История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-09-27 | 782 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Задачи педагогической инноватики конкретизируют ее влияние на изменяющуюся образовательную реальность. Какова же эта реальность?
В современном образовании принято различать два типа инновационных феноменов: «инновации в системе образования» и «инновационное обучение».1 Первое связано с перестройкой, модификацией, усовершенствованием, изменением системы образования или ее отдельных сторон, свойств и аспектов, например с созданием новых законодательных актов, моделей и концепций обучения, форм интеграционных связей и т.д. Второе - инновационное обучение - определяется как особый тип обучения, продукт целенаправленной, научно обоснованной деятельности нового типа в
учебно-образовательном процессе.
Оба инновационных феномена и соответствующие им виды деятельности исследуются одной и той же научной областью - педагогической инноватикой. Причем эти два феномена взаимосвязаны. Например, инновационное обучение - одна из форм практической реализации нормативных системных нововведений.
1 См.: Инновационное обучение и наука: научно-аналитический обзор / В.Я.Ляудис; под ред. Р. В. Герф. — М, 1992. — С. 10.
Инновационное обучение может рассматриваться как реакция системы образования на переход общества к более высокой ступени своего развития, на изменившиеся смыслы и цели образования. Инновационное обучение - это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающее в качестве отклика на проблемные ситуации, проявляющиеся как перед отдельным человеком, так и перед обществом.
И наоборот, масштабные системные изменения происходят
|
под воздействием новаторских систем обучения. Если же понимать эти два фактора отдельно, то можно получить проблему отчуждения практики от теории, т.е. концепции модернизации образования будут сами по себе, а образование - само по себе. Чтобы этого не случилось, необходимо исследовать оба фактора - «инновации в системе образования» и «инновационное обучение» - в единстве.
Объединяющее понятие педагогической инноватики - инновационный образовательный процесс. С этим понятием тесно связаны другие: педагогическое новшество, инновационная деятельность, инновационная среда, в которой происходят инновационные процессы. Далее мы рассмотрим эти понятия детально. Сейчас же кратко охарактеризуем их для того, чтобы сформулировать задачи педагогической инноватики. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависят общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия (среда) могут способствовать либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс в единстве трех его составляющих (создание, освоение и применение новшеств) может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это прежде всего функция управления искусственными и естественными процессами изменений.
Инновационная деятельность - комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. п.
Новшества в образовании представляют собой выдвижение или творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержа- условия их адаптации и применения в массовой практике. По видам деятельности различают новшества педагогические, обеспечивающие и управленческие.
|
Задачи педагогической инноватики формулируются по отношению к ее предмету и целям, а также на междисциплинарном уровне.
Ученые предлагают три типа задач педагогической инноватики (В.С.Лазарев и др.).
1. Описательно-объяснительные задачи, призванные дать картину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения.
2. Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации.
3. Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности.
Каждая из трех типов задач конкретизируется для трех стадий инновационного процесса: создания, распространения и освоения новшеств.
Однако в полученной системе задач не остается места для деятельности самих субъектов обновляющегося образования - учеников и педагогов. Получается, что их участие в проектировании или переопределении инновационных процессов не предусмотрено. Учитывая принцип человекосообразности и субъектной включенности в управление процессами субъектов образования, мы предлагаем дополнить данную систематику задач следующими типами.
4. Задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию ученика и учителя.
5. Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возникновения, развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.
В рамках сформулированных в предыдущем параграфе объекта и предмета педагогической инноватики четвертая и пятая задачи позволяют направить научное внимание к главной цели введения педагогических новшеств - обеспечению непрерывных прогрессивных изменений в образовании конкретных его субъектов - учеников и педагогов.
Педагогическая инноватика имеет задачи не только внутренние, но и общепедагогического характера. Н.Р. Юсуфбекова называет такие задачи инноватики: обоснование и систематизация новых направлений педагогических исследований. Среди них:
|
- педагогическая теория нашего времени как система идей и принципов организации в условиях обновления общества, системы образования и формирования нового типа личности; как стратегическое направление развития педагогической науки;
- педагогика творчества, изучающая вопросы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его;
- педагогическая терапия в системе профилактической и компенсаторной педагогики, педагогики пограничных состояний и экстремальных ситуаций;
педагогика мира, изучающая влияние глобальных проблем человечества на воспитание и нацеленная на воспитание мышления, новой морали и новой психологии, отвечающих реальностям ядерно-космической эры;
- теория воспитательных систем, систематизирующая интегративные процессы обучения и воспитания, закономерности объединения социальных и педагогических факторов воспитания.
Педагогическая инноватика имеет средства для решения общепедагогических задач, хотя они и не являются только ее внутренним делом. В данном случае теоретико-методологический аппарат педагогической инноватики используется для решения задач, находящихся в сфере других педагогических наук и дисциплин. На основе принципов, законов и технологий педагогической инноватики процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:
- целевой и концептуальный блок образования;
- организационная структура системы образования, образовательных учреждений, органов управления образованием, система повышения квалификации;
- педагогические технологии (формы, методы и технологические средства);
- структура и содержание образования;
- учебные программы, учебники, электронные средства обучения;
- научно-методическое обеспечение учебного процесса;
- принципы управления образованием, качеством образования;
- система мониторинга, диагностики, контроля и оценки результатов образования;
- экономика образования, государственная и межгосударственная политика в образовании.
Педагогическая инноватика изучает сущность, структуру, формы, закономерности инновационных процессов в образовании. При этом она связана с другими смежными дисциплинами, например
нновационным менеджментом в образовании — дисциплиной, изучающей управление развитием образовательных систем путем нововведений.
Таким образом, педагогическая инноватика оказывается тесно связанной с другими областями научных знаний, причем не только педагогическими. Образовательные инновации происходят на стыке
комплекса наук, могут приобретать интернациональный глобальный характер, что заставляет ставить новые задачи и по-новому видеть изменяющуюся реальность.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!