Своеобразие русского реализма 2 половины XIX в. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русского реализма 2 половины XIX в.

2017-06-25 548
Своеобразие русского реализма 2 половины XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Творчество Островского. Драма «Гроза». Особенности конфликта

Творчество.

Популярность А.Н. Островскому принесло произведение «Свои люди - сочтемся». После того как оно было опубликовано, его труд оценили многие писатели того времени. Это придало уверенности и вдохновения самому Александру Николаевичу.

После такого успешного дебюта им было написано много произведений, которые сыграли немалую роль в его творчестве. К их числу можно отнести следующие:

"Гроза"

"Лес"

"Таланты и поклонники"

"Бесприданница".

Все его пьесы можно назвать психологическими драмами, так как чтобы понять, о чем писал писатель, нужно глубоко углубиться в его произведение. Персонажи его пьес были разносторонними личностями, которых понять удавалось не каждому. В своих произведениях Островский рассматривал, как рушатся ценности страны.

Каждая из его пьес имеет реалистичный финал, автор не пытался все закончить положительным финалом, как многие писатели, для него главнее было показать в своих произведения реальную, а не вымышленную жизнь. В своих произведениях Островский пытался отобразить жизнь русского народы, и, причем, он ее ничуть не приукрашал – а писал то, что видел вокруг себя.

Сюжетами к его произведениям служили и детские воспоминания. Отличительной особенностью его творчества можно назвать то что его произведения были не совсем цензурными, но не смотря на это, они оставались популярными. Быть может, причиной его популярности было то, что драматург пытался читателям представить Россию такой, какова она является. Народность и реализм – это главные критерии, которых придерживался Островский при написании своих произведений.

А.Н. Островский особо занялся творчеством в последние годы своей жизни, именно тогда он написал наиболее значимые драмы и комедии для своего творчеств. Все они были написаны неспроста, в основном его произведения описывают трагичные судьбы женщин, которым приходится в одиночку бороться со своими проблемами. Островский был драматургом от Бога, ему, казалось бы, удавалось писать очень легко, мысли сами приходили в его голову. Но им были написаны и такие произведения, где приходилось потрудиться. В последних произведениях драматургом были разработаны новые приемы подачи текста и выразительности – которые и стали отличительными в его творчестве. Его стиль написания произведений очень оценил Чехов, что для Александра Николаевича выше всяких похвал. Он пытался в своем произведении показать внутреннюю борьбу героев.

«Гроза».

«Гроза», написанная в 1860 году, стала неким символом, открывшим новую эпоху в создании русских характеров, особенно женских.

В этом смысле выделяются две главные героини пьесы: Кабаниха, почтенная купчиха, и ее молодая сноха Катерина. Первая, по словам одного из жителей Калинова, где происходит действие пьесы, «домашних заела совсем». И первой в ряду несчастных жертв становится жена единственного сына Тихона – Катерина.

Все жители города Калинова, вымышленного, но очень ярко представляющего типичный провинциальный русский городок на Волге, уже давно привыкли, что в городе царят «жестокие нравы». Их поддерживают два самодура (слово, удачно примененное Островским, означающее того, кто действует только по собственной прихоти, не считаясь ни с чьим мнением) – купец Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

В семье первого жена с утра всех домашних умоляет: «Батюшки, не рассердите, голубчики, не рассердите!» Иначе беда: всем, кто попадется под руку, не поздоровится. В семье Кабановой внешне все благопристойно: сын Тихон, который не смеет ослушаться маменьку и живет не «по своей воле», а «как маменька велит». А маменька велит, чтобы во всем был порядок, который был заведен еще в домостроевские времена. Следствие такого порядка – примитивные представления об окружающем мире, которые, например, демонстрирует странница Феклуша, рассказывая почтенным купцам о людях «с песьими головами» и о том, что «Литва с неба упала». Недаром русский критик Николай Добролюбов назвал подобную атмосферу «темным царством».

Те, кто вырос в подобных условиях, либо подчиняются, как Тихон, либо только делают вид, что подчиняются. Например, дочь Кабановой, Варвара, привыкла жить по принципу: «Делай все, что хочешь, лишь бы было все шито да крыто».

Именно этому она пытается научить и Катерину. Только вот невестка Катерина, выросшая совсем в других условиях, не привыкла притворяться и лицемерить. Она пытается доказать право на собственное мнение, но постоянно наталкивается на язвительные замечания свекрови: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают». Катерина, выросшая, точно птичка на воле, привыкшая все делать без принуждения, в доме Кабановых чувствует, что «скоро завянет».

Еще одна жертва самодуров – племянник Дикого Борис, оказавшийся в Калинове тоже не по своей воле. Он вместе с сестрой ждет наследства от дядюшки, но при условии, если они будут к нему почтительны. Все, включая Кудряша, весельчака и балагура, прекрасно понимают, что невозможно это условие выдержать при характере Дикого (не случайно автор использует «говорящую» фамилию).

Именно такого доброго, честного, но безвольного человека полюбила Катерина. Она не хочет, как Варвара, скрывать свои чувства, не желает жить воровской любовью: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» Десять дней, пока Тихон был в отъезде, встречалась Катерина с Борисом с помощью Варвары, у которой был ключ от садовой калитки.

После возвращения мужа Катерина не нашла в себе силы скрывать правду – она призналась в грехе прилюдно. Сцена признания Катерины – кульминация пьесы. Она прописана автором детально, и читатель или зритель имеет возможность испытать ту сложную гамму чувств, которую пережила героиня.

Вот она оказывается в галерее, где прогуливаются жители Калинова. Вдали раздается удар грома, и Катерина вздрагивает: она уверена, что это Бог гневается, ведь она очень религиозна. Появление Бориса повергает героиню в смятение. К тому же в галерею приходит сумасшедшая барыня со словами о том, что «за все отвечать придется» и «с красотой лучше в омут с головой». Ее слова, как будто обращенные к Катерине, вызывают у молодой женщины новый приступ страха. Она хочет помолиться, чтобы снять тяжесть с души, но встав возле стены на колени, видит изображение геены огненной и понимает, что Бог ее не простит – слишком много нагрешила. Eе признание сопровождается ударом грома.

Дальнейшее существование Катерины в доме Кабановых напоминает преисподнюю: многозначительные намеки Кабанихи, молчаливое согласие Тихона, который вновь демонстрирует свою слабость, напиваясь в трактире каждый день, и последнее предательство – отъезд Бориса, уезжающего «в Сибирь не по своей воле». Все в «темном царстве» живут не по своей воле – одна Катерина не желает отказываться от своей воли.

Простившись с Борисом, она идет на берег Волги и бросается с обрыва в реку. Не сразу решается Катерина на этот страшный поступок: она набожна и прекрасно знает, что именно самоубийство – самый страшный грех для верующего человека. Однако теперь для нее «что домой, что в могилу – все равно». А еще она уверена: «Кто любит, тот будет молиться».

Можно много и долго спорить по поводу того, сила или слабость характера проявилась в поступке Катерины. Важно другое: окружали ее только слабые мужчины. Тихон спасался от гнета матери постоянными отлучками («Как подумаю, что две недели надо мной этой грозы не будет…»). Борис, прекрасно сознавая, на что решится Катерина после его отъезда, все-таки не берет ее с собой, перекладывая ответственность на другие плечи. Сама же Катерина не смогла смириться с таким положением в семье Кабановых, своей смертью сделав «страшный вызов самодурной силе», по словам Н. Добролюбова. И этот вызов был принят: безропотно соглашавшийся со всеми словами матери, Тихон над трупом жены бросает обвинение в лицо Кабанихе: «Вы ее погубили! вы, вы, вы…»

Такая цельная и смелая натура, как Катерина, в русской литературе станет прообразом «тургеневской девушки», то есть героини, способной «идти до конца», не сворачивая с пути и достигая намного больше, чем мужчина, жертвуя собой ради какой-то идеи. Такой тип возникнет позже в романах другого великого русского писателя XIX века – Ивана Сергеевича Тургенева.

Особенности конфликта.

Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать ее гибель как результат столкновения с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма — это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил. В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой, поэтому пьесу можно определить как трагедию. Трагедия — это произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: здесь хор заменяют некоторые внесюжетные герои (Кулигин), а развязка заканчивается гибелью главного героя.

Гибель Катерины — результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в котором они живут. Например, Кулигин — это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле — излюбленная тема средневековья, или громоотвод, цитирует поэтов XVIII столетия Ломоносова и Державина. Борис — это уже образованный человек XIX века. Катерина же — героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве — это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этом идеализированном мире царит только всепроникающая взаимная любовь и человек не отделяет себя от общества.

Катерина воспитана так, что не может отказаться от нравственных законов, всякое нарушение их — неминуемая смерть. Героиня оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь та только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и сын.

Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе: патриархальный уклад оказывается ложен и разрушается прямо на глазах. Она не может сжиться с этим обществом, оно чуждо ей. Для Катерины муж — это опора и властелин. Но Тихон не таков, жена разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства — чувства личности, которое оборачивается “греховной” любовью. Это чувство для Катерины — страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить.

Во многом судьбу Катерины решает Варвара, подбивая ее идти на свидание, без нее вряд ли Катерина решилась бы на это. Варвара относится к тем молодым людям города Калинова, которые сформировались на переломе патриархальных отношений. Но Катерина как личность с высокими нравственными требованиями не умеет приспосабливаться через насилие над собой. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы “Домостроя”. То чувство, которое зародилось в героине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех — самоубийство. Итак, можно сделать вывод: пьеса “Гроза” — это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.

Романный мир И. Тургенева

Романы Тургенева, бесспорно, - значимая часть того фундаментального вклада, который внесла русская литература XIX века в фонд мировой классики. Откликом на самые важные и злободневные вопросы современности XIX века стали его произведения второй половины 1850-х - начала 1860-х годов с их новыми темами, идеями и героями. Нужной формой, решающей проблему содержания, стал роман. Один за другим выходят в свет романы прозаиков пятидесятых годов. И.С.Тургенев и его собратья по перу создавали произведения, замысел которых был направлен на осмысление создавшейся социально-политической ситуации в России. Для романов конца 1850-х годов характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека, его противоречиям и драматическим порывам. Безусловно, проблемы, преподносимые в повествовательном поле романа, претерпевали многообразные видоизменения. Менялись общественные настроения, разрушались прежние стереотипы, создавались новые образы.

Три основных аспекта тургеневских романов – это:

1. Следование традициям, уважение старых порядков, почитание «отцов» - все это в душе поместных дворян неотъемлемые составляющие счастливой высоконравственной духовной жизни. Без этих компонентов невозможно нормальное существование человека, его гармоничное развитие. Писатели, возводя образы усадеб, прибегают к многогранной символике, отражающей богатство этого мира, его неисчерпаемость. Но, наряду с этим, символы обнаруживают кризис целого сословия, намечают его идеологический крах.

2. «Лишний человек» - это историческая категория, сложившаяся в связи с конкретными обстоятельствами, повлекшими за собой переход от одной хронологической субстанции к другой, что представляет собой ординарный цикличный процесс. Безусловно, не стоит низлагать термин, обозначенный И.С.Тургеневым и подхваченный литературой последующих лет. Тем не менее, он все же несет в себе определенную отрицательную составляющую, обозначившуюся благодаря воздействию радикальных концепций и учений. Наиболее целесообразно рассматривать указанный термин лишь в контексте эпохи его породившей, так как в современном мире он приобретает неоднозначное толкование.

3. Нигилизм - одно из сильнейших движений второй половины XIX века в России. Являясь синтезом западной философии с отечественной радикальной идеологией, он носил характер отрицания не только «устаревших» общественных норм патриархального уклада жизни и формировавшихся веками традиций, но и религии, что в основе своей губительно для всякого миропорядка, так как отвержение высшей ценности несет за собой низложение всех остальных опирающихся на нее и тесно связанных с ней. И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» впервые в русской литературе наиболее остро отразил проблему нигилизма, показал все подводные камни этого течения, представил на наш суд одного из нигилистов и положил начало целому циклу антинигилистических романов

Кроме того, во второй половине XIX века происходит резкий социальный скачок. Общественность страны пересматривала свои позиции и социальную роль, именно тогда женщины начали обосабливаться от традиционного бытового уклада. В этот период сформировавшийся в сознании большинства мужского населения образ чуткой «тургеневской девушки» начинает противоречить новоявленным героиням. В литературе появляется тип эмансипированной женщины, в дальнейшем реализующийся в героинях-нигилистках, которые в силу иллюзорности идей зачастую представлены в сатирическом ракурсе.

Связанный со своим родовым имением на протяжении всей жизни, в романах Тургенев не может обойти вниманием усадебный быт, предать забвению особенности патриархального уклада; знаток дворянской эстетики, он не мыслит существования того или иного миропорядка вне отдельных элементов столь близкой ему культуры. Писатель с особым мастерством создает картины поместно-дворянского быта, где зачастую выделяются черты Спасского-Лутовинова, присущие большей части «дворянских гнезд» той поры. Наиболее яркими образами-символами «дворянских гнезд» являются дом, сад, парк, картина, книга, выступающие частями единого целого — усадебного мира. Мир «дворянских гнезд», изображается как некий замкнутый круг. Жизнь в усадебной среде течет по своим своеобразным канонам, но именно здесь герои живут по-настоящему.

Тургенев в романе «Рудин» (1856) познакомил современников с новой фигурой в литературе, обозначил ряд проблем дворянской интеллигенции, основными из которых являются апатия, смирение со своей участью, неспособность к активным действиям, которые могли бы повлечь за собой переустройство России, поставить развитие страны на новый, более совершенный уровень. Эти черты наиболее ярко запечатлены в образе главного героя Дмитрия Рудина. И тот противоречивый характер, который они носят, еще раз подчеркивает, что тип «развитого, но запутанного и слабого мужчины» есть, прежде всего, отражение особенностей натуры самого писателя»

Важный аспект романа 1850-х годов - идентичность героев социальной среде, что и в творчестве Тургенева занимает достойное место. Историографичность, соединяясь с писательской объективностью, раскрывает подлинную картину века, рисует правдивые характеры людей того периода. В своем первом романе Тургенев обратился к изображению человека 1840-х годов, так как именно он приковывал внимание современников. Многочисленные споры, которые возникали вокруг главных героев тургеневских романов, понятны: изображая какой-либо тип, автор боялся навязать читателю свое мнение, привить определенное отношение к образу. Его герои настолько реалистичны, что либералы узнавали в них своих представителей, демократы - своих, и эта двоякость была объективна: автор выказывал как положительные, так и отрицательные элементы.

Тургенев в романе «Рудин» познакомил современников с новой фигурой в литературе, обозначил ряд проблем дворянской интеллигенции, основными из которых являются апатия, смирение со своей участью, неспособность к активным действиям, которые могли бы повлечь за собой переустройство России, поставить развитие страны на новый, более совершенный уровень.
Высокомерие, бесплодное красноречие и сломанные судьбы близких людей -вот качества Рудина и Калиновича, но это отнюдь не ярлыки, которые их создатели прикрепили к ним как к эгоистам. Авторы симпатизировали своим героям, сочувствовали им, поэтому обоим был предоставлен шанс оправдаться. Разочарование в жизни, разбитые мечты и подавленная жажда живой деятельности сбили спесь с героев, и на последних страницах произведений они предстают подавленными и удрученными. Отнюдь не время сгорбило героев и потушило жажду полезной деятельности в их глазах. Герои чувствуют, что они противопоставлены другим людям, их жажда живой деятельности не нужна окружающим. Общество не нуждалось в их преобразованиях и нововведениях; его заботы составляли светские приемы, выгодные браки, удачная карьера.

К «обломовскому» типу относится герой Гончарова, чья фамилия дала название типу, а также причисляет Райского и Лаврецкого. Несмотря на то, что «Дворянское гнездо» (1858) было написано двумя годами раньше «Обломова» (1859), «тип Лаврецкого» вряд ли можно считать стержневым для определения нового героя, так как образ недостаточно самобытный и угадывается синтез с героем первого романа Тургенева. Детальное сопоставление героев сподвигает к выводу о тождественности героев во многих отношениях, центральным из которых является всепоглощающая хандра.

К середине 60-х годов XIX века термин нигилизм прочно утвердился на страницах периодических изданий, а также на долгие годы вошел в русскую литературу, став общеупотребительным, благодаря Ивану Сергеевичу Тургеневу и его роману «Отцы и дети», увидевшему свет в феврале 1862 года в журнале «Русский вестник». Именно Тургенев представил тип человека, который до той поры, хотя и присутствовал в общественных кругах, но был неузнаваем. У Базарова было немало предшественников, которые в некоторой степени были сторонниками нигилистических идей (Пигасов из «Рудин» И.С.Тургенева). Сам Базаров считает себя представителем совершенно нового поколения людей, мечтающих в корне изменить русскую жизнь. Герой романа постоянно подчеркивает свою сопричастность духу времени, поколению «ниспровергателей», он восхищен новизной своего мировоззрения. Базаров верит, что для его поколения еще придет время действовать, а пока задача нигилизма - революция сознания, уничтожение устаревших «принсипов». Главный герой «Отцов и детей», бесспорно, - трагичная натура, на что указывал и сам Тургенев, и многие его современники. Трагизм Базарова не только в одиночестве, бездействие но самое главное — «в его безбожии». Базаров на протяжении всего произведения как будто ищет чего-то, пытается на что-то опереться, но тут же проваливается в пропасть всепоглощающего отрицания. Гордыня и вера в собственную непоколебимость не дают ему признать высшую ценность. Базаров просто катится по дорожке, вымощенной невежеством, к своему трагическому концу.

Роман «Отцы и дети» И,С.Тургенева дал мощный толчок новому жанру в русской литературе - антинигилистическому, или как его еще называли, «реакционно-охранительному» роману. Начиная с 1863 года, выстраивается целая галерея произведений, которые пестрили изображениями нигилистов в том или ином нелицеприятном ракурсе.

Антитезой тщеславию, наружному блеску и внутренней пустоте юных обывательских сердец стали женские образы И.С.Тургенева, получившие в литературоведение наименование «тургеневские девушки». Наталья Ласунская - первая такая героиня, начальный шаг автора к поиску идеала. В Ласунской нет светской фальши, она искренне любит деревню, природу, лошадей, близка к искусству. Обратившись к жанру романа, Тургенев пользуется успешными сюжетными приемами, которыми он овладел еще при написании повестей. Один из таких приемов - испытание любовью.

На рубеже 50-х - 60-х годов XIX века Россия находилась в состоянии кризиса как в социальной, экономической, так и политической сферах. Одна историческая платформа сменялась другой, привнося свои преобразования в уклад жизни населения страны. Наряду с этим, возникло широкое женское движение, участницы которого выступали за переосмысление их социального статуса, а также выражали протест против мужского деспотизма. Значительным подспорьем для феминизма в России являлись различные общественные деятельницы, писательницы и их литературное творчество. Многие современники также указывали на существенную роль Жорж Санд в формировании идеального образа женщины в сознании.

Главная героиня романа «Накануне» Елена Стахова является более деятельной, чем женские образы первых двух романов Тургенева. Ее интересует современность и конкретика, например, кто такие шеллингианцы, ей стыдно того, что она, славянка, совсем ничего не знает про Болгарию. Она считает себя недостаточно образованной и стремится расширить область своих познаний. Тургеневская героиня чиста и самоотверженна, она знает цену любви и предана избранному идеалу.

В романе Тургенева «Отцы и дети» выведен образ нигилистки Евдоксии Кукшиной. Она и Ситников выполняют в романе двойственную функцию: в первую очередь, сатирическую - их юродивый образ жизни обличает всю нелепость нигилизма; во-вторых, автор прибегает к антитезе, противопоставляя этих клоунов с Базарову, вдохновленному своей, во многом ошибочной, но искренней теорией. Кукшина хочет казаться значимой, потому что слаба; она, например, хвастается «изобретением» нового вида мастики. Новоявленная нигилистка свободно чувствует себя в мужском обществе, перенимает манеру сильного пола называть собеседников по фамилии. Аркадию претит общество этой ветреной женщины и их компанию он называет «бедламом». Он стал нигилистом, в первую очередь потому, что проникся уважением к Базарову и его убеждениям, в лице же Ситникова и Кукшиной он увидел «грязных подонков старого времени, вынесших из новых идей только новый способ времяпрепровождения»! - пустословие, пьянство, разврат.

Образ Вольдемара.

Рассказ ведется от лица главного героя Владимира Петровича, человека лет сорока. Он вспоминает историю, произошедшую с ним, 16-летним юношей. Прототипом молодого героя повести, по словам самого писателя, послужил он сам: “Этот мальчик- ваш покорный слуга…”

Сменяют друг друга длинные, светлые, теплые дни лета… Жизнь идет своей чередой… без гувернера… в прогулках с книгой в руке, вскачь на верховой лошадке. Мальчик представляет себя рыцарем на турнире. Дамы сердца у него пока еще нет, но вся его душа готова к встрече с ней.

В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”. Но одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало… чувство молодой, закипающей жизни”.

Тургенев называет предчувствие Володи “полусознанным, стыдливым”, так как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”. Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца.

Образ Петра Васильевича.

Прототип героя - отец писателя Сергей Николаевич, который женился на Варваре Петровне (матери Ивана Сергеевича) по расчету. В течение всей жизни он сохранит свою внутреннюю независимость и подчеркнутую холодность в супружеском союзе.

“Воробьиная ночь” показала, что чувство, которое испытывает Владимир настоящее и очень серьезное, его счастливый сон на заре словно затишье перед той бурей страданий и страстей, которые обрушатся на юношу, и именно отец станет причиной этих страданий.

Сейчас о своем отце говорит 40- летний человек, но даже по прошествии двух десятков лет после его смерти он продолжает смотреть на него с обожанием и преклонением. “Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины”. По- прежнему незабываемо лицо отца: умное, красивое, светлое, незабываемы те короткие минуты, когда он позволял мальчику находиться рядом с собой. Но от этого привязанность к отцу не делалась меньше.

Именно отец помогает сыну понять вековечный смысл любви: “ Чужое я внедрилось в твое: ты расширен - и ты нарушен… и твое я умерщвлено”.

В памяти Владимира Петровича отец остался человеком чести. Женившись по расчету на женщине “старше его десятью годами” и будучи зависим от нее материально, он терпит много лет недостойное себя положение. Единственное, что помогает ему в вынужденных жизненных обстоятельствах оставаться внутренне независимой личностью - это его строгость, холодность и отдаленность в отношениях с женой. Поэтому трудно представить ситуацию, в которой бы отец мог о чем-либо просить ее. Тем не менее дважды Петру Васильевичу придется встать на колени перед женой, заботясь о Зинаиде.

Когда их связь перестает быть тайной благодаря анонимному письму графа Малевского и в доме происходит ссора с жестокими словами и угрозами, он находит в себе душевные силы пойти к жене и “с нею наедине” долго говорить о чем-то. Стремясь оградить княжну от наветов, он соглашается, по-видимому, с условием жены оставить дачу и переселиться в город. Однако самой потрясающей является сцена, когда, по словам Владимира Петровича, за несколько дней до смерти отец получил письмо из Москвы и “ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец”!

По- рыцарски ведет себя отец и в ситуации с автором анонимного письма его жене графом Малевским, отказав ему бывать в своем доме: “…имею честь вам доложить, что если вы еще раз пожалуете ко мне, то я вас выброшу в окошко. Мне ваш почерк не нравится”.

Красивый, глубокий, страстный человек, он оказал решающее воздействие на резвую, кокетливую шалунью- княжну.

Даже когда все обнаруживается, мальчик- рыцарь “не зарыдал, не предался отчаянию”, а главное, “не роптал на отца”. Рыцарское поведение отца в последующие дни не только не даст повода сыну для упреков, но еще более утвердит юношу в отцовском праве на любовь. Знаменательна в этом смысле сцена (после свидания отца с Зинаидой в городе), когда ему вдруг открывалось, “сколько нежности и сожаления могли выразить… строгие черты” его отца, истово любившего и одновременно скорбящего по невозможности своей любви.

С 1860-х годов

-Трагизм.

-Гармония природы ~ несовершенство и эфемерность жизни. «Вечность мы, ты — миг» —соотношение между красотой мироздания и земным бытием.

-Апокалиптические настроения.

-Одиночество ч-ка.

-Обманчивость гармонии в природе, за которой таится «бездонный океан» («Смерть», 1878).

-Сомнения в целесообразности человеческой жизни: «Что ж ты? Зачем?» («Ничтожество», 1880)

 

Сб. «Вечерние огни» (1882 г.)

-Человек томится разгадкой высших тайн бытия — жизни и смерти, любви и страдания, «духа» и «тела», высшего и чел. разума. Он сознает себя заложником злой воли бытия: жаждет жизни и сомневается в ее ценности, страшится смерти и верит в ее целительность и необходимость.

-Лир.«я» обращается к вечности, к просторам Вселенной.

-Космическая образность сближает позднюю лирику Фета с худ.миром Тютчева.

-Напевную интонацию стихов 1850-х годов сменяют риторические вопросы, восклицания, обращения.

-Системой логических формул, зачастую взяв в союзники А. Шопенгауэра, лир.герой стремится побороть свой страх перед смертью и бессмысленностью существования, обрести внутр. свободу.

Поэты серебряного века ценили Фета не только за его философичность. Некоторые художественные приемы фетовской лирики напоминают поэтику символистов. У него есть излюбленные образы и мотивы, которые переходят из стихотворения в стихотворение, приобретая при этом многозначность и значимость символа (звезды, весны, розы). Некоторые из этих мотивов станут ключевыми и для символистов. Женственный образ невесты-царицы-весны, лирический герой, который «ждет», предсказывают Блока. +безглаголное «шепот, робкое дыханье»

В последние годы жизни Фета молодое литературное поколение объявляет его основоположником модернистской поэзии. Новым поэтам нравится прежде всего его поздняя лирика, особенно 70-90 гг, в которой сказалось увлечение Шопенгауэром. Литература классического периода в целом для модернистов представлялась недостаточно «философичной», «глубокой», поэтому они либо отдавали предпочтение открыто философской лирике прошлого (Тютчев, поздний Фет), либо вкладывали в классическую поэзию специальный филос.смысл, которого там не было (так символисты читали Пушкина).

Первоначальный замысел

Произведение задумывалось в качестве повести, а позже романа «Декабристы», над которым он работал в 1860–1861 годах. Со временем автор не удовлетворяется лишь событиями 1825 года и приходит к пониманию, что необходимо раскрыть в произведение более ранние исторические события, сформировавшие волну патриотического движения и пробуждение гражданского сознания в России. Но и на этом автор не остановился, понимая неразрывную связь событий 1812 года с их истоками, которые берут свое начало с 1805 года. Таким образом, идея творческого воссоздания художественной и исторической действительности планируется автором в полувековую масштабную картину, отражающую события с 1805 по 1850-е годы.

«Три поры» в истории России

Такой замысел воссоздания исторической действительности автор назвал «Три поры». Первая из них должна была отразить исторические реалии XIX века, олицетворявшие условия формирования молодых декабристов. Следующая пора – это 1820-е годы – момент формирования гражданской активности и нравственной позиции декабристов. Кульминацией этого исторического периода, по замыслу Толстого, являлось непосредственное описание восстания декабристов, его поражения и последствий. Третья пора была задумана автором как воссоздание действительности 50-х годов, отмеченных возвращением декабристов из ссылки по амнистии в связи со смертью Николая I. Третья часть должна была стать олицетворением времени наступления долгожданных перемен в политической атмосфере России.

Такой глобальный замысел автора, заключающийся в изображении весьма широкого временного отрезка, наполненного многочисленными и значимыми историческими событиями, требовал от писателя огромного напряжения и художественных сил.

Произведение, в финале которого планировалось возвращение Пьера Безухова и Наташи Ростовой из ссылки не укладывалось в рамки не то что традиционной исторической повести, а даже романа. Понимая это и осознавая важность детального воссоздания картин войны 1812 года и ее отправных точек, Лев Николаевич решает сузить исторические рамки задуманного произведения.

Окончательный вариант художественного замысла

В окончательной задумке автора крайней временной точкой оказываются 20-е годы XIX века, о которых читатель узнает лишь в прологе, основные же события произведения совпадают с исторической действительностью с 1805 по 1812 год. Несмотря на то что автор решил передать суть исторической эпохи более кратко, книга так и не смогла соответствовать ни одному из традиционных исторических жанров. Произведение, сочетающее детальное описания всех аспектов военного и мирного времени, вылилось в четырехтомный роман-эпопею,

Работа над романом

Несмотря на то, что автор утвердился с окончательным вариантом художественного замысла, работа над произведением не была легкой. За семилетний период его создания автор многократно бросал работу над романом и возвращался к нему снова. Об особенностях работы свидетельствуют многочисленные рукописи произведения, сохраненные в архиве писателя насчитывающие более пяти тысяч страниц. По ним-то и прослеживается история создания романа «Война и мир».

В архиве нашлось 15 черновых вариантов романа, что свидетельствует о предельной ответственности автора к работе над произведением, высокой степени самоанализа и критики. Осознавая важность тематики, Толстой хотел быть максимально близок к истинным историческим фактам, философским и моральным взглядам общества, гражданским настроениям первой четверти XIX века. Для написания романа «Война и мир» писателю пришлось изучить немало мемуарных произведений очевидцев войны, исторических документов и научных работ, личных писем. «Когда я пишу историческое, я люблю до малейших подробностей быть верным действительности», – утверждал Толстой. В итоге вышло так, что писатель невольно собрал целую коллекцию книг, посвященных событиям 1812 года.

Кроме работы над историческими источниками, для достоверного изображения событий войны автор посещал места боевых сражений. Именно эти поездки легли в основу неповторимых пейзажных зарисовок, превращающих роман из исторической хроники в высокохудожественное произведение литературы.

Название произведения, выбранное автором, олицетворяет главную идею. Мир, который заключается в душевной гармонии и в отсутствие военных действий на родной земле, способен сделать человека по-настоящему счастливым. Л.Н. Толстому, который во время создания произведения писал: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях», несомненно, удалось воплотить свой идейный замысел.

Жанровое своеобразие.

В "Войне и мире" показана русская жизнь начала XIX века во всем ее многообразии, запечатлены исторические события, связанные с двумя войнами, 1805-1807 и 1812 годов, а также события политической и общественной жизн


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.