Диалектическая логика как методология научного познания — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Диалектическая логика как методология научного познания

2017-10-16 842
Диалектическая логика как методология научного познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Логика диалектическая — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Эти законы отражаются в виде особых понятий — логических категорий. Представляя собой систему диалектических категорий, она исследует их взаимную связь, последовательность и переходы научной категории в другую. Предмет и задачи: логика диалектическая исходит из рассмотрения мышления как отражения объективно действительности, она — есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития всех материальных, природных, духовных вещей, т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира. Таким образом логика диалектическая как наука совпадает с диалектикой и с теорией познания и представляет собой цельную, но отнюдь незаконченную систему: она развивается и обогощается вместе с развитием явлений объективного мира и в вместе с прогрессом человеческого знания. Она есть отражение объективной реальности, но такого отражения, которое само через общественную практику обратно воздействует на деятельность.Субъективная диалектика, т.о., это отражение в сознании людей объективных законов, становящимися законами мышления, или диалектической логикой. Сознательно же применяется логика к процессу познания и преобразования действительности становиться диалектическим методом. Следовательно, объективная и субъективная диалектики это не две разных диалектики, а одна, имеющая разные формы. Из этого вытекает проблема единства (тождества) логики, диалектики и теории познания.

Метафизика — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне общей связи и вне развития. Термин «метафизика» имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а так же метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга. Термин «метафизика» (от греч. meta – после, physika – физика) появился в I веке до н.э., когда греческий философ Андроник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объедении в одно целое его труды «о правовых родах сущего» (по собственной проблематике) и поместил их в след за физическими трактатами философа под одним наименованием «Метафизика». Так термин «метафизика» стал синонима «философия» и в этом был популярен до середины XIX в. C XVII-XVIII в., когда естествознание стало противопоставляться философии (в первую очередь в методологическом плане), за словом «метафизика» постепенно стало закрепляться значение «умозрительное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание». После создания Гегелем в начале XIX в. диалектического учения метафизика приобрела значение «старой, или додиалектической философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значение - «антидиалектической философии». Другими словами, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловленные, взаимосвязаны.

Метафизика и диалектика как способы познания зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики, как способа научного познания приходится на XVII-XVIII в., расцвет диалектики — XIX-XX в. Метафизический подход лежал в основе бурного развития естествознания в XVII-XVII в., благодаря ему наука этого периода сделала колоссальный прорыв вперед по сравнению с предыдущими эпохами. Метафизический подход ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, т. е. Движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета их внутренних свойств.

С помощью диалектического метода были достигнуты основные успехи науки XIX-XX в., особенно обществознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. Правда, уровни диалектического мышления на разных этапах развития человечества различны. Существует два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменения состояния, взаимопереход, а так же порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Методологическое и гносеологическое значения философских принципов, законов и категорий для научного познания состоится в том, что во-первых: а эмпирическом уровне познания ориентировано на изучение явлений и взаимосвязей между ними;на теоретическом уровне (этапе) познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями. В этом состоит их гносеологическое значение; во-вторых, в своей познавательной деятельности люди используют осознанно или неосознанно различные методы. Осознанное применение методов позволяет человеку действовать более рационально и эффективно; в-третьих, поскольку человеческая деятельность многообразна, должны быть многообразны и методы:(диалектические, методафизические, аналитические, герменевтические и др.). Философский метод не является строгим предписанием: он не имеет универсальный характер, относится к высшему уровню абстрагирования. Он не поддается формализации математизации, не описывается в строгих терминах логикии эксперимента. Он задает лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не меняет специальные методы и не определяет окончательный результат познания. Образно говоря, он подобен компасу, помогающему определить правильное направление, но не картой, на которой заранее расчерчен путь до конечной цели.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.