Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основные подходы в обучении учащихся технологии

2017-06-29 551
Основные подходы в обучении учащихся технологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В современной методологии науки мир рассматривается с точки зрения эволюционной концепции. В обучении учащихся технологии мы будем использовать следующие методологические подходы: системный, личностно-ориентированный, деятельностный, творческий, компетентнотный.

Системный подход отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии, движении. Данный подход обращает внимание исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов – процессов в развитие личности как системного целого.

Системный подход тесно связан с личностно-ориентированным подходом, предусматривающим создание образовательной среды и учет своеобразия индивидуальности личности в развитии и саморазвитии. Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому учащемуся реализовывать себя в познании, учебной деятельности с опорой на свои интересы и склонности, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Именно этот принцип определяет положение студента в учебно-воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом деятельности, а следовательно, становление субъект-субъектных отношений.

Личностный подход предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании эволюционно-синергетического подхода. Развитие личности студентов не является простым воспроизведением педагогических влияний в процессе обучения, а подчинено законам саморазвития. Источник и движущие силы развития лежат внутри обучаемого, внешние влияния действуют лишь через внутренние механизмы. Педагог из транслятора знаний превращается в мастера, организующего совместную деятельность с целью формирования у учащихся жизненно-важных способностей, консультанта, совместно с обучаемыми проектирующего будущую деятельность (И. Пригожин, И. Стенгерс, А.М. Подрейко и др.). Такой подход делает образовательный процесс творческим, эвристическим, направленным на развитие и саморазвитие учащихся.

Известно, что в дидактике начала 50-х годов главную роль в учебном процессе играл учитель, а не учащиеся. Разрабатывалась система действий педагога, с помощью которой он должен культивировать у учащихся умение сопоставлять факты, делать выводы, находить главные связи и отношения. В настоящее время усвоение учащимися знаний как основы развития рассматривается с деятельностных позиций, поэтому для понимания сущности развития необходимо определить понятие «деятельность».

В.В. Давыдов утверждает: «Философско-педагогическое понятие «деятельность» означает творческое преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека – производные от труда и несут в себе главную черту – творческое преобразование действительности, а в итоге и самого человека».

В рамках деятельностного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. Свойства человека как индивида рассматриваются как безличные предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Движущая сила развития личности – совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре.

Творческий, инновационный подходы требуют поиска наиболее эффективных содержания, методов и форм деятельности, сотрудничества, постоянной диагностики, исследования достигнутого обучающимися уровня обученности и воспитанности.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.