История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-10-21 | 1268 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Четвертым системообразующим фактором являются принципы деятельности субъектов образовательного процесса.
Принципы педагогического менеджмента - основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами). К ним относятся принципы гуманизации и оптимальности.
Гуманизация (от лат. humanus — человечный) — принцип научной организации труда в структуре и содержании педагогического менеджмента. Следование этому принципу является главным условием развития способностей обучающихся и организованном учебно-воспитательном процессе.
Оптимальность основной принцип НОТ в структуре и содержании педагогического менеджмента, условие необходимости и достаточности количества требований (предписаний, указаний), предъявляемых субъектом менеджмента к деятельности исполнителя (оптимальности количества разделов плана работы, количества планируемых мероприятий и т.п.).
Принципы аналитической деятельности субъекта менеджмента - - основные правила, которых должен придерживаться менеджер учебно-воспитательного процесса при наблюдении, анализе и оценке эффективности деятельности преподавателя и учащихся.
Важнейшим принципом педагогического менеджмента является принцип конкретного целеполагания, или принцип целенаправленности, как основы планирования и контроля, т,е. основы содержания всей деятельности менеджера любого уровня управления.
Нарушение данного принципа на практике во асе времена приносило образованию а целом, и особенно образовательному процессу в средних учебных заведениях в частности, очень большой педагогический и социальный ущерб. Это проявлялось, например, в таких воспитательно-образовательных и управленческих целях, как: «дадим полную, стопроцентную успеваемость», «от творчески работающего учителя к творчески работающему коллективу», «научить (за учебный год?!) каждого учащегося жить, учиться и трудиться по-коммунистически^ Подобные лозу иго образные цели вступали в серьезное противоречие с реальной жизнью и с реальными возможностями учебных заведений. Руководящие бюрократические структуры системы образования особенно злоупотребляли подобными «целями» в период до 1985 г. Однако если на республиканском уровне в последние годы подобные цели исчезли вообще, то на уровне района и конкретного учебного заведения еще порой проводятся творческие отчеты всех (?!) преподавателей и делаются попытки навязать им нереальные, конъюнктурные, сиюминутные лозунгообразные цели деятельности.
|
Таким образом, в целом принцип целенаправленности педагогического менеджмента отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности. Неопределенно сформулированная цель (излишне \ч\шж-нениая или упрощенная) уже на начальном этапе процесса управления является дезорганизующим, дезориентирующим фактором, а усложненная цель к тому же нереальна для достижения. Перспективность и социальная значимость цели отражают непрерывный характер поступательного движения, развитие учебного заведения как сложной педагогической системы.
Принцип кооперации и разделения труда отражает важнейшее требование к управленческой деятельности менеджера любого уровня. Недопустимо стремление руководителя все сделать самому: составить план работы, организовать его выполнение, единолично контролировать и координировать деятельность всех исполнителей. При таком положении инициатива и творчество исполнителя постепенно снижаются, а руководитель все более увязает в текучке. Поэтому руководитель может реализовать поставленные задачи, только опираясь на общественные организации учебного заведения, коллективное творчество и коллективный разум. Это особенно актуально в эпоху
|
перехода и становления демократии как и обществе, так и в учебных заведениях.
Четкая реализация основных идей педагогического менеджмента на практике невозможна без реализации принципа функционального подхода. Претворение в жизнь ЭТОГО принципа является также условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций исполнителей. Должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, научно обоснованные требования к учебно-воспитательной деятельности преподаиателя не могут быть застывшими раз и навсегда на долгие голы. Косность, шаблон, устаревшие стереотипы порождают формализм, который иыражается в предпочтении, отдаваемом привычным, легким и «удобным» формам организации (а по сути — дезорганизации) деятельности, вопреки духу, смыслу и сути ее содержания.
Принцип комплексности предполагает сочетание целевого, функционального и лииейного управления. Системное управление немыслимо вне комплекса научно обоснованных субъект-субъектных управленческих воздействий, и данный принцип составляет его суть. Нельзя, определив цели и задачи менеджмента, остановиться на этапе планирования деятельности подчиненных, пустив все дело на самотек. К сожалению, на практике ряд руководителей, составив и научно обосновав план работы учебного заведения, оставляют без внимания его реализацию. Встречаются и такие руководители, которые, продумав план и организовав его реализацию, например в начале учебного года, забывают (не успевают, не могут и т.п.) периодически контролировать и координировать деятельности исполнителей. При такой постановке дел принцип комплексности не реализуется, что и приводит, несмотря на наличие правильно реализованного первого компонента педагогического менеджмента, к снижению эффективности управления педагогической системой в целом.
Эффективное научное управление предусматривает также реализацию принципа системного самосовершенствования на основе достижений теории и передовой практики менеджмента. Это положение особенно иажно в настоящий момент, когда в нашем обществе совершенствуется весь механизм управления, на нсех уровнях.
|
Существует и другая классификация принципов, основанная на материалах народной педагогики. Согласно ей различают 18 принципов:
1) принцип ответственности: «делай сам свое дело и не делай ничего за подчиненного»;
2) принцип солидарности: «делаем имеете то, что нам поло
жено»;
3) принцип состязательности: «делай лучше, чем он»;
4) принцип отдачи: «умеешь сам, научи другого»;
5) принцип коллективизма: «коллектив — сила»;
6) принцип скромности: «не гордись победой, пускай другие
гордятся твоей победой»;
7) принцип преодоления: <ше унывай при поражении»;
8) принцип самооценки: «изучай самого себя, знай свои силь
ные и слабые стороны»;
9) принцип достоинства: «никогда не унижайся для достиже
ния цели»;
10) принцип великодушия: «не будь жлобом»;
11) принцип универсальности: «стремись быть универсалом
в своей области»;
12) принцип человеколюбия: «помогай нуждающимся»;
13) принцип преемственности: «почитай старших»;
14) принцип гармонии: «в здоровом теле -- здоровый дух»;
15) принцип самостоятельности: «учись делать все сам»;
lfi) принцип красоты: «делай все красиво»;
17) принцип познания: «пек живи — век учись»;
18) принцип природолюбия: «уважай братьев меньших».
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!