Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности нетрадиционных уроков

2017-06-29 410
Особенности нетрадиционных уроков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В настоящее время исследователей интересует ряд вопросов. Каковы же специфика и отличительные особенности нетрадиционных уроков? Почему новый тип урока с конца 90-х годов прочно вошел в методический арсенал учителей и до сих пор с успехом используется не только в шко­ле, но и в системе начального и среднего профессионального образования?

Нетрадиционный урок по многим параметрам не похож на традиционный урок. Одной из отличительных особенностей нового типа урока является гибкость его структурного построения. Структура интегрированного (межпредметного, интегративного) урока, урока-соревнования, урока-аукциона, урока - общественного смотра знаний, как и других нетрадиционных уроков, не повторяют структуру друг друга, а тем более структуру традиционного урока. Ведь именно стандартизированную, застывшую, превращенную в канон четырехкомпонентную структуру традиционного урока исследователи и учителя считают самым серьезным недостатком данного типа урока, сковывающим инициативу учителя, не дающим ему возможность использовать разнообразные формы и методы обучения. Отход от жесткого построения урока раскрепощает учителя, дает ему возможность разнообразить методику и технику проведения урока, позволяет в зависимости от дидактической цели, специфики учебного предмета, содержания образования, уровня обученности, потребностей и интересов учащихся строить урок.

Далее, для традиционного урока характерна заданность функционально-ролевых позиций учителя и учащихся. В этой системе обучения активно действующим субъектом является учитель. Его основная функция заключается в разработке и реализации проекта урока. Исходя из такой социальной и педагогической функции учитель ставит цели урока, обеспечивает их понимание и принятие учащимися, организует их познавательную деятельность, контролирует ее, в необходимых случаях вносит коррективы, делает анализ и дает оценку ходу и результатам учебной работы. Учащиеся же при таком построении урока выступают как объект планируемого и реализуемого учителем проекта, обучающих его воздействий.

Подготовка и проведение нетрадиционных уроков меняет установившиеся функции учителя и учащихся. Нетрадиционный урок предполагает активное участие уже на этапе проектирования, который всегда считается «учительским». Учитель вместе с учащимися разрабатывает сценарии урока, определяет круг вопросов, которые будут рассматриваться на нем. Новый тип урока дает наибольшие возможности для развития активности и самостоятельности учащихся на различных этапах учебного процесса, превращения их в активных субъектов учебно-познавательной деятельности. Нетрадиционные уроки позволяют превратить учащихся в добровольных и заинтересованных соратников, единомышленников учителя, равноправных участников педагогического процесса. Нетрадиционные уроки создают максимально благоприятные условия для того, чтобы ученик занимал в учебном процессе позицию активного субъекта. Но в то же время не нужно понимать требование превратить ученика в субъекта буквально. Позиция субъекта вовсе не отрицает необходимости в некоторых случаях постановки ученика в позицию объекта обучающих воздействий учителя.

Важной особенностью нетрадиционных уроков является то, что они в большей мере, чем традиционный урок, предлагают использование групповых форм работы. Уроки типа деловой игры, уроки-соревнования и др. требуют разбивки учащихся на небольшие группы по несколько человек, каждая из которых выполняет, определят задание, требующее от участников группы непосредственного взаимодействия и согласованной деятельности.

Психолого-педагогическими исследователями (Х.Й. Лийметс, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман) доказана высокая эффективность коллективной (групповой) учебно-познавательной деятельности учащихся. Совместная деятель­ность способствует формированию положительной мотивации учения, раз­витию чувства долга и ответственности. Именно групповая форма работы предоставляет наибольшие возможности для сотрудничества между учащи­мися на основе оказания помощи и взаимоподдержки. Коллективная дея­тельность вызывает положительные эмоции, дает возможность каждому ученику работать на высоком уровне активности, чтобы оправдать ожида­ния остальных членов группы. В коллективной деятельности обучение осу­ществляется через общение, происходит взаимообогащение учащихся за счет обмена информацией и ценностями, взаимопонимание, формируются коммуникативные способности.

Для всех нетрадиционных уроков характерно преобладание диалоговой формы общения между учителем и учащимися. Диалог является важным средством формирования критического мышления. Эта форма общения побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения, приучает их уважительно относиться к позиции других участников диалога. Диалог задевает эмоциональную сферу ученика, он негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда прав. Знания, усваиваемые в диалоговом взаимодействии, бывают окрашены особым эмоциональным оттенком. Одной из важных особенностей, усиливающих обучающие и воспитывающие возможности нетрадиционных уроков как в массовой школе, так и в системе профтехобразования (а в наши дни в начальном и среднем профессиональном образовании), который B.C. Без­рукова рассматривает как «шаг вперед на пути создания нового типа урока», является то, что они в максимальной степени способствуют реализации межпредметных связей разных уровней: внутрипредметных, внутрикурсовых и межкурсовых.

Следует заметить, что традиционная предметная сис­тема обучения, при которой учебные предметы плохо связаны между собой, не позволяет в полной мере реализовать принцип межпредметных связей, преследующий цели формирования у учащихся целостного представления об изучаемых фактах, явлениях и процессах. Ситуация поиска и обработки информации из разных источников, предполагающая активную позицию школьника, имеет важное значение для повышения эффективности его учебной деятельности. Если в рамках традиционного урока учитель транслирует систематизированные знания «в готовом виде», а учащиеся их усваивают, то в момент поиска самими учащимися новой информации эта технология усвоения знаний нарушается. Традиционную функцию учителя по систематизации знаний выполняют уже сами учащиеся, становясь, таким образом, субъектами собственного образования. «Знания могут носить случайный, несистематизированный характер, могут быть несистемными и противоречивыми (с подобной ситуацией приходится сталкиваться часто, когда носителями информации являются разные источники). Их систематизация, приведение в порядок, установление истин­ности и устранение противоречивости - дело и забота самого обучающегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, картину мира, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свое представле­ние о мире», - отмечает Г.Л. Ильин.

Нетрадиционные уроки можно рассматривать как важное средство профессиональной ориентации учащихся. Дело в том, что на многих уроках (деловая и ролевая игра, пресс-конференция) учащиеся проигрывают профессиональные роли взрослых: экономистов, экологов, инженеров, журналистов, строителей и т.д. Проигрывание профессиональных ролей, вхождение в них в ситуации обучения способствует ознакомлению учащихся с различными профессиями (профессиональное просвещение), уважительному отношению к той или иной профессии.

Нетрадиционные уроки содержат в себе большой воспитательный потенциал. Особая форма проведения этих уроков, порой напоминающая игровую, приподнятая атмосфера, доверительное, уважительное отношение учителя к учащимся, раскованность и непринужденность учащихся, практическая направленность содержания учебного материала, осознание его ценности для личностного развития, использование большего количества методов и средств обучения - все это сближает нетрадиционные уроки с воспитательным мероприятием. Такова самая общая характеристика нетрадиционных уроков, которые в последние десять-пятнадцать лет прочно вошли в методический арсенал учителя и стали заметным явлением в отечественном, главным образом, школьном образовании.

Урок технологии вообще представляет собой занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Урок технологии – очень сложное педагогическое явление. С одной стороны – это организованная активная учебно-познавательная деятельность учащихся. С другой – управление этой деятельностью учителем. На уроках технологии учитель систематически излагает учебный материал, организует восприятие этого материала и практическую деятельность учащихся по применению, усвоению и закреплению технологических знаний, по формированию умений и навыков. В образовательные задачи таких уроков входит технологическая подготовка учащихся, включающая в себя формирование первоначальных сведений о культуре труда и технологических сведений, а также приобретение детьми общетрудовых навыков, применимых в разных областях жизни. Уроки технологии для младших школьников является важным средством умственного, физического, творческого и эстетического развития.

Бесспорно, урок технологии в начальной школе является одним из любимых предметов учащихся. Его «нетрадиционность» заложена в самой природе этого предмета: в специфике технологических знаний, в материалах, с которыми приходится работать учащимся на данных уроках, в конечном итоге, в предметах труда.

Однако инновации современной педагогики не могли обойти стороной такой динамичный и гибкий предмет как технология. С появлением нетрадиционных уроков в данной области процесс приобретения знаний становится еще более увлекательным, что повышает интерес к предмету как со стороны учащихся, так и со стороны учителей. Особенно это актуально для начальной школы в связи с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Эффективность и результативность урока во многом зависит от его структуры, под которой понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока и их упорядоченность.

Структура нетрадиционного урока, организационное его построение, функции участников учебного процесса – учителя и учащихся, характер их общения, психологическая атмосфера на уроке способствуют наилучшему вовлечению в процесс учения и заинтересованности детей. Нетрадиционные уроки технологии в начальной школе наряду с развитием творческих способностей призваны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей, ознакомлению их с различными видами профессий.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.