История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-06-09 | 614 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
- философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
- взгляд на науку как основную ценность цивилизации. Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Э. Ренан. Написал книгу об Иисусе Христе с научной точки зрения. Четко выразил идею позитивизма: «Наука и только наука может дать человечеству то, без чего оно не может жить!»
XVIII - начало XIX вв. – предпосылки для возникновения позитивизма:
1) Интенсивное развитие промышленности и экономики.
2) Рост научных знаний и их применение в развитии техники.
3) Влияние технического прогресса на эволюционное развитие социально-экономических отношений.
Формируется идеология, для которой наука – основное средство для решения основных проблем человеческой жизни. Наука и техника – основные ценности цивилизации. Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер – три основных величины позитивизма. До них один из вдохновителей – Сен-Симо́н (граф Клод Анри де Рувруа) 1760 – 1825 гг. Его учение оказало влияние на эволюцию не только позитивизма, но и марксизма. Автор многих идей позитивизма, но в силу характера, до конца их не довел:
- Наука есть основа человеческого благополучия, и исторический прогресс отныне будет связан с прогрессом научным. Двигатели истории – наука и техника.
- Наряду с науками о природе надо развивать науки о человеке и обществе. Они должны внедряться в систему образования, так как человек мало представляет кто он. Результаты должны лечь в основу конструирования социальной жизни.
|
- Политические решения должны определяться не интересами отдельных групп и личностей, а основываться на конкретных научных знаниях.
Эпоха его жизни – эпоха переломная. Переход от феодализма к индустриализму.
Феодализм (по Сен-Симону) – колоссальная ступень развития общества, а для любого времени – это когда власть в руках военной элиты и духовенства, а мировоззрение носит религиозный характер.
Индустриализм – общественный строй общества, при котором у власти продуктивный класс индустриалов (предприниматели, банкиры, рабочие и крестьяне), и где господствует научное, а не религиозное мировоззрение.
Феодализм ориентируется на войну и завоевание. Индустриализм – на производство и социальную стабильность. Современный социальный кризис состоит в том, что феодальные классы (военные и церковь) занимают ведущее положение в обществе. Кризис – господство не продуктивных и не производственных классов. Выход – формирование нового научного мировоззрения в новой научной философской идее.
Позитивизм эволюционировал.
Стадии:
I. Классический позитивизм (Конт, Филь, Спенсер)
II. Эмпириокритицизм (Э. Мах и Р. Эвенариус)
III. Неопозитивизм (неоднороден).
2 лица: - логический позитивизм;
- лингвистический позитивизм;
I. Классический позитивизм
О. Конт. Политехническая школа в Париже, исключительные способности в математике и философии, исключён за вольнодумство. Ученик и библиотекарь Сен-Симона привел в порядок его рукописи и идеи. Опубликовал «Курс позитивной философии» (в 6 томах) – с 1830 по 1842 гг. Вышло скучно. Реакция современников – никакое. Решил переделать в один том – «Дух позитивной философии». Компактно изложил идеи позитивизма. Потом – «Система позитивной политики» 1851-1854. Политическое и социальное преобразование народов ставится здесь в зависимость от новой религии человечества, первосвященником которой объявляет себя сам Конт. Ядро учения – закон 3-х стадий в развитии человеческого познания. Идея этого закона – Сен-Симон. Но подробно изложена О. Контом.
|
Суть: в основе лежит идея развития/эволюции (почти неизвестная в то время). Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. Потом использовали Гегель, Маркс, Дарвин и др. Мир, природу и социум следует рассматривать в развитии. Вопрос о закономерности. Закон 3-х стадий: Так же как природа развивается и человеческое познание.
Три стадии:
1) Теологическая (религиозно-мифологическая)
2) Метафизическая (философская)
3) Позитивная (научная)
На 1-й стадии в основе объяснения мироздания лежит обращение к сверхъестественному (боги, бог), т.е. природное выводится из неприродного, которое не познается (непознаваемо). Люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени: фетишизм, политеизм и монотеизм.
На 2-й стадии прогресс в том, что акцент переносится со сверхъестественных причин в сферу рационального. Разум приходит на смену вере. Но в основе этого рационального лежат некие общие конченые идеи, понятия. Мир объясняется умозрительным способом. Отсюда основной недостаток метафизического познания, – оно страдает догматичностью. Человеческий разум ставит перед собой определённые познавательные задачи и срамиться к определённым целям, не решив для себя предварительно вопроса о наличии у себя способностей и возможностей для решения этих задач. То есть не критичность разума по отношению к самому себе. Попытка решения религиозных вопросов не религиозными средствами. О. Конт солидарен с Кантом: «догматичность заключается в том, что человеческий разум ставит познавательные задачи и решает их, не решив для себя вопроса о своих способностях и возможностях для решения» (некритичность разума, по Э. Канту).
Люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет, как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку в сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
|
3-я стадия преодолевает эти противоречия (с 1800 г. по Конту). На этой стадии все объяснения действительности основываются на опыте, в науке – на наблюдении и эксперименте. Опыт – основная роль. Отсюда наука – есть единство опыта и умозрения, где опыт – первичен. Чего нет в опыте – не может присутствовать в нашем мировоззрении.
Таким образом, мифология, религия, метафизика утрачивают свою необходимость и актуальность, становятся музейным экспонатом. Позитивизм разделяет метафизику и философию. Конт: «Метафизика пытается решить религиозные задачи нерелигиозными методами. Это догматичность».
Единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания.
Он считает, что:
1. Надо отказаться от попыток решения ненаучных вопросов, то есть тех, которые нельзя решить
опытным путем.
2. Необходимо построить систему положительного знания, которое синтезировало бы данные
других наук, на основе которых надо построить цельную картину мира.
Конт: «Наука в состоянии решить проблемы, которые метафизика решала веками».
«Наука – сама себе философия».
Классификация наук по Конту (3-я по счету после Аристотеля и Бэкона):
Два типа наук: абстрактные и конкретные:
1. Абстрактные науки – общие, фундаментальные, изучают законы определенных областей действительности. Причём более сложные науки основываются на более простых, но не водятся к ним. То есть нельзя, например, объяснить процессы живой жизни с точки зрения химии или физики.
Всего выделяется 5 основных абстрактных наук (размещены по степени сложности предмета):
1) Астрономия (самый простой)
2) Физика (проще всего в то время Ньютоновская механика)
3) Химия
4) Биология
5) Социология (Конт ее и основал)
2. Конкретные науки – несамостоятельные, занимаются практическим применением знаний абстрактных наук к частным областям.
Биология – абстрактная. Медицина – конкретная.
В комментариях формулируется принцип: «Более сложные основываются на менее сложных, но не наоборот».
|
Математика – вне классификации, так как это универсальный язык науки.
Философия тоже в стороне, т.к. это научное мировоззрение включающее в себя научную картину мира и универсальную научную методологию.
Конт основал социологию. По Конту, социальные науки должны развиваться по принципам и методам как и прочие естественные науки.
Социология (по Конту) – поначалу он называл её социальной физикой с двумя разделами:
- социальная статика
- социальная динамика
Социальная статика – изучает структуру человеческого общества, его элементы и отношения между ними.
Социальная динамика – изучает законы развития общества и основные причины и факторы его развития, следовательно опирается на историографию, историю, как материал для исследований.
Социология должна стать фундаментом для реорганизации об-ва.
Джон Стюарт Милль (1806 - 1873) – английский философ, логик, психолог, социолог. Конта читал, лично не встречались.
«Система логики силлогистической и индуктивной» (1843)
«Основания политической экономии»
«О свободе» 1989
«О. Конт и позитивизм»
«Обзор философии сэра У. Гамильтона» (1869)
Милль – продолжатель традиции класса.
Идея «Обзора …» – индуктивные рассуждения являются основой научных рассуждений. Развивает еще в «Системе логики». Дедукция предполагает опыт и индукцию. Дедукция – вторична, следовательно, всякий вывод это вывод от частного к частному. Значит все общие положения науки (аксиомы или априорные положения Канта) являются логическими приемами для выведения частных случаев, а на деле все выводится из опыта. Дедукция не вносит в познание ничего нового. То есть получается, все знания относительны и условны.
Ответ Милля: в основе нашей уверенности в истинах, получаемых из опыта, лежит принцип единообразия в устройстве природы.
Критика Миля: откуда по этой логике происходит наша уверенность в единообразии? Из опыта! Получается замкнутый круг.
Этот критик – У. Уэвелл. Позитивист, логический философ, историк, науки. «История индуктивных наук» - 1860 г. (2 тома)
Уэвелл полагал, что сами индуктивные положения не только простое суммирование фактов. То есть при суммировании фактов в научном мышлении возникают новые понятия и смыслы, которые не содержатся в исходных опытных данных.
Обратил внимание на отсутствие пропасти между эмпиризмом и рационализмом.
Милль занимается еще экономикой и этикой. Но основная заслуга – логическая часть его изъяснений. Последователен. Для построения картины мира нужен общий логический индуктивный языковой аппарат. Посвятил себя логике построения картины мира.
Учение о морали и человеческих ценностях, делает шаг в отличии от Канта, который считал, что мораль не выводится из опыта и отрицает религиозное происхождение морали. Милль полагал, что мораль выводится из опыта человеческой жизни исходя из основных целей (основная цель – выживание).
|
О религии: менее радикален. Наличие порядка свидетельствует о наличии Автора порядка, но очевидно, он не так всемогущ и всесилен, т.к. в мире есть хаос и зло. Человек должен закончить дело бога, навести в мире порядок.
Г. Спенсер – один из представителей идеологии эволюционизма. Дружил с Миллем.
Работы: «Система синтетической философии», «Социологические исследования».
Попытка реализации замысла позитивистов – построение некой общей картины мира. Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства (laissez faire) и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени.
Последователь Конта, энциклопедист, усидчивый. Философией не интересовался. Читал научные труды. Ввел в науку термин «эволюция». Цель и смысл эволюции – движение Вселенной от хаоса к порядку (гармонии). В живой природе – за счет приспособления организмов к среде. Развитие человеческого общества идет по той же схеме. То есть основная цель любого человека и общества в целом – это выживание при неблагоприятных обстоятельствах внешней среды. Средством же приспособления человека к среде являются моральные нормы. Поэтому мораль – это результат эволюции и выводится из опыта человеческой жизни.
Относительно религии – не смотря на все успехи наук – истоки и причины мироздания находятся в глубокой тьме для нас. Научное познание – весьма ограничено и никогда не разрешит все тайны бытия, поэтому почва для религии останется. Если задача религии в том, чтобы быть хранительницей тайны абсолюта, то задача науки – в расширении горизонтов познания человека. Наука и религия совместимы.
Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям. Важнейший принцип его социологии – уподобление общества организму (органицизм).
II. Эмпириокритицизм (второй позитивизм – конец XIX - первая четверть XX вв.)
Что такое научный опыт?
Эмпириокритицизм – философия исследования опыта. То есть критика опыта с позиции опыта. Вопрос в том – что такое сам опыт, который является началом позитивного мировоззрения. Эти вопросы должны решать сами ученые, работающие в науке.
Эрнст Мах (1838 - 1916) – физик.
Идея относительности изначально его. «Анализ ощущений и отношений физического к психическому» 1886 г. «Познание и заблуждение» 1905г.
Основные положения его учения:
- Традиционно антиметафизическая ориентация, интерес к науке психологии, в которой Мах ищет ответы на фундаментальные вопросы. В психологии ищет ответы на вопрос «В чем уверенность, что опыт дает нам представление о реальности?». При этом в работах Маха присутствует положительное отношение к трансцедентальной философии Канта.
- Предлагает понимать науку как «способ экономии мышления». То есть наука экономит мышление тем, что она устанавливает теоретические законы и избавляет человеческий ум от постоянного обращения к опыту. С помощью научной теории мы можем не только описывать и объяснять происходящее, но и предсказывать бедующее.
- Познание есть не что иное, как способ адаптации человека к миру. Наука есть концептуальная (теоретическая) адаптация к опыту. Движущей силой её является возникновение проблем, как разногласия между мыслью и фактом.
В основе всех явлений, по Маху, лежат факты чувственного мира, ощущения. Мах настаивает на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущения образуют тела. В работе "Механика" Мах пишет, что ощущения - это не символы вещей, скорее "вещь" есть мысленный символ для комплекса ощущений, обладающего относительной устойчивостью; не вещи/тела, а цвета, звуки, давление, пространство, время – то, что мы обычно называем ощущениями, суть настоящие элементы мира. С точки зрения. Маха, атом, молекула, масса и т.п. - все это не объективные реальности, а лишь символы для экономного описания ощущений. Научные понятия, формулы, законы и объяснения лишены объективного содержания. Мах утверждает, например, что "в природе нет причины и нет следствия", ибо "причина и следствие суть создание нашего мышления". Точно также и законы природы порождаются нашей психологической потребностью и не выражают никаких объективных связей между вещами; законы природы - это продукты человеческого духа, не имеющие смысла помимо человека.
Рихард Авенариус (1843 – 1896 гг.) – швейцарский психолог и философ, соратник В. Вуда.
«Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил». «Критика чистого опыта».
«Человеческое понятие о мире».
Учение:
- Познание есть явление, имеющее не социальные, а более глубокие биологические корни.
- Жизнь – отношение индивида к другим индивида и к элементам окружающей среды. Поэтому жизнь есть взаимодействие индивида со средой, в процессе которого происходит обмен энергиями. Основной принцип жизни – сохранение баланса между приобретаемой и расходуемой энергиями – принцип наименьшей траты сил. Любой организм стремиться пребывать в энергетической гармонии со средой. Поэтому когда среда изменяется – мы испытываем стресс, и необходимость приспосабливаться. И первый стресс для любого человека – это катастрофа рождения в открытый мир.
- Познание есть сформировавшееся в человеческом существовании форма адаптации организма к внешней среде.
- Жизнь есть единство организма и среды. Единство познаваемого и познающего, субъекта и объекта. Поэтому, как нет субъекта без объекта, так и не существует объекта без субъекта.
- Отсюда опыт – это взаимодействие познаваемого и познающего.
- Факт – не принадлежит ни субъекту, ни объекту, а есть нечто присутствующее в опыте. Факт не есть объект сам по себе. Некая третья реальность. Факт – результат взаимодействия субъекта с объектом.
В опыте физическое и психическое тесно связаны. Разделение на субъект и объект – условно. Они неразрывное едины, без которого невозможен опыт. Но в процессе познания субъект выделяет познающее сохранение, себя и познаваемый объективный мир. Но это некое насилие над реальным положением вещей – интроекция. Тело и среда, субъект и объект тесно взаимосвязано и эта взаимосвязь является опытом.
Таким образом, следует различать действительность саму по себе, и действительность как она дана в нашем опыте, нашем восприятии. Никакого отрицания объективного мира нет, но в познании он дан нам как некое явление, и проявляет себя в нашем сознании. И неправы критики эмпириокритицизма, которые обвиняли его в солипсизме и субъективизме. Мах: «Эмпириокритицизм происходит из реально существующего объекта и субъекта». Субъект живет в среде.
Эмпириокритики исходит из реально существующей, не зависящей нашего сознания природы, и объективно существующего субъекта. Но окружающие нас тела далеки от того, чтобы быть таковыми как они нам представляются. Мы видим тела лишь в присутствии тела обладающего светом, как отражение этого света. Так и мы видим мир в собственном освещении, в свете нашего разума.
«Но я слышу колокол, только если колеблется его язык, я слышу, ощущаю и познаю только потому, что есть что ощущать и познавать. Объективная реальность существует вне сознания, хотя дана нам субъективно, в нашем сознании».
22.12.2016
(Продолжение позитивизма)
Первая философия науки на сегодняшний день это Классический позитивизм: наука – идеал познания (Сен-Симон, Конт).
Наука о науке. Сейчас их много.
Что такое опыт?
Эмпирико-критицизм: естественная установка сознания (мир объективен и адекватно отражается). Вернулись к Канту но по-другому. Кант говорил о дуализме вещи и феномена. Познается феномен. В эмпирико-критицизме то же (Э. Мах).
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!