Характеристики групповых процессов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Характеристики групповых процессов

2017-10-21 435
Характеристики групповых процессов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Известно, что в ходе групп обой жизни вырабатываются и закреп­ляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

Групповые нормы - это определенные правила, выработан­ные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимо­отношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается система функций. Функ­ции могут носить поощрительный или запретительный характер. В пер­вом случае группа поощряет сиоих членов, исполняющих требования группы, повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на нака­зание тех членов группы, поведение которых не соответствует нор­мам. Это могут быть такие психологические методы воздействия, как бойкот, снижение интенсивности общения с * провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководству­ются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей. В целом, возможны четы­ре варианта его отношения к данному и о просу:

1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

2) вынужденное принятие иод угрозой санкций группы;

3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по прин­
ципу «не такой, как все»);

4) свободное, осознанное отвержение групповых норм с уче­
том всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.

Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависи­мое от группы,— либо принятие ее норм под давлением, либо противо­поставление себя данной конкретной группе. При этом и тот, и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе — либо в рядах


^законопослушных», либо в рядах «козлов отпущения», «мелкопоме­стных бунтарей*.

Как показывают исследования, второй вариант поведения чело­века по отношению к группе является наиболее распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей груп­пы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положе­ния в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности груп­пы, единства ее ценностей и целей.

Конформизм -- подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собствен­ным мнением и мнением группы. Человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает иыбрать мнение группы в ущерб своему собственному.

Важно подчеркнуть, что с социально-психологической точки зрения интересны лишь те случаи, когда такой выбор человек делает неосознанно, действительно убеждает себя в необходимости выбрать точку зрения группы, а не демонстрирует лживое, циничное поведе­ние. Чтобы не путать зти два явления, принято говорить о конформно­сти как о черте личности, склонности индивида разрешать конфликт в пользу группы и о конформизме как социальном приспособленче­стве. Исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих конформные реакции, может колебаться от 15 до 80%. Это позволяет считать конформность важным фактором социального поведения человека.

Уровень (степень) конформности человека зависит:

■ от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно
важнее лично для человека, тем ниже уровень его конформности;

■ авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные
взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше
конформность членов группы;

■ количества членов группы, высказывающих позиции
и их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма проявляется,
когда на человека оказывает давление групповое большинство, единодуш­
ное в своих убеждениях;

■ возраста и пола. В целом женщины более конформны, чем
мужчины, а дети — чем взрослые. Вместе с тем подростки и старше­
классники склонны демонстрировать конформизм в общении с груп­
пой сверстников и негативизм — в общении со взрослыми. Учитывая
это, желательно как можно реже ставить подростка в ситуацию груп­
пового давления со стороны взрослых или класса (учебной группы),


если данный объект не является для него источником норм и ценно­стей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность независи­мых решений, однако конформность в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы).

Референтная группа;гго реальная или идеальная группа, на которую ориентирован человек, ценности, идеалы и нормы поведе­ния которой он разделяет.

Антиподом референтной группы является группа членства. Человек может являться членом этой группы, но внутренне оставать­ся равнодушным к ее целям и нормам.

Так, для одних студентов учебная группа является референт­ной группой, их поведение ориентировано на нормы и ценности дан­ной общности. В этом случае но отношению к учебной группе они будут демонстрировать высокую конформность, а у преподавателя появится возможность влиять на их поведение через работу с кол­лективом.

Студенты же, для которых данная учебная группа является лишь группой членства, не заинтересованы в близком общении с одно-груипинками и не будут ориентироваться на нормы и ценности учеб­ной группы, а займут отстраненную или конфликтную позицию.

Таким образом, конформность — важный механизм поддержа­ния внутренней однородности и целостности группы. Значение этого механизма объясняется тем, что он служит поддержанию группового постоянства в уровнях изменения и развития группы. Анализируя про­цесс развития группы, остановимся на особенностях развития межлич­ностных внутригруиповых отношений, механизмах сплочения и эта­пах группового развития.

Основой межличностных отношений в группе является преж­де всего эмоциональная межличностная привлекательность членов группы. Привлекательность - очень важный фактор человеческих взаимоотношений. Характер общения и успешность совместной дея­тельности во многом определяются уровнем привлекательности парт­неров. В целом, чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отно­шениями.

Вместе с тем сфера человеческих взаимоотношений значитель­но шире сферы эмоциональной привлекательности людей. Было бы неправильным думать, что вне взаимного притяжения невозмож­ны нормальное общение и успешная деятельность людей. Удовлетво­ренность внутри групповыми отношениями может быть высокой при


успешной совместной деятельности, даже если при:>том не формиру­ются близкие эмоциональные отношения.

Принято считать, что удовлетворенность межличностными отношениями членов группы можно регулировать посредством совме­стимости партнеров, порождающей межличностную привлекатель­ность, и срабатываемости, порождающей удовлетворенность резуль­татами совместной деятельности.

Межличностная совместимость — сложный психологиче­ский эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей- Разли­чают структурную и функциоиальио-ролевую совместимость.

Структурная совместимость предполагает совместимость тем­перамента, характера и личностных качеств партнеров. Если в отно­шении двух первых подтверждается гипотеза о комплемеитарности, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств экспериментальное подтверждение нашла противоположная идея сходства и близости: совместимость партнеров высока при обла­дании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и харак­тера (сангвиник — меланхолик, холерик - флегматик) и сходными л и ч и ос т j-i ы м и о р и ен таци я м и и особенностями (общительность, тр е -вожность, мечтательность и др.).

Функционально-ролевая совместимость - - соответствие пред­ставлений партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаи­модействия. Если ролевые представления и ожидания участников со­впадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, постро­енных на м еж л и ч н о с т ной при в л е кат ел ь нос т и.

Срабатываемость - еще один эффект сочетания и взаимодей­ствия людей, который позволяет добиваться высокой успешности со­вместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом. Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация на интимно-личностное общение парт­неров. Скорее это результат успешной реализации группой ее инстру­ментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивно­сти деятельности, удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством. При этом достигается хороший уровень взаи­мопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.

В условиях, когда члены группы не смогли достигнуть хоро­шего уровня срабатываемости или оказались малосовместимыми но своим характерологическим, личностным свойствам или ролевым


представлениям, развиваются различные межличностные внутригруп-повые конфликты.

Сплочение группы -- процесс, сопровождающий ее на всех эта­пах развития. Суть сплочения — в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют превратить формальную структуру, зада­ваемую извне, в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притяга­тельности и взаимопривязанности членов группы, и в стремлении их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы в качестве привлекательной цели и ценности, группового состояния, к которому надо стремиться. Особенно ярко это проявляется в подро­стковых группах, стремящихся достичь высокого уровня внутри-групповой солидарности и сплоченности. Однако это удается далеко не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов.

Сплоченность является важной характеристикой состояния Группы, поскольку сплоченная группа не только представляет собой более аффективно работающий единый организм, но и обладает боль­шей привлекательностью для каждого ее члена. Сплоченная группа характеризуется усилением взаимоудовлетворяющего общения меж­ду участниками, близостью мнений и ценностных ориентации, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе с высоким уровнем сплоченности растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности и, кроме того, повышается эффективность любых форм активности такой группы.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.