Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-06-09 | 456 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Специалисты делят мифы античности на 2 (два) направления в поисках ответа о месте человека в мире:
- Природный путь.
- Духовный путь.
1) Акцент на природное существование человека. Весь смысл существования человека в подчинении основным силам природы. Одна из основных сил – сила любви и воспроизведения себе подобных. Много культов, ритуалов (элевсинские мистерии, вакхическая культура). В этом его бессмертие, преодоление смерти путём перехода в себе подобных. Упование на вечное возрождение жизни, которая циклична.
2) Другая группа мифов (связанные с культом Орфея и Аполлона) – основной акцент на неприродность человека, наличие души, духа в человеке. Человеческая душа первична по отношению к его телу – лишь элемент бескрайнего океана мировой души (в т.ч. пифагорейцы). Главное в человеке – духовное начало. Любое природное явление конечно, но человек может рассчитывать на бессмертие на пути духовного совершенства.
Из природного пути в мифологии возникли первые материалисты (Демокрит); из духовного направления – вышли идеалисты (Сократ, Платон, Пифагор). У всех мыслителей античности рациональное тесно переплетено с мифологическим.
Дух. путь развитие религии
Пифагор
Сократ
Парменид |
развитие европейского естествознания
мифология Природный путь
Представители Милетской школы – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Ставят вопрос о началах мира – и это начало называется «архэ» – нечто однородное. Изначально Фалес считал основой всего воду, Анаксимен – воздух. Фалес: «первоначало должно быть чем-то однородным, подобно воде». Это метафора. Но это не вода в прямом смысле.
Возникла логическая проблема – если из архэ происходит всё многообразие вещей мира и в то же время «архэ» вечно и, следовательно, неизменно, то тогда каким же образом из него происходят изменчивые вещи? Тогда Демокрит высказал мысль: роль архэ играют атомы, мельчайшие неделимые частицы разных качеств и форм. Связываясь, они образуют сложные структуры. Душа тоже из атомов, только более лёгких, и боги из атомов.
|
(Лукреций Кар «О природе вещей»)
3) Своего рода третье направление – Парменид. Оригинальный подход. От него дошло: «О природе», введение к поэме + фрагменты.
- бытие есть, небытия нет
- одно и то же мыслить и быть
- одно и тоже мысль и то о чём она мыслит
- бытие всегда есть, о нём нельзя сказать было или будет
- бытие неподвижно
Острая реакция на это Аристотеля (в «Метафизике») – в теории эти рассуждения верны, но полагать так о реальных вещах – похоже на сумасшествие). Бытие – не рождённое и не гибнущее всегда есть, подобно глыбе шара, нельзя сказать, что оно есть и будет. (Платон о Пармениде: «Я боюсь, что мы не поймём его слов… тогда мы не решим вопрос о природе рационального мышления»).
Бытие для Парменида – не природа, но и не боги, не мировая гармония. Это некая идеальная основа всего существующего, но не связанная с божественным началом. Всё бренно, но бытие – то, что есть всегда, оно не умрёт. Оно не может быть «было» или «будет». Есть «нечто» на чем мир прочно стоит, но оно нематериально" («Мир идей» Платон).
Философская мысль и наука с тех пор начала развиваться по трём направлениям. С тех пор ничего нового не придумали.
Аристотель (последний аккорд в становлении рациональности)
Понятие науки у Аристотеля.
Ученик Платона. Близки по мировоззрению и исходным установкам мышления. Но это весьма разные мыслители. Первый энциклопедист в истории науки, и первый называтель. Один из разработчиков философских терминов того времени. Если у Платона практически отсутствуют четко обозначенные понятия (идея, просто по своей сущности – не вполне поддаётся оформлению), то у Аристотеля – строгость формулировки, и четко оговоренная терминология. Если Платон литературен, мифологичен (более привязан к мифологической Традиции), то Аристотель суховат, педантичен и научен в современном смысле. Аристотель – новый шаг в развитии античного мировоззрения.
|
Аристотель различает три сферы человеческого познания (в «Метафизике»):
1. Опыт – как знание единичного, знание факта.
2. Искусство – форма познания, в котором мы получаем общее знание. Близко к концептуальной концепции «имеющий опыт знает «что», но не знает «почему». Владеющий же искусством, знает «почему» (причину).
3. Наука – высшая форма познания, синтез (впервые появившийся термин) опыта и искусства – единичного и общего.
Особое внимание Аристотель уделял поиску причин вещей. Ибо основная задача науки – объяснение окружающего мира, вещей и явлений, сущность которых – в указании причин явлений. Объяснить явление – это значит указать его причину.
Аристотель выделяет 4 вида причин:
1) Материальные (кирпич)
2) Формальные (проект дома)
3) Действующие (строители)
4) Целевые (для чего строится дом)
Не только вводит понятии науки, но и даёт первую в истории классификацию наук:
I уровень – теоретические науки – первая философия (метафизика).
II уровень – практические науки (научные знания, которые имеют практическое применение – этика (о человеческих отношениях), политика, медицина, математика…). «Политика» Аристотеля – некие практические наставления для тех, кто будет владеть захваченными на войне территориями и наводить там порядок. Рецепт не для греков.
III – продуктивные науки (знания, которые находят воплощение в ремёслах). Изготовление полезных вещей и предметов.
IV – логика (знание универсальных правил мышления, изложил их в трактате «Органон» – руководство к действию для правильного мышления, сформировал 3 фундаментальных закона логики).
Тексты Платона и Аристотеля написаны на высоком интеллектуальном уровне.
Аристотель – самый яркий представитель античного рационализма.
В римское время – только интерпретации и пересказы греческих авторов.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!