Дистанционное профильное обучение — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Дистанционное профильное обучение

2017-09-27 516
Дистанционное профильное обучение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Это особая форма сетевого продуктивного обучения, которая разрабатывается и внедряется в Центре дистанционного обучения «Эйдос».

Технология проведения дистанционных профильных курсов для старшеклассников разработана с опорой на концепцию продук­тивного обучения. В ее основе - личностная ориентация обуче­ния, продуктивная деятельность участников курсов, организация их коммуникации, рефлексивное осмысление результатов. В на­стоящее время ведется дистанционное обучение учащихся гума­нитарного, естественно-научного, технологического и иных про­филей обучения.

Традиционно продуктивными формами сетевой учебной деятель­ности выступают дистанционные проекты. Вопросы, связанные с их разработкой и проведением, достаточно подробно описаны в научной и учебной литературе и не потеряли актуальности.

Перспективной организационной формой развития исследо­вательских способностей школьников является выполнение и он-лайн-зашита творческих работ (www.eidos.ru/project/eidos-class/). Впервые такая форма обучения была реализована в апреле 2004 г. на занятиях, называемых Эйдос-классами. В течение месяца 55 уча­щихся I - XI классов, находящихся в разных городах, выполняли по специальному алгоритму творческие и исследовательские ра­боты, размещали их в сети, получали на них рецензии специали­стов и одноклассников, а затем защищали свою продукцию в чат-режиме.

Анализ стенограмм проведенных онлайн-защит показал, что у детей проявляются умения и другие качества, которые в обычном обучении не формируются, например умение кратки письменно ответить на разворачивающуюся систему вопросов. При этом чис­ло вопросов и ответов при защите одной работы доходит до 2 - 3 десятков. Интенсивность онлайн-защит намного превышает их очные аналоги, и соответственно развитие творческих способно­стей оказывается более действенным.

Творческие, исследовательские и другие работы дистанцион­ных учащихся входят в их портфолио, который является результа­том реализации индивидуальной траектории обучения каждого ученика. Портфолио выступает формой концентрации образовательного продукта школьников, созданного в рамках общеоб­разовательных предметов (математики, физики, информатики, русского и иностранного языков, истории, литературы, биоло­гии и др.) или дополнительных курсов (краеведения, техничес­кого творчества и др.).

Сравнивая эффективность деятельности различных субъектов телекоммуникаций (ученых, педагогов, школьников) и форм их сетевой деятельности, отметим, что наиболее высокий уровень развития продуктивности обнаружен у школьников. Их творче­ские работы, исследования, курсовые и олимпиадные работы де­монстрируют уровень, сопоставимый, а подчас и превышают образовательные аналоги - материалы учебников, пособий и т.х Для ученых сетевые коммуникации предоставляют новые возмож­ности в достижении профессиональных исследовательских задач. поэтому продуктивность их сетевой деятельности достаточно вы­сока. Уровень продукции учителей, участвующих в телекоммуни­кациях, часто оказывается невысоким, поскольку первоначально они ориентированы лишь на получение информации, а не на соб­ственную разработческую деятельность.

Отметим, что обеспечение продуктивной деятельности с по­мощью сетевых телекоммуникаций не исчерпывается перечислен­ными организационными формами и видами деятельности. Име­ются и другие способы развития креативности человека с по­мощью интернет-ресурсов и технологий. Обеспечение интерак-

 

 

тивности и творческой самореализации пользователей сети, к при­меру, может достигаться на основе специально разрабатываемых интерактивных сайтов, веб-квестов и других способов организа­ции телекоммуникаций. Однако, как показывает проводимый в течение ряда лет педагогический эксперимент, во всех рассмот­ренных организационных формах телекоммуникаций главным ус­ловием как выявления, так и развития креативных способностей человека служит реализация принципа продуктивности его сете­вой деятельности.

Вопросы для дискуссий и творческие задания

 

1. Как обеспечить личностную позицию и творческое самовыражение ученика при использовании ресурсов и технологий сети Интернет?

2. Как организовать контроль обучения удаленных учеников, чтобы выявить и оценить их действительные результаты?

3. Оцените информацию о дидактических и методических основах дис­танционного обучения, имеющуюся в русскоязычном секторе сети Ин­тернет. Для этого с помощью поисковой системы yandex.ru или rambler.ru отыщите сайты с соответствующей информацией. В качестве отыскивае­мых терминов введите «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дидактика» и т.д. Скопируйте наиболее содержательные материалы и их интернет-адреса (URL). Систематизируйте найденную ин­формацию, представьте ее на своем веб-сайте и проведите дистанцион­ное обсуждение полученных результатов с удаленными коллегами.

5.3. Нормативные и организационные основы дистанционного образования

Нормативное обеспечение дистанционного образования

 

Как известно, эффективно действуют те законы, для выполне­ния которых имеются благоприятные условия. В этом случае зако­нотворцу нужно внимательно разглядеть то, что происходит, и сформулировать соответствующий закон.

Внимание законотворцев традиционно уделяется в большей мере университетскому дистанционному образованию. Потому что университеты имеют возможность повысить свою экономическую базу благодаря набору и дистанционному обучению удаленных студентов. Если бы благосостояние школ зависело от количества учащихся так же, как в вузах, то школы, особенно хорошие, ста­рались бы увеличить количество своих учеников с помощью теле­коммуникаций. Тогда они быстрее осваивали бы и применяли те-

 

 

лекоммуникации в своем главном процессе - учебном. Но реаль­ность такова, что общеобразовательная школа, которая в России начала первой применять дистанционное обучение (советско-аме­риканский проект «Школьная электронная почта», в котором ав­тору книги довелось участвовать в 1989 г.), в середине 1990-х гг. уступила сетевое первенство вузам. С тех пор большинство кон­цепций и законодательных актов по дистанционному образова­нию принимаются в расчете на вузы.

Что касается дистанционного образования в школах, то целе­сообразно подробнее рассмотреть ситуацию с приоритетным на­циональным проектом «Образование», в котором существенная часть средств отведена на подключение всех школ к Интернету. В 2006 - 2007 гг. на эти цели выделено 3 млрд рублей. Почему и на что решено потратить государственные деньги?

18 января 2006 г. Межведомственный координационный Совет по информатизации системы образования принял решение о «вы­равнивании уровня оснащенности» образовательных учреждений современными информационно-коммуникационными технологи­ями и доведении количества образовательных учреждений, под­ключаемых к сети Интернет до 100 %.

Однако, чтобы усомниться в успехе задуманного, следует вспом­нить ситуацию с модемами в Великобритании. В конце 1980-х гг. в английские школы были разосланы модемы. Предполагалось, что после этого школы начнут активно осваивать дистанционные фор­мы занятий. Но ничего подобного не произошло. Эти модемы на­звали «шкафными» - по месту, где они пылились.

То, что сейчас происходит с подключением российских школ к сети, может обернуться «шкафным Интернетом». Интернет в школах будет, но главного - изменения качества образования - не произойдет. Опираясь на изучение материалов, содержащихся на сайте Минобразования и науки, можно сделать вывод, что национальный проект «Образование» не содержит в себе научно-педагогического обоснования.

Если обратиться к позитивному зарубежному опыту внедре­ния технологичных образовательных новшеств, можно обнару­жить, что техническая обеспеченность нововведений составляет около 20 % от общего бюджета. Остальные 80 % требуются для разработки специальных учебных программ, методик, средств обучения, подготовки кадров, сопровождения этого и т.д. Отку­да возьмутся недостающие 80%, чтобы проведенный в отече­ственные школы Интернет заработал в учебном процессе? Ско­рее всего, таких средств никто не найдет, а поэтому подключе­ние школ к Интернету не изменит существенным образом каче­ства массового образования.

Предложение может быть таким: следует изучить и принять на вооружение то, что уже успешно происходит в области интернет-

 

образования. Есть передовые школы, которые используют Интер­нет в обучении, - нужно изучить их работу. Есть центры дистан­ционного образования, которые уже несколько лет осуществляют дистанционное обучение десятков тысяч школьников, - необхо­димо исследовать то, как они добиваются успеха. Лишь после это­го необходимо принимать законы и составлять проекты по их вы­полнению. Опора на реальные действующие механизмы позволит с пользой и эффективно реализовывать проекты.

В качестве примера отечественной организации, работающей дистантно, рассмотрим деятельность Центра дистанционного об­разования «Эйдос».

Инновационная деятельность Центра дистанционного образования «Эйдос»

 

Миссия Некоммерческого негосударственного образовательного учреждения «Центр дистанционного образования "Эйдос"» - раз­витие сетевого творческого потенциала отечественного образова­ния средствами телекоммуникационных педагогических техноло­гий и ресурсов. Научно-практическая, инновационная и образо­вательная деятельности ЦДО «Эйдос» сосредоточены в области интернет-поддержки дистанционного обучения школьников и профессионального развития педагогов.

В основе образовательной платформы ЦДО «Эйдос» «три кита»: личность, творчество, отечество. Личностная ориентация - глав­ная особенность модели дистанционного образования, которая разрабатывается и реализуется в Центре «Эйдос». Во время дис­танционных мероприятий акцент делается на образовательных интересах, особенностях, возможностях, потребностях каждого человека. Личностное приращение и внутренний рост учащихся - критерии эффективности обучения.

Цель дистанционных курсов, семинаров, конференций, олим­пиад и других проектов Центра «Эйдос» - создание их участника­ми образовательной продукции в изучаемых областях знаний и освоение необходимых для этого навыков и способов деятельно­сти. Такой подход реализуется на основе специально разработан­ной креативной технологии дистанционного обучения (А. В. Ху­торской), которая позволяет учащимся выстраивать всегда уни­кальную траекторию своего образования и обеспечивать продук­тивность своей деятельности.

Опора на отечественный научный и образовательный потен­циал - необходимое условие устойчивости и эффективности ин­новаций. Ориентируясь на открытое образовательное простран­ство, Центр «Эйдос» опирается на специфику и традиции отече­ственного образования.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.