Понятие деятельности и общественных отношений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Понятие деятельности и общественных отношений

2017-10-16 436
Понятие деятельности и общественных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В самом широком смысле слово «деятельность» означает разносторонний процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами. Деятельность людей имеет различные формы и виды. Способ производства людьми своей материальной жизни, являясь основой деятельности, определяет единые общесоциологические законы ее развития, В то же время каждый общественно необходимый вид деятельности, обладая спецификой, подчиняется своим особым законам и осуществляется при различном соотношении стихийного и сознательного в общественных субъектах. Общественные законы осуществляются в деятельности людей, формирующей общественную сущность человека, отражают внутреннюю связь природы и общества. Деятельность выступает как сила, воспроизводящая и изменяющая систему объективных и субъективных условий: общественных отношений и социальных институтов, а вместе с этим и систему соответствующих им представлений, весь образ жизни и мыслей.

В общефилософском плане человеческая деятельность является социальной формой движения материи, способом существования и развития общества и отдельного человека. Деятельность людей служит производству и изменению как конкретных условий существования индивидов, так и самого общества во всех его многообразных проявлениях; от способа производства до типологии личности. Деятельность — способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Чтобы превратить деятельность в реальность, необходимо соблюдение следующих основных условий: 1) включение деятельности человека в систему общественного труда; 2) целесообразность, результативность процесса деятельности, ее необходимость и полезность как для общества, так и для отдельного человека; 3) специализация об-щественного труда, который, по словам К. Маркса, создает «потребительные стоимости», порождая тем самым необходимые связи между людьми.

Любая деятельность связана с превращением общеродового в индивидуальное и наоборот. В деятельности происходит практическое воплощение социального опыта в индивидуальное бытие человека, а индивидуальные усилия реализуются в воссоздании общественных отношений. Исходя из всего вышесказанного, понятно, что деятельность не является механической совокупностью действий отдельных индивидов, это есть общественно-исторический процесс. Важной характеристикой деятельности является и то, что она как бы связывает воедино все компоненты общественной жизни, образуя устойчивые и динамичные связи между различными сферами деятельности, различными эпохами, поколениями людей. Связующими средствами являются предметы материального и духовного мира: орудия труда, природная среда, знания, идеалы и т.д. Эти связи в целом называются общественными отношениями. Их специфика проявляется, прежде всего, в способе соединения человека с условиями деятельности, другими людьми и общностями, в типе собственности, характере обмена деятельностью, способе распределения и потребления ее результатов. Все это, в конечном счете, определяет сущность производственно-экономических отношений, складывающихся в решающей сфере человеческой деятельности — в материальном производстве. Они составляют объективные условия разнообразной деятельности людей. Общественные отношения — главное, что отличает социальные системы от других образований материального мира. Именно они превращают индивида в общественного человека, жизнедеятельность людей в общественную жизнедеятельность, придают социальное значение природным предметам и процессам. Общественные отношения носят безличный характер, поскольку в них вскрываются существенные социальные связи между сферами жизнедеятельности людей, видами труда и общностей. При этом объективные закономерности не зависят от конкретных индивидов, вступающих в отношения друг с другом и персонифицирующих их связи. Безличность, объективность общественных отношений особенно очевидна в сфере разделения труда: педагог, инженер, шофер, токарь нуждаются в «обмене деятельностью», ее продуктами независимо от того, какая конкретная личность выступает в этих профессиональных ролях. Однако при этом качество продуктов, результатов работы не безразлично для каждого из них, и в нем, безусловно, выявляются индивидуальные способности работников и их отношение к делу.

Рассмотрение общества в качестве совокупности общественных отношений позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно исторически, во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической), в-третьих, называть субъекты социального общения (личность, семья, группа, класс, партия, государство и др.). Общественные отношения многообразны: выделяют экономические, социально-политические, правовые, нравственные и другие общественные отношения. В дальнейшем при изучении различных сфер жизни человека и общества мы будем анализировать конкретные виды общественных отношений и деятельности. Категория «общественные отношения» позволяет изучать социальную жизнь как процесс.

Деятельность и общественные отношения являются необходимыми сторонами единства и взаимосвязи личности и общества и ни одна из этих сторон не может заменить другую: анализ деятельности вскрывает динамику, развитие функций и способностей общественного человека, анализ общественных отношений — источники и движущие силы, направление деятельности, исторические формы и законы ее развития и стимуляции. Итак, общество возникает и существует при взаимодействии двух факторов — деятельности и общественных отношений. Определяя общество в целом, можно сказать, что это есть динамичная, исторически саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми, между человеком и природой.

В методологическом плане плодотворным направлением изучения общества стал системный подход, рассматривающий общество как систему и как процесс, который сложился в XIX в. (Гегель, Маркс, Конт, Вебер и др.) Сущность данного подхода состоит в рассмотрении общества как целостной совокупности взаимосвязанных элементов. Принципы системного подхода состоят в следующе: во-первых, основным признаком системы является ее целостность. Это означает, что свойства системы не сводятся к простой сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают новым, особым качеством, которое обусловлено не столько свойствами отдельных элементов системы, сколько свойствами ее структуры (т.е. исследование структуры общества); во-вторых, элементы структуры, называемые также подсистемами, сами могут развиваться как системы (основные сферы общества); в-третьих, системный подход предполагает рассмотрение общества как открытой системы, т.е. системы, взаимодействующей со сферой обитания (природная и социальная сферы); в-четвертых, системный подход признает целенаправленный характер поведения системы в целом и отдельных ее элементов, т.е. предполагает изучение общества и его основных компонентов с точки зрения исследования их основных функций, что обусловливает сохранение ее целостности. Основными видами общественно необходимой человеческой деятельности являются сферы: экономическая социальная; политическая; духовная. Каждая из перечисленных сфер, в свою очередь, также может быть рассмотрена как система, состоящая из своих элементов. Так, экономическая сфера — это область осуществления материально-производственной деятельности общества, область создания материальных благ. Поэтому материальное производство интересует философию не само по себе, а как компонент системообразующий, интегрирующий. Вся история человечества при тщательном рассмотрении сводится в конечном счете к истории изобретения все лучших орудий труда. Человек (Homo faber) не просто копирует природу, а изобретает, т.е. создает такие артефакты (возникающие на основе «умения», результаты технической деятельности), которые не имеют аналогов в природе (начиная с колеса и кончая лазером). Производство, таким образом, есть вечное, естественное условие человеческой истории. Производство всегда носит общественный характер еще и потому, что люди не могут производить в одиночку материальные блага, а, создавая материальные блага, косвенным образом производят свои общественные отношения.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.