О понятиях сброса, иного негативного воздействия на леса - см. комментарий к ст. 261 УК РФ. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

О понятиях сброса, иного негативного воздействия на леса - см. комментарий к ст. 261 УК РФ.

2017-06-02 244
О понятиях сброса, иного негативного воздействия на леса - см. комментарий к ст. 261 УК РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5) Квалифицированный состав ч. 3 выделен по признаку места совершения проступка.

6) Субъективная сторона - умышленная и неосторожная вина.

7) Субъект правонарушения определяется в санкциях статьи.

7.41. Статья 8.32 "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах" КоАП РФ.

1) Общий обзор статьи. Она состоит из четырех частей, содержащих запреты действий, способных повлечь либо повлекших возникновение пожаров в лесах. В части 1 сформулирован общий формальный состав, в ч. 2 - также формальный состав с альтернативными признаками объективной стороны, в ч. 3 - специальный по отношению к общему составу нарушений правил пожарной безопасности в лесах с учетом обстоятельства - наличия условий особого противопожарного режима, который также является формальным, а в ч. 4 - материальный состав с указанием последствий в виде возникновения лесного пожара. Соответственно, по ч. ч. 1 - 3 моментом окончания правонарушения считается момент нарушения правил пожарной безопасности в лесах.

2) Предмет правонарушения - лесные насаждения, лесная растительность, леса.

3) Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Органы государственной власти в пределах своих полномочий разрабатывают планы тушения лесных пожаров.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления. Для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных. Эти положения конкретизируются в Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 30 июня 2007 г. N 417 <1263>.

--------------------------------

<1263> СЗ РФ. 2007. N 28. Ст. 3432.

 

4) Объективная сторона составов по ч. ч. 1, 3 - 4 выражается как в действиях, так и (реже) в бездействии, состоящем обычно в непринятии мер по предупреждению пожаров, неиспользовании, неустановке оборудования и т.п. Объективную сторону могут образовывать любые нарушения правил. Признаки объективной стороны правонарушения по ч. 2 описаны исчерпывающим образом: деяние - выжигание - осуществляется путем совершения действий; указаны признаки места совершения правонарушения.

5) Субъективная сторона - умышленная и неосторожная вина. Субъектами могут быть как физические лица (граждане и должностные лица), так и юридические лица.

7.42. Статья 8.33 "Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных" КоАП РФ.

1) Общий обзор статьи. Она сформулирована очень коротко: ее название и текст почти полностью совпадают. Комментируемая статья тесно связана со ст. 8.29 КоАП РФ и иными нормами административного и уголовного законодательства об охране животного мира Российской Федерации. В ней содержится один формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками предмета посягательства.

2) Цели и значение статьи. Цели статьи четко просматриваются из ее текста - это обеспечение условий жизнедеятельности животных. Значение ее обосновывается законами природы, требующими бережного отношения к среде обитания, путями миграции животных, являющимися необходимым условием их жизнедеятельности.

3) Среда обитания и пути миграции животных выступают в качестве предмета административного правонарушения и представляют собой соответственно природную среду, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы (ст. 1 Федерального закона "О животном мире"), включающей условия их размножения, нагула, отдыха, выращивания молодняка и иных элементов жизненного цикла, пути миграции, места их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

Объекты животного мира - организмы животного происхождения (дикое животное) или их популяция.

Водные биологические ресурсы - это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

4) Согласно ст. 22 упомянутого Закона при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира, условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции. При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередач и связи, каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия по сохранению путей миграции животных и мест их постоянной концентрации.

К примеру, указанными выше "Требованиями..." (см. п. 5 комментария к данной статье) запрещаются выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания и т.п.

5) Объективная сторона данного правонарушения может состоять в действиях (бездействии): хранении материалов и сырья в неогороженных местах; в изменении уровня воды в гидросооружениях в период массовых миграций и размножения объектов животного мира без согласования со специально уполномоченными органами по охране животного мира и среды их обитания; неустановлении специальных предупредительных знаков и знаков ограничения скорости на транспортных магистралях либо устройств со специальными проходами, типы и конструкции которых определяются специальными органами по охране животного мира; проектировании и строительстве трубопроводов без заглубления либо без сооружения переходов для мигрирующих животных с подъемом отдельных участков на высоту не ниже 3 м; ведении работ по строительству трубопроводов в период миграции и т.п.

6) Субъективная сторона - умышленная вина.

7) Субъекты правонарушения определены в санкции статьи.

7.43. Статья 8.34 "Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций" КоАП РФ.

1) Общий обзор статьи. В ней установлена ответственность за нарушение специфических правил, регулирующих оборот биологических коллекций. Статья содержит один формальный состав с альтернативными признаками объективной стороны.

2) Цели и значение статьи. При всей специфичности данного административно-правового запрета его значение трудно переоценить, особенно в наши дни в связи с возможностью использования биологических коллекций, например содержащих штаммы опасных микроорганизмов, возбудителей опасных инфекционных заболеваний для производства биологического и бактериологического оружия и в иных преступных целях. Тем не менее важны цели и задачи охраны экологических и экономических интересов субъектов права, использующих биологические коллекции как основу научных и прикладных исследований в области медицины, сельского и лесного хозяйства и т.п.

В последнее время возрастает значение этой деятельности, а соответственно требований к соблюдению ее порядка в связи с созданием генномодифицированных продуктов и их выпуском в окружающую среду, применением для производства продуктов питания. Наконец, сохранность и иное надлежащее обращение с биологическими коллекциями выполняют задачу охраны биоразнообразия.

3) Объект и предмет правонарушения. Объект четко определен в тексте статьи - это порядок оборота биологических коллекций и отдельных его этапов. Отметим, что перечень этапов является закрытым.

Предметом правонарушения выступают биологические коллекции. Сами по себе они разнообразны и формируются по различным критериям и основаниям. Так, к ним относятся зоологические коллекции - фондовые научные коллекции зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей объектов животного мира, живые коллекции зоопарков, зоосадов, цирков, питомников, аквариумов, океанариумов и других учреждений, представляющие научную, культурно-просветительную, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, коллекции культур микроорганизмов, токсинов и т.п. Отдельные выдающиеся коллекции и коллекционные экспонаты независимо от формы их собственности подлежат государственному учету. Специальными актами регулируются правила учета и регистрации собраний культур микроорганизмов, являющихся возбудителями (патогенами) болезней человека, животных и растений, токсинов, которые могут быть использованы для создания биологического (бактериологического) оружия и оружия массового поражения, генно-инженерно-мофицированных организмов.

4) Объективную сторону данного административного правонарушения могут составлять любые действия (бездействие) по нарушению правил содержания живых коллекций, уклонению от получения свидетельства и включения в реестр зоологических коллекций, поставленных на государственный учет, изъятию объектов животного мира из среды их обитания без разрешения (лицензии) и иных правил, устанавливаемых нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 823 "О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы Российской Федерации и ввоза на ее территорию зоологических коллекций" устанавливается, что приобретение, продажа и другие сделки с зоологическими коллекциями осуществляются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Следовательно, нарушение правил торговли зоологическими коллекциями, предусмотренное комментируемой статьей, влечет административную ответственность.

В этом же Постановлении устанавливается, что вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз на ее территорию зоологических коллекций (как включенных, так и не включенных в реестр) допускаются на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом охраны окружающей среды. Нарушением правил пересылки и вывоза, таким образом, будет являться вывоз зооколлекции без разрешения, а также непринятие владельцем коллекции мер по ее сохранности при транспортировке и пересылке за границу, по надлежащему содержанию животных и т.п.

Порядок государственного учета зоологических коллекций, правила их создания и пополнения, хранения, вывоза и ввоза коллекций детализируются в Приказе, утвержденном Госкомэкологией России от 30 сентября 1997 г. "О Положении о зоологических коллекциях" <1264>. Этим же Приказом на Госкомэкологию России и ее территориальные органы возлагаются функции контроля за условиями содержания (хранения) коллекций, утверждаются форма реестра зооколлекций, поставленных на государственный учет, атрибуты свидетельства о внесении в реестр и разрешения на вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз на ее территорию зоологических коллекций, их частей и отдельных экспонатов.

--------------------------------

<1264> БНА. 1998. N 9. С. 70 - 76.

 

Законодатель заменил такой признак, как торговля коллекциями, на приобретение и продажу коллекций, а также исключил из числа признаков объективной стороны вывоз их за границу, поскольку он охватывается понятиями нарушения правил использования и транспортировки.

5) Субъективная сторона - умышленная вина.

6) Субъектами могут быть должностные лица и работники музеев, научных, учебно-просветительских и других учреждений, имеющих биологические коллекции, а также граждане, поскольку владельцами коллекций такого рода в Российской Федерации могут быть как юридические, так и физические лица независимо от их гражданства (см. п. 1.3 Приказа Госкомэкологии от 30 сентября 1997 г. N 411).

7.44. Статья 8.35 "Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений" КоАП РФ.

1) Общий обзор статьи. Она весьма подробно формулирует признаки объективной стороны, предмета правонарушения, а также указывает источники права, регулирующие охрану редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. Статья содержит несколько составов административных правонарушений и сформулирована сложно. В нее включены составы: материальный - уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами; поставления в опасность - действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений; формальные составы незаконной добычи и иного незаконного обращения с указанными животными и растениями (в том числе с нарушением условий, указанных в разрешении, и нарушением иного установленного порядка). Эти составы различаются по объективной и субъективной сторонам, а также предмету правонарушения.

2) Цели и значение статьи. Цели статьи определяются особым статусом охраняемых ею видов животных и растений: она предназначена для обеспечения их повышенной защиты. Статья в целом служит сохранению биоразнообразия на Земле, а кроме того, способствует реализации воспитательных, эстетических, профилактических функций и, может быть, моральных обязательств человечества по отношению к Природе.

3) Объект предусмотренных в данной статье правонарушений - порядок охраны редких и исчезающих, занесенных в Красную книгу РФ или охраняемых международным договором животных, растений и среды их обитания.

Предметом могут быть как сами животные и растения, так и их продукты, части либо дериваты, среда их обитания.

Среда обитания - территория (акватория), в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы, включающая условия их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, выращивания молодняка и других элементов жизненного цикла. Статья 22 Федерального закона "О животном мире" относит к ней места постоянной концентрации объектов животного мира, в том числе в период размножения и зимовки, и устанавливает правовой статус защитных участков территорий и акваторий, не входящих в особо охраняемые природные территории, но необходимых для осуществления жизненных циклов редких и исчезающих видов животных. Среда обитания растений означает места их произрастания.

4) Объективная сторона указанных в данной статье составов правонарушений состоит в действиях по уничтожению самих животных и растений или среды их обитания, оказанию на них шумового, вибрационного и иного вредного воздействия в ходе строительных, взрывных и иных производственных работ, создании сооружений, нарушающих пути миграции, доступ к местам добывания пищи и т.п., а также в добывании таких животных и растений.

Уничтожение может быть произведено путем причинения гибели животного (или группы животных), а растений - в результате хозяйственной деятельности, в том числе загрязнения среды обитания, размещения отходов и т.п., а также путем разрушения, сожжения, затопления обитаемых или регулярно используемых гнезд, нор, логовищ, убежищ, жилищ и других сооружений животных и птиц, мест произрастания растений.

Совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности животных и другим последствиям, указанным в диспозиции нормы, может состоять в приведении в негодность кормовой базы, выпасе сельскохозяйственных животных в местах произрастания редких видов растений и т.д. В этом случае должны быть установлены, во-первых, создание реальной угрозы наступления последствий в виде гибели, сокращения численности или нарушения среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений, а также причинная связь между действиями и созданием такой угрозы.

5) Объективная сторона состава правонарушений - добывание животных и сбор растений без разрешения с нарушением условий, указанных в разрешении на добывание, или с нарушением иного установленного порядка - может состоять в добывании их вопреки общему или специальному запрету (в случае отказа в выдаче разрешения), либо в добывании их орудиями и способами, не обеспечивающими избирательность действия и не снижающими нанесение физических и психических травм животным, либо в нарушении условий добывания по возрасту, срокам и иным показателям, либо в добывании для других целей, а не для содержания в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу, либо не для целей научной работы, например по восстановлению популяций редких растений, а для иных, не предусмотренных разрешением, либо в бездействии (несоставлении акта с указанием количества добытых объектов, времени, места и т.п.), а также в нарушении порядка их выпуска в естественную природную среду, представлении пользователем неверных данных в документах и т.п. Следует учитывать, что указанные действия (бездействие) совершаются как в отношении редких и исчезающих видов животных и растений, так и их продуктов, частей и дериватов.

Разрешение выдается федеральным органом охраны окружающей среды в форме распорядительной лицензии на оборот диких животных и растений, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, в целях их сохранения и воспроизводства в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительных целях (при получении разрешения на содержание их в неволе); в целях сохранения и (или) пополнения природных популяций указанных животных (при выпуске их в природную среду) и растений.

6) Субъективная сторона уничтожения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, их сооружений, а также совершения иных действий, ведущих к угрозе их гибели, сокращению численности и нарушению среды их обитания, - умышленная или неосторожная вина. Субъективная сторона незаконного добывания и иного обращения с такими животными и растениями, либо с нарушением условий распорядительной лицензии - умышленная вина.

7) Субъекты правонарушения перечислены в санкции статьи.

7.45. Статья 8.36 "Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов" КоАП РФ.

1) Общий обзор статьи. Содержание статьи повторяет ее название полностью. Состав переселения, акклиматизации и скрещивания животных с нарушением правил является сложным, несмотря на внешнюю простоту его юридической конструкции. Это противоречие вызвано специфичностью деятельности по переселению, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и возможными последствиями нарушения правил.

Состав правонарушения является формальным и содержит альтернативные признаки объективной стороны.

2) Цели и значение статьи. Задачи охраны биоразнообразия были не так давно осознаны мировым сообществом, хотя в национальном законодательстве (в том числе и в СССР) устанавливались правила, регулирующие деятельность по переселению, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и даже меры юридической ответственности за их нарушение. В реальности данное правонарушение способно нанести колоссальный вред окружающей среде, и примеры этого многочисленны. Значение статьи велико в системе эколого-правовых инструментов, разработанных доктриной и практикой.

3) Объективная сторона данного правонарушения, таким образом, выражается, во-первых, в действиях по акклиматизации новых (т.е. завезенных на территорию Российской Федерации из других стран) для фауны России объектов; во-вторых, в переселении объектов животного мира в новые места обитания (т.е. перемещении их из одного в другой регион Российской Федерации); в-третьих, в искусственном (а не спонтанном, природно-естественном) скрещивании животных без полученного на это в надлежащем порядке разрешения, т.е. самовольно.

4) Субъективная сторона - умысел или неосторожность.

5) Субъект правонарушения обозначен в санкции статьи.

7.46. Статья 8.37 "Нарушение правил охоты, иных правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства" КоАП РФ.

1) Общий обзор статьи. Статья первоначально состояла из трех частей, в которых были сформулированы формальные составы незаконной охоты, нарушения правил рыболовства и добычи водных биоресурсов (с исключением относящихся к морским и биоресурсам континентального шельфа) и нарушения иных правил пользования объектами животного мира. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ в нее были включены часть 1.1, устанавливающая ответственность за повторное нарушение правил охоты; часть 1.2, в которой содержится состав, представляющий собой частные случаи нарушения правил охоты, а именно ее сроков или использование недопустимых орудий и способов; часть 1.3, устанавливающая ответственность за непредъявление по требованию уполномоченного должностного лица соответствующих документов.

В комментируемой статье, таким образом, сделана попытка установить, судя по ее названию, максимально широкие запреты нарушения правил пользования объектами животного мира. Особенно показательна в этом отношении ч. 3 ст. 8.37, которая сформулирована настолько абстрактным образом, что это порождает существенные трудности разграничения не только со статьями КоАП РФ, предназначенными для охраны животного мира, но и с другими статьями Кодекса, предусматривающими административную ответственность за нарушения самых разных экологических правил и требований, совершаемые при использовании опасных для окружающей среды и такого ее компонента, как животный мир, средств и способов, и т.п.

Составы экологических проступков, предусмотренные в данной статье, различаются между собой по предмету нарушения, по объективной стороне, но сходны по субъекту и субъективной стороне.

2) Цели и значение статьи. Она предназначена для обеспечения законности и правопорядка при осуществлении традиционных, т.е. сложившихся на протяжении веков, правил пользования объектами животного мира (охота, рыболовство и др.). Таким образом, с учетом ее "классического" характера, комментируемая статья направлена на пресечение и предотвращение массового, распространенного, привычного, правонарушающего поведения, потенциально могущего нанести и в действительности наносящего (суммарно) значительный вред животному миру. Для реализации этой цели санкции по ч. 2 резко повышены Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 182-ФЗ.

3) Объектом административно наказуемого проступка является правопорядок в области охраны и использования животного мира и водных биологических ресурсов.

Предмет посягательства в соответствии с названием статьи - животный мир, т.е. "совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации" (ст. 1 Федерального закона "О животном мире"). В преамбуле того же Закона разъясняется, что животный мир является "достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации". При этом объектом животного мира в качестве предмета административного правонарушения может выступать как отдельное (конкретное) дикое животное, так и их популяция.

Традиционно в качестве предмета выделяются дикие звери и птицы, водные биоресурсы, т.е. рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, неразрывно связанные с акваторией их нахождения, амфибии и рептилии.

а) Водные животные, таким образом, это пресноводные и морские рыбы, включая анадромных, т.е. нерестящихся в пресной воде и мигрирующих на нагул в морские воды, катадромных, т.е. нерестящихся в морской воде и мигрирующих на нагул в пресные воды; трансграничные и далеко мигрирующие виды рыб, единым ареалом для которых являются воды Мирового океана; пресноводные (выдра и др.) и морские млекопитающие (моржи, тюлени и др.); беспозвоночные (трепанги, кальмары и др.).

б) Дикие звери и птицы, являющиеся предметом нарушения правил охоты или правил пользования животным миром, должны находиться в состоянии естественной свободы, а их существование не должно опосредоваться трудом человека, т.е. не отловленные человеком, не находящиеся в зоопарках, вольерах либо иным образом содержащиеся в неволе, в искусственно созданной среде или в полувольных условиях.

в) Насекомые, черви и др. выступают предметом в данном случае, если они являются почвообразователями, естественными санитарами среды, опылителями растений и обладают иными полезными свойствами, либо продукты их жизнедеятельности используются человеком, а пользование ими устанавливается законом (см. ст. ст. 45, 46 Федерального закона "О животном мире").

4) Объективная сторона состава включает действие (при нарушениях правил охоты и добычи водных биологических ресурсов), а при нарушении правил осуществления других видов пользования животным миром и правил охраны водных биологических ресурсов может быть выражена и в виде бездействия, и противоправность - в простых формальных составах. Наступления последствий для установления состава административного правонарушения не требуется.

Правонарушение считается оконченным с момента нарушения соответствующих правил.

Охота представляет собой один из видов пользования животным миром и заключается в выслеживании или преследовании с целью добычи и собственно в добыче животных, но даже нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, ловчими птицами, иными орудиями охоты приравниваются к охоте.

Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты или охотничьими животными может осуществляться всеми гражданами Российской Федерации, достигшими 18-летнего возраста, сдавшими испытание по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Право на любительскую и спортивную охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право осуществления охоты, т.е. охотничьим билетом.

Охотничий билет выдается государственным органом управления охотхозяйством; членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний. Кроме того, необходимо наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Право на любительскую и спортивную охоту может быть предоставлено лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.

Промысловая охота осуществляется лицами, заключившими договоры с заготовительными организациями, охотниками промысловых хозяйств, штатными охотниками и приравненными к ним лицами. Эти категории получают право на охоту с 14-летного возраста после уплаты государственной пошлины и могут не состоять членами охотничьих обществ.

Специальные правила установлены в отношении права на охоту для тех граждан Российской Федерации, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков (граждане, принадлежащие к коренным малочисленным народам и этническим общностям, их объединения).

Добыча водных биологических ресурсов (рыболовство) - это процесс улова, убоя, извлечения или иного изъятия из природной среды водных животных; отрасль хозяйства, специфический вид пользования животным миром. Различают рыболовство, спортивный, любительский лов рыбы, осуществляемые соответственно с помощью судов, стационарных или береговых орудий и способов лова, летних или зимних удочек всех видов, спиннингов и т.п.

Вопросы сроков, выделения водоемов для любительского и спортивного рыболовства, платы, информирования населения об ограничениях и особых условиях рыболовства, иные вопросы организации и контроля за осуществлением рыболовства решаются в нормативных правовых актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленном законом порядке.

Право на добывание водных биоресурсов. Промышленное рыболовство в Российской Федерации осуществляется юридическими лицами, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, на основании лицензии - специального разрешения, выдаваемого федеральным органом по рыболовству или его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как правило, на срок не менее трех лет. Законодательством определены порядок, сроки и условия регистрации лицензий в реестр и другие вопросы. Наличие лицензии на промышленное (промысловое) рыболовство обязательно для получения в установленном порядке ежегодных квот вылова водных биоресурсов, разрешений на право промысла водных биоресурсов.

Прибрежное рыболовство осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, зарегистрированными в соответствующем субъекте Российской Федерации, с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления, с использованием или без использования рыбопромысловых судов. Типы рыбопромысловых судов, орудия и способы добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства определяются по районам промысла федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Право на любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов для личного потребления имеют все граждане Российской Федерации бесплатно в водоемах общего пользования, т.е. не входящих в состав особо охраняемых природных территорий, не являющихся товарными рыбными хозяйствами, рыбопитомниками и другими, для которых установлен специальный режим водопользования (право публичного сервитута).

Лицензионный лов рыбы разрешается всем гражданам Российской Федерации по платным лицензиям в водоемах или их участках, определенных органами рыбоохраны по согласованию с администрацией субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В лицензии определяется количество, вид добываемой рыбы, используемые орудия лова, сроки (сутки, месяц, сезон) и иные условия.

Специальные правила (с учетом правовых обычаев) устанавливаются для граждан Российской Федерации и их объединений, являющихся представителями малочисленных народов и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.

Нарушением правил охоты признается охота, осуществляемая лицом, не обладающим правом на охоту либо не отвечающим иным, установленным законом требованиям, нахождение в охотничьих угодьях с охотничьим оружием, собаками или ловчими птицами без разрешения, добыча большего, чем предусмотрено разрешением, количества животных либо нарушение иных условий лицензии, и т.п.

Повторность означает нарушение в течение года правил охоты (любых, а не только тех, за нарушение которых лицо уже привлекалось к административной ответственности).

Непредъявление - это отказ лица предоставить охотничий билет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, путевки, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

Охотничий билет - официальный документ, служащий удостоверением на право охоты. Он должен содержать отметки о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и об уплате государственной пошлины.

Разрешение - документ, разрешающий добычу охотничьих ресурсов, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов при осуществлении одного из следующих видов охоты:

- промысловая охота;

- любительская и спортивная охота;

- охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

- охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

- охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

- охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.

Путевка - документ на добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты с соблюдением Правил в охотничьих угодьях, выдаваемый:

- общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами - для охоты в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется этими общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, - для охоты в иных охотничьих угодьях.

Форма путевки утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Нарушение правил добычи водных биологических ресурсов имеет место в случае добычи водных биоресурсов без надлежащего разрешения на лов рыбы (для промышленного, прибрежного, спортивного и лицензионного рыболовства) и добычу морских животных в промышленных, научных, контрольных и рыбоводных целях, при несоблюдении условий разрешения по предмету, объему и т.п., при применении орудий лова, не указанных в соответствующих правилах, либо в случае лицензионного лова рыбы лицом по чужой лицензии, либо в случае отсутствия регистрации лицензии на данной территории и т.д.

Такого рода нарушения правил рыболовства, как, например, отсутствие на борту судна технических средств контроля, т.е. средств, обеспечивающих постоянную автоматическ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.