Техника 41. Поиск отклонений от идеального образа через применение универсальных, коллективных и индивидуальных семейных паттернов (см. также параграф 6.7) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Техника 41. Поиск отклонений от идеального образа через применение универсальных, коллективных и индивидуальных семейных паттернов (см. также параграф 6.7)

2017-06-25 229
Техника 41. Поиск отклонений от идеального образа через применение универсальных, коллективных и индивидуальных семейных паттернов (см. также параграф 6.7) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда терапевт зарисовал семейную панораму клиента, он вместе с клиентом может воспользоваться информацией параграфа 6.7 и установить, имеются ли отклонения от так называемого идеального образа. Это даст им представление о направлении возможных изменений.

В своей работе я пользуюсь паттернами из параграфа 6.7 только в качестве ориентиров. Я редко говорю клиенту о том, что его паттерн является отклонением, или даю какие-либо интерпретации - по той простой причине, что подобные слова «оракула» могут сделать клиента зависимым от моего мнения. Я никогда не говорю ничего такого, к примеру: «Эй, у вас внутри тела находится член вашей семьи! Боже, такого не должно быть!».

Если терапевт ведет себя как оракул, результатом может стать плацебо эффект: целитель будет в глазах клиента очень авторитетным и внушающим доверие (Деркс и Холландер, 1996а,

Холландер, 1997). Такой оракул может оказывать на клиента стимулирующее воздействие - но может и парализовать его усилия, сделав его беспомощным и зависимым. А зависимость от терапевта снизит способность клиента самому решать собственные проблемы. Когда клиент работает с терапевтом, он должен ощущать себя достаточно компетентным, чтобы принимать участие в поиске решений. Вклад клиента является жизненно важным для изменения семейной панорамы, так как речь идет об индивидуальной семейной панораме. А, следовательно, другой клиент не сможет определить, что значит для клиента данная конкретная конфигурация

персонификаций. Чем более ведущую роль в интерпретации Социальной панорамы играет терапевт, тем более зависимым и пассивным становится клиент.

Лучше всего показать клиенту рисунок и спросить: «Как вы думаете, что означает тот факт, что ваш отец находится в двух разных местах? И почему ваша мать находится так далеко и почему она повернута спиной ко всем остальным?».

Объяснение, которое клиент дает своей семейной панораме, пользуясь подобными рисунками и беспристрастно их рассматривая, очень часто может оказаться исключительно информативным. И терапевт, имеющий представление о паттернах, обычно получает достаточно материала для работы.

Техника 42. Передача качеств в отдаленное семейное прошлое

Эта техника является одной из самых эффективных в данной книге. Она появилась на основе техники «замены» Джанет (1889), эриксоновского подхода «человек из сентября» (1967), терапии линии времени Джеймса и Вудсмолла (1988), «сущностной трансформации» Андреас и Андреас (1994) и «репарентинга» Дилтса и МакДональдса (1996).

Здесь я начну с того момента, когда цель, включающая в себя глубокие паттерны социального поведения, уже сформулирована и размечена семейная панорама из раннего детства.

1. У кого в вашей семье не хватало качеств, недостаток которых стимулировал развитие вашего ограничивающего социального поведения?

2. Как только этот член семьи обнаруживается, отсутствующим качествам даются названия (X, Y, Z...).

3. Призовите эти качества по одному. Выберите определенный момент, когда вы очень сильно ощущали в себе это качество. Войдите прямо в эту ситуацию. Установите собственный цвет для каждого качества и подготовьте его для метафорической передачи с помощью машины времени.

4. Вернитесь обратно во времени (на машине времени) в прошлое, взяв с собой эти качества (X, Y, Z...). Найдите члена семьи, который нуждался в этих качествах, когда он или она был маленьким ребенком (то есть вернитесь обратно в то время, когда вашему отцу было шесть лет, взяв с собой качества, которых ему не хватало).

5. Установите хороший контакт с молодым членом семьи и передайте ему или ей эти качества одно за другим, пользуясь их цветами.

6. Визуализируйте, как член семьи растет, обогащенный этими качествами (X, Y, Z...).. Не спешите и последуйте за ним по линии жизни до того момента, когда ваши родители впервые встретились.

7. Визуализируйте контакт между вашими родителями, у одного из которых уже присутствуют эти качества. Продолжайте до вашего зачатия.

8. Ощутите, как эти качества (X, Y, Z.) оказывают влияние на ваших более старших братьев и сестер. Не торопитесь, чтобы полностью ощутить, как эти качества присутствуют вокруг вас, когда вы находитесь в утробе матери, а затем ощутите свое легкое рождение.

9. Почувствуйте, что вы родились и выросли в семье, в которой качества (X, Y, Z.) оказывают влияние на всех. Вырастите до того возраста, семейную панораму которого вы исследовали в начале сессии (т.е. пять лет).

10. Проверьте, как способности (X, Y, Z...) помогли изменить семейную панораму.

N.B. Прежде чем клиент повзрослеет до текущего времени (Техника 45), лучше проделать следующие две техники (Техника 43 и 44).

Возможные проблемы (П.) и решения (Р.) для Техники 42

П. Сложно найти члена семьи, у которого отсутствуют качества.

Р. Выберите того родителя, который оказывает на вас меньшее внимание.

П. В ошибках родителей винят их родителей. Р. Передайте качества бабушке и дедушке.

П. Качества отсутствуют более чем у одного члена семьи.

Р. Передайте эти качества обоим родителям или бабушке и дедушке, когда они были маленькими. Пусть они оба дорастут до того возраста, когда они впервые встретились. Затем пусть клиент посмотрит на историю семьи до момента его зачатия.

П. Качества не достигают цели, отвергаются или клиент отказывается их передавать.

Р. Пусть клиент пошлет качества напрямую, лучшим, по его мнению, способом, из «здесь и сейчас» в далекое прошлое, где родители или дедушка с бабушкой смогут получить их еще в колыбели.

П. Семейная панорама меняется лишь частично, некоторые дети остаются на своих старых позициях.

Р. Нужно отдельно сообщить этим детям о том, что у их родителей появились новые качества.

Техника 43. Проверка местоположения из второй перцептуальной позиции

Показания: профилактика несоответствий в семейной панораме.

В результате Техники 43 или другой техники одна или более семейных персонификаций переместились. Чтобы убедиться, что эти изменения гармонируют с клиентом как цельной личностью, и ни одна персонификация не имеет ничего против, можно проделать следующие шаги:

1. В уме переместитесь на место любого члена семьи (вторая перцептуальная позиция). Нравится ли ему новая ситуация? Как он себя ощущает? Как выглядят с этой позиции остальные члены семьи?

2. Обратите внимания на появляющиеся возражения.

3. Выполните небольшие изменения, пока не будете точно знать, где находятся возражения.

4. Перейдите к следующей персонификации и сделайте то же самое. Экспериментируйте с небольшими изменениями местоположения и направления взгляда, пока и этот член семьи не будет удовлетворен.

5. Продолжайте до тех пор, пока все персонификации, включая вашу, не будут удовлетворены.

Возможные проблемы (П.) и решения (Р.):

П. Вам сложно поместить себя на место персонификаций.

Р. Положите на пол листки бумаги точно в тех местах, где находятся персонификации. Напишите на листочках их имена. Теперь клиент сможет переходить с бумажки на бумажку. Пусть клиент перемещает бумажки с место на место каждый раз, когда делает какие-то изменения, пока не почувствует, что его все удовлетворяет.

П. Изменения проводятся, но решения не получено.

Р. Передача качеств от самоперсонификации к той персонификации, которая не удовлетворена. Вопрос: «Что нужно этому человеку, чтобы он мог остаться в этой позиции?». Способности можно передавать персонификации в детстве или передавать от одного члена семьи другому.

Техника 44. Стабилизация семейной панорамы

Показания: стимулирование переноса из терапевтического контекста в реальную жизнь Как только все персонификации членов семьи одобрили новую панораму:

1. Позвольте клиенту ассимилировать новый образ.

2. Походите по помещению, в котором вы работали, а по возможности и за его пределами. Во время движения клиент пусть представляет себе различные контексты: выходные, работа, шоппинг, походы в гости, одинокая прогулка в лесу. Пусть клиент представит себе новый образ в этих контекстах.

3. Повторяйте это столько, сколько потребуется, чтобы клиент везде и всегда помнил об этом новом образе.

Техника 45. Взросление до текущего момента

Показания: интеграция нового образа в жизненную историю

А теперь попросите клиента повзрослеть с возраста новой семейной панорамы (пять лет) до текущего возраста. Дайте ему столько времени, сколько нужно, и предложите представлять все изменения, которые могли произойти, как можно более реалистично, полностью их прочувствовав. Подобное переживание оказывает сильное стабилизирующее воздействие (Айзерт и Рентель, 2000). Если это необходимо, если внимание клиента захвачено упущенными возможностями, помогите ему вновь вернуться к позиции, ориентированной в будущее.

6.12.1. Заключительное слово о техниках семейной панорамы

Глубокие паттерны социального поведения появляются у человека после того, как он в течение долгого времени на подсознательном уровне воспринимает семейные ситуации. Ребенок рассматривает функционирование своей семьи как «очевидное». Социально-когнитивные паттерны, которые в результате появляются, в некоторых случаях никогда не обсуждаются. Если у клиента недостаточно слов для их описания, то рисунок семейной панорамы позволяет их очень четко выявить. Когда терапевт работает с группой, с той же целью могут применяться семейные созвездия. Оставшаяся часть главы будет посвящена всем «за» и «против» этого метода. Читатели, которым данный метод не подходит, могут сразу перейти к Главе 7.

6.13. Использование метода созвездий

Как я уже упоминал в Главе 1, сознательная интроспекция не поспевает за подсознательными мыслительными процессами. Сознание слишком медленно и недостаточно чувствительно. Все мы упускаем очень многое, когда разговариваем друг с другом. Когда мы общаемся, мы осознаем только крошечные фрагменты того, что происходит в нас и в другом человеке. Если рассматривать общение между людьми подобным образом, то оно окажется действительно очень ограниченным. Терапевту не стоит и пытаться пообщаться со всей семьей и узнать мысли всех остальных - это совершенно невыполнимая задача.

В свете этого мы можем спросить себя: в какие теоретические рамки может втиснуться ссорящаяся, вздорная и нетерпеливая семья? В рамки теории систем или теории хаоса? Семейные терапевты уже в течение нескольких десятков лет наталкиваются на ограничения теории систем, а потому логично, что им стоит поискать альтернативы.

Оттаивание замороженной семейной панорамы

Что происходит, когда мы просим клиента воспользоваться помощью случайной группы людей, чтобы они выступали в качестве репрезентаций семейной панорамы: «Вы займете место моей матери, вы мой отец, вы будете играть роль моей сестры, вы станете здесь и будете моим маленьким братиком, а вы - замена моей бабушки, стойте здесь и ничего не говорите»? Будет ли подобная «неподвижная жизнь» управляемой для терапевта? Будет ли этот инструмент полезен для прояснения отношений?

До определенной степени да. Особенно в начале, когда люди занимают свои места. Но на основании «Метода Семейных созвездий» Берта Хеллингера становится очевидно, что через несколько минут начинают происходить абсолютно непостижимые вещи. Эти на первый взгляд застывшие заместители начинают оттаивать сразу же после того, как их устанавливают на свои места, и между ними начинают происходить таинственные взаимодействия, которые ставят в тупик большинство людей: «Боже мой» Господи! Что здесь происходит?»

Будучи специалистом, я много раз приходил в замешательство, наблюдая подобное. Но становилось еще хуже, когда меня просили это объяснить. Как вы можете объяснить тот факт, что заместители, которые не знакомы с клиентом, его семьей или друг с другом, все вместе производят впечатление, что они точно знают, что происходит в этой реальной семье на уровне эмоций - и даже что произошло в ней сотню лет назад? И как возможно, что эти заместители раскрывают такие факты, которых не знал даже сам клиент? Факты, которые оказываются правдой, когда позже клиент спрашивает о них бабушку! Ни одна теория социального познания не может сказать ничего ценного по этому поводу! А как с точки зрения психологии вы объясните тот факт, что когда заместители договариваются друг с другом, клиент внезапно, после многих горьких лет, вдруг обнаруживает себя в океане покоя?

Лукас, вы говорите, что это подсознательная коммуникация? Но пожалуйста, тогда объясните мне следующее: ведь клиент не разговаривал со своими родственниками и не видел ни одного из них? Иногда заместитель даже может ощутить боль в том месте, в котором одному из членов семьи на прошлой неделе диагностировали рак! Или он автоматически хватается за горло, когда играет дядюшку, который повесился. Или кто-то начинает дрожать, когда стоит возле человека, играющего роль человека, который оказывается его убийцей? Лукас, вы - социальный психолог, так как вы можете это объяснить? Что кто-то избегает встречаться глазами с заместителем, играющим роль его отца, который оказывается вовсе не биологическим отцом? И каким образом заместители, которые начинают с того, что просто пассивно стоят на нужных местах, на которые их поставили, вдруг становятся очень эмоциональными и теряют голову, злятся или печалятся и разражаются неконтролируемыми слезами? (64).

Для каждого, кто имеет представление о сложности бессознательного социального познания, ни одно из этих явлений не будет сюрпризом. Как я уже говорил, никто не в состоянии полностью понять подобное на интеллектуальном уровне, а потому понятно, что мы можем поражаться происходящему во время применение метода созвездий. Удивление, которое при этом испытывают люди, можно сравнить с реакцией западных людей, когда они сталкиваются с «психической хирургией» или «ритуалами одержимости» на сеансе вуду (Деркс и Холландер, 1998).

Но какими бы неотразимыми ни были паранормальные объяснения, в данной книге я буду придерживаться точки зрения, что они находятся в рамках теории социального познания.

Системная психотерапия Хеллингера

Звезда Хеллингера быстро восходит над европейским терапевтическим миром. И это неудивительно, ведь его методу созвездий присущи удивительные магически-религиозные аспекты, и он отодвигает в сторону привычную психотерапию. Мастер-класс по системной психотерапии, в котором центральная роль отводится методу созвездий - это обычно очень трогательное событие. Большинство людей, которого оно затрагивает эмоционально, чаще всего отрицают рациональные объяснения, чтобы не утратить ощущения чуда: они стремятся защитить свой опыт от любой дисквалификации с помощью интеллекта.

Я прекрасно понимаю, что в этой главе не смогу отдать должное системной психотерапии Хеллингера, так как собираюсь ограничиться темами, имеющими отношение к бессознательному социальному познанию. А потому если вы хотите изучить, что стоит за этим методом, я могу только посоветовать вам изучить работы Хеллингера, Вебера и Варга фон Кибета и их коллег. Для меня как исследователя метод созвездий - это великолепный социальный, психологический и антропологический эксперимент, который дает множество удивительных инсайтов. О некоторых из них я расскажу в данной главе.

Магия предков

С антропологической точки зрения можно заметить, что Хеллингер практикует одну из разновидностей «магии предков», адаптированную к условиям западной культуры. Он представляет ряд древних целительных принципов, которые мы, возможно, утратили в конце неолита, но которые вполне себе живы во многих других культурах (Льюис, 1971).

Хеллингер заставляет нас взглянуть в лицо тому факту, что судьбы наши предков могут просачиваться и в наши собственные судьбы - и это может иметь катастрофические последствия. Информация Хеллингера оказалась для нашей культуры неожиданной, как удар грома среди ясного дня, ведь мы привыкли притворяться, что семейная история представляет интерес только в качестве анекдота. Если смотреть на это с точки зрения западного индивидуализма, то мысль о том, что предки могут отрицательно повлиять на вашу жизнь - это аномалия (Поуэлл, 1992).

Семейные созвездия - это зачастую ритуал, который помогает нам примириться с предками. (65). Подобные ритуалы, призванные умилостивить предков - подношения, молитвы, танцы и диковинные наряды - во многих культурах считаются важной частью исцеления и поддержания психосоциального баланса (Буржиньон, 1968; Льюис, 1971; Деркс и Холландер, 1996а, 1998).

У нас в нашей культуре подобной возможности нет (66), что означает: зачастую мы застреваем в проблемах, которые восходят еще к нашим предкам. В рамках теории, которая излагается в данной книге, было бы разумным предположить, что персонификации из отдаленного прошлого могут доставать нас через родителей и, почти незамеченные, могут занимать центральные позиции нашей Социальной панорамы.

Подумайте о прапрадедушке, который был беден как церковная мышь, о членах семьи, убитых в концлагере, или борцах за социальные идеи. Если вы нарушаете табу своей семьи - проматываете деньги, отправляетесь отдохнуть в Японию или Германию, или увольняете своих сотрудников - вы вступаете в конфликт с персонификациями внутри себя, которые обычно надзирают за тем, чтобы вы следовали правилам. Но как же разрешить подобную ситуацию? Во многих культурах это делается через праздничные церемонии.

Народы Африки и Южной Америки проводят ритуалы для предков, в которых живущие переодеваются в костюмы и представляют духов предков, танцующих по улицам деревни. Членам общины не составляет никакого труда поверить в реальность происходящего. «Заместителей предков» обнимают, дарят им подарки и переживают сильные эмоции. Другими словами, системная терапия делает для нас то, что в отдаленных уголках Земли делает магия предков.

Яркий социальный опыт

Однако метод созвездий применяется не только для налаживания взаимоотношений с предками. Он эффективен практически для любых видов проблем. Один из моментов, который я, социальный психолог, считаю одним из самых интересных - это размер групп участников: данный метод иногда применяется в группах с несколькими сотнями членов. Интенсивность, с которой все происходит, очень быстро приводит к установлению мощных связей, но все выходит далеко за рамки того, что может высвободить любой тренинг, призванный развить чувствительность.

Группы, принимающие участие в терапии созвездий, очень часто получают коллективный духовный опыт в рамках «всеобщего человеческого воссоединения» и «звена в цепи поколений». Хеллингер, бывший священник, который родился в 1925 году, обладает очень заразительным стилем ведения подобных групп. Применяя архаичный язык и виртуозные техники для преодоления сопротивления, он почти каждого может убедить в том, что его метод намного превосходит все другие «обычные» методы терапии.

Опыт Хеллингера в сфере групповой динамики, первичной терапии, психоанализа, транзакционного анализа и гипнотерапии позволяет ему очень хорошо обнаруживать самые простые связи. Однако любой, кто попытается обсудить с ним терапевтические результаты работы, не получает ничего: «Дело не в результате. Неважно, будет ли клиент чувствовать себя лучше. Важно, чтобы любовь сделала свое дело». Любому, кто подходит к Хеллингеру поговорить о часто упоминаемых рисках его метода, будет сказано: «Да, конечно, это опасная терапия»». И, как говорит Холландер (1997), люди логически делают вывод, что раз терапия опасна, то она эффективна. Метод привлекает множество людей - они хотят проверить, смогут ли они его применить. Опасность служит скорее приманкой, нежели средством устрашения.

Восхищение и критика

Хеллингер, который в 1981 году решил стать семейным терапевтом, вдохновленный работами Ивана Божормений-Неги, имеет как последователей, так и критиков. Последние часто называют его высокомерным гуру, который навязывает людям свое мнение - «Я постиг реальность». Другие критикуют отсутствие последующей проверки и пассивную роль, которую он отводит своим клиентам. Некоторые сомневаются в эффективности его терапии, другие называют ее непродуктивной. Однако я никогда не слышал, чтобы критики обвиняли его в плагиате. По моему мнению, одна только его оригинальность уже может служить поводом для восхищения. Он - самостоятельный мыслитель, который никому и ничему не идет на уступки, нонконформист, очень многое сделавший для развития психотерапии.

6.13.1. Созвездия: ведущая роль ритуала

Хеллингер и его коллеги часто говорят о «системной семейной терапии». Но чаще всего в этой области используется немецкое слово «Aufstellung», которое буквально означает «поставить в позицию». На английский это слово перевели как «созвездия», и данное слово не передает сути деятельности: людей расставляют на определенные места в пространстве. В названиях мастер- классов по этой методике слово ««Aufstellung»,» присутствует почти всегда, к примеру, «Системные созвездия (Aufstellung) по Берту Хеллингеру», «Исцеление с помощью семейных созвездий (Aufstellung)» и «Работа с компаниями по методу созвездий (Aufstellung)». Вебер, Гросс и Эссен разработали «Созвездия для организаций (Aufstellung)» (Айзерт и Рентель, 2000), а термины «структурные созвездия», «проблемные созвездия» и «тетралеммные созвездия» придумали Спаррер и Варга фон Киберт (19898).

Все это иллюстрирует ту центральную роль, которую для этих терапевтов играет ритуал расстановки заместителей, стоящих на полу. Однако о терапевтических результатах подобных методов говорят редко, они никогда не проходили проверки (Вебер, 1998). Что делает «Aufstellung» настолько важным? Сам Хеллингер подчеркивает, что ритуал расстановки «позволяет увидеть реальность» и что благодаря ему иногда удается решить психологические проблемы. «Подобное созвездие помогает людям войти в гармонию со своей судьбой». Он не позиционирует данный метод как «терапию» в традиционном смысле этого слова.

Терапевтическое изменение когнитивных социальных конструкций, которое для меня является основной целью, в работе с созвездиями занимает второе место.

Как мы уже видели, созвездия можно применять и для других целей, делая видимой семейную панораму. Варга фон Кибет (1995; 2001; Варга фон Кибет и Спаррер, 1998) пользуется ими для работы с любыми видами проблем, как социальных, так и несоциальных. Стоит особо отметить то, что в его работе заместители играют роли и метафорических персонификаций. Хеллингер также их применяет: заместители у него играют «смерть», «болезнь» или «мою страну». Терапевтический эффект применения метафорических персонификаций является результатом того, что это позволяет вовлечь в решение проблем и социальную операционную систему, для которой в ином случае эти проблемы находились бы вне компетенции. В работе Вебера (1998, 2001) мы видим применение групповых персонификаций. Он, к примеру, пользуется всего одним заместителем для изображения организации или отдела.

Перед расстановкой

Прежде чем начать создавать семейное созвездие, Хеллингер спрашивает своего клиента о генеалогических фактах и самых важных событиях в семейной истории «Кто-либо в вашей семье умер молодым? Были ли у ваших родителей другие браки? Не теряла ли ваша мать ребенка?». Он обращает особое внимание на такие события, как ранняя смерть, конфликты, болезни, преступления, потери, войны, браки и разводы. При этом он не спрашивает, что означают для клиента подобные моменты.

«Если упоминается важный человек, я сразу перехожу к работе. Остальную информацию я получу от созвездия», - говорит Хеллингер (1995).

Как только Хеллингер усматривает повод для создания созвездия, что почти всегда помогает обнаружить причину, он просит клиента выбрать людей, которые будут служить заместителями для членов семьи. Клиент обычно спрашивает других участников расстановки: «Вы будете моим дядей? Вы будете моей умершей сестрой?».

Чтобы клиент мог найти верные места для заместителей, его обычно просят хорошо сконцентрироваться и уйти вглубь себя. Если клиенту сложно сконцентрироваться, большинство терапевтов, проводящих расстановки, прекращают сессию: они не применяют никаких трансовых внушений, чтобы облегчить клиенту работу. Хеллингер обычно дает клиентам такие инструкции: «Возьмите людей, которых вы выбрали, по одному, за плечи обеими руками и поставьте их на то место, где, по вашим ощущениям, они должны находиться по отношению друг к другу. Как только вам покажется, что все правильно, остановитесь. Следуйте своим чувствам, делайте так, как вам кажется правильным в настоящий момент. Проверьте, все ли правильно, а затем садитесь». (Хеллингер, 1995).

Клиент обычно выбирает и своего заместителя, чтобы сам он мог сесть и наблюдать за расстановкой на расстоянии. Он наблюдает за действиями терапевта и его заместителей.

Два различных вида деятельности в созвездиях

Если мы изучим метод созвездий, то становится ясно: все виды деятельности в нем можно разделить на две части:

1. Превращение внутреннего опыта в конкретные ощущения.

Семейная панорама или другие внутренние образы можно сделать видимыми и осязаемыми. Таким образом, они становятся доступными и для клиента, и для терапевта, и для аудитории, которая всегда присутствует при такой работе. Тот факт, что все могут видеть то, что происходит, превращает подобную работу в некое подобие театра, так что здесь будет вполне уместным сравнение с психодрамой. Тот факт, что каждый может следить за процессом как за

разворачивающейся в реальном времени пьесой, является одним из очень привлекательных аспектов работы с созвездиями: любые другие демонстрации на фоне этого метода просто меркнут. Положительным моментом является также то, что в демонстрации принимает участие большое количество людей.

Наряду с тем, что метод позволяет сделать внутренний социальный опыт человека осязаемым, он включает в себя и еще один вид деятельности:

2. Использование импульсов, возникающих у заместителей. Когда заместители находятся на месте, их можно легко заставить выразить свои чувства, мотивы и мысли. Эта легкость исходит из того факта, что заместителям в созвездии очень сложно вести себя как безжизненным манекенам. Как я уже упоминал, само созвездие и те истории, которые они слышат, автоматически начинают что-то пробуждать в заместителях. Их собственная социальная оперативная система начинает автоматически придавать социально­эмоциональное значение получаемой информации, в частности, по поводу той позиции, на которой они находятся. Терапевту не нужно быть особым экспертом, чтобы активировать заместителей и побудить их начать выражать свое восприятие ситуации. Зачастую достаточно бывает вопроса «А что ощущает отец?».

Если жестко не направлять ход расстановки, заместители быстро начинают следовать собственным импульсам. Они начинают передвигаться в пространстве и взаимодействовать друг с другом. Чтобы они не нарушали ход процесса, большинство терапевтов работают в довольно авторитарном лидерском стиле. Хеллингер пользуется только одним микрофоном, который никому не дает. Заместители в его расстановках могут двигаться или говорить только тогда, когда терапевт дает им на это разрешение.

Местоположение - это инкарнация отношений

Ряд вещей, которые происходят во время расстановок, не вызовет удивление у тех, кто читает эту книгу с самого начала. Мы уже знаем, что подсознательные социальные когнитивные качества очень сильно реагируют на фактор «местоположение». Люди начинают автоматически приписывать рациональное значение пространству, которое между ними находится. Если одному из участников созвездия дается инструкция «ощутить то, что он чувствует», легкий транс, в который он при этом входит, облегчает для него выражение социальных чувств. Лично я полагаю, что каждый человек, у которого в голове есть Социальная панорама, будет обладать чувствительностью по отношению к пространственным позициям (стоящих) людей. В методе созвездий эта чувствительность усиливается, и люди могут начать ощущать интенсивные социальные эмоции.

Ролевая идентификация

Наряду с этим мой опыт показывает, что минимальные знания о прошлом человека, к примеру, «Мой отец был плотником», могут дать достаточно информации для того, чтобы у человека появилась достаточно сформированная персонификация. Как только персонификация сформирована, заместитель сможет занять с ее помощью вторую перцептуальную позицию. Заняв эту позицию, он сможет сразу же создать образ себя с этой позиции. Теперь он готов действовать как активный заместитель.


Когда дети «притворяются», они полностью идентифицируют себя: если дать ребенку инструкцию «ты - полицейский», он тут же сможет «стать» офицером полиции. В рамках мастер-класса вопрос клиента «Вы будете моей сестрой?» работает аналогичным образом. По-видимому, взрослые так и не утрачивают своей детской способности идентифицироваться с ролью: они целыми днями играют в «папу и маму» или «продавца и клиента» (Джонстон, 1979). По мере взросления эта способность может даже становиться сильнее.

В кино актер, который появляется в кадре всего на секунду, при этом ничего не делая и имея отсутствующее выражение лица, может легко восприниматься зрителем как пришелец в человеческом обличье. Та же скорость понимания характерна и при использовании метода созвездий. Видимо, наш подсознательный ум способен при минимальных инструкциях генерировать массу информации. К примеру, «вы мой дедушка» - нам даже не придется принимать сознательного решения, чтобы «стать» дедушкой.

Однажды, когда я выступал в роли заместителя, у меня была только информация о том, что я - самый старший сын в семье из девяти человек, что мать вышла замуж за человека ниже ее по положению и никаких свадебных фотографий в семье не было. Мое подсознание тут же начало обрабатывать эту информацию, и при этом я почти не осознавал этот мыслительный процесс. Когда моя мама-заместитель сказала моему папе-заместителю «Смотри, это твои дети», мой отец- заместитель автоматически несколько раз покачал головой. Когда он подошел ко мне ближе, я ощутил интенсивный холод. И только тогда до моего сознания дошло: я не был его биологическим сыном.

6.13.2. Не социальное познание, а «система»

Сделать семейную панораму видимой с помощью созвездий - это только начало. Следующий шаг - изменить ее. Один из самых полезных аспектов применения метода созвездий заключается в том, что заместителей можно легко передвигать с места на место. Перемещая и поворачивая их, мы можем быстро изменить созвездие.

Если рассуждать логически, клиента стоило бы побудить выполнить те же изменения в его Социальной панораме. Но большинство терапевтов, практикующих этот метод, за работой которых я наблюдал, почти не тратят времени на импринтинг у клиента нового образа. А это может указывать на две вещи:

1. Терапевт знает, что подсознание быстро запишет новую конфигурацию и на эту его автоматическую способность вполне можно положиться.

2. Терапевт не ставит своей основной целью изменение социальных конструкций клиента.

Тот факт, что многие терапевты не рассматривают изменение социальных когнитивных структур в качестве своей важной цели, становится очевидным в первую очередь на основе того, что они почти не пользуются выражениями, применяемыми по отношению к социальным конструкциям - к примеру, «внутренний образ» или «социальная репрезентация». Гораздо чаще они говорят о другом факторе, который меняется в процессе применения метода созвездий, называя его «система». По-видимому, они подразумевают под этим нечто отличное от понятия, признанного в традиции Пало-Альто. Скорее всего, у терапевтов, применяющих метод созвездий, имеется


мнение о том, что «система» - это нечто автономное и отдельное от клиента, и она автоматически абсорбирует любые произведенные изменения.

Давайте попробуем подумать над этой идеей «системы». Первое, что нам придется признать - работа с созвездиями не обязательно меняет что-то в душе клиента: изменения происходят в той системе, в рамках которой действует клиент. И тогда возникает вопрос: «Из чего же состоит эта «система»? Терапевты часто рассматривают ее как поле энергии, не ограниченной временем или местом. Это означает, что система выходит за рамки «нормальной» психологии и выходит в сферу паранормального.

Тот факт, что система является очень чувствительной к пространственным позициям, как правило, не привлекает никакого внимания большинства терапевтов, применяющих созвездия. Они мало говорят об этом выдающемся феномене. Некоторые из них полагают: местоположения - это определенные узловые моменты системной энергии, но местоположения, конечно - это не то же самое, что система. Вполне возможно, по их мнению, что система может существовать и вообще без местоположений. Многие отмечают, что они верят: изменение в местоположении напрямую влияет на место человека в системе. Сдается, что они рассматривают систему как мерцающую где- то за рамками местоположений, которые являются для них лишь метафорическим или материальным выражением системы.

«Системагические» изменения

Следующий вопрос, который возникает, если мы пытаемся следовать этой точке зрения, таков: «Что делают с системой созвездия?». Согласно этой точке зрения, ритуал созвездий сам по себе пробуждает систему - или, скорее, призывает ее. Для тех, кто просто сидит и смотрит, система не будет проявлять большую активность. Но как только клиент на подиуме начинает говорить о своей семье, и, конечно, как только он начинает подбирать заместителей, силы системы приводятся в действие. Заместители вскоре начинают работать в качестве эмоциональных антенн для ее сигналов. Из объяснений работы терапевтов, работающих по системе созвездий, мне не вполне понятно, приписывают ли они клиенту функции передатчика - он служит станцией, передающих информацию от системы к заместителям. Некоторые, похоже, даже предполагают, что систему клиента можно вызвать даже без присутствия самого клиента.

Если следовать трактовке системы в той форме, в какой ее понимают терапевты, занимающиеся системой созвездий, то можно прийти к абсурдным выводам. Это будет значить, что у каждого без исключения родственника клиента где-то в системе найдется место - в том числе и для неизвестного. Чтобы адекватно общаться с заместителями, системе нужно знать историю семьи по меньшей мере на поколение назад, в том числе и все семейные секреты и табу.

Помимо этого будет верным и то, что заместители, которые не принадлежали системе, когда просто сидели в комнате, становятся ее частью, как только их поставили в созвездие. Узловой пункт энергии системы, который открывается в данном месте созвездия, будет служить прямым каналом между заместителем и человеком, которого он представляет.

Следствием этой точки зрения становится то, что терапевт, работающий с созвездиями, зачастую полностью игнорирует тот факт, что заместители - это не «реальные» люди. Они (намеренно?) смешивают символ и реальность - в антропологии это называют «магией репрезентации». И если судить по интенсивности эмоций заместителей, они зачастую забывают о том, что просто играют роль. Термин, который лучше всего описывает это явление - «одержимость» (Буржиньон, 1968; Джонстон, 1979:156-164). Подобное полное погружение в роль мы можем наблюдать у актеров, медиумов, политиков, гипнотизируемых людей и играющих детей; это нормальный и повсеместно распространенный социальный навык.

Многие терапевты, пользующиеся методом созвездий, верят, что система дает заместителям точную информацию о социально-эмоциональном статусе «настоящих» членов семьи, которых они представляют (Варга фон Кибет и Спаррер,1998). Но если об этом предмете упоминается во время сессии, они отмахнутся от него как от не относящегося к делу теоретизирования. Опасность подобных дискуссий заключается в следующем: если не будет доказано, что заместители являются надежным источником информации, работа с созвездиями в значительной степени л<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.