Развитие рационального мышления в Средние века — КиберПедия


Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Развитие рационального мышления в Средние века



(Формирование предпосылок научного мышления в Средние века)

Основные предпосылки:

1. Возникновение и развитие христианской философии:

- распространение христианских идей среди образованных представителей Римской империи;

- необходимость использования рациональных доказательств для опровержения языческих мировоззрений и для переубеждения язычников.

Два этапа развития философии:

- патристика (~ с VI по XI вв.)

- схоластика (позднее средневековье XI-XVвв.)

Патристика – учение отцов церкви; попытка рационального анализа и изложения Священного Писания. Девиз патристики – вера превыше разума (Августин). Чтобы знать мир, необходимо, прежде всего, верить.

Патристика – философия и теология Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные Отцами Церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

  1. Мужи апостольские, примыкающие непосредственно к апостолам.
  2. Апологетические (защищающие) отцы II века, пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христианского учения с греческой философией, причём иногда они представляли христианство в виде новой философии (Юстин, 100—167, затем Афинагор, вторая половина II века). Ко II веку относится спор с гностиками, на позиции которых переходит Тациан (вторая половина II века). Завершает этот период Тертуллиан.
  3. III век и начало IV века характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения. Противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе Афанасия (295—378), утверждавшего, что Христос божествен, а с другой — в отрицании Арием его божественности. В то время как философия Климента Александрийского была ещё не систематизированной, Ориген, заимствовавший из греческой философии её понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см. Александрийская философия).
  4. В IV век и начало V века христианство впервые начинает исследовать свою историю. Догмат о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку. Три Великих каппадокийца занимались систематизацией теологии в противовес арианизму.
  5. С конца IV века, т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после её признания в 313 году императором Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. После Илария Пиктавийского, «Афанасия Запада» (310—367), и Амвросия Медиоланского, «латинского Филона» (340—397), Августин Блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое посредничество. Своим учением о божественном государстве («граде Божием») он закладывает фундамент исторической метафизики. Против этого учения, как полагают, боролся Пелагий (см. Пелагианизм).

Схоластика – (знаковая фигура – Фома Аквинский) – разум и вера – два пути к одной цели, два доспеха христианского воина; разящее копьё (разум) и надёжный щит (вера) – Эразм Роттердамский.



К этой идее вернется М. Лютер – каждый сам себе священник. Верующий сам должен читать библию.

Схола́стика (греч. σχολαστικός «учёный», scholia «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

2. Возникновение культурных отношений между миром западным и восточным. Многие произведения латинского искусства были безвозвратно утрачены в первые века христианства. Восток в те времена, кроме Византии, преимущественно арабский; арабы – просветители латинского Запада – «ветер с востока». Тексты Платона и Аристотеля возвращены на арабском + комментарии.

А. Койрэ «Очерки истории философской мысли»: Сам латинский Запад уже не мог понять «тех вещей» текстов Платона и Аристотеля. Только Плиния, Сенеку и Цицерона.

3. Существование христианского догмата о боговоплощении: в античности – чёткое разделение, чёткие правила, подчинение математическим законам, соответственно близко к идеалу, над и подлунного мира. В христианстве бог являлся человеку в реальном мире + бог творец всего, он сотворил единый мир по единым законам, следовательно, математика становится теоретически применимой к описанию процессов в реальном мире. 1-я научная позиция.



А. Кожев – ряд статей «Идея боговоплощения – главный источник науки нового времени».

4. Создание университетов.

Начинается отсчёт II этапа развития христианства в Европе – схоластики – «школьной философии».

XI в. – Болония и Солерно.

1160г. – Первый университет. Париж.

1167г. – Оксфорд.

1209г. – Кембридж.

1385г. – Гейдельберг.

1724г. – Санкт-Петербург.

Средневековый университет – 4 факультета.

Философский (артистический) 7-8лет – это начальное базовое образование, степень бакалавра, магистра, а далее на выбор:

Юридический (8-9 лет)

Медицинский (8-9 лет)

Богословный (12-15 лет)

Выпускников от 10 до 15 %.

Лекции и практические занятия в форме диспутов (но это не споры). Проводились в период длительных постов (т.к. голова светлая). Главное – не хорошо рассуждать, а хорошо понимать и знать авторитетные тексты.

Значение университетов для Европы:

- развитие образования

- формирование общеинтеллектуальной среды и атмосферы

- формирование основ научных традиций (стиль, нормы мышления)

5. Процедура исповеди – способствовала развитию навыков самоанализа => самосознания, способ расшифрования себя. Исповеди касались и трудовой деятельности и семейных отношений и т.д. Не только религии. Уайтхед. «Избранные работы по философии» (в ней статья – «Истоки современной науки»).

 






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.