Нововведения на уровне дидактической концепции — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Нововведения на уровне дидактической концепции

2017-09-27 813
Нововведения на уровне дидактической концепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рассмотрим этот тип нововведений на примере концепции Дидактическая эвристика». Приведем описание новшества в струк­турированной форме, которая позволяет раскрыть особенности как самого новшества, так и процесса его освоения.

 

1. Краткое описание новшества.

1.1. Название новшества: концепция «Дидактическая эврис­тика».

1.2. Автор: Хуторской Андрей Викторович.

1.3. Область знания, ключевые слова: дидактика, дидактиче­ская эвристика.

1.4. Назначение новшества: создание теории и технологии про-ктивного обучения, ориентированного на реализацию творче-ого потенциала учащихся.

1.5. Годы разработки и внедрения новшества: 1995 - 2007.

 

2.Основное описание (аннотация).

2.1. Основное содержание новшества.

Смысл образования не столько в репродукции известных чело­веческих знаний в новую личность, сколько в создании этой лич­ностью собственных знаний и опыта, которые в итоге являются не только личным, но и общекультурным приращением.

Дидактическая эвристика задает методологию образования, с помощью которой обеспечивается реализация внутреннего потенциала учеников и учителей в ходе их совместной деятельности.

Отличительная особенность эвристической образовательной деятельности - наличие в результате нового для ученика и учителя образовательного продукта: идей, гипотез, моделей, исследова­ний, художественных и иных произведений, в том числе и относящихся к организации учеником траектории своего обучения.

Обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, в данной концепции называется эвристическим обучением.

Обучение носит сопровождающий характер, т.е. учитель обеспечивает деятельность ученика по продуцированию и развитию

 

 

им собственного образовательного продукта и последующее со­поставление этого продукта с культурно-историческими анало­гами.

Основной единичной формой дидактической эвристики явля­ется не урок, а образовательная ситуация. Ситуативное обучение предполагает непрерывное участие ученика и учителя в постанов­ке и переопределении целей, отборе содержания образования, планировании, проведении и оценке результатов занятий.

Кроме традиционного предметного содержания образования вводится метапредметное. Его ключевые элементы - образова­тельные первосмыслы, «стягивающие» разнопредметные обл;к к общим основаниям, так называемые фундаментальные образовательные объекты. Вокруг них группируются следующие виды содержания образования: а) задаваемое учителем в качестве об­разовательной среды; б) рождаемое учениками; в) культурно-ис­торическое, являющееся аналогом ученическому; г) деятельностное; д) рефлексивно проявленное содержание.

Концептуальные элементы дидактической эвристики облада­ют свойством взаимозависимости от реально происходящей прак­тики образования и образуют собой методологию развития обра­зовательной системы (школы). Начала данной концепции явились одним из результатов работы авторской школы свободного разви­тия в п. Черноголовка Московской области, осуществляемой под руководством автора с 1992 по 1997 г., и ряда других школ эври­стической ориентации. С 1997 г. по настоящее время дидактиче­ская эвристика реализуется в области общего среднего образова­ния, высшего педагогического образования, интернет-обучения на базе Центра дистанционного образования «Эйдос» (http: eidos.ru), в системе повышения квалификации специалистов.

 

2.2. Область возможного использования новшества: общеобра­зовательные школы, институты повышения квалификации у телей, педагогические институты, центры дополнительного об­разования.

2.3. Потенциальные категории пользователей новшества: директора инновационных школ, учителя-экспериментаторы, пе­дагоги.

 

3. Расширенное описание новшества.

3.1. Актуальность и перспективность новшества.

Традиционно образование понимается как процесс передачи ученику первоначально отчужденного от него «ничейного» знания, что приводит к ослаблению внутренней мотивации учения школьников, их отчуждению от «даваемого» образования. Современному обществу необходим человек деятельностный и продутивный.

Проблема состоит в том, как достичь базового образовательного уровня подготовки школьников на основе заданных норматн-

 

 

bob и обеспечить при этом реализацию их личностных устремле­ний в изучаемых образовательных областях. В дидактической эври­стике эта проблема решена методологически, на уровне педаго­гической технологии и методики обучения. Согласно разработан­ной модели освоение учеником внешних образовательных облас­тей сопровождается развитием его внутреннего мира, т.е. форми­рованием его креативных, когнитивных, оргдеятельностных, ком­муникативных личностных качеств и компетентностей.

 

3.2. Научная новизна и практическая значимость.

Изменена традиционная методология обучения, когда в каче­стве объектов учебного познания преобладают объекты идеально­го мира - общепринятые идеи, научные понятия, закономерно­сти, теории. Мир реальных объектов в этом случае нередко под­меняется готовыми понятиями. Изучение школьниками инфор­мации лишь об «отчужденных» знаниях, представленных в социальном опыте, практически не оставляет им места для формиро­вания собственных представлений о реальном мире на личност­ном уровне, что препятствует построению ими индивидуальных образовательных траекторий и самореализации в целом.

В дидактической эвристике в качестве образовательных объек­тов ученикам первоначально предлагаются реальные, а не идеальные объекты познания. Учитель обучает ребенка эвристическим способам познания реальных объектов и конструированию добы­ваемых знаний. Каждый ученик имеет возможность получить, открыть или сконструировать собственное знание об объекте и при этом неизбежно проявляет и развивает свои познавательные способности. Как правило, школьники конструируют субъектив­ные образы этих объектов, поначалу не вполне совпадающие как друг с другом, так и с общепринятой системой знаний о них. Изучая объект реального мира, ученик отыскивает и осваивает знания о нем, т.е. идеальные теоретические конструкты, фиксируемые в фактах, понятиях, закономерностях. Осознание знаний и методов, способов познания проявляется в виде личных образо­вательных продуктов.

Получение учащимися индивидуальных образовательных резуль­татов не является окончательной процедурой. Далее ученические образовательные продукты сравниваются между собой и с культурно-историческими аналогами - общепризнанными продуктами познания, которые были получены учеными и специалистами при исследовании тех же объектов, которые изучали ученики. На этом этапе ученик обогащается общечеловеческими знаниями, причем путем сопоставления со своими собственными результа­тами. Вследствие этого ученический результат познания развива­ется, достраивается или переопределяется на новом уровне. Орга­низованная учителем рефлексия образовательного процесса по­зволяет ученику получить синтезированный образовательный про-

 

 

дукт, отражающий как личностный, так и внешний компонен его образования.

 

3.3. Методическая разработанность новшества и технология его освоения.

Разработана вариативная технология эвристического обучения, в которую включена база данных с наборами учебных целей, кри­териями оценки их достижения, формами, методами, способа­ми, приемами обучения, образцами индивидуальных образова­тельных программ и способов их составления.

Основной технологической единицей эвристического обучения является эвристическая образовательная ситуация - ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или спе­циально организуемая учителем, которая разрешается созданнеу образовательной продукции.

Организационные формы эвристического обучения - эврис­тические уроки, лекции и семинары, разработаны блоки эврг тических занятий, такие, как эвристическое погружение, творческая неделя, научная неделя, эвристическая олимпиада.

Методы эвристического учения: метод символического виде­ния; метод конструирования понятий, правил, теорий и т.д.

Технология дистанционного эвристического обучения основа­на на телекоммуникационных формах конструирования учащимися знаний в ходе дистанционных профиль - курсов, эвристических олимпиад, проектов, онлайн-защит творческих работ учеников в сети Интернет.

 

3.4. Результативность и эффективность использования новше­ства.

Комплексное применение дидактической эвристики в школь­ном обучении приводит к увеличению количества и качества об­разовательной продукции учеников, имеющей вид завершенные творческих работ, прошедших стадию демонстрации, обсуждении и оценки. Такие работы носят характер исследований, сочинений, технических, художественных, зрелищных и методологических образовательных продуктов по всем изучаемым дисциплинам.

Существует прямая зависимость и взаимосвязь между качеством образовательной продукции учеников и уровнем развития их лич­ностных качеств когнитивного, креативного и оргдеятельностно-го типов. Динамика развития личностных качеств учащихся имеет характер постепенного нарастания и последующей стабилизациж.1 С помощью эвристического обучения можно добиться существенного развития комплекса способностей учеников без уменьшение качества усвоения ими традиционных образовательных стандартов.

Элементы технологии эвристического обучения оказываются эффективными при проведении дистанционных эвристическяг олимпиад и профиль-курсов для школьников, выполнении и ив-

 

 

Интернет-защитах творческих и исследовательских работ. Интеграция эвристических и телекоммуникационных педагогических тех­нологий позволяет достигать результатов не меньших, а в ряде чаев больших, чем в очном обучении.

3.5. Основные характеристики процесса введения новшества в разование.

3.5.1. Ориентировочная продолжительность введения эвристи­ки в образовательный процесс.

Введение дидактической эвристики в образовательный процесс

определяется адресатом и плановым объемом реализации: поэле­ментным, фрагментарным или комплексным.

Общеобразовательное учреждение. Элементы методики эвристического обучения осваиваются учтелями за 1 - 2 мес. специально организуемой работы, например с помощью дистанционных педагогических курсов. Фрагментарное внедрение технологии эвристического обучения, например в качестве системы проведения творческих недель, эвристических олимпиад, работы учеников по индивидуальным образовательным программам, дистанционных

профиль - курсов в старшей профильной школе, занимает период одного учебного года. И наконец, комплексное внедрение дидак­тической эвристики в деятельность школы на уровне его образо-зательной программы, относящейся ко всем сторонам учебно-воспитательного процесса, требует не менее 3 лет.

Вуз педагогического профиля. Одного учебного года достаточно для организации информационной подготовки студентов в направлении эвристического обучения с помощью курса «Теория обучения» и спецкурсов. Чтобы обеспечить деятслыюстную подготовку к применению концепции, необходима соответствующим образом организуемая педагогическая практика не менее 3 лет.

Регион. Организация комплексного введения эвристического

чения в единых территориальных границах на базе системы школ, ИПК, педвуза не производилась.

Образовательная сеть. В режиме дистанционной распределен­ной деятельности с помощью средств телекоммуникаций (веб-сайты, электронные ресурсы, интернет-технологии) дидактическая эвристика получила свое введение в форме дистанционных эвристических олимпиад для школьников, которые проводятся массово в школах России.

 

3.5.2. Необходимые финансовые затраты.

Финансовые затраты на внедрение дидактической эвристики оделяются адресатами и их целями, учитывающими местную специфику. Основные направления финансирования относятся к следующим затратам:

- научно-методические исследования и разработки;

- создание и издание «бумажных» и электронных учебных ресурсов;

 

 

- подготовка кадров, целевое повышение их квалификации:

- проведение мероприятий для учащихся, педагогов и адми­нистраторов, выбравших для себя эвристическую ориентацию обучения;

- функционирование системы мониторинга, диагностики и оценки результатов.

 

3.5.3. Материально-техническое обеспечение.

В очном эвристическом обучении специального материального обеспечения не требуется. Акцент на приоритетном изучении объек­тов реальности может потребовать увеличения количества обору­дования и средств, необходимых для изучения.

В дистанционном эвристическом обучении требуется нали компьютера, доступа к Интернет и необходимого для работы про­граммного обеспечения.

 

3.5.4. Требуемый уровень подготовки сотрудников.

Для осуществления эвристического обучения необходимы ба­зовое педагогическое образование и система повышения квали­фикации (курсы, семинары) по освоению концепции дидакти­ческой эвристики, технологий и методик ее реализации, прием и техник креативной направленности.

 

3.5.5. Факторы, влияния и риски.

Реализация эвристических форм обучения в общеобразователь­ных школах первоначально затрудняется сложившейся системе образования, в основе которой лежит передача ученикам готовых знаний с последующей проверкой их усвоения.

Сильны инерция мышления, стереотипы в сознании учеников и их родителей, учителей, распространена ориентация на фор­мальные результаты обучения.

Лишь немногие педагоги имеют целостное видение своего пред­мета и владеют технологией организации детского творчества.

Преодоление возникающих проблем возможно путем приме­нения разработанного эвристического инструментария, а также непрерывного рефлексивного осмысления хода введения.

Для организации распространения дидактической эвристики в практике необходима система подготовки и переподготовки учите­лей, в том числе и с использованием дистанционных форм заня­тий.

Вопросы для дискуссий и творческие задания

 

1. В чем сходства и различия нововведений на уровне дидактически идей и концепций? Всякая ли дидактическая идея может стать основа­нием для создания на ее основе инновационной концепции обучения

2. Предложите дидактическую идею для решения проблемы одновре­менного изучения одного общего для всех учеников объекта (например, словарного слова, цветочного растения, математического уравнения)

 

видуальную образовательную траекторию.

3. Выберите одно из педагогических нововведений на уровне дидакти­ческой концепции и составьте его описание по рассмотренному в дан­ном параграфе алгоритму «Концепция "Дидактическая эвристика"».


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.