Объективные предпосылки развития науки в позднее Средневековье — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Объективные предпосылки развития науки в позднее Средневековье

2017-06-09 293
Объективные предпосылки развития науки в позднее Средневековье 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

01.12.16

Техника в эпоху протонауки развивалась стихийно благодаря ремесленникам, по наитию, математически не рассчитывалась, без теоретических проектов. Для рынка, праздных занятий, не для науки. Галилей – создал первый телескоп на основе подзорных труб, первый начал оптические расчеты.

Начинается сращивание науки с техникой:

1) Происходит применение теоретической мысли к решению практических задач – изготовление

инструментов для познания (телескоп, микроскоп).

2) Поздние Средние века и эпоха Возрождения – моряки, пираты – проблема измерения времени –

интенсивное развитие техники. Потребность знать время и измерять его.

Например, для организации городской жизни и для потребностей религии. В монастырях Европы появляются и получают распространение часы, которые долгое время были предметом роскоши.

Поначалу неточные, но с развитием мореплавания нужна точность – обратились к ученым, Галилею и Гюйгенсу (географическую долготу по звездам не определить без знания точного времени прохождения исходного меридиана). Галилей – идея маятника. Христиан Гюйгенс – балансир-спираль.

Научная революция XVI-XVII вв.

Прежде всего, коснулась формирования основ математического естествознания. Гуманитарные науки – XIX - начала XX вв. Границы (даты выхода научных работ):

Начало – 1543 г., выход трактата Коперника «О вращении небесных сфер».

Конец – 1687 г., Ньютон «Математические начала натуральной философии».

Основные идеи и черты научной революции:

1) Радикальное изменение картины мира. Разрушение старой античной картины мира, системы Птолемея. Исчезает иерархическое разделение миров, космос становится единым и однородным, на всё одни и те же физические законы. Это подытожил Ньютон – закону притяжения подчиняются и земные и небесные тела.

Коперник (1473-1543) и его последователи – переход к гелиоцентрической модели Вселенной. Солнце – центр Вселенной. Пошли против здравого смысла и человеческого опыта.

Тихо Браге (1546-1601) – следующий шаг. До него у каждой планеты своя небесная сфера, по которой она вращается вокруг Солнца. Тихо Браге отказывается от понятия небесных сфер и вводит понятие «орбита» по которой двигаются все небесные тела.

Иоганн Кеплер (1571-1630) – первым предложил математическую интерпретацию идей Коперника, соединив их с идеями Тихо Браге. Долго не сходилось, пришел к идее, что орбиты не круговые, а эллипсы, и Солнце находится в одном из 2-х центров эллипса.

Галилей (1564-1642) – аргументировано, с помощью астрономических наблюдений, доказал ошибочность разделения физики на земную и небесную. Например, Луна имеет ту же природу, что и Земля. Планеты, являются небесными телами подобными Земле. Выдвинул гипотезу, что и другие планеты могут быть заселены.

Все эти теории не создавали противоречия для христианского мировоззрения. В 1633 г. состоялся компромисс Галилея с церковью – не обнародовать свои идеи. Все эти ученые (в том числе и Ньютон) глубоко религиозные люди. Идеи Бога как великого математика, который сотворил мир на основе математических законов. Все они – продолжатели идей Платона.

2) Возникновение опытного естествознания. Опыты, наблюдения, эксперименты. Математика – универсальный язык познания, становится языком, на котором человек говорит с природой. Эксперименты и наблюдения – техника постановки такого рода вопросов.

3) Технический прогресс в создании приборов для экспериментальной науки. Научное знание становится основой для познания и понимания природы, а также средством для создания машин и механизмов (второй природы), развитие которых дает ученым все более совершенные инструменты научных исследований. Появляются механические часы, астрономические приборы, микроскоп, астролябия, телескоп, термометры для различных сред, пневматический насос и др. В основе этого процесса лежало уже не стихийное творчество ремесленников, а идеи и принципы науки.

4) Наука развивается преимущественно за пределами университетов. Так как европейские университеты XVI-XVII вв. ориентированы на богословие, оплоты консерватизма. Наука Нового времени стала развиваться в новых формах, появляется новая фигура ученого (Декарт: «Для занятия наукой не обязательно читать все ученые книги»). Новаторство в науке связано с сознательным отказом от традиций. Новая фигура ученого подразумевает, что ты можешь не знать, например, Аристотеля или латыни, но должен доверять опыту.

Начинают формироваться альтернативные общества ученых: 1662 г. – Лондонское королевское общество ученых; 1666 г. – Парижская академия наук. В их рамках формируются первые научные печатные издания, в которых публикуются результаты научных исследований. При них создаются первые лаборатории, обсерватории, мастерские для создания приборов.

5) О роли капитализма в развитии науки. Бродель: «Капитализм никогда не будет заинтересован во вложениях в развитие науки, особенно фундаментальной».Ведь от нее нет отдачи. Свои первые шаги наука делает, когда на нее обращает внимание государство. Так как государство заинтересовано в собственном укреплении (создании военной техники, оружия и т.д.). Пример – Леонардо Давинчи, который жил за счет проектирования боевых машин по заказу государства.

6) О связи (первой научной революции) науки и магии (магико-герметической традиции).

Как и в эпоху античности, рациональное и иррациональное были тесно связаны, так и наука XVI-XVII вв. была тесно связана с магией, астрологией, алхимией и т.д. Наука и магия не противостояли друг другу. Например, Коперник активно занимался астрологией, астрономией, медициной. Всё это связывалось у него в одну систему. Коперник высчитал, что Солнце – материальное воплощение Бога – должно быть в центре.

Источники: «Халдейские оракулы». Приписывают Заратустре. Но скорее автор Юлиан Теурга (2 в. н.э.)

Астрология зародилась у древних египтян (VII-VI в. До н.э.). Наблюдение и составление таблиц – эфимирид. С расположением небесных светил связывались судьбы людей и государств. Астрономия вышла из астрологии. Астрологи составили таблицы расположения небесных светил, по ним и предсказывали.

Астрология – более глубокая реализация идей, связана с магией. Фрезер: «Магия – основа астрологии. Наука родственна магии». Основные принципы магии – всеобщая связь явлений (всего со всем). Космос – единый живой организм, в котором все связано. То есть, если мы на что-то воздействуем, то это может иметь последствия. Следовательно, нужно знать, на что воздействовать, чтобы получить результат. Магия позволяла изменять ход событий, это было искусством влияния на человека и природу. Магические знания были знаниями избранных – инструмент господства и подчинения.

Научное знание – вроде бы всем доступно, но это было не всегда. Первые научные сообщества Европы достаточно закрытые организации (Английское королевское общество долгое время контролировалось масонами).

Ньютон – иначе себя идентифицировал ­– весьма иронично относившись к тому, что связано с физикой. Считал, что основные успехи сделал в области богословия («Комментарий к Библии»).

Джорж Бэкон ­– секретарь и архивариус Ньютона – после его смерти исчез с частью архива.

8.12.16


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.