Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-08-24 | 300 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Для лучшей представимости принципов и законов метасоциального познания их также целесообразно рассмотреть с диалектико–методологических оснований.
1. Принцип социального развития представлен как принцип субстанционального клиширования новых социальных сущностей. Эти «новые сущности» возникают как бы «внезапно» и способами, которые часто просто «не укладываются» в обычный человеческий ум.
Например, это появление новых эволюционных путей развития людей, которые неоднозначны, их трудно оценить по моральным критериям, или они кажутся вообще аморальными, «нечеловеческими». К ним можно отнести суррогатное материнство, клонирование, генную инженерию, евгенику, замораживание, выращивание человеческой элиты из лучших генотипов спермобанков, зомбирование, конструирование киборгов и андроидов, изменение сознания в компьютерных и виртуальных реальностях.
Но с другой стороны, совершенно позитивными кажутся попытки добиться ускоренного развития человеческих способностей: «состязание в способностях» методами синектики («объединения сознаний»), сверхэффективная индивидуальная творческая самореализация, внезапное появление или «взрывная инициация» мощных «психоцентров», «духовных центров» у отдельных человеческих личностей, которые наиболее «продвинуты» в развитии своей социальной и духовной сущности (экстрасенсы, супраменталы, махатмы с «широким» информационным сознанием).
Социальная наука пока что не обладает четкими критериями определения того, порождением чего являются новые сущностные обнаружения – это явления эволюции или инволюции, непрерывности или дискретности, развития или эмерджентности, они земной или космической природы, результат позитивной или негативной трансформации.
|
2. Принцип всесторонней (универсальной) социальной связи представлен как принцип проективности социальной экзистенции. Подобное социальное проектирование происходит по сущностной мере отдельных духовно развившихся личностей. Они – великие философы и мыслители, писатели, политики, выдающиеся общественные деятели, художники, деятели искусств, полководцы и другие выдающиеся личности, оставившие свой духовный след и культурное наследие в истории. Их творческий гений наложил отпечаток на целые эпохи и на всю общественную жизнь. Они стали фундаторами новой общественной жизнедеятельности, сформировали новое мировоззрение людей в их видении будущего, создали новые концепции и идеологию социодуховного бытия людей.
3. Принцип социальной многокачественности общественного бытия преобразуется в принцип парадигмальной дискретности социального развития.
Впервые понятие «парадигмы» ввели философы постпозитивисты, разработавшие концепцию «критического рационализма» относительно разрывности научного знания вследствии «научных революций» в познании. Что относится и к общественной жизни, к ее революционным изменениям (Кун, Лукач, Лакатос).
По этой концепции аккумуляции знаний не происходит, качественных превращений в социальном развитии не наблюдается. Действительно, как сущность, истина может прирастить качество, если она уже является истинной. Сущность или истина либо есть, либо их нет, а вот «социальные проекции» на общественное бытие могут быть совершенно различными в своих проявлениях и феноменальных обнаружениях. Вопрос только в том, какая парадигма избирается, какая из них наиболее приемлема для различных этапов и ступеней общественного состояния. Общественное развитие, как таковое, не представлено, есть только стадии роста в развертывании парадигмального явления.
Тогда обычная человеческая логика (дискурсивная) репрезентирует «связи развития» и «развитие связей» таким образом:
|
а) в виде представления о недискурсивно–интуитивном характере общественного сознания (особенно в отношении нравственных «категорических императивов» и законов морального долженствования), а также «разрывности эпох» в общественном бытии; сами исторические эпохи – это лишь момент «социального разрыва», перехода от одного общественного состояния к другому, то есть они - «переходные состояния» общественного бытия и общественного сознания;
б) как «феноменальные прорывы», «духовные инсайты» (внутренние «озарения»), феномены визуализации и провидчества будущих общественных состояний, которые логически труднообъяснимы или необъяснимы вообще;
в) как выход в новую «социальную энергетику» с меньшим уровнем социальной энтропии:
- немилитаристские пути общественного движения, без войн, агрессий и насилия;
- внеклассовые пути развития, на которых нет классовой борьбы и столкновений социальных групп–антагонистов;
- снижение уровня внутривидовой, расово-этнической борьбы, коллизий и конфликтов между народами;
- управляемое разрешение социальных противоречий и социальных конфликтов без поглощения общественной энергии;
- выход-прорыв на общественные уровни «социальной гармонии»,принятие парадигм социальных проекций с общественно – гармоническими формами жизнедеятельности.
4. Принцип социального противоречия в качестве источника общественного развития трансформируется в принцип внешних социокультурных воздействий, культурно–цивилизационных «толчков» со стороны обществ с высокими уровнями общественной жизнедеятельности, «образцовых обществ» по отношению к обществам с низким уровнем развития. Это «общества–референты», с которых берут пример и заимствуют модели общественной жизнедеятельности другие общественные системы и имплантируют эти социокультурные модели на национальной почве:
- модели гражданского состояния: политической организации, модели правовых механизмов демократического устройства, форм цивилизованности;
- образцы социодуховных ценностей: «образцовые» методы, способы и формы развития социальных и духовных сил человека, его творческих способностей;
- способы экономического процветания, накопления высокого социально–экономического потенциала без его потери на предшествующих ступенях общественной жизнедеятельности.
|
Вышеназванный принцип внешних социокультурных воздействий можно представить в двух модификациях:
а) как принцип социогенного воздействия общества на общество, т.е.
– перехода от естественного (природного) к социальному состоянию («вторая природа»);
– как социальное взаимодействие различных общественных состояний между собой в пределах этой «второй природы» и образования «социогенных очагов» общественного взаимопорождения, когда уже не природа порождает общество (П –-> О), а одни общества порождают другие (О1 --> О2), социогенно воздействуя на них в форме внешних «социальных толчков».
Вполне очевидно, что общественный прогресс резко ускорится. Любому развившемуся обществу не нужно проходить все последовательные этапы в своём развитии, а достаточно принять более совершенный вид общественной жизнедеятельности от другого общества и быстро перейти в новое общественное состояние.
То есть сменить парадигму своего общественного бытия путём новой идеологии-концепта общественного сознания. Так, например, сделали Соединенные Штаты Америки: не повторяя все ступени европейского пути развития, они сразу шагнули в относительно «развитой капитализм» (в то время как капиталистические отношения в Европе носили малоразвитый характер), дав толчок к образованию «американской цивилизации»;
б) как принцип культурогенного воздействия одной общественной культуры на другую (К1 --> К2 ) с образованием «третьей природы» уже не «от природы», а «от общества» (О --> К).
Воздействие «очагов культуры» на различные общественные системы, использование «культурогенных формаций» на пользу всему человеческому обществу позволяет сразу перейти к общественному состоянию уровня «общечеловеческой культуры» на основе общечеловеческих социодуховных ценностей.
Для этого не требуется человеческого «сверхобщества», той или иной коммунитарной «сверхсистемы» («суперсистемы») с единой политической организацией надгосударственного устройства. Достаточно лишь культурогенное взаимодействие между обществами, «запускающее» в действие определенные «социогенные» и «культурогенные коды», «социокультурные коды» нового общественного состояния и социокультурной жизнедеятельности.
|
На уровне общественного сознания это носит форму ноосоциального и ноокультурного взаимодействия. А с учетом образования «третьей природы» (уже не от самой природы, а «от общества») – можно говорить о супракультурогенном ноовзаимодействии, которое в известном смысле действительно является «сверхприродным».
5. Принцип «двойного социального отрицания» (как «изменение изменения» в общественном развитии) представлен принципом флуктуационности общественной жизнедеятельности. Великий древнегреческий философ Эмпедокл называл подобное состояние «вихрь стихий», которое следует за периодом определенного равновесия во Вселенной. Равновесию между «филией»-Любовью и «нейкос»-Ненавистью (два космических первоначала) предшествует период гармонического состояния Вселенной (когда доминирует «филия»). В период «вихря стихий» доминирует «нейкос», а после он сменяется периодом «новой гармонии».
Подобная смена состояний («черед роковой») не попадает под действие строгой спиралевидности в формах развития. Это «сложная спираль» с переменным «шагом витков», с разным асимптотическим отклонением, с убыстряющейся–замедляющейся скоростью перехода из одного состояния в другое, а также возвратностью назад к якобы уже прошедшим этапам.
Если брать материально–физический план бытия, это переход стационарных процессов во Вселенной к нестационарным, от стационарной части Вселенной (физиками установлено, что её масштаб составляет примерно 20 млрд. световых лет), к «нестационарной Вселенной».
В общественной жизни эти периоды можно также обозначить как различные по временной длительности:
– время прихода к активной общественной жизни одного поколения; т.е. каждые 15 – 20 лет: сразу возникает ситуация «отцов и детей», причем каждый раз по-новому, с переоценкой ценностей, поисков новых смыслов и значений в личной и общественной жизни; одним словом каждое новое поколение активно «флуктуирует» и жаждет новых откровений. Эти откровения чаще всего оказываются хорошо забытыми старыми истинами, но бывают и счастливые исключения – и тогда появляется «флуктуационная парадигма» жизни; 15 – 20 лет – это «флуктуационный ритм» современной общественной жизни «ядерного века» (прошлого и настоящего);
– временной период в несколько поколений: 30 – 50 – 100 лет (2 – 3 – 5 поколений), который соответствует исторической эпохе переходных социальных процессов, переходу от одного социального состояния в другое; на глазах последних поколений был совершен переход от Нового к Новейшему времени, от «первой» промышленной революции середины ХІХ века ко «второй», получившей название «технологической революции» (вторая половина ХХ века); переход от «раннеиндустриального» общества – к «индустриальному» и «постиндустриальному» обществам;
|
– временной интервал в несколько веков – 100 – 300 лет: это периоды, соответствующие по времени «флуктуационным изменениям» в Западной Европе, России, в арабской цивилизации, видимо, к этому рубежу подходят США;
– исторические периоды, измеряемые тысячелетием и тысячелетиями: это общества, пережившие в своё «золотое время» расцвет, а затем впавшие в «заторможенное состояние» (А.Тойнби) и ныне «просыпающиеся» к активной общественной жизни: Япония, Корея, Китай, Индия и, видимо, Украина, как материнская плацента славянского суперэтноса (Киевская Русь).
Принцип флуктуационности общественной жизнедеятельности проявляет свое действие и в цикличности общественного развития, причем это цикличность с «переменным радиусом», т.е. с большей или меньшей длительностью «возвратного повторения» исторических процессов. Но более существенным представляется другое - это исторический характер социального цикла того или иного общества:
а) замкнутые циклы (Дж. Вико, А. Кондорсе) – они в той или иной мере характерны для небольших этно–территориальных образований, «малых» обществ.
б) разомкнутые циклы (К.Ясперс, А.Тойнби) – они свойственны «большим» обществам с многонациональной структурой: этот цикл «размыкает» наиболее «продвинутая» в общественной жизнедеятельности нация, которая уходит в самостоятельное общественное бытие уже за пределами исходного многонационального образования.
Т.е. принцип флюктуационности применительно к историческим циклам общественного социального движения проявляет себя двояко: как принцип постоянной цикличности и как принцип измененной, переменной цикличности.
Наконец, принцип флуктуационности проявляет себя в изменении исторической поступательности, т.е. действует как принцип измененной (переменной) поступательности исторического процесса. В таком аспекте проявляет себя как:
– внутреннее изменение уже идущих и устоявшихся социальных процессов;
– изменение курса или векторов общественной жизнедеятельности (но не общей цели социального движения);
– уход на «параллельные курсы»: реформирование, создание «параллельных укладов» совместимой жизнедеятельности, многоукладности; образование новых внутренних «культурных центров» в пределах данной общественной системы;
– маневрирование и «рыскание» с поиском новых внешних культурных центров для социокультурного взаимодействия;
– многоазимутальные (многовекторные) пути и способы общественной жизнедеятельности, актуализация тех из них, которые наиболее подходят к конкретно складывающимся историческим условиям;
– коррекция и изменение конечных целей общественной жизнедеятельности, «смещение целей» по известной схеме «конечная цель – ничто, средства её достижения - все»; это может произойти, например, когда национальная специфика общественной жизнедеятельности уступает транснациональным и транскультурным (межкультурным) формам.
В любом случае, при действии принципа флуктуационности общественной жизнедеятельности всегда наблюдается «дрейф целей». Дело в том, что поставленные цели могут оказаться «псевдоцелями», иллюзиями и заблуждениями. Но это ещё пол-беды, будущее общества не всегда ясно, а чаще всего - просто туманно, поэтому жизнь и поправляет романтиков и идеалистов. Намного хуже, когда такой псевдоцелью становятся давно прошедшие этапы общественной жизнедеятельности. К сожалению, не избежала этого и Украина. Поставленная частью политиков цель реставрации капитализма устремляет нас не в ХХІ век, а в ХІХ, ХVIII и ещё глубже в историческое прошлое, а может быть, и в новое историческое небытие.
«Великая» украинская Реформация и национальное Возрождение могут на поверку оказаться примитивной капиталистической Реставрацией. Причем реставрацией не цивилизованного, а «пещерно-варварского» капитализма, первоначальной борьбы насмерть за наживу.
Современные высокоразвитые общественные системы трудно отнести к «капитализму» и «социализму», ибо они все более укрепляются на метасоциальных основаниях культуры, социодуховных ценностей общественного бытия. Культура, духовность не может быть ни «капиталистической», ни «социалистической».
Поэтому, когда в общественном сознании фиксируется феномен «информационной жизнедеятельности», «информационного общества», речь идет о том, что информация, информационный базис общества нельзя отнести ни к «правой», ни к «левой» политической ориентации. Информация не политична, она - категория духовной жизни людей, идеальный продукт человеческого мышления, более того, - ментальной культуры человека.
Вот к этому, как общественной цели культурного бытия, и следует стремиться всем современным обществам. И Украина может достичь этой цели раньше других обществ, если сделает ставку на творческую ментальность народа, присущую ему духовность и общественную культуру.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!