Основные стратегии поведения в конфликте — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Основные стратегии поведения в конфликте

2017-10-21 459
Основные стратегии поведения в конфликте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по уп­равлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поиедения субъектов конфликтного взаимодействия.

В литературе выделяют три основные модели поведения лич­ности в конфликтной ситуации (табл. 12.4):

1) конструктивную;

2) деструктивную;

3) конформистскую.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отноше­ний и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установ­ки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Желательной и необходимой является конструктивная модель. Деструктивная модель поведения не может быть оправдан­ной, поскольку способна превратить конструктивный конфликт в деструк­тивный.

Таблица 12.4 Основные модели поведения личности в конфликте


№п/п


Модель поведения


Поведенческие характеристики личности


 


1 Конструктивная


Стремится уладить конфликт, нацелена на поиск приемлемого решения, отличается выдержкой, самообладанием, доброжелатель­ным отношением к сопернику, открыта и искрен­на, в общении лаконична и немногословна


 


Деструктивная


Постоянно стремится к расширению и обо­стрению конфликта, принижает партнера, негативно оценивает его личность, проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения


382


Продолжение


№ п/п


Модель поведения


Поведенческие характеристики личности


3 Конформистская Пассивна, склонна к уступкам, непоследова-

тельна в оценках, суждениях, поведении, легко соглашается с точкой зрения соперника, ухо­дит от острых вопросов

Конформистская модель поведения опасна тем, что способ­ствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. По сути, данная модель является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несуществен­ный характер, конформистское поведение ведет к его быстрому разре­шению.

Стратегии поведения в конфликте. Широкое распространение в конфликтологии получила двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, разработанная К, Томасом и Р. Кидлменом, В основе этой модели лежат ориентации участии кои конфликта на свои интересы в интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я вы­играю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для сопер­ника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Часто отражение этих интересов происходит неосоз­нанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте — это качественная характери­стика выбираемого поведения. В модели Томаса -- Киллмена она соот­носится с количественными параметрами: низким, средним или высо­ким уровнем направленности на интересы (рис. 12.1).

Используя данную модель для анализа конфликтов следует учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место и оценке моделей и стратегий поведения лично­сти в конфликте занимает ценность для нее межличностных отноше­ний с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим соперником (дружба, любовь,


партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, поведение его и конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или край­ними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта кон­фликтного взаимодействия, как правило, является существенной при­чиной конструктивного поведения в конфликте или направленности такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.


Уступка

Уровень

направленности

на интересы

соперника

 

Высокий


Сотрудничество

—9


Компромисс


Средний

Низкий


"Г---------

I I

I Уход

I


■9

I i

i

I i

■+■ i



Принуждение (борьба,

соперничество)


i


Низкий


Средний Высокий


Уровень направленности на собственные

интересы


Рис. 12.1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса—Киллмена

Таким образом, представляется возможным дополнить двух­мерную модель Томаса — Киллмена третьим измерением — ценностью межличностных отношений (МЛО) (рис. 12.2).

Принуждение (борьбаt соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки лич­ных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперни­ка — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сво­дится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.


Уровень направленности на интересы соперника

Ценность межличностных отношений

Положительная оценка МЛО У

Сотрудничество

Высокий

Отрицательная оценка МЛО
Принуждение (борьба, соперничество)

Средний

Низкий
Высокий

Низкий

Средний

Уровень направленности на собственные

интересы

Рис. 12,2^ Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте

Выбор и пользу борьбы отличается стилем поведения, харак­терным для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защи­те интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сва­ливает» свою работу на других. Во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «кто кого». Особенно часто она возникает в условиях реформирований пред­приятий и учреждений. Нередко при реформировании организацион­но-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в;)тих случаях человек, отстаивающий интересы таких под­разделений, должен занимать жесткую позицию.

Уход, Стратегия ухода отличается стремлением уйти от кон­фликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на лич-


ные интересы и интересы соперника и яиляется взаимной. По сути, это взаимная уступка.

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

1) когда предмет конфликта не имеет существенного значения
ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликт­
ной ситуации;

2) когда предмет спора имеет существенное значение для одной
или обеих сторон, но занижен а образах конфликтной ситуации,
т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет
конфли кта как несущественный.

В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.

Уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии, так­же стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность наличные интересы здесь низкая, а оценка инте­ресов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступ­ки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

Стратегия уступки имеет некоторое сходство со стратегией принуждения, заключающейся в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стра­тегии борьбы в стратегии уступки приоритет отдается межличност­ным отношениям.

При анализе данной стратегии следует учитывать, что:

■ иногда в такой стратегии отражается тактика решительной
борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим
шагом на пути достижения главной стратегической цели;

■ уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета
конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая
стратегия является самообманом и не и едет к разрешению конфликта;

■ данная стратегия может быть доминирующей для человека
в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частно­
сти, это характерно для конформистской личности, конфликтной лич­
ности «бесконфликтного» тина. В силу этого стратегия уступки может
придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случ­аях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом слу­чае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.


Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характери­зуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уров­не. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.

При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты:

■ компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения
конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска
приемлемого решения проблемы;

■ иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуа­
цию. Это возможно при изменении обстоятельств, вызвавших напряжен­
ность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же долж­
ность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца
ее сократили* и предмет конфликта исчез;

■ компромисс может принимать как активную, так и пассив­
ную форму. Активная форма компромисса может проявляться в заклю­
чении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п.
Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо
активных действий по достижению определенных взаимных уступок
в тех или иных условиях. Другими слонами, в конкретных условиях
перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликт­
ного взаимодействия. Так, отсутствие ненужных «баталий» позволи­
ло сотрудникам в приведенном выше примере сохранить между собой
нормальные отношения;

■ условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты
конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе
неадекватных образов конфликтной ситуации.

Понятие «компромисс* но содержанию близко к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс, и кон­сенсус отражают взаимные уступки субъектов социального взаи­модействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компро­мисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.

Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризует­ся высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на осно­ве баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значе-


ние для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосущество­вание в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благопри­ятном направлении.

Стратегия сотрудничества включает в себя все другие страте­гии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей стел ей и выступают психологическими фактора­ми развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Напри­мер, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адек­ватной ситуации.

Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотруд­ничества отражает стремление противоборствующих сторон совмест­ными усилиями разрешить возникшую проблему.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.