Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Лекция 9. Организация практической работы учащихся, опытов и наблюдений. Техника безопасности на уроках.

2017-06-29 495
Лекция 9. Организация практической работы учащихся, опытов и наблюдений. Техника безопасности на уроках. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Организация практической работы.

Большая часть времени на уроке отводится на практическую работу учащихся. Очень важно на уроках технологии организовать самостоятельную учебно-трудовую деятельность учащихся так, чтобы работа была целесообразной и эффективной. В практике обучения технологии получили распространение следующие формы организации учебной работы учащихся на уроке:

1. фронтальная. Все учащиеся выполняют одинаковые задания, продвигаясь по учебному процессу как бы единым фронтом. Инструктирование учащихся и контроль за их исполнением осуществляется учителем одновременно для всех. (определить достоинства и недостатки.)

2. Работа в парах. Изготовление изделий на начальном этапе должно быть несложным, например предложить учащимся поменяться деталями изделия. По мере совершенствования практических навыков, можно увеличивать объем работы. В ходе такой деятельности дети могут вступать в сотрудничество, они связаны общим заданием, несут ответственность за общее дело. Вариант – работа в парах переменного состава. (определить достоинства и недостатки.)

3. Бригадно-звеньевая. Учащиеся делятся на группы 3-5 человек. Такая форма работы позволяет использовать ролевое участие, разделение труда. Работа может быть распределена по операциям, но может быть доверено каждому учащемуся выполнение части работы от начала до конца. Это могут быть иллюстрации к сказке, коллективное панно. Следует подготовить учащихся к такой работе, постепенно приучая их к взаимодействию, умению слушать и понимать друг друга, отстаивать свою точку зрения. (определить достоинства и недостатки).

4. Конвейер. Изготовление изделия разделяется на технологические операции. Каждый учащихся выполняет одну операцию, затем передает дальше. Возможно использование технологических карт. (определить достоинства и недостатки.)

5. Индивидуальная форма. Каждый учащихся выполняет свое задание с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Благоприятные условия для развития личности. Обязательна организационная четкость урока, единство обучающих, развивающих, воспитательных целей урока. (определить достоинства и недостатки.)

Опыты и наблюдения.

При работе с бумагой и картоном на простейших, опытах и наблюдениях знакомятся дети со строением бумаги, обращает их внимание на то, что линии разрыва бумаги вдоль волокон получаются ровнее, чем поперек волокон. Полоска бумаги, вырезанная вдоль волокна, прогибается меньше, чем такая же полоска, вырезанная поперек волокон (рис. 14а, б). Сырая полоска бумаги, отрезанная вдоль волокон, при высыхании свертывается равномерно, а полоска, вырезанная поперек волокон, при высы­хании коробится, становится неровной, волнистой (рис. 1 а, б).

Эти свойства бумаги необходимо учитывать при изготовлении самых разнообразных изделий. Например, при окантовке изде­лий надо обязательно уточнить с детьми, почему полоски, бумаги для окантовки нужно нарезать вдоль волокон. (Тогда они ровнее лягут вдоль краев, оклеиваемых деталей. Если же полоски нарезать поперек волокон, то при высыхании их поверхность будет иметь морщины).

«Рис.2. 2»

 

Лекция 10. Технический труд. Работа с бумагой и картоном.

История создания бумаги

Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, отправляя письмо, читая книги и журналы, просматривая афиши, календари, альбомы и т. д. Редко кто задумы­вается о том, что бумага — необыкновенное изобретение человека, одно из важней­ших и величайших его завоеваний.

С момента своего рождения бумага стала активным средством общения между людьми, приобщения их к знаниям, культуре. Недаром ее называют «источником мудрости», так как она помогает сберечь для будущих поколений огромное наследие прошлого и настоящего. Бумага и возникла в результате многовековых поисков материала для закрепления мыслей, чувств, отношений. Человек всегда стремился поведать о себе, вначале высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах, базальтовых валунах, стенах пещер. Они открыты археологами во многих странах, в том числе и в нашей стране. Много подобных рисунков обнаружено в Монголии, Индии, Австралии, Мексике, среди песков Сахары, на Кубе. Этим рисункам по пять — пять с половиной тысяч лет. Позднее на смену камню пришли глиняные таблички. Рисовали на них палочками по сырой глине, что было значительно легче, чем высекать изображения на камне. Это оказало огромное воздействие на развитие культуры. Плитки письма стало возможным пересылать из одного места в другое и даже отправлять в другие страны.

Человек не переставал искать все более легкие и прочные материалы для письма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или воском, записи делали заостренными палочками. Китайцы использовали бамбуковые план­ки и выжигали на них иероглифы накаленным шилом. Жители древнего Новгорода писали письма, записывали долги, счета на бересте. Большое количество таких берестяных грамот было обнаружено археологами при раскопках культурных слоев новгородской земли XI—XIV вв..

В Древнем Египте широко использовался папирус, который в изобилии произрастал на мелководных участках озер и рек. С берегов Нила он поступал в Европу и Азию. На папирусе египтяне изображали события своей жизни, различные обычаи, обряды, ремесла.

Соперником папируса стал пергамент. Тонкий и прочный материал полу­чил свое название от города Пергама, который являлся крупным ремесленным центром по выделке кож и где во II в. до н. э. начали изготовлять новый материал для письма.

На Руси пергамент стали выделывать в XV в. для государственных грамот, сводов законов, особо ценных книг. Например, свод древнерусского феодального права «Русская Правда» написан на пергаменте.

Пергамент — прочный, эластичный, долговечный, но очень дорогостоящий ма­териал, прослужив людям на протяжении столетий, уступил дорогу только бумаге. Она была впервые получена во II в./в Китае. Считается, что бумагу изобрел Цай Лунь. В течение многих веков перед его изображением в древнем китайском храме Гуэ-Фэнг паломники ежегодно возжигали курения.

Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на ее изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей — в Средней Азии, Японии, Корее и др.

Почти полторы тысячи лет тому назад искусством производства бумаги овладе­ли в Индии, Кампучии, во Вьетнаме. Здесь научились делать бумагу из старых парусов, пеньковых и льняных тряпок, старых сетей и канатов. В Японии стали вырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет после появления первых образцов японская бумага превзошла по качеству китай­скую, которую изготовляли из бамбуковых стеблей.

В этих странах вырабатывали много различных видов бумаги и научились разнообразному их применению. В торжественных случаях художественно оформ­ленные листы «серебряной» и «золотой» бумаги навешивали на триумфальные арки, а также создавали всевозможные украшения. Прозрачную бумагу исполь­зовали вместо стекол, вставляя ее в оконные рамы. Производились бумажные плат­ки, веера, зонтики, салфетки. Бумажными обоями оклеивали комнаты, но это могли позволить себе только богатые люди. Вырабатывался и особый вид душистой бумаги, которую для благовоний сжигали в храмах. В праздник Нового года улицы украшались гирляндами цветов, разноцветными бумажными фонариками. По улицам двигались процессии с изображениями драконов, тигров, слонов и других животных, созданными из бумаги. В каждой семье тщательно готовились к встрече Нового года — вырезали из цветной бумаги фигурки зверей, делали фона­рики, красивые бумажные поделки путем сгибания и складывания. В этой работе активно участвовали дети, что придавало ожиданию торжества радостное, празд­ничное настроение.

Арабы усовершенствовали китайский способ производства бумаги. Смоченные водой обрывки тряпья они растирали вращающимся мельничным жерновом и ручной труд, таким образом, заменили сначала мускульной силой домашних животных, а затем энергией воды.

Изобилие бумаги позволило арабским халифам создавать огромные библиоте­ки. Например, библиотека халифа Абдар-Рахмана в конце X в. насчитывала свыше 400 тысяч рукописей на бумаге по разным отраслям знаний.

В Европе бумага стала производиться с XII в. сначала в Италии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии.

Россия ввозила бумагу из Франции и Голландии, потому что первая бумаж­ная мельница была построена лишь в XVI веке в селе Вантеевка в тридцати километрах от Москвы, но просуществовала эта мельница всего два-три года, а потом сгорела.

Известно, что в XVII в. работали две бумажные мельницы. Первая из них появилась в 1655 г. на реке Пахре по приказу патриарха Никона. Но несколь­ко раз строение было снесено половодьем, выработка бумаги прекратилась. Затем мельница была сдана в аренду голландцу Ван-Сведену, он пригласил из Германии опытных мастеров, и производство бумаги вновь наладилось. Вторую бумажную мельницу построили на реке Яузе в 70-х годах XVII в. Производительность этих мельниц была низкой, а потребность в бумаге Московского государства все возрастала, и поэтому приходилось по-прежнему привозить ее из-за границы.

Несколько крупных бумажных мельниц, построенных по европейским образ­цам, появилось при Петре I. Например, в 1716 г. близ Петербурга, в Красном Селе, выстроили большую по тому времени бумажную мануфактуру, а через четыре года была построена еще одна бумажная мельница в самом Петербурге. Чтобы иметь достаточное количество сырья для работы этих мельниц, Петр I издал указ, где было отмечено следующее: «...всяких чинов люди, кто имеет у себя изношенные, тонкие полотна и такие бы тряпицы приносили и объявляли в Канцелярии Полицмейстерских дел». За тряпье платили из царской казны.

Интересен такой исторический факт. Огромный завод по производству бумаги построил Афанасий Гончаров — прадед Н. Н. Гончаровой-Пушкиной. На этом за­воде работало 500 человек, не считая крестьян, отбывавших барщину.

Ко второй половине XVIII в. в России работало 20 крупных бумажных фабрик, а к 1825 г. их стало 88. На них производилось 700 тысяч стоп разной бумаги в год. С 1861 по 1900 г. производство бумаги в России увеличилось в 5 раз. Это связано с тем, что уже появились бумагоделательные машины, и, начиная с 1812 г. по решению правительства полностью прекратился ввоз бумаги из-за границы. В век научно-технического прогресса бумага стала универсальным материалом, который все чаще используют не только для издания книг, журналов, газет, изобразительной продукции, но и в промышленности, строительстве, электротехнике и радио­технике, медицине и т. д. Из бумаги делают одежду, белье, даже мебель. Все шире применяется бумага для изготовления посуды: стаканчиков, тарелок, бутылок. Из­делия из бумаги гигиеничны, дешевы, поэтому выгодны и удобны для одноразового пользования (носовые платки, пеленки, белье, посуда, мешки для упаковки продук­тов, промышленных товаров и т. д.).

Обрабатывая бумагу определенными химическими составами, ей можно при­дать разные свойства. Так, бумажная промышленность выпускает велюровую бумагу, которая очень похожа на настоящий бархат. Такая бумага является хорошим отделочным материалом. Научились делать и конденсаторную бумагу, которая в 10 раз тоньше человеческого волоса. Она необходима при изготовлении некоторых радиотехнических деталей. Бумага может стать электропроводной и заменить собой металл, а также дерево или камень. При помощи термореактивных смол бумагу превращают в слоистый пластик. Так получают легкий и прочный декоративный облицовочный материал, которым отделывают пассажир­ские вагоны, внутренние помещения учреждений, широко применяют его и при изготовлении мебели. Поверхность слоистого пластика обычно имитирует текстуру древесины ценных пород или поделочных камней (мрамора, яшмы, малахита и пр.). Рисунок наносят печатным способом на кроющий лист бумаги.

Применяя различные технологические способы, дающие возможность эконо­мить немало хвойной древесины, бумажники создают новые виды бумаги. В настоящее время начата выработка синтетической бумаги, ведутся поиски произ­водства бумаги из стекла, полимерной пленки и других материалов, чтобы изменить технологию изготовления бумаги, увеличить ее производство и сэкономить лес.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ БУМАГИ

Бумажная промышленность выпускает около 600 видов и сор­тов бумаги, имеющих различное назначение и свойства. Многие из этих сортов могут быть использованы на занятиях по художест­венному конструированию и ручному труду в детском саду.

Рассмотрим некоторые виды бумаги, которые получили наи­большее распространение в быту и применяются как основной ма­териал в практике художественного и трудового воспитания дошкольников.

БУМАГА ДЛЯ ПЕЧАТИ

Газетная бумага рассчитана на кратковременное пользование. Она имеет желтоватый оттенок, непрочна на разрыв, так как из­готовляется из небеленой целлюлозы и древесной массы. Примене­ние этой бумаги для конструирования из-за ее непрочности огра­ничено выполнением лишь поделок разового назначения. Напри­мер, из газетной бумаги можно сделать шапочки, которые надевают в жаркий день, или сложить фигурки животных. Скажем, своеобразное расположение текста имитирует окраску шерсти зебры или оперения курочки-пеструшки.

Книжно-журнальная бумага, как говорит само наименование, предназначается для печатания книг, журналов, нот, цветных литографий, эстампов. Поэтому этот вид бумаги подразделяется на типографскую,.нотопечатную, литографическую, эстампную и т. д. В розничной продаже такой бумаги нет. В конструировании по типу оригами используют обычно старые журналы, иллюстра­ции с красочными рисунками. Таким же образом применяют и картографическую бумагу, на которой печатают географические, гидрографические и топографические карты. Эта бумага гладкая, прочная на разрыв и излом, не деформируется после увлажнения и высушивания. Поэтому из старых карт хорошо получаются поделки для игр с водой: кораблики, лодочки, водоплавающие птицы и др.

Обложечная, или упаковочная, бумага выпускается для книж­ных, журнальных, альбомных, тетрадных обложек. К этому же виду относят и форзацную бумагу. Из нее дети могут сделать самые разнообразные фигурки или применить как фон для компо­зиций панно, макетов, ширм.

КРАШЕНАЯ БУМАГА

Настольная бумага изготовляется из обложечной или оберточ­ной бумаги, имеет одностороннюю окраску, как правило, мягких тонов. Может быть использована для создания композиций круп­ного масштаба, а также в качестве фона для размещения отдельно сделанных поделок, объединенных сюжетом.

Глянцевая бумага получается из писчей бумаги путем одностороннего крашения с последующим лощением, что создает блестящую, яркую поверхность разных тонов и оттенков. Она является пре­красным материалом для изготовления поделок приемами орига­ми, так как хорошо складывается.

Мраморная бумага отличается от глянцевой лишь своеобрази­ем обработки ее поверхности мраморным рисунком — разводами, смывами разных тонов одного и того же цвета, что напоминает мрамор. Такая бумага может служить фоном для наклеивания декоративных композиций, из нее складывают домики, корзины, коробочки, ящички, подставки и т. п.

Шагреневая бумага обрабатывается так же, как и мраморная, но ее дополнительно подвергают тиснению, чтобы придать вид кожи. Эта бумага плохо складывается, сгибы получаются нечет­кими, они быстро расходятся, поэтому поделки, сделанные из шаг­реневой бумаги, неустойчивы. Ее не рекомендуется использовать в конструировании. Иногда она может быть применена для фона в декоративной композиции, выполняемой по мотивам народного орнамента.

Обойная бумага с рисунчатой поверхностью может найти самое широкое применение в конструировании поделок крупного масшта­ба или служить фоном для размещения тематических компо­зиций. Например, на бумаге с цветочным рисунком можно помес­тить фигурки петуха, курочки с цыплятами. Из обойной бумаги создают также композиции хороводов кукол, матрешек, петрушек, по-разному комбинируя цвета, рисунок заготовки, чтобы получить красочные сочетания фигур.

Упаковочная и оберточная бумага бывает общего и специаль­ного назначения. Бумага общего назначения используется как упаковочный материал, она отличается по составу: целлюлозная, древесная, соломенная, макулатурная, тряпичная. Оберточная специальная бумага различается по назначению: чайная, сахар­ная, мануфактурная, мешочная, спичечная и т. д. Сюда же отно­сится оберточная бумага с тисненым рисунком, текстом, фирмен­ным знаком. Разнообразие оберточной бумаги создает большой арсенал возможностей для ее широкого применения в создании различных поделок, отличающихся красочностью, выразитель­ностью трактовки образов предметов, игрушек и т. д.

БУМАГА ДЛЯ ПИСЬМА

Писчая, потребительская, почтовая бумага — наиболее высо­кокачественная бумага, изготовляемая из тряпья и целлюлозы. Хорошо поддается обработке: легко складывается, хорошо окра­шивается в любой цвет. Эти качества и свойства писчей бумаги позволяют рекомендовать ее для широкого применения в изготов­лении поделок по типу оригами после предварительной окраски в тот или иной цвет, а детям дать возможность выбрать нужную бумагу по цвету, чтобы полностью осуществить задуманное в процессе конструирования.

Бумага чертежно-рисовальная выпускается как высшего каче­ства, так и обыкновенная. В конструировании поделок эту бумагу используют как основу для украшения предметных, декоративных и сюжетных композиций.

Калька — это бумага, пропитанная для прозрачности воском и маслом. Ее используют, чтобы показать прозрачность крыльев бабочек, стрекоз, жуков, изготовить нарядные елочные украшения, игрушки в виде фонариков, корзиночек. Подходит такая бумага также для изображения героев, персонажей сказок, мультфильмов, где она применяется в сочетании с цветной фольгой, слюдой, целлофаном, чтобы придать образам особый блеск, сде­лать их более нарядными, необычными, сказочными.

БУМАГА ВПИТЫВАЮЩАЯ

К этому виду бумаги относят фильтровальную, промокатель­ную, пергаментную, креповую, папиросную. Вся она отличается мягкостью, даже пушистостью, приглушенными цветовыми оттен­ками. Такая бумага пригодна для изготовления цветов, некоторых разновидностей птиц. Из впитывающей бумаги создают элементы макетов, композиций поделок в виде панно, ширмы, используют ее и при оформлении детских костюмов к инсценировкам, спек­таклям. Детей нужно обучать правильно, обращаться с такой бумагой. Они должны знать, что впитывающая бумага быстро намокает (поэтому нельзя ее увлажнять), легко рвется, при складывании следует хорошо заделывать сгибы, даже проглаживать их теплым утюгом.

КАРТОН

Виды картона, выпускаемого нашей промышленностью, так­же разнообразны: бурый, древесный картон используют для пе­реплетных и картонажных работ, который отли­чается ломкостью, непрочностью. Поэтому изделия из этого кар­тона необходимо для прочности оклеивать с двух сторон бумагой; желтый, соломенный картон очень прочен, его не рекомендуется оклеивать светлой бумагой, так как при высыхании он выделяет темные пятна; тряпичный картон годен для любых картонажных работ; серый, макулатурный картон очень прочный и плотный, его сложно обрабатывать детям, поэтому используется заранее заготовленные планшеты из этого картона нужных размеров, можно использовать картон от различных коробок, старых папок. Для прочности и прида­ния внешней привлекательности, а также для предотвращения коробления картонные заготовки и детали рекомендуется окле­ивать бумагой с двух сторон[52].

ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУМАГИ

Происходит размельчение древесной массы и целлюлозы (хвойных деревьев, кукурузы, тростника). Размачивают эту массу в воде, очищаю от примесей и смол, варят в щелочи и кислоте.

Смешивают образовавшуюся массу с жидкой целлюлозой. Больший процент целлюлозы обеспечивает прочность, качество, белизну. Добавляют канифоль, парафин, животный клей, крахмал, казеин. Минеральные наполнители: мел, тальк, гипс, красители. Еще раз всю массу очищают.

Масса поступает в бумагоделательную машину. По мере продвижения по сетке волокна перепутываются и выстраиваются вдоль полотна, полученная масса подвергается прессованию, просушивается и нарезается.

СВОЙСТВА БУМАГИ

Физические, структурные показатели: гладкость, пористость, водонепроницаемость, прочность.

Упругость и гибкость – способность бумаги изменяться и восстанавливаться при нагрузке.

Композиционный – состав по волокну. Свойства бумаги в продольном и поперечном направлении.

Оптический: цвет, прозрачность, светопроницаемость.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.