Нововведения в учебном курсе — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Нововведения в учебном курсе

2017-09-27 642
Нововведения в учебном курсе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фундаментальные образовательные объекты

 

Инновации, относящиеся к созданию и введению новых учебных курсов или преобразованию действующих, имеют типологические особенности, характерные для любых других педагогическиx инноваций. Между тем нововведения в учебных курсах могут существенным образом изменить их смысл и роль в образовании. Для выяснения характера подобных нововведений рассмотрим примеры инноваций, относящихся к созданию новых учебных курсов - метапредметов. Для этого охарактеризуем ключевое по­нятие «фундаментальный образовательный объект», которое, в свою очередь, явилось педагогическим новшеством.

Одним из новшеств по отношению к содержанию образования является понятие «фундаментальный образовательный объект». С помощью этого понятия одновременно происходит генерализа­ция содержания учебного предмета и обеспечение индивидуаль­ной образовательной траектории учащихся. С одной стороны, фундаментальные объекты для всех учеников одни и те же, с другой - каждый учащийся осваивает их сообразно своим целям, методам и средствам.

Мир един, хотя и многообразен. Целостность представлений ученика об окружающем мире - необходимый и закономерный результат его познания. Современная отечественная школа все еще

 

не обеспечивает достижения такого результата: расчлененность знаний об окружающем мире на отдельные предметы не уравно­вешивается их интеграцией; анализ в обучении преобладает над синтезом; знания учащихся оказываются разрозненными, делят­ся на «физические», «химические», «биологические» и др. Mир осмысливается учениками недостаточно философски, осознан связи себя с окружающим миром, понимание своего значения, места и роли в нем у них отсутствуют. Роль интегрированных кур­сов в общем содержании образования пока невелика, а принци­пы их конструирования подчас остаются теми же, что и для от­дельных курсов-предметов.

Понимание содержания образования как изначально распре­деленного по отдельным учебным предметам (предметоцентризм не может быть основой конструируемых курсов, поскольку не обеспечивает свободу творческой самореализации учеников. По­этому, как было описано в разделе, посвященном содержанию образования, на первом уровне его формирования должно быть предусмотрено метапредметное содержание, т.е. то, что предше­ствует учебному предмету, как бы находится за ним, существх до его конкретного проявления.

Между тем изучение многообразия явлений познаваемого мира рано или поздно приводит человека к выводу о существован единых первооснов, «стягивающих» все происходящее к обшг основаниям. Через «золотое сечение», например, обнаруживает, единство музыкальных и астрономических явлений, магическое число «семь» символизирует ноты, цвета, дни недели, событ из сказок, чудеса света. Мир оказывается насыщенным некими смысловыми символами, через которые человек познает его един­ство.

Познание первооснов мира связано с понятием «фундамен­тальный образовательный объект». Таким объектом являются, н пример, числа. Опыт изучения метапредметной роли числа коплен в естественных науках, нумерологии, теологии, астроло­гии; эзотерика чисел, их особое место в мире привлекали внимание ученых со времен Пифагора. Набор фундаментальных образо­вательных объектов определяется для каждой области познавае­мого бытия и представляет собой взаимосьяданную систему кате­горий, понятий, символов, явлений, проблем, имеющих как ре­альное, так и идеальное воплощение. Фундаментальный образовательный объект - общий для учащихся объект познания, кото­рый обеспечивает каждому из них личный результат его позна­ния, а в конечном итоге - индивидуальную траекторию образо­вания.

Фундаментальные образовательные объекты - ключевые менты образовательных стандартов, позволяющие решить проблем сопряжения индивидуальности учащихся и объективной познава-

 

емой действительности. Совокупность фундаментальных образовательных объектов составляет инвариантное (базовое) содержа­ние учебного предмета или метапредмета. Содержание метапред-мета качественно отличается от содержания обычного учебного курса тем, что смысловое поле объектов познания в нем выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне. Результат познания этих объектов не сообщается уче­нику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристическойдеятельности.

Фундаментальный объект изучается разными способами, например, путем применения метода общения с ним (П.А.Флоренский). Разговор с камнем, соприкасание с деревом, сочувствование животным, сомыслие с миром - примеры способов такого общения познающего с познаваемым, которые ведут к освоению метапредметного содержания образования.

Образование ученика в определенном смысле есть непрерывное движение к фундаментальным образовательным объектам - узловым понятиям, образам, символам.

 

Это могут быть понятия:

дерево», «город», «число»; различные предметы - образы и пред­меты - символы: свеча, колокол, икона, камень, цветок. С ними связано решение многих познавательных проблем: происхожде­ние всего сущего, единство и многообразие мира, отличие живо­го от неживого и др.

Если научить детей удерживать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же объектам познаватель­ных направлений, то у детей создается достаточно полная и связанная картина познаваемого.

Понятие «город» - один из фундаментальных образователь­ных объектов, входящих в пространственную классификацию. К фундаментальным образовательным объектам, принадлежащим пространственной иерархии, относятся также: дом, район, область, страна и др. Во временной иерархии фундаментальными образовательными объектами являются: мгновение, день, месяц, человеческая жизнь, век, вечность. Изучение перечисленных объектов происходит в разных учебных предметах - географии, истории, словесности, естествознании и др. Этот факт отражает предметную сущность фундаментальных образовательных объектов и определяет эвристический подход к их познанию сред­ствами любого учебного предмета.

В отличие от обычных научных понятий фундаментальные образовательные объекты не распределяются по возрасту учеников. Понятия числа и слова, света и цвета, добра и зла присутствуют в образовании как шестилетних, так и шестнадцатилетних учеников; их отличие обнаруживается лишь в объеме и степени проработки связанных с ними проблем. Именно поэтому основы мета-

 

предметных образовательных программ не имеют жестких возраст­ных ограничений. Каждый учитель, работающий с конкретныv детьми, определяет, как будет происходить изучение фундамен­тальных образовательных объектов, через какую систему взаимо­связанных с ними вопросов будет осуществляться насыщение со­держания эвристического образования.

Система фундаментальных образовательных объектов может быть субъективной для каждого учителя или ученика. Перво-смысл - это первый, начальный смысл того, что ученик познает. Первосмысл фундаментального образовательного объекта - это ко­рень, основа, исток предмета, который изучается. В ходе выстраи­вания системы занятий возможна корректировка учителем после­довательности изучения фундаментальных образовательных объек­тов. Такое выстраивание осуществляется в зависимости от конкрет­ной образовательной ситуации и идет от познания отдельных фун­даментальных образовательных объектов к достраиванию целост­ной картины изучаемой образовательной области. Многоуровневая система фундаментальных образовательных объектов постепенно раскрывается для детей, обеспечивая их индивидуальные образо­вательные траектории в отношении к общим объектам познания

Учебные метапредметы

 

Изложенные выше представления о фундаментальных образо­вательных объектах получили свое воплощение в конкретных учеб­ных метапредметах «Мироведение», «Числа», «Культура», «Реф­лексия»1. Кроме того, метапредметные основы содержания обра­зования реализованы в интегрированных курсах «Естествознание» для V - VI, X - XI классов2.

В качестве примера приведем программу по метапредмету «Рефлексия», которая использовалась учителями инновационных школ в старших классах. На изучение данного курса отводится 1 ч в неделю.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.