Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Социально–философские предпосылки становления информационного общества.

2017-08-24 373
Социально–философские предпосылки становления информационного общества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Характер становления общественной культуры западных народов исторически иной, чем на отечественной почве. Западный человек смысл общественного бытия понимал конкретно - как производительную самореализацию во благо создания обеспеченной жизни, личного благополучия. Внушенная протестантизмом этика труда как призвания давала человеку самостоятельность, благосостояние и даже богатство, а с ним – экономическую и социальную независимость.

Чтобы обеспечить себе социальную безопасность в обществе, нужно меньше зависеть от обстоятельств, а для этого не нужно «гоняться» за нереализуемыми возможностями, но требуется рационализм, а. А иногда склонен демонстрировать «иногда и «голый практицизм». Здесь можно увидеть практическую заземленность «западного духа», который в традициях западной культуры не чувствует своей стесненности, т.к. изначально самодисциплинирован, самоответственен, ценностно ориентирован на функциональное творчество и самореализацию в профессиональной деятельности.

«Славянский дух» иной. Это «мятущийся дух», который в своих воспарениях и откровениях доходит до анархической неуправляемостибогатырство духа» ради общественной славы, порождая глорических личностей и духовных подвижников.

«Славянский дух», в отличие от западного, требует обуздания, самопокорения и даже общественной «крепости духа», «крепостного права» путем государственного «принуждения духа». Что и делалось в общественной практике.

Японский философ Ф.Фукуяма считает, что мы сейчас становимся свидетелями «триумфа» западного духа. Он полагает, что для идей западного либерализма не осталось никаких альтернатив. Марксизм перестал быть, по его мнению, «живой идеологией» (хотя большинство развитых стран Западной Европы выстраивает свою жизнедеятельность в соответствии с социал-демократическим аспектом марксистской философии и политэкономии). Но сам же Фукуяма называет идею «панлиберализма» (утвердившейся взамен идеи «панкоммунизма») «постисторической эпохой» и «концом истории»1.

Какое же будущее ожидает идею панлиберализма в представлении Фукуямы. «Конец истории будет очень грустным временем. Борьба за признание, готовность рисковать ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, во­ображения и идеализма, - вместо этого - экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлет­ворение изощренных запросов потребителя. В постисторический пе­риод нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно обере­гаемый музей человеческой истории. Я ощущаю в самом себе и замечаю в окружающем ностальгию по тому времени, когда история существовала... Быть может, именно эта перспектива многовеко­вой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт?».

Действительно, сможет ли увлечь людей триумф такой «скуч­ной идеи»? Фукуяма сам не верит в то, что провозглашает. Рабо­тая в "РЭНД корпорейшн", он, видимо, в своих выводах был идео­логически сильно связан. Его родная Япония стала процветающей страной, благодаря «духу Ямато», а не западному либерализму, потому что она взрастила западную технологию на национальных корнях древней культуры, и, создав уникальную куль­туру труда, на глазах покоряет Запад.

Дело вовсе не в новом идеологическом мифе, а в той прозаи­ческой вещи, что Запад смог за 30 лет "интеллектуальной револю­ции" наконец-то овладеть социальными и духовными силами

1 Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1980. - №3. – C. 148.


людей и превратить их в производительные. В перипетиях труднейшей борьбы объединившегося на социокультурной основе «среднего класса» к концу 80-х го­дов были сформированы предпосылки перехода западных обществ с традиционных социально-экономических оснований на культурно-информационные и коммуникативно-ценностные. Это, так называемая, "мягкая составляю­щая" общественного производства, как альтернатива "твердой состав­ляющей" (сырье и материалы, машины и оборудование – средства производства) и, естественно, «твердой власти» капитала.

«Вещный капитал» в «твердой форме» превратился в «информационный капитал» в «мягкой форме», который нельзя присвоить как интеллектуальную собственность из-за принципиальной неотчуждаемости духовной собственности. В результате чего произошла " софтизация экономики ", т.е. ее переориентация на социальные и духовные производительные силы.

Первой это сделала Япония, став буквально за 10-15 лет мировой экономической державой. Все работы в этом направлении засекречены больше, чем совершенствование технических средств. Соотношение обычных консультантов и тех, которые могут разрабатывать синергетические системы орга­низации (самоорганизация, синергетические системы управления, са­моуправление), формировать синергетические рабочие группы (само­регулирующиеся), создавать для них "треннинговые программы креа­тивности" (самопрофессионализация) и налаживать их технологиче­ское применение (саморационализация) в соотношении 1:100 по уровню квалификации и культуры.1

При всем желании США не в состоянии повторить японский опыт даже путем явочного использования японского мене­джмента. "Не срабатывают" коммуникативно-ценностные механизмы в производственной среде американской промышленности, не в тра­дициях которой духовный смысл труда и творчества. Это расцени­вается как " японский вызов " американскому менеджменту на пороге XXI века, который построен с принципиально иными "правилами игры" (вне частной собственности как таковой).

1 Пярниц Ю. "Мягкая составляющая" хозяйственных организаций// Проблемы теории практики управления. - 1990. - № 2. - С. 105


Информационным капиталом становится творческий человек, способный обеспечить информационную культуру труда. Вся «ставка» делается на то, что именно информационная культура трудовой деятельности изменит "экономическую тектонику" общественного производства. Вот мнение специалиста в этой области У.Дюрана: "Важно... помнить, что "Америка" ничего не делает. Делают амери­канцы. Организации ничего не делают. Делают конкретные работни­ки, руководители. Правительство ничего не делает... Когда чело­век понимает, что ответственность несет он сам и что результат зависит непосредственно от него, он преображается... Мы должны изменить план Америки на игру.1

До этого правила были совершен­но иные, их описал К.Воннегут в "Утопии-14". Творчески работают только 5% технократов, которые производят все необходимое.

Поло­вина из оставшихся - это "армия труда", которая перекидывает зем­лю "туда-назад". А другая половина - жандармы, которые их охра­няют. "Футурологический расчет" Воннегута совпал с «психофизиологическим расчетом» нашего известного кардиолога Н. Амосова: развитие общества движут 5% «твор­ческих эгоцентристов», которые являются носителями прогрессивных начал в обществе, хотя личное у них и превалирует.

Процесс овладения высокоразвитыми странами Запада социальными и духовными производительными силами разворачивается как «деиндустриализация» общественного производства и создание «нетехнологического» информационного уклада общества. Теоретические концепции индустриальности и технотронности, ведущие к "посткалитапизму" сводятся на нет. Изыскания в этом вопросе ведутся в превращенной форме: как переход от марксизма к «постмарксизму» и «посткоммунизму» с изменением механизма действия "т ехнологического детерминизма " на " со­циальный детерминизма». А затем - на «исторический индетерминизм " случайного течения событий (концепция С.Стояновича «трансполитической философии контигенциализма»).

1 Американский менеджмент на пороге XXI века //Проблемы теории и практики управления. - 1990. - № 2. - С. III.

 


Процесс формирования информационных обществ происходит по такой схеме западных теоретиков. В начале происходит накопление первичного "информационного капитала ". А затем образование " информационного богатства " в виде телекоммуникационных средств производства (концепция Т. Стоуньера). По мере преобразования информационного капитала в информационное богатство происходит и преобразование информационного общества в телекоммуникационный мир, в "телематическое общество" (концеп­ция Дж. Мартина). Оно, сращиваясь с государственно-бюрократичес­кой Мегамашиной, в "симбиотической кооперации" становится "социокоммуникационным миром", представляющим собой "систему тотально­го контроля" (концепция Л. Мэмфорда). Процесс переплавливания духовных и социальных сил человека в новую общественно-политиче­скую систему заканчивается созданием "программированного обще­ства" всеобщей контролируемой коммуникации (концепция А. Туре­на)1.

В информационном обществе программируется весь процесс общественно­го труда в цикле " производство - потребление " со стороны его"мягкой составляющей", а именно – трудового общения, которое разворачивается как всеобщая общественная коммуникация, информационные общественные отношения.

Складывается система общественного производства и воспроизводства программированных общественных отношений. Программируется все: процесс труда, производства, обмена, распределения, техника и техноло­гия, потребление и человеческие потребности, спрос и предложе­ние, все социальные действия и контакты, духовные ценности, ин­теллект, творчество. Характер общества определяется отныне не технологическим, а информационным базисом производства и способом его самоизменения, способом саморазвития производства.

В программированном обществе – это информационный способ самоизменения. В информационной общественной системе именно такой способ обеспечивает наиболее быстрое и эффективное освоение творчески-производитель­ных инноваций, рожденных социальными и духовными силами людей. По сути

1 "Новая технократическая волна на Западе. - М., Прогресс, 1986. - С. 395. 371-391, 237, 410-430.


дела, можно говорить о происходящей на наших глазах «третьей промышленной революции», информационной революции на технологической основе новейшей микропроцессорной техники и микроэлектронной технологии. Формируется особый информационно-технологический способ производства, который непосредственно и рождает информационное общество.

С одной стороны, в новом способе производства представлены не только производственные силы и информационные производственные отношения, но и вся структура общественного производства. Прежде всего духовного производства, в виде его управленчески-организационных и экономико-технологических составляющих. Например, информационное управление, информационно-технологическая организация и т.д.

С другой стороны, в информационном обществе действует коммуникативный способ самоизменения человека на основе воспроизводства его творческой силы как непосредственно производительной. Этот способ характеризуется по разному: как " вложения в человека ", как " нематериальные накопления " в качестве высококвалифицированной рабочей силы (ставшей таковой за счет услуг образования, куль­туры, рекреации); как формирование новой трудовой " этики само­выражения ", создающей наибольшие возможности для максимального развития личности, и большей автономии человека в общественных отношениях. Другими словами, в условиях когда технические и организационные нововведения становятся движущей силой экономического развития, реализация духовно-творческого, информационно-созидательного потенциала человека приобретает решающее значение.

Интеграция социальных и духовных сил человека в информационное производство в качестве " мягких сил " происходит в несколько этапов. Каждый из них трансформирует духовно-творческую силу человека в новое производительное качество, вплоть до полной творческой самореализации. В исследованиях за­падных социологов и экономистов П.Друкера, Р.Лоуренса, Р.Фостера, Л.Турова, К.Филлипса, С. Фримена по инновационным преобразо­ваниям в сфере труда отчетливо можно видеть, что внедрение информационных инноваций в западных обществах шло в два этапа (с выходом на третий, основной, по изначальной интенции становления информационных обществ).

 

2. Информационно-производственный базис
современного «постиндустриального общества»

Первый этап становления информационно-производ-ственного базиса современного общества охватывает период с конца 40-х до начала 70-х годов. Он проявил тенденцию к расширению нематериальной сферы производства в пользу сферы обращения торговли и услуг, что породило иллюзию прихода общества "массового потребления", в ко­тором главенствующее положение занимает "индустрия досуга и раз­влечений", "рекреационное производство". Однако по сути дела в этот период лишь изменились пропорции между материальным и нема­териальной сферами производства в пользу последней с одновремен­ной быстрой автоматизацией технологических процессов. Отсюда - изобилие товарной массы с синхронным снижением трудонапряженности физических усилий за счет массовой автоматизации производст­ва и перехода от простого конвейерного к автоматизированному поточно-конвейерному производству. Это повлекло за собой структур­но-отраслевые преобразования труда. Произошло заметное сокраще­ние удельного веса традиционных базовых отраслей промышленности: металлургии и металлообработки, автомобилестроения, судострое­ния, сельскохозяйственного машиностроения, производства дорожных машин и оборудования, а ранее - текстильной, обувной и швейной промышленности. Одновременно быстро развивались наукоемкие отра­сли производства: телесвязь, волоконная оптика, производство ЭВМ, микроэлектроника, лазерная техника, аэрокосмическая промышлен­ность, которые образовали новый "обслуживающий сектор" в эконо­мике. В нем происходит интенсивная замена живого труда на автоматизированный. С изменением социального характера труда меняет­ся и его содержание: с материально-индустриального на нематериаль­но-информационный. Материальная сфера производства сокращается в промышленности в 32,4% до 24,3%, в сельском хозяйстве с 4,3% до 2,7%, в целом всей материальной сферы с 71 до 56,1%. 1

1 Волков Н.В. О структурной перестройке американской экономики: особенности этапов // США: экономика, политика, идеология. - 1987. - №З. - С. 23, 29.


Информационные инновации связаны с резким возрастанием доли умственного труда в общественном производстве, следовательно, удельного веса духовно-функционального творчества, и, по мере роста его производительной отдачи, постепенным выведением человека из процессов производства как его непосредственного труд-агентами, установления над ним информационного контроля и управления.

Второй этап (70-80-е годы). Это период структурного преоб­разования отраслевой сферы услуг в "экономику услуг", а ее - в са­мостоятельно функционирующее " обслуживающее производство " ("тре­тье производство") после добывающего и обрабатывающего. Одновре­менно оно, по мере информатизации («компьютерная индустриализа­ция») и с аналогичным процессом в традиционных производствах («компьютерная деиндустриализация»), постепенно превращается в четвертое "информационное производство". В основе последнего лежат уже не поточно-автоматизированные линии, но автоматизированные производ­ственные системы-комплексы, не административные, а информацион­но-управленческие структуры хозяйственного механизма. Это позво­лило развить социально-хозяйственную инфраструктуру производства совершенно нового типа на основе самоуправляемых новаторских фирм, способных к организационной, технологической и профессиональной синергетике. Формы их коллективной самоорганизации их социальных сил самые различные. Среди них:

1. Фирмы кооперативного бизнеса. Они не относится ни к част­ному, ни к государственному сектору, а воплощает "новую страте­гию" развития производства. Здесь ключевую роль играет не капи­тал и не менеджмент, а "фактор коллективного предпринимательства", «фактор человеческого ресурса», творчество (генерирование идей) и новаторство (внедрение идей) в развитии новейших технологий. Путем кооперативного бизнеса была обновлена вся социальная ин­фраструктура западных стран: оптовая и розничная торговля, тран­спорт, связь, коммунальное хозяйство, финансы, управление, об­разование, здравоохранение. "Кооперативные капиталы" целенаправлены на "капитализацию новых научных идей". Президент теле­компании Ти-Би-Эс. Т.Тернер считает свою компанию сродни коопера­тиву, в котором все совладельцы. Ему лично принадлежит 47% акций кооперативного бизнеса. Это много, но все же меньше половины. Его творческое кредо: «Никто на меня не работает, они работают со мной».

2. Новаторские корпорации. Это самоуправляемые корпорации, деятельность которых построена на творческом общении работников без менеджмента как такового. Для административного аппарата действует "правило 100" - в аппарате не более 100 управленцев. В "Эмерсон электрик" при 54 тыс. работающих штаб-квартира насчи­тывает менее ста сотрудников. Продуктовая корпорация "Шламбергер" с 6-миллиардным оборотом имеет всего 20 управляющих І. Главным производственным секретом подобных новаторских корпораций является мобильная структура творческих ролей, различное сочета­ние которых позволяет развить производительную коммуникацию. По­добная коммуникативная организация по Е.Робертсу включает комби­нации таких творческих статусов сотрудников: генераторы идей - антрепренеры - управляющие проектами - контролеры качества - тренеры и наставники. Имен­но человеческое общение делает социальное и духовное творчество производительным. По исследованиям Т.Аллена без духовной комму­никации новые научные идеи не генерируются. Так, если число информационных сообщений, стимулирующих генерацию новых идей, принять за 100%, то лишь 11% таких сообщений получено из научной литературы, 28% - из личных контактов с коллегами и интересны­ми для них людьми. Когда же разрабатываются проекты или ведут­ся НИОКР, удельный вес идейно-творческой коммуникации поднимает­ся до 55%.

3. Рисковые (венчурные) фирмы. Это предприятия рисковой предпринимательской деятельности: производственной, инженерной и научной, в которых делается ставка на "технологический прорыв" в какой-то сфере инновационного производства. К ним относятся перестроившиеся ("переизобретенные") «образцовые корпорации» "Пипл компьютер", "Хьюлетт-Паккард", "ЗМ", "Пипл экспресс", "Камине эндуин", "Уилсон лэборэтриз", "Тандем компьютер", "РОЛМ корпорейшн" (США).

 

І Питерс Т., Уотермен Р. В поисках совершенства // США: ЭПИ. -1985. - № 10. - С.99.

 


Принципиально новое в производственном венчуре - это замена системы найма рабочей силы системой творческой контрактации, арендой творческих работников и даже всего их штата на выполнение определенной новаторской разработки за повышенную плату в сжатые сроки.

Инженерный венчур самоорганизуется в виде инженерных центров: центр робототехники, центр телесвязи, центр системных исследований, центр композитных материалов. Социально-технологический риск состоит в том, что конечным продуктом может стать, например, не промышлен­ный робот, на разработку которого получен заказ, а техническая разработка искусственного зрения или осяза­ния - все зависит от того, куда "заведет" инженерное творчество.

Научный венчур предполагает прямые вложения в развитие культуры труда на основе инновационной активности, связанной с опережающим освоением наукоемкой продукции высшего качества. Производительное творчество развивается на расширенной основе: разрабатываются и внедряются не отдельные разработки, а целые научные проекты, комплексные нововведения по такой общей схеме: инновацион­ное исследование - матричная организация исполнения лучших проек­тов - венчурное управление - акционерные предприятия по прибыльным проектам - совместные предприятия расширенного производства. В фирме "Кардинэл кэпитэл" из 1100 научных проектов был принят к исполнению 1% и только 2 из 20 реализованных принесли крупные при­были, которые покрыли все издержки. 1

4. Внутрифирменные изобретательские предприятия. Это предприя­тия внутрифирменного предпринимательства ("интрапренерство"). Такого рода деятельность основана на личном творческом труде изо­бретателей-предпринимателей, которые сами и реализуют свои открытия на базе внутрифирменных производственных мощностей. Кроме права на риск интрапренеру предоставляется право на выбор еди­номышленников и формирования команды, распоряжения ресурсами, право самостоятельного выхода на рынок. Чтобы инновационный процесс поставить на индустриальную почву "внутренним предпри­нимателям" создают специальные "инкубаторные программы",

1 Беневоленский З.В. Современные тенденции интенсификации производства // США: ЭПИ. - 1988. - № II. - С. 70.


кото­рые максимально способствуют началу нового дела, давая льготный доступ к оборудованию, капиталу, услугам, помещениям, консуль­тациям персонала. Пионером создания инкубаторов для изобретателей была корпорация "Контрол дейта". С 1979 по 1987 г. ею отра­ботано 18 инкубаторных программ для 6 тыс. изобретателей-пред­принимателей, которые объединились в 735 интрапренерских инно­вационных предприятий. Инкубаторы с количеством 1-2 изобретате­ля составляют 42%, 3-10 чел. - 38%, 11-30 чел. - 13%, более 31 чел. - 7%. По сути это "мелкие предприятия" с выходом на круп­ный бизнес. Одномесячные инкубаторы – 14%, 2-6 мес. – 27%, 7-12 мес. - 27%, 13-18 мес. - 20%, 19-24 мес. - 8%, более 25 мес. – 4%. 1Из инкубаторов "выращиваются" инновационные предприятия, которые уже в общественном масштабе занимаются "инновационным бизнесом" и тем самым освоение творчески-производительных инноваций ставится в обществе "на поток".

5. Рабочие акционерные фирмы. Они основаны на трудовом пред­принимательстве рабочих, приобретших на акционерных паях капита­листическое предприятие. В социально-культурном плане - это рабочее производительное творчество в формах коллективной акционерной собственности, что в западных обществах расценивается как "демократизация частной собственности" (аналог нашей акционерной приватизации государственной собствен­ности. Пока что доля рабочих акционерных фирм незначительна и 50% акционерного капитала принадлежит 2% владельцев, но в соот­ветствии с "Программой передачи акционерной собственности рабо­чим и служащим" планировалось к 2000 г. передать им 25% акционерного капитала. Рабочим и служащим предоставляется полное право са­мостоятельного распоряжения своей социальной производительной силой. Коллективная форма "организации собственности" снимало у них социальное чувство «наёмности», и они сами переходили к найму менеджеров. Право голоса распределяется пропорционально пакету акций владельца. Предприятие приобретается чаще всего в обмен на возможность сохранить работу и добиться ее рентабельности: в счет 20%-ного сокращения заработной платы, в

1 Иванов М.М. Инкубаторные программы//США: ЭПИ. - 1989. - № 9. - С.74-76.


счет кредита под залог активов приобретаемого предприятия, а также за счет страховых средств пенсионного фонда, и иногда на паях с банками, финансирующих сделку. "Неисчер­паемым" считается пенсионный фонд, который превышает 1,4 трлн. долл. и который пускается рабочими в оборот акционерного пред­приятия. Рабочие гораздо лучше трудятся, прибыль резко возрас­тает, иногда 10-кратно, что позволяет при выходе на пенсию иметь пакет акций стоимостью по 10 тыс. долл. каждая. Картина не всегда идиллическая, так как рабочие нередко бастуют, чтобы выразить несогласие с решениями своих наемных менеджеров, у которых в такого рода предприятиях сразу возникает свой корпоративный интерес, стремление ограничить «акционерные голоса» рабочих в свою пользу.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.