Экспертное прогнозирование решений: метод «Дельфи», мозговая атака, деловая игра — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Экспертное прогнозирование решений: метод «Дельфи», мозговая атака, деловая игра



Под экспертными методами понимают комплекс процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных управленческих решений. Экспертные методы исходят из накопленного опыта, знания особенностей функционирования, жизнедеятельности и развития объекта исследования. При отборе экспертов необходимо руководствоваться целями и задачами исследования.

Среди экспертных методов можно назвать следующие.Индивидуальные прогностические оценки экспертовведущих специалистов в данной области, основаны на предварительном получении информации от экспертов, опрашиваемых независимо друг от друга, с последующей обработкой полученных данных.К этим мeтoдaм мoжнo oтнecти мeтoд «Дeльфи». Этот метод разработан американскими учеными и получил свое название от города Дельфы, который был известен в Древней Греции благодаря своим прорицателям-оракулам, жившим там и предсказывавшим будущее. Метод представляет собой обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив развития того или иного экономического субъекта. Особенность метода состоит в последовательном, индивидуальном сборе и обработке экспертных оценок.Оcнoвныe пpeимyщecтвa мeтoдa индивидyaльнoгo экcпepтнoгo oцeнивaния cocтoят в иx oпepaтивнocти, вoзмoжнocти в пoлнoй мepe иcпoльзoвaть индивидyaльныe cпocoбнocти экcпepтa, oтcyтcтвии дaвлeния co cтopoны aвтopитeтoв и в низкиx зaтpaтax нa экcпepтизy. Глaвным иx нeдocтaткoм являeтcя выcoкaя cтeпeнь cyбъeктивнocти пoлyчaeмыx oцeнoк из-зa oгpaничeннocти знaний oднoгo экcпepтa

Методы коллективной работы экспертной группы предполагают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы. Иногда эти методы называют методами прямого получения коллективного мнения. Основное преимущество этих методов заключается в возможности разностороннего анализа проблем. Недостатками методов является сложность процедуры получения информации, сложность формирования группового мнения по индивидуальным суждениям экспертов, возможность давления авторитетов в группе. Мeтoды кoллeктивнoй paбoты включaют мeтoды «мoзгoвoй aтaки» и«дeлoвыx игp».Метод «мозговой атаки» - метод коллективной генерации идей. В мозговой атаке процесс генерирования новых идей и аналитической оценки этих идей разделены в пространстве и во времени и, как правило, выполняются отдельными группами экспертов. Предпосылкой мозговой атаки является предположение, что чем больше идей и чем они разнообразнее по качеству, тем больше шансов, что среди них окажутся необходимые идеи.В ходе мозговой атаки обсуждение строится таким образом, чтобы стимулировать творческую активность участников, обеспечить их взаимовлияние, вызвать своеобразную «цепную реакцию идей» и тем самым добиться получения качественно новой информации. Фазы мозговой атаки: генерация идей, уточнение и оценка. Эти фазы поочередно переходят одна в другую.Ключевое звено организации работы экспертов при мозговой атаке - запрет на критику любого мнения, оценки или рекомендации, высказанных во время обсуждения, поскольку иногда оптимальное решение может не быть предложено из-за боязни его автора услышать критику в свой адрес.



Критика и дискуссия имеют место в течение фазы оценивания и при голосовании, когда участники просматривают список идей, чтобы вычеркнуть все неуместные предложения или идеи, которые не могут быть реализованы. Поиск оптимального решения поставленной проблемы достигается путем конкуренции идей.Количество участников совещания не должно превышать 12 - 14 человек. Существенную роль в проведении мозговой атаки играет ведущий, который выполняет функцию обеспечения творческой атмосферы и недопущения критики. Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости.

13Прогнозирование как метод разработки и принятия решенийПрогнозирование - это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую можно использовать как основу для планирования. Прогнозирование является неотъемлемой составной частью системы планирования деятельности фирмы, выполняет функции вероятностного, вариантного (альтернативного) предвидения будущего на основе раскрытия и изменения объективных тенденций.



Целью прогнозирования управленческих решений является получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке перспективных планов и проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также развитии всей системы менеджмента.Основные разновидности прогнозов, часто используемых в соединении с планированием деятельности организации:

1. Экономические прогнозы используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту.

2. Прогнозы развития технологии позволят предсказать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько экономически приемлемыми они могут быть.

3. Прогнозы развития конкуренции позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов.

4. Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, используя данные многих областей знания.

5.Социальное прогнозирование используется для предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества.

Результаты прогнозирования включаются в цели организации, определяемые руководством.

Различают формальные и неформальные методы прогнозирования, в свою очередь формальные методы подразделяются на количественные и качественные.Неформальные методы: вербальная и письменная информация. Методы сбора вербальной, устной информации, по сути дела, наиболее часто используются в анализе внешней среды. Источники письменной информации о внешнем окружении - это газеты, торговые журналы, информационные бюллетени, профессиональные журналы и годовые отчеты.

Количественные методы можно использовать для прогнозирования, когда есть основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно продолжить в будущем, и когда имеющейся информации достаточно для выявления статистически достоверных тенденций или зависимостей.Два типичных метода количественного прогнозирования - это анализ временных рядов и причинно-следственное моделирование.

Анализ временных рядов (проецирование тренда) основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего.

Причинно-следственное моделирование - наиболее математически сложный количественный метод прогнозирования из числа применяемых сегодня, это попытка спрогнозировать то, что произойдет в подобных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. На языке статистики эта зависимость называется корреляцией.Наиболее распространенные качественные методы прогнозирования -это мнение жюри (мозговая атака), совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителя и метод экспертных оценок.

Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок.

Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качестваУправление качеством продукции, как это видно из истории его развития, это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений – это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.

Менеджмент (управление) – воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей при условии принятия менеджерами ответственности за результативность воз действия. Общность задач управления позволяет формулировать и общие его законы, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Менеджмент как сфера деятельности предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.

1.Макроуровень (метауправление) включает в себя решение проблем самоорганизации системы управления: задачи идеологии и политики целеполагания, стратегии развития системы управления в целом, определение ее структуры, функций подсистем, кадровой политики высшего менеджмента и т.п.

2.Управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям, то есть это, по существу, технологический аспект управления.

3.Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.Основой и общего менеджмента, и менеджмента качества является система Ф. У. Тейлора, который, по существу, создал концепцию научного менеджмента. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимостьнезависимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, форм и методов воздействия на качество продукции. Но целевая установка системы управления качеством сводилась к обеспечению определенных кондиций отдельных изделий, узлов и деталей.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирмами США, Японии и странами Западной Европы, предполагает три обязательных условия.

1. Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо качество – это постоянно меняющаяся цель.

2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80 – 90% мероприятий не контролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых изделий.

3. Не прекращающийся процесс обучения ориентирован на определенное рабочее место и повышение мотивации персонала.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.