Объект и предмет педагогической инноватики — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Объект и предмет педагогической инноватики

2017-09-27 1139
Объект и предмет педагогической инноватики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как известно, объект - это область действительности, кото­рую исследует данная наука, предмет способ видения объекта с позиций этой науки. Прежде чем рассматривать объект и пред­мет педагогической инноватики, обозначим их для педагогиче­ской науки в целом.

Опираясь на факт, что педагогика изучает особый вид деятель­ности - образовательную деятельность, В. В. Краевский обосно­вывает, что «объектом педагогики является образование как осо­бая, социально и личностно детерминированная, характеризую­щаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руко­водством деятельность по приобщению человека к жизни в обще­стве».

Предметом педагогики является «система отношений, возни­кающих в образовательной деятельности, являющейся объектом педагогической науки»1.

Образовательную деятельность изучает не только педагогика, но и педагогическая психология, философия образования, социо­логия образования, другие науки, в том числе и педагогическая инноватика. Но педагогика в отличие от этих наук изучает образо­вание в единстве всех его сторон.

Чтобы определить объект и предмет педагогической инновати­ки, необходимо проанализировать смысл и причины инноваций в образовании, уделив особое внимание его личностному, человекосообразному аспекту. Почему мы выделяем именно такой аспект? Потому что педагогическая инноватика в отличие иннова­тики в других сферах рассматривает образование человека, а не иные процессы - материально-технические, экономические и др. Именно изменения в образовании человека являются главной за­дачей данной науки, а не формальные признаки образования во­обще, как, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение школ оборудованием. Условия, в кото­рых происходит образование, конечно, важны, но не они явля­ются целью инноваций. Об этом важно помнить, чтобы четко по­нимать, что планируется и происходит в образовании.

Для определения объекта и предмета педагогической иннова­тики необходимо определить специфическую область реальности, описанием и объяснением которой занимается данная наука.

 

 


1 Краевский В.В, Общие основы педагогики. — М., 2003. — С. И.

 

В.С.Лазарев предлагает считать объектом педагогической инноватики инновационный процесс, условия, способы и резуль­таты его осуществления; предметом педагогической инноватики — зависимость между эффективностью инновационных про­цессов и факторами, ее определяющими, а также способы воз­действия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений.

 

Для определения объекта и предмета педагогической инноватики в данном случае выбирается инновационный процесс, в ос­нове которого лежит инновационная деятельность. Под иннова­ционным процессом подразумевается «процесс развития образо­вания за счет создания, распространения и освоения новшеств», а инновационная деятельность определяется как «целенаправлен­ное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образователь­ных систем или каких-то их компонентов»1.

 

Безусловно, инновационный процесс - одно из основных поня­тий педагогической инноватики. Специалисты в области педаго­гической инноватики считают, что в структуру инновационного процесса входят как минимум четыре компонента: создание, рас­пространение, освоение новшеств, а также образовательная дея­тельность, по отношению к которой происходят три предыдущих этапа. Но такое представление инновационного процесса отража­ет довольно традиционный для инноватики подход «внедрения науки в практику», при котором главный вектор деятельности по отношению к учащимся определяется понятием «воздействие».

 

С точки зрения личностной, человекоориентированной пози­ции необходим учет «механизмов» включения в инновационный процесс его субъектов: учеников, педагогов-новаторов. Для этого нужно организовывать рефлексивные процедуры, корректирую­щие как создание новшеств, так и специфику их взаимодействия с имеющейся средой. Предложенный же выше подход к установ­лению объекта и предмета педагогической инноватики не отра­жает всего многообразия процессов, связанных с ролью субъек­тов инноваций, лишает возможности влиять на обновление их образования.

Автор пособия считает, что объект педагогической инновати­ки не может ограничиваться только инновационным процессом, поскольку включает в себя и другие характерные для инноватики процессы и явления. Например, с точки зрения синергетики про­цессы появления и развития нового возникают в ходе их внешне­го введения не только в форме новшеств, но и в качестве продук­та перехода системы из одного положения в другое при ее нерав-


1 Лазарев В. С. и др. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. — 2004. — № 4. - С. 16.

 

новесном состоянии. Подобные факторы при их детальном рас­смотрении обязывают нас внести коррективы в предлагаемые выше формулировки понятий объекта и предмета педагогической инноватики.

Предметом педагогической инноватики выступает не только преобразование практики образовательной деятельности, но и условия, средства, закономерности, формы, методы, технологии, другие атрибуты, связанные с педагогическими инновациями. Но главный момент, который отличает педагогическую инноватику от инноватики в других областях, - это личностный фактор. Пе­дагогика имеет дело с образовательными процессами, меняющи­ми учеников и педагогов. Чтобы определить объект и предмет пе­дагогической инноватики, необходимо проанализировать смысл и причины инноваций в образовании, уделив особое внимание его субъективному аспекту.

«Рождение инноваций, - пишет В.И.Беляев, - имеет объек­тивно-субъективную природу. Их проявление обусловлено необ­ходимостью приводить цели, содержание, методы и формы обу­чения и воспитания в соответствие с постоянно изменяющимися требованиями общества к личности. Таким образом, инновации внутренне присущи признаки всякой развивающейся обществен­ной системы. Отсутствие инновационных процессов в обществе является показателем его консерватизма, застоя и даже деградации системы.

Развивающееся общество всегда создает острую потребность в "новых людях", т.е. в новой системе образования, которая, реа­лизуя социальный заказ, должна осуществлять подготовку людей с новым мышлением. Инновационные процессы в системе обра­зования и есть ответы на эти вопросы»1.

Хотя автор и говорит о «требованиях общества к личности», нельзя исключить и личностный заказ на изменение, обновление образования со стороны ученика как субъекта предметной дея­тельности.

С точки зрения личностно ориентированной парадигмы обра­зования педагогическая инноватика исследует вопросы происхож­дения инноваций и их последующей «жизни» в ходе образова­тельной деятельности конкретной личности учащегося. Это по­зволяет преодолеть существующее в традиционной школе от­чуждение ученика и его личностных образовательных смыслов от внешне задаваемых для него атрибутов образования: целей, со­держания, системы контроля и т.д.

Другими словами, весьма значимым на стадии формулирова­ния объекта и предмета педагогической инноватики выступает


1 Беляев В. И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. — М., 2000. - С. 24.

 

 

задача не упустить из виду основного субъекта образования - са­мого ученика как образовывающуюся личность.

Образование по своей сути не может не быть инновационным. Этот фактор не зависит от того, собирается кто-то «внедрять» новше­ства или нет. Субъект обучения (назовем его «homo educatus» - человек образовывающийся) способен быть инноватором по отношению к своему образованию. Другое дело, что внешние по отношению к нему субъекты деятельности - учитель, админист­ратор, ученый - могут помочь ему обеспечивать необходимый переход от имеющегося состояния его образования к новому.

По мнению ученых, в области личностно ориентированного образования предметом педагогики выступают «осмысление, ис­следование и прогнозирование процессов становления личности и учителя и ученика под влиянием разнообразных факторов для последующего ненасильственного управления этими процессами»1. Отсюда следует, что педагогическая инноватика в гуманистиче­ском ее понимании рассматривает не только факторы, влияющие на обновление образования ученика, но и, что более важно, изменения в процессе становления личности ученика и учителя.

Опираясь на изложенное выше обоснование, дадим следую­щее определение. Объект педагогической инноватики - процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании уча­щихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образова­ния.

Под инновациями здесь понимаются нововведения — целена­правленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое, с пози­тивными изменениями относительно выбранных параметров. Об­разование рассматривается как социально, культурно и личност­но детерминированная образовательная деятельность, в процесс обновления которой включены субъекты этой деятельности.

Таким образом, объект педагогической инноватики не может ограничиваться рамками теоретических моделей, образовательных систем или средств обучения, например техническим оснащени­ем школ.

В любой педагогической инновации объектом исследования выступают изменения в образовательных процессах конкретных людей - учеников, студентов, специалистов, которые повышают квалификацию, и др. Это главное требование педагогической инноватики в ее гуманистическом понимании. Именно этим педаго­гическая инноватика отличается от иного рода инноватики, не имеющей педагогической природы. Данное отличие мы акценти­руем, поскольку довольно часто можно встретить ситуацию, ког-


1 Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д, 1999. - С. 29.

 

 

да новшество предлагается не для того, чтобы улучшить качество образования конкретных детей, а ради самого новшества или лоб­бирующей его организации. Например, промышленное предпри­ятие, заинтересованное в сбыте своей продукции, может пытать­ся внедрять ее в школы исходя из экономических, а не педагоги­ческих соображений.

Теперь рассмотрим предмет педагогической инноватики. Пред­мет находится в границах объекта. Но предмет - не часть объекта, а способ или аспект его рассмотрения. Определить предмет педа­гогической инноватики необходимо для того, чтобы понять, чем именно занимается эта наука.

В отношении своего объекта - процесса возникновения, раз­вития и освоения образовательных инноваций - педагогическая инноватика изучает особенности, характеристики планируемых или происходящих изменений в образовании учащихся. Особен­ными являются причины инноваций, условия и средства их осу­ществления, закономерности внедрения, трудности освоения, влияние получаемых результатов на изменение образовательной системы и т.д.

В ходе инновационной образовательной деятельности меняется не только содержание этой деятельности, но и система отноше­ний субъектов образования, характер их взаимодействия, кото­рый определяет специфику обучения, воспитания, становления личности ученика и учителя. Отношения субъектов являются объек­том психологии, психологической инноватики, но и в педагоги­ческой инноватике, особенно если учитывать личностно ориен­тированную направленность образования, взаимодействие субъек­тов входит в предмет исследований именно в части учебно-воспи­тательных задач.

Итак, обозначим предмет педагогической инноватики. Пред­мет педагогической инноватики - совокупность педагогических ус­ловий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введе­нием и освоением педагогических новшеств в образовательной реаль­ности. Впредмет педагогической инноватики входит также систе­ма отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становление личности субъектов образования — учащихся, педагогов, администраторов.

Что касается других наук, объектом которых также является образование, в том числе инновационное, следует четко отде­лять их от педагогической инноватики именно по специфичес­кому для них предмету. Например, личностные изменения инноваторов, психологические факторы сопротивления нововведениям изучает психология. Уровень соответствия нововведений ожида­ниям социума, определение необходимых регионам специализа­ций и профилей обучения рассматривают социологи. Экономи­сты разрабатывают системы внедрения механизмов финансиро-

 

 

вания в сферу образования. Менеджеров заботит роль вузов и школ в подготовке кадров, владеющих технологией организа­ции продуктивной деятельности. И только педагогическая инноватика направлена на решение задачи поиска и осуществления таких изменений в образовании, которые приведут к повыше­нию его качества и/или приближению к новым актуальным для личности и общества целям.

Стоит подчеркнуть, что инноватика в образовании имеет сво­им предметом изучение, создание, освоение и применение педа­гогических новшеств в их единстве как целостного комплексного процесса. По отдельности эти процессы в принципе могут рас­сматриваться и другими науками.

Чтобы отличить педагогическую инноватику от других педа­гогических дисциплин, сравним, например, ее предмет с пред­метом дидактики — науки об обучении.

Имея сходный объект, эти две науки различаются предмета­ми. Так, предметом дидактики является взаимодействие препо­давания (деятельности учителя) и учения (деятельности учени­ка). Эта связь описывается такими атрибутами обучения, как цели, задачи, формы, методы, средства обучения, система кон­троля. В педагогической инноватике предметом является не столько обучение, сколько его изменение под воздействием вносимых нов­шеств.

И хотя можно считать, что обучение является непрерывно происходящим, а значит, меняющимся процессом, для того, чтобы описывать смену одного процесса другим, нужна педаго­гическая инноватика.

Вопросы для дискуссий и творческие задания

 

1. Почему нельзя обойтись традиционными науками - педагогикой, дидактикой, психологией для того, чтобы разрабатывать и внедрять в образование новшества? Для чего необходима отдельная наука, специ­ально изучающая инновации в образовании, - педагогическая иннова­тика? Ведь обходилось человечество без этой науки тысячи лет.

2. Чем отличается такое современное педагогическое новшество, как портфолио ученика, от нового портфолио студии веб - дизайна, которое она размещает на своем сайте? Что общего у этих двух новшеств?

3. Объясните, каким образом административно внедряемое в послед­ние годы новшество - единый государственный экзамен (ЕГЭ) - свя­зано с изменением качества образования школьников. В чем и почему может измениться качество подготовки выпускников школ в результате внедрения ЕГЭ?

4. Сопоставьте позиции В.С.Лазарева и А. В.Хуторского (автора дан­ного пособия) при формулировании объекта и предмета педагогиче­ской инноватики. Для каждой позиции приведите аргументы «за» и «про­тив».

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.