значение придавал климату, почве и т.д. Наряду с этим Монтескье подчеркивал роль среды обитания, которая совпадала у него с понятием политического строя и законодательства. И. Кант впервые в истории философии показал, что разумность и закономерность истории – это в значительной мере вопрос масштаба, приложенного к ней: если масштаб мал, то на первый план выступает случайность, если масштаб достаточно велик, то становится очевидным нарастающие процессы с тенденцией развития. Для философского анализа истории общества очень важно уяснить общую траекторию развития. Для И. Гердера история есть «закономерное развитие культуры». Гегель рассматривал историю как единый, закономерный, внутренне необходимый процесс саморазвития духа, идеи. Субстанция духа есть свобода. Прогресс фиксируется развитием искусства, науки, религии, философии. В целом философия истории XVIII–XIX вв. была по преимуществу теорией исторического развития. Философы стремились сформулировать цель, движущие силы и смысл исторического процесса. Однако они выводили законы исторического развития из абстрактного философского мышления. В силу чего история выступила как метафизическая проблема, как сфера проявления трансцедентной закономерности или судьбы. Таким образом, реальное историческое творчество выводилось из каких-то внешних, неисторических сил. К. Маркс, разделявший идею прогресса, выдвинул в качестве критерия поступательного развития общества уровень производительности общественного труда. По Марксу, прогресс производительности труда и средств производства приводит к революциям и смене одних общественно-экономических формаций другими. Общество в своем развитии проходит пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Согласно марксизму, смысл истории заключается в максимальном общественном развитии, вследствие которого каждый член общества становится все более свободным.В ХХ в. концепция линейного развития общества неоднократно подвергалась критике. О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин развивали идею локальных обществ, обладающих своеобразными особенностями, не позволяющими представить историю в виде линейного процесса.

Анализ хода истории показывает, что развитию и любого общества присущи две противонаправленные тенденции – движение к единству и движение к многообразию. Общественная динамика привела к вызреванию новой планетарной цивилизации. При всем плюрализме современных цивилизаций и культур контакты между ними становятся все более многосторонними. Взаимодействие Запада и Востока прослеживается в самых различных областях жизнедеятельности общества – экономике, политике, науке, культуре, религии, философии.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.