Распознавание паттернов в социальных панорамах. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Распознавание паттернов в социальных панорамах.

2017-06-25 313
Распознавание паттернов в социальных панорамах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модель Социальной панорамы появилась в основном благодаря клинической информации. Систематическое исследование определенного аспекта (в данном случае социального) субъективного опыта огромного числа клиентов - это совместное использование количественных и качественных методов. Подобный метод сбора информации получил название «популяционное моделирование». Однако он помогает ответить далеко не на все вопросы, возникающие при изучении пространственного местоположения в социальном познании.

Лакофф и Джонсон (1999) предположили, что когда люди испытывают один и тот же вид телесных ощущений, на основе этого у них создаются идентичные базовые концепции и они конструируют аналогичные метафоры для жизни. Но здесь возникает интересный вопрос: является ли Социальная панорама всеобщим психологическим феноменом? И действительно, все ли люди репрезентируют социальную реальность одинаково?

Будучи социальным психологом, я заинтересовался вопросом: получится ли у меня в ходе эксперимента исследовать, являются ли социальные панорамы универсальными, а также обнаружить, каким образом можно подсчитать и измерить разницу и сходство у различных представителей популяции. Для этого я провел ряд пилотных исследований. Я привожу их здесь для того, чтобы укрепить понимание читателя. Кроме того, они могут послужить отправной точкой для тех коллег, которые захотят исследовать область бессознательного социального познания.

23 мая 1993 года я провел свой первый эксперимент. Моими испытуемыми были 24 студента, изучающих терапию. Ни один из них не был знаком с концепцией социального познания и пространственной репрезентации. Я попросил всю группу установить местонахождение в пространстве вокруг них 4 категорий людей (несогласные, добрые, сильные и слабые). Это местоположение они затем должны были обозначить на специальной диаграмме. Эта диаграмма представляла собой схему, в которой «я» находилось в центре. Испытуемые могли с помощью буквы обозначить то место, где они воспринимали эти различные категории людей. Чтобы показать, на каком уровне относительно уровня глаз воспринимались эти четыре категории, вокруг «я» был нарисован широкий круг, обозначающий линию горизонта.

Трое из 24 субъектов не смогли ясно выразить требуемое в двух измерениях. 21 человек успешно справился с заданием, но им было сложно провести различия между «высоко» и «низко», а также между «далеко» и «близко».

Им был задан такой вопрос: «Где бы вы поместили несогласных, добрых, сильных и слабых людей: слева или справа, за спиной или перед собой, высоко или низко, далеко или близко? Используйте буквы Н, Д, С и Сл., чтобы обозначить местоположение». Я дал им достаточно времени на то, чтобы подумать. Я отказывался отвечать на любые вопросы по поводу того, что я имел в виду под, к примеру, «сильными» - я хотел, чтобы ответы испытуемых определялись только их собственной интерпретацией этих слов. Схема результатов для ответа «сильные» представлена на рисунке.

Половина людей поместили несогласных перед собой, другая половина разместила их за спиной. Несогласные люди, которые были за спиной, находились на уровне ниже, чем те, которое были спереди. Только 2 из 11 находились ниже уровня горизонта. Все испытуемые поместили добрых людей перед собой, причем 2/3, то есть большинство, разместили их справа и достаточно низко.

19 из 22 поместили слабых людей ниже уровня горизонта, 16 из них находились слева и внизу. 11 человек из 21 разместили сильных в середине, высоко и впереди.

В июне того же года я повторил это упражнение в группе обучающихся, состоявшей из 51 человека. Они также не были знакомы с основными концепциями. Вопрос, который я им задал, был несколько переформулирован: «Какое место пространства вокруг себя - слева-справа, сзади- впереди, высоко-низко, далеко-близко - вы ассоциируете с несогласными, добрыми, сильными и слабыми людьми?». Результаты оказались схожими с результатами первого пилотного исследования. В этой группе испытуемые также столкнулись со сложностями отображения трехмерных объектов в двухмерном рисунке.

2 декабря 1993 года и 11 марта 1994 года я провел еще два эксперимента. В этих экспериментах я пользовался бумажным кольцом, на внутренней стороне которого испытуемые могли писать свои ответы.

Испытуемым нужно было представить себе в центре этого кольца. В середине внутренней части кольца был нарисован горизонт, а также обозначены четыре направления: спереди, слева, справа и сзади. С помощью этого кольца было гораздо проще указать правильное направление. Я попросил испытуемых прикинуть расстояние в так называемых «ментальных метрах». Испытуемые ставили метку с помощью буквы (Д-добрый) и цифры (5-на расстоянии 5 метров). В обоих экспериментах подобный метод позволил получить гораздо более точную информацию. Результаты, однако, оказались довольно схожими с результатами более ранних пилотных исследований.

Общие паттерны.

Описанные выше пилотные исследования и мои собственные наблюдения позволили мне прийти к следующим выводам:

1. Инструкции, которые касаются того, чтобы охарактеризовать людей в зависимости от их местоположения, не вызывают сложностей и легко понимаются. Этот факт, наряду со спонтанным выходом на поверхность пространственных описаний взаимоотношений, который проявляется как у клиентов, так и у людей в целом, поддерживает гипотезу относительно всеобщей тенденции кодировать социальный мир в ментальном пространстве.

2. Сходство между отдельными людьми позволяет предположить наличие универсальных паттернов репрезентации социального мира. Эти паттерны большинству людей кажутся «очевидными». Они, скорее всего, являются прямым результатом того, каким образом социальная реальность репрезентирует себя у каждого из нас, а также того, как повторяющиеся и длительные ситуации заставляют нас обобщать, начиная с раннего детства. (30).

Помимо универсальных паттернов, которые применимы исключительно к социальной сфере, существуют еще несколько других, более базовых по своей природе, которые применимы и в физической сфере - в мире вещей. Мы можем назвать их «универсальные паттерны опредмечивания».

Мы уже коротко обсудили опредмечивание (Отч; 2001), в Главе 1. Там мы говорили о персонификации как об одной из разновидностей опредмечивания: люди - это вещи определенного рода. «Опредмечивание» - это термин, означающий ментальную репрезентацию объектов. В Главе 1 мы обсуждали факторы опредмечивания: какие характеристики должны присутствовать, чтобы мы могли создать определенную концепцию репрезентации вещи? Мы узнали: для того, чтобы вещь могла считаться вещью, ее концепция должна включать в себя местоположение (о ней можно думать как о находящейся в каком-то месте Вселенной), она должна рассматриваться как имеющая объем, поверхность, вес, размер и цвет. Если это действительно так, то концепция должна также соответствовать еще ряду других правил, которые базируются на вышеописанных. Эти правила мы называем универсальными паттернами объективизации. Вот примеры нескольких подобных паттернов:

· Размер объективизации зависит от расстояния и высоты.

· Чем ближе к центру находится объективизация, тем более она важна.

· Чем ближе репрезентируется объективизация, тем большее влияние она оказывает.

· Объективизация, которая находится на переднем плане, получает больше внимания

· Объективизации обычно репрезентируются как стоящие на земле.

· Часть объекта репрезентирует объект целиком.

Эти общие паттерны явно соотносятся с описанием «субмодальностей, которые дает Ричард Бэндлер (1985), «законами гештальта» из гештальтпсихологии и законом эйдетических образов Ахтера Асена (1968, 1972). Все это заставляет нас предполагать, что существуют доказательства, позволяющие сформулировать набор правил, которым соответствует весь когнитивный контент.

В этом исследовании мы начнем с описания дополнительного набора паттернов, которые применимы только к персонификациям. Открытые нами общие черты в способах, которыми мы воспринимаем людей в своем уме, таковы:

Расстояние

· Люди, которых мы любим и которые нам небезразличны, воспринимаются как расположенные поблизости от нас.

· Мы можем ощущать температуру тела людей, которые находятся рядом с нами.

Центр внимания

· Важные для вас люди привлекают ваше внимание и будут помещаться в центре.

Размер

· Большие и сильные люди могут принудить вас занять слабую позицию.

· Большие сильные люди могут вас защитить.

· Большие сильные люди могут что-то у вас отбирать.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.