Социальные источники и механизмы общественного развития. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Социальные источники и механизмы общественного развития.

2017-08-24 373
Социальные источники и механизмы общественного развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Источники для своего развития общество нахо­дит в материальной, социокультурной и духовной сферах.

Материальный источник развития общества представлен производственно-экономи­ческой деятельностью людей. Она - основа существования общества, материальный базис для последующего развития. В настоящее время наиболее развитые страны уже располагают информационным базисом общественного производства и, по сути дела, превратились в информационные общественные системы, став "информационными обществами".

Социокультурный источник представлен тем или иным типом общественной социетальности, определенным видом общественной организации и самоорганизации. Подобная общественная организация интегрирует совокупные усилия людей в направлении гармонизации общественной жизнедеятельности, подъема эффективности обществен­ного труда и управления за счет применения все более совершенных механизмов социальной регуляции. Тем самым общество увеличивает свой социокультурный потенциал, накапливает мощные ресурсы для прогрессивного движения вперед.

Подъем синергизма общества, уменьшение социаль­ной энтропийности возможны, когда все более полно задействуются духовные сущностные силы людей, их творческие способности. Тогда социокультурный источник непрерывно подпитывается мощными импуль­сами духовной энергии людей. В социально-технологическом плане это носит форму ныне происходящего "информационного взрыва" или лавинообразного роста научных знаний, включая и социальное знание об обществе.

Духовный источник социального развития сегодня мыслится как наиболее мощный и перспективный для будущего. Он задействует не только творчески-научный дух человека, инициирует его способности и таланты, но и существенно актуализирует нравственные чувства людей, поднимает стимулирующую значимость морально-волевых качеств, духовно-культурных ценностей, имеющих непреходящее значение. В таком качестве люди поднимаются до уровня субъектов исторического процесса, творцов своей истории, более того, - устанавливают собственные законы своего социального бытия. И в этом нет ничего мистического - ведь эти законы отражают и выражают сам характер человеческой жизнедеятельности в различные исторические эпохи, связывают разнообразные фрагменты социального бытия людей в единую планетарную человеческую Цивилиза­цию и Культуру.

Понятно, что совершается это не одномоментно, а в социальном пространстве и времени, требует исторически продолжительного периода формирования все более совершенной социальной организации общества.

Среди социокультурных механизмов наибольшую действен­ность в ускорении и регулировании социального движения убедитель­но доказали те из них, которые непосредственно были ориентированы на духовные потребности человека, учитывали, конструктивно воплощали и социально работали на интересы творческо-производительной части общества, а не на антиобщественный заказ кланово-административных и мафиозных группировок.

К подобным механизмам социокультурной организации, отвечающей духовно-ценностным потребностям людей, можно отнести следующие.

Механизмы социальной сплоченности и общественной интеграции. К ним относятся все социальные образования, организации и объединения – от самых простых (семья, дружеские компании и любительские группы по склонностям и интересам) - до сложных и сверхсложных: профессиональные и творческие объединения, союзы, инициативные группы социального действия, организации социального контроля и социальной защиты, общественно-политические движения и партии, государственные и корпоративные организации.

Механизмы социализации. К ним относятся системы образования и воспитания, правовые и нравственные императивы, общественная мораль, все, что связано с литературой, искусством, развитием эстетических потребностей и художественных способностей человека, механизмы социокультурной адаптации людей в обществе, освоения ценнос­тей человеческой культуры.

Распределительные механизмы. Они в основном охватывают экономическую область человеческих взаимоотношений – присвоения, обмена, распределения и потребления материальных благ, механизмы производственно-экономичес­кого управления и организации, корпоративные механизмы саморас­пределения и самоуправления, функциональные экономические структуры.

Регулятивные механизмы. Представляют собой те или иные социальные институты, прежде всего институты политической власти и политической организации общества (государство), духовной влас­ти (церковь), а также власти негосударственной (корпорации).

К этому типу социальных механизмов также относятся все учреждения социального принуждения: органы юстиции (суд, прокуратура), механизмы договорного права, все виды правовой и экономической ответственности за результаты хозяйственной деятельности и т.д.

Механизмы социальной защиты и социальной безопасности. В демократическом обществе это прежде всего защита гражданских прав человека, прав личности и коллективных образований, гражданская защита от криминальных и мафиозных элементов, включая защиту от неправовых действий самого государства, государственных должност­ных лиц, превышающих свои полномочия или не выполняющих должным образом свои обязанности (коррупция и т.п.).

В экономической сфере – это могут быть, например, общества защиты прав потребителей, антимонопольные организации, правовые ин­ституты тарифных соглашений (работодателей и наемных работников), государственного регулирования цен, прогрессивного налогообложения лиц с различным материальным дос­татком и т.п.

В социальной сфере - это защита прав инвалидов, пенсионеров, детей, женщин, учащейся молодежи и молодых специалистов, защита окружающей среды (экология), жилье и нормы его пользования, безопасное градостроительство и ур­банизация с учетом социальных норм комфортной жизнедеятельности, регулирование процессов создания семьи, помощь многодетным семьям (репродуктивные и демографические механизмы), рекреативные инфраструктуры отдыха, досуга и развлечений.

Социальная безопасность в духовной сфере - это защита духов­ного здоровья граждан, общественная мораль, качественная и правди­вая информация, применение безопасных социальных технологий общественного развития (без социального экспериментаторства, например, с «шоковым» внедрением рыночных отношений), запрет на манипулирование общественным сознанием в СМИ, воспитание чув­ств национальной гордости и патриотизма, гражданственности и исполнения воинского долга. В области экономики - это корпоративный дух с приоритетом национальных товаропроизводителей. В социальной области - это идеи унитарности, общенационального сплочения, соборности, национального единства и целостности, устремление к статусу социально - правового государства с передовой социальной организацией.

Механизмы общественного признания, социальных статусов и авторитетов. Суть действия подобных механизмов - общественное поощрение за деятельность, способствующую социокультурному развитию, безукоризненное выполнение гражданского долга, высокий уровень соци­альной ответственности, защита гражданских и соци­ально–политических институтов общества, активное противодействие попыткам антиконституционного переворота и установления олигархического антинародного режима.

В Украине этот механизм пока что слабо задействован. Социально-политическая конъюнктура подавляет компетенциальные действия профессионалов, которые стабилизируют и придают нужную направленность общественным процессам вопреки политическому давлению как «слева», так и «справа». Задача номер один для нашего общества - создание правомочной «элиты компетентных» как высокоуважаемого и социально-престижного социального слоя в обществе. А также создания таких социальных условий, чтобы после снятия этих компетенциальных полномочий не начинались судебные преследования и раз­борки «задним числом». Нет ничего позорнее, когда ветеранов Великой Отечественной Войны третируют как фанатичных защитников "коммунистического режима" от немецко-фашистских захватчиков. Иболее того, - что необходимо было «сдать» страну под германскую оккупацию и вместе с гитлеровцами начать борьбу против Советской власти. По этому поводу можно сказать лишь одно - исторические уроки не учат, и если мы будем вновь допускать исторические ошибки, то нам грозит еще одно «тысячелетнее забвение», какое постигло Киев­скую Русь. Чтобы подобного в обществе не случалось необходимо задействование еще двух социальных механизмов.

Механизм ценностно-ориентационного единства граждан, социально-ценностной конъюнкции-сближения людей в обществе. Он должен быть «запущен» вместо ныне стихийно действующего механизма социально-ценностной дизъюнкции-расхождения, который приводит к индивидуалистическому проти­востоянию и противодействию людей. Другими словами, необходимо создать и отладить механизм, инициирующей центростремительные, а не центробежные процессы в обществе. И на первом плане здесь должна быть представлена общественная идеология, учитывающая особенности национальной общественной психологии, специфику украинской ментальности.

Механизм социально-профессиональной самореализации. Он дает простор социальному и профессиональному творчеству граждан, противодействует тому, чтобы в обществе появлялись «ненужные люди», выброшенные на рынок труда и невост­ребованные на этом рынке, а попросту ставшие безработными, которые не имеют возможности приобрести новую профессию или получить реквалификацию по новой специальности не ниже прежнего уровня квалифика­ции.

Все вышеназванные локальные механизмы в своем интегративном действии образуют системно-действующий интегративный механизм социальной организации общества. Он-то и позволяет общественному организму эффективно развиваться и функционировать.

Объектом изучения в социальной философии является об­щество в совокупности всех его связей и взаимоотношений, во всем спектре социальных процессов и взаимодействий, социальных источни­ков и механизмов общественного развития в направлении создания все более совершенной социальной организации.

Предмет – выявление законов и движущих сил обществен-ного развития, изучение различных фрагментов социальной реальности, которое осуществляется либо на общефилософском, либо на общесоциологическом уровне (теории «среднего уровня»). В социальной философии прикладные отрасли и значения общесоциологического знания чаще всего представлены на уровне социальной фактологии и аргументации, локальных примеров и данных конкретно-социо­логических исследований, анализа фрагментов отдельных социальных ситуаций в рамках тех или иных разделов социологии (управления, труда, культуры, политики, науки, образования, воспитания, коммуни­каций и др.).


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.