Педагогические инновации в рамках научных школ — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Педагогические инновации в рамках научных школ

2017-09-27 722
Педагогические инновации в рамках научных школ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Педагогическая инноватика - научная область, которая свя­зывает между собой науку и практику. Проектирование педагоги­ческих новшеств и их введение в практику - задача науки. Развитие науки осуществляется на основе анализа и обобщения реаль­но происходящих инновационных процессов. По мере становления педагогической инноватики происходит обратный процесс теория предлагает практике осмысленный и научно обоснован­ный базис для предстоящих изменений, технологии освоения новшеств и сопровождения процессов нововведений, принципы и правила управления инновациями.

Проектирование и реализация педагогических нововведений имеют специфику в зависимости от принятых за основу подхо-в, парадигм, объекта и типа нововведения, особенностей сре­ды, в которую вводится новшество, уровня, на котором организуется инновационный процесс. Рассмотрим основы деятельности научной школы, которой принадлежит автор этой книги. Данная

 

 

школа опирается на парадигму человекосообразного образования, ее деятельность ориентирована на инновации, связанные с лич­ностной, творческой, продуктивной модернизацией отечествен­ной системы образования.

Научная школа человекосообразного образования

 

Что собой представляет эта Научная школа? Прежде всего это научное течение. В его основе - идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Основоположниками данной идеи выступают антич­ные ученые, прежде всего Сократ, педагоги-гуманисты Ж.Ж.Рус­со, Л.Н.Толстой, П.Ф. Каптерев, философы русского космизма Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский и другие.

Предшественниками создания и оформления Научной школы являются такие ученые и педагоги, как Сократ, Ж.Ж.Руссо. Л.Н.Толстой, Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский. П.Ф. Каптерев, П.А.Флоренский, В. В. Краевский, Ю. К. Кулюткин, В.Н.Пушкин, М. И. Махмутов, В.И.Журавлев, Г.Я.Буш, Я.А.Пономарев, А.Н.Лук, Д. Пойа, Л. Н. Хуторская и другие.

Сегодня в направлениях, выделенных Научной школой, актив­но работают ученые: А.В.Хуторской, Г.А.Андрианова, А.Д.Ко­роль и другие. Исходным позициям Научной школы близки и со­звучны исследования многих современных ученых, в число которых входят: Ш.А.Амонашвили, В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская. Н. М. Борытко, В. В. Гузеев, И. А. Зимняя, Н. Б. Крылова, А. М. Кушнир, А.А.Остапенко, В.Г.Рындак, В.В.Сериков, Н.Н.Халадж

Целевые установки Научной школы: проектиро­вание и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, реф­лексивной деятельности.

Основные ориентиры деятельности Научной школы задаются заложенной в ее основе парадигмой, а также программой иссле­дований. Научные дисциплины, в рамках которых рассматривает­ся данная идея, - это философия, педагогика, психология, дидактика, педагогическая инноватика, методология образования, методика обучения и другие.

Особенностью школы является ее научно-практический харак­тер. Фундаментальные вопросы рассматриваются в связи с при­кладными и своевременными вопросами. Все, что обозначается в качестве научных идей и концепций, реализуется в той или иной мере. Инновации и эксперимент сопровождают теоретические ис­следования.

Школа не ограничена территориальными и временными рамками. Современные сетевые технологии позволяют преодолевать пространственную удаленность. Их взаимодействие с Научной школой происходит путем участия в очных и дистанционных ме­роприятиях, которые проводит Научная школа. Помогают книги и статьи, издаваемые Научной школой. Форумы Научной школы расположены по адресу: http://khutorskoy.ru/discus/

Научная школа имеет сетевой, распределенный характер. В зоне ручного внимания находятся как очные, так и дистанционные формы образования, в том числе и нетрадиционные. Школа свя зана с научными и образовательными учреждениями, такими, как Российская академия образования. Международная педагогическаяакадемия, рядом вузов и общеобразовательных учреждений, работающих в русле концепции Научной школы или имеющих общие точки развития.

На основе концепции Научной школы осуществляет деятельность Центр дистанционного образования «Эйдос» (http://eidos.ru) - один из лидеров отечественного интернет-образования. Центр успешно работает с 1998 г., с ним сотрудничают сотни школ, десятки тысяч учащихся и педагогов. Центр ведет научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную работу в области интернет-поддержки дистанционного обучения школьников и профессионального развития педагогов. Его деятельность строится на основе человекосообразного образования, эвристического обучения, креативной оргдеятельностной технологии дистанционного обучения. Сотрудники дистанционных кафедр Центра ведут опытно-экспериментальную сетевую работу с инициативными педагогами, экспериментальными школами, проводят дистанционные курсы, олимпиады, конференции, кон­курсы.

Инновационные понятия, введенные Научной школой: человекосообразное обучение; эвристическое обучение; Продуктивное обучение; образовательный продукт; образователь­ная ситуация; происходящий метод обучения; фундаментальный образовательный объект; культурно-исторический аналог; индивидуальная образовательная траектория; образовательное целеполагание; образовательная рефлексия.

Учения и концепции, разработанные Научной школой: концепция образования человека; дидактическая эвристика; ситуативная педагогика; педагогика русского космизма;

Педагогическая инноватика (человекосообразный контекст); философия дистанционного образования с позиций русского космизма; личностно ориентированное дистанционное образование;

креативный компонент и метапредметное содержание образовательных стандартов; компетентностный подход (проектирование и реализация ключевых и предметных компетенций).

 

 

Образовательные модели и технологии Науч­ной школы: модель образования как «вселения» человека в мир (во Вселенную); технология инноваций в образовании; школа сво­бодного развития (авторская школа); студенческий педагогиче­ский клуб; оргдеятельностный семинар как форма очного и дис­танционного обучения; эвристическое погружение - модель и технология очного обучения; центр дистанционного образования (действующее распределенное сетевое учреждение); дистанцион­ная эвристическая олимпиада; дистанционный оргдеятельностный курс; дистанционная научно-педагогическая августовская конфе­ренция; школа-конкурс «Дистанционный учитель года»; эйдос-классы (онлайн-защита учащимися творческих и исследователь­ских работ); веб-семинар; чат-школа.

Полученные результаты продолжают исследоваться и развивать­ся в ходе деятельности Научной школы.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.