Цель формирования экологической культуры - см. комментарий к ст. 71. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Цель формирования экологической культуры - см. комментарий к ст. 71.

2017-06-02 275
Цель формирования экологической культуры - см. комментарий к ст. 71. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5. Цель воспитания бережного отношения к природе. Эта цель - производная от конституционной обязанности граждан бережно относиться к природе, сохранять ее богатства (ст. 58 Конституции РФ). В работах по конституционному праву подчеркивается, что эта конституционная норма корреспондирует со статьей 42 об экологических правах граждан и ч. 2 ст. 36 о свободном владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Реализация экологических прав граждан напрямую зависит от выполнения соответствующих обязанностей юридических и физических лиц, поскольку нет субъективного права, в том числе экологического, без аналогичной, адекватной ему экологической обязанности, направленной на его соблюдение - прямо или опосредованно.

Напрямую соблюдение и защита экологических прав - это обязанность государства и его должностных лиц. Опосредованно признание экологических прав своих соседей, других окружающих лиц начинается с выполнения каждым своих собственных экологических обязанностей. Экологические права человека и гражданина неотделимы от прав общества, государства и всего человечества на окружающую их природную среду и их взаимных обязанностей. Конституционные экологические обязанности подкрепляются всеобщностью и комплексностью экологического образования. Овладение минимумом знаний, необходимых для формирования правовой и экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний <1201>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина) включен в информационный банк согласно публикации - Норма, Инфра-М, 2011 (2-е издание, пересмотренное).

 

<1201> Подробнее см.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010.

 

Природоохранные учреждения традиционно играют важную роль в реализации задач экологического просвещения населения. Так, согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <1202> одной из задач государственных природных заповедников является экологическое просвещение и развитие познавательного туризма.

--------------------------------

<1202> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

 

6. Цель рационального использования природных ресурсов - см. комментарий к ст. 73.

7. Распространение экологических знаний и знаний об экологической безопасности. В контексте комментируемой статьи это предполагает обеспечение права доступа каждого к таким знаниям, создание соответствующей системы их накопления, обработки, тиражирования и предоставления пользователям. Распространение может осуществляться в системе общего и специального образования, путем издания литературы, фильмов, учебных пособий, наглядной агитации, плакатов, памятников и т.д., размещения экологически значимых данных в сети Интернет на специализированных ресурсах, сайтах государственных министерств и ведомств (например, на сайте Министерства природных ресурсов и экологии публикуются ежегодные Государственные доклады "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации", содержащие статистические данные о состоянии окружающей среды и ее анализ). В целях активизации и развития в России системы экологического образования и выработки научно обоснованных рекомендаций в этой сфере создан Консультативный совет по экологическому образованию и просвещению при Министерстве природных ресурсов и экологии России. Он является постоянно действующим совещательным коллегиальным органом и оказывает научно-методическую помощь по разработке государственной политики и стратегии развития экологического образования и просвещения <1203>.

--------------------------------

<1203> Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 1 марта 2002 г. N 95 "О Консультативном совете по экологическому образованию и просвещению МПР России". Текст Приказа официально опубликован не был.

 

8. Распространение информации о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов. Формы этой деятельности, как правило, более специфичны и различаются в зависимости от уровня обобщенности такой информации, принадлежности к охраняемым законом видам тайны - государственной, коммерческой и т.п., правового статуса субъектов распространения и хранения информации <1204>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.

 

<1204> Подробнее см.: Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Городец, 2009. С. 250; Выпханова Г.В. Правовые проблемы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. М.: Городец, 2009. 336 с.

 

Согласно пункту 21 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) одними из механизмов реализации задачи обеспечения эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, являются:

- обеспечение открытости и доступности информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях;

- обеспечение публичности информации, содержащейся в декларациях и разрешениях на воздействие на окружающую среду, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

- повышение информационной открытости промышленных предприятий в части их негативного воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению такого воздействия, а также развитие добровольных механизмов экологической ответственности организаций с участием государства и переход государственных корпораций к обязательной нефинансовой отчетности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с международными стандартами.

9. Информирование населения о законодательстве. Оно осуществляется путем публикации в общедоступных официальных изданиях, например в "Российской газете", местных газетах, по телевидению, по радио. Законодательные акты Российской Федерации помимо опубликования в средствах массовой информации, Собрании законодательства Российской Федерации размещаются в правовых базах - общедоступных и распространяемых по подписке, на различных ресурсах сети Интернет. Большое значение в информировании населения об экологическом законодательстве помимо публикации самих текстов нормативно-правовых актов имеет опубликование аналитических обзоров и научно-практических комментариев.

 

Глава XIV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Вводные замечания

 

1. Вопросы для рассмотрения. Здесь следует обратить внимание на:

- понятие ответственности за нарушения законодательства об охране окружающей среды;

- понятие и основания уголовной ответственности;

- понятие и признаки экологических преступлений;

- понятие и основания административной ответственности;

- понятие, признаки и виды административных экологических правонарушений;

- особенности правового регулирования дисциплинарной ответственности;

- содержание имущественной ответственности;

- понятие вреда окружающей среде;

- порядок и основания возмещения экологического вреда;

- содержание и значение компенсации экологического вреда;

- специфику эколого-правовых санкций (ограничение, приостановление, прекращение деятельности) и порядок их применения.

2. Общий обзор главы. Она состоит из шести статей и в принципе построена стандартным для глав, содержащих нормы об ответственности, образом. Так, в первой из статей содержится отсылочная норма о видах юридической ответственности за экологические нарушения (ст. 75). В статье 76 также сформулирована отсылочная норма о порядке разрешения споров. Статьи 77 - 79 посвящены возмещению (и компенсации) вреда окружающей среде. При этом и здесь многие нормы носят отсылочный характер (см. ч. 1 ст. 77, абз. 2 ч. 1 ст. 78, ч. 2 ст. 79). В то же время в указанных статьях содержатся и конкретные правила о субъектах возмещения вреда окружающей среде (например, ч. 2 ст. 77), порядке исчисления вреда (ч. 3 ст. 77), формах его возмещения (ч. 2 ст. 78), размерах возмещения вреда (ч. 1 ст. 79), субъектах принятия решений (ст. 80).

3. Цели, сфера действия и адресаты норм главы. Основные цели заключаются в обеспечении правопорядка и законности в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в предупреждении нарушений экологического законодательства, а также в установлении легитимных оснований возмещения (компенсации) ущербов, убытков, иных затрат, понесенных различными субъектами в случаях причинения вреда окружающей среде и другим охраняемым комментируемым Законом правовым благам.

Сфера действия норм главы XIV, следовательно, ограничена деятельностью физических и юридических лиц, признаваемой правонарушающей (либо преступной) или потенциально способной стать таковой, а поэтому нуждающейся в общепревентивном воздействии с помощью угрозы наказанием и иными неблагоприятными юридическими последствиями.

Адресаты главы большей частью указаны в тексте. Это юридические и физические лица, субъекты хозяйственной и иной деятельности, суд, арбитражный суд, органы исполнительной власти, осуществляющие функции экологического управления, граждане. В то же время в круг адресатов, бесспорно, входят природоохранные органы, осуществляющие выявление и пресечение экологических правонарушений, правоохранительные органы, общественные экологические организации.

4. Эволюция института юридической ответственности за нарушения экологического законодательства. Это, возможно, один из наиболее устойчивых правовых комплексных институтов, развитие которого подкреплено совместными усилиями специалистов - ученых и практиков разных отраслей (гражданского, административного, уголовного, а в последнее время и конституционного права). О юридической ответственности за экологические преступления и правонарушения написано много и хорошо <1205>. Существуют и активно используются многочисленные комментарии к УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ, актам экологического законодательства <1206>, в которых подробно разъясняются основания ответственности, признаки составов правонарушений, преступлений, а также все иные вопросы. Здесь только укажем, что реформа уголовного законодательства об ответственности за экологические преступления состоялась в 1996 г., когда был принят новый УК РФ <1207>; административного законодательства об ответственности за экологические преступления - в 2001 г., когда был принят КоАП РФ <1208>; гражданского законодательства - в 1994 г. Реформа продолжилась и в последующие годы, когда был принят новый ГК РФ; реформа ответственности за дисциплинарные экологические проступки состоялась в 2001 г., когда был принят новый ТК РФ.

--------------------------------

<1205> Только в качестве примера см.: Уголовное право. Библиография (1985 - 2006 гг.) / Под ред. А.Э. Жалинского. 2-е изд. М.: Городец, 2008; Ефимова Е.И. Экологическое право. Библиография. М.: Городец, 2007.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (постатейный) под ред. М.М. Бринчука включен в информационный банк.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (постатейный) (под ред. О.Л. Дубовик) включен в информационный банк.

 

<1206> См., в частности: Комментарий к Федеральному закону "Об экологической экспертизе" / Под ред. М.М. Бринчука. М., 2010; Комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2010; Практический комментарий к Водному кодексу РФ / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2007; Применение ответственности за экологические правонарушения: Учеб.-метод. пособ. для практ. работников / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Городец, 2007; Комментарий к УК РФ / Под ред. А.Э. Жалинского. 3-е изд. М.: Издательский дом "Городец", 2010; Комментарий к КоАП РФ / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 6-е изд. М.: Проспект, 2009; и многие другие.

<1207> Об итогах реформы см.: Дубовик О.Л. Экологическое право. Комментарий к 26 главе УК РФ. М.: Спарк, 1998; и другие ее работы.

<1208> Об итогах реформы см.: Дубовик О.Л. Реформа законодательства об административной ответственности за экологические правонарушения // Юридический мир. 2002. N 4. С. 26 - 29.

 

Но помимо этих реформ следует учитывать регламентацию юридической ответственности за экологические нарушения в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды". В каком-то смысле он положил начало целостному и в то же время комплексному подходу к пониманию экологических преступлений и правонарушений, ответственности за их совершение. Напомним, что именно в данном акте было впервые дано понятие экологического преступления, сформулированное следующим образом: "За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения и организации - административную и гражданско-правовую ответственность".

Комментируемый Федеральный закон исключил это определение, оставив, как отмечалось выше, лишь отсылочную норму о видах юридической ответственности (ст. 75). Кроме того, в статье 85 Закона РСФСР было дано легитимное определение понятия экологического преступления: это общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природой среде и здоровью человека. Ныне ни в одном из актов такое понятие не дается (ни в УК РФ, ни в Федеральном законе "Об охране окружающей среды"); его определение предлагается лишь доктринами уголовного и экологического права <1209>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.

 

<1209> См., например: Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 1998. С. 476 - 479; Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. 3-е изд. М.: Проспект, 2008. С. 364.

 

Следует также учитывать, что по ныне действующему КоАП РФ административная ответственность за экологические проступки может устанавливаться как данным Кодексом, так и законами субъектов Российской Федерации <1210>.

--------------------------------

<1210> См., например: Кодекс города Москвы об административных правонарушениях от 21 ноября 2007 г., в котором глава 4 (Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования) содержит сорок девять статей, предусматривающих ответственность за экологические проступки, составы которых не обозначены в КоАП РФ.

 

Что касается гражданско-правовой (имущественной) ответственности, то при сохранении в принципе традиционного подхода к возмещению вреда следует учитывать дифференциацию этого вреда в новейшем законодательстве (подробнее см. комментарий к ст. ст. 77 - 79).

Дисциплинарная ответственность также подверглась определенным изменениям, в основном с точки зрения санкций.

Если говорить об изменениях действующего Федерального закона "Об охране окружающей среды", то помимо ликвидации в нем норм о составах административно наказуемых проступков и санкций (наряду с иными преобразованиями в сравнении с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г.) следует указать, что с момента вступления комментируемого Закона в силу нормы главы XIV никаким дополнениям и изменениям не подвергались. Видимо, такая стабильность этих предписаний объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, абстрактностью и отсылочным характером многих норм, содержащихся в статьях 75 - 80; во-вторых, разработанностью норм смежного (обеспечивающего) уголовного, административного, гражданского и трудового законодательства.

5. Связи с иными предписаниями Закона. Они чрезвычайно обширны. Дело в том, что эти связи не ограничиваются, как в других случаях, общностью терминологии, но непосредственно установлены путем формулирования правила поведения, норматива, требования и т.п. - ответственности за их нарушение. Поэтому нормы главы XIV самым тесным образом связаны со всеми предписаниями комментируемого Закона и по сути являются обеспечивающими их исполнение (соблюдение, реализацию).

6. Проблемные ситуации и трудности применения. В данном случае не возникает практически никаких проблем с толкованием и применением норм о юридической ответственности за экологические правонарушения, поскольку уголовное, административное и гражданское законодательство, а также соответствующее процессуальное законодательство детальным образом регулируют все вопросы и фактически исчерпали возможности принципиального совершенствования. Дело заключается в иных аспектах: коррупция, пренебрежение со стороны властных и управленческих структур, низкий уровень профессиональной подготовки лиц, осуществляющих борьбу с экологической преступностью, и пассивность природоохранных и правоохранительных органов, а также юридико-технические проблемы, связанные со сложностью выявления лиц, нарушающих экологические требования, собиранием и закреплением доказательственной базы, определением экологического вреда (ущерба, убытков) и т.п. Наконец, сегодняшняя ситуация препятствует и взысканию вреда окружающей среде даже по решению суда, учитывая трудности экономического характера и проявления финансового кризиса.

Тем не менее, все эти проблемные ситуации и трудности в принципе разрешаемы и преодолимы, если действовать на основании и во исполнение предписаний закона <1211>.

--------------------------------

<1211> Конкретно см.: Применение ответственности за экологические правонарушения: Учебно-методическое пособие для практических работников / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Городец, 2007.

 

7. Спорные вопросы. Наиболее острый вопрос возник в связи с формулировкой статьи 75, в которой говорится об имущественной, но не о гражданско-правовой ответственности.

Другой, не менее обсуждаемый, вопрос состоит в невыясненности правовой сущности экологического вреда. Отметим, что в комментируемом Законе понятие "экологический вред" вообще не употребляется, но в доктрине экологического права оно получило надлежащее обоснование <1212>.

--------------------------------

<1212> См.: Иванова А.Л. Возмещение экологического вреда: сравнительно-правовой анализ европейского, немецкого и российского права: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М.: ИГП РАН, 2006; Она же. Комментарий к ст. 69 // Практический комментарий к Водному кодексу РФ / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2007. С. 487 - 517; Она же. Возмещение вреда окружающей среде // Применение ответственности за экологические правонарушения: Учеб.-метод. пособ. для практ. работников / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Городец, 2007. С. 506 - 541; Мисник Г.А. Возмещение экологического вреда в российском праве. М.: Проспект, 2007.

 

В развитие этой дискуссионной проблемы укажем также на обсуждаемые вопросы реального и потенциального вреда окружающей среде, его составляющих, в частности моральных, прошлого экологического вреда, методов исчисления и зонирования размеров ущерба и убытков и т.п.

Наконец отметим, что в литературе дискутируется и такая проблема, как необходимость создания специализированных экологических судов.

 

Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

 

Комментарий к статье 75

 

1. Общий обзор статьи. Она содержит одну норму о видах юридической ответственности за экологические правонарушения. В ней не перечисляются виды нарушений, а дается лишь ссылка на соответствующее (уголовное, административное, трудовое и иное) законодательство.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основной целью статьи является обеспечение законности и правопорядка в сфере охраны окружающей среды, достигаемой путем дифференциации мер принуждения за нарушение экологического и смежных с ним отраслей законодательства. Кроме того, комментируемая статья устанавливает связи между запретами, ограничениями и требованиями, сформулированными в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", нарушение которых влечет юридическую ответственность, и нормами статей КоАП РФ, УК РФ, ГК РФ, ТК РФ, а также актов субъектов Российской Федерации, регулирующих деятельность предприятий, организаций, учреждений, в которых предусмотрены санкции за такого рода нарушения экологического законодательства.

Сфера действия статьи, следовательно, распространяется на противоправное эколого-значимое поведение, действия и решения, осуществление которых может повлечь нарушение экологических требований, правил, норм. Адресатами статьи поэтому являются юридические и физические лица, нарушившие соответствующие нормы комментируемого Закона и иных актов (УК РФ, КоАП РФ и т.д.), потенциальные правонарушители (здесь ст. 75 выполняет функцию общепревентивного воздействия), а также органы и лица, обладающие правом применять нормы о юридической ответственности за экологические правонарушения.

3. Основные понятия. Главными являются понятия имущественной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

3.1. Нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Его синонимом, наиболее часто употребляемым, является понятие экологического правонарушения, которое означает противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее реальную угрозу его причинения, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. Это доктринальное определение, поскольку легитимное определение было не воспроизведено комментируемым Законом. Ранее оно содержалось в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды": "За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации".

3.2. Имущественная ответственность представляет собой применение к правонарушителю компетентными органами предусмотренных законодательством принудительных мер воздействия, влекущих для него отрицательные имущественные последствия. Фактически в данном контексте употребление законодателем понятия "имущественная" является неким архаизмом: в актах последнего времени, как правило, этот вид ответственности обозначается как "гражданско-правовая". Учитывая специфику охраны окружающей среды, специалисты рассматривают такую ответственность через призму возмещения экологического вреда, реализации компенсационной функции и т.д. <1213>.

--------------------------------

<1213> См.: Юридическая ответственность за экологические правонарушения / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: ИГП РАН, 2012. С. 82 - 112, 125 - 133.

 

3.3. Дисциплинарная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности, заключающейся в применении полномочным представителем работодателя к совершившему дисциплинарный проступок (т.е. нарушение трудовой, воинской или служебной дисциплины) работнику, подчиненному ему по службе (работе), установленных в ТК РФ дисциплинарных взысканий и обязанности работника, допустившего дисциплинарный проступок, претерпеть неблагоприятные последствия.

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка. Общая дисциплинарная ответственность применяется ко всем работникам (без исключения). Она наступает в соответствии с нормами ТК РФ, а специальная - к тем работникам, которые нарушают особенные, предписанные только им должностные (трудовые) обязанности, закрепленные в уставах, положениях о дисциплине и иных такого рода нормативных правовых актах <1214>.

--------------------------------

<1214> См.: Юридическая ответственность за экологические правонарушения / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: ИГП РАН, 2012. С. 72 - 73.

 

Дисциплинарная ответственность, таким образом, наступает за нарушение трудовой дисциплины, воинской дисциплины, служебной дисциплины.

Статистическая справка: в литературе отмечается, что за период 2005 - 2009 гг. только по представлению прокурора к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных экологических проступков в Российской Федерации было привлечено 93615 лиц. При этом тенденция применения мер дисциплинарной ответственности характеризуется ростом: в 2005 г. количество привлеченных к дисциплинарной ответственности составляло 9972 лица, а в 2009 г. - уже 28625 лиц <1215>.

--------------------------------

<1215> Там же.

 

3.4. Административная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности, наступающей при наличии всех признаков состава административного проступка (т.е. деяния, вины, вменяемости субъекта и достижения им 16-летнего возраста), предусмотренного КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях, содержащих соответствующие запреты и санкции (административные наказания).

Статистическая справка: в рамках мероприятий федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) лесными инспекторами в 2012 году проведено 25438 проверок. Наложено административных штрафов на сумму 247086,4 тыс. руб., из них на граждан - 32039,0 тыс. руб., должностных лиц - 57934,1 тыс. руб. и юридических лиц - 157113,3 тыс. руб. Взыскано административных штрафов на сумму 164811,0 тыс. рублей, или 66,7% от общей суммы наложенных штрафов. По предварительным данным в 2012 г. лесными инспекторами выявлено 53 тыс. случаев нарушения лесного законодательства, что на 16% выше уровня 2011 г. Ущерб от лесонарушений оценен в размере порядка 12,3 млрд. руб. (на 12% ниже уровня 2011 г.). Выявляемость нарушителей лесного законодательства в среднем составила 82% (по случаям). Лесонарушения по видам в 2012 году распределились следующим образом:

- незаконная рубка - 39%;

- загрязнение и захламление лесов - 6%;

- самовольное использование лесов - 4%;

- прочие лесонарушения - 51%.

3.5. Уголовная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности, устанавливаемый только УК РФ за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, им предусмотренного, т.е. за виновное, противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, качества, свойства, состояние, использование и охрана которых обеспечивают жизнедеятельность человека, на экологическую безопасность населения и территорий, влекущее причинение экологического вреда окружающей среде, здоровью человека, иным охраняемым правом благам либо создающее угрозу причинения вреда.

Целями уголовной ответственности являются защита с помощью наиболее жестких мер окружающей среды, ее компонентов и объектов, здоровья и жизни людей, их права на благоприятную окружающую среду, на существование и деятельность, включая права будущих поколений, порядка деятельности, установленного законодательными и иными нормативными правовыми актами и связанного с использованием природных ресурсов или воздействием на состояние и качество окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности населения и территорий Российской Федерации, предотвращение уничтожения (гибели) объектов природы, ухудшения качества жизни людей.

Уголовная ответственность ныне предусматривается за нарушение экологического законодательства в самых разных сферах человеческой деятельности: при противоправном размещении и строительстве производственных объектов, при осуществлении сельскохозяйственных работ, использовании генетически модифицированных организмов, в ходе эксплуатации источников атомной энергии, перевозке и захоронении отходов, при добыче биоресурсов (лесных насаждений, рыбы, иных животных и растений), при проведении множества видов работ, связанных с возникновением угроз и повышением уровня опасности, и т.п.

Статья 2 УК РФ прямо называет среди задач Кодекса охрану окружающей среды, которая, безусловно, неразрывно связана с задачами охраны прав и свобод человека и гражданина, общественной безопасности, предупреждения преступлений, безопасности человечества и другими и представляет собой их неотъемлемую часть.

Основанием уголовной ответственности согласно ст. 8 УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного этим Кодексом.

Материальная характеристика уголовной ответственности включает выявление действия как в самой уголовной ответственности, так и в основании принципов УК РФ (законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма), общественной опасности деяния, совершенного лицом (и ее степени), оснований и мер реагирования на такое деяние. Как отмечается в литературе, практически это означает, что "суд может возложить уголовную ответственность только на лицо, совершившее преступление, и только за то, что оно совершило при определенных обстоятельствах это преступление, именно это надо обосновать в материально-правовом и уголовно-процессуальном понимании" <1216>.

--------------------------------

<1216> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.Э. Жалинский. М.: Городец, 2010. С. 35.

 

Статистическая справка. Согласно официальной статистике в России за 2012 год всего зарегистрировано 2302,2 тыс. преступлений, в том числе 27,58 тыс. экологических преступлений, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 1,2%. В то же время за 2010 год было зарегистрировано 2628,8 тыс. преступлений, из них - 39,16 тыс. экологических преступлений, удельный вес преступлений данной категории - 1,5%. Из этих данных следует, что за 2012 год в сравнении с 2010 годом зарегистрировано почти на 12 тыс. меньше экологических преступлений. При этом в последние 5 лет наблюдается тенденция снижения регистрируемых преступлений как в целом, так и экологических преступлений.

По данным МВД РФ, в январе - декабре 2013 года зарегистрировано 24,73 тыс. экологических преступлений, что на 10,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года <1217>.

--------------------------------

<1217> http://www.moluch.ru/archive/51/6603/

 

3.6. Иные виды юридической ответственности. В комментируемой статье непосредственно указаны лишь четыре ее вида - имущественная (то есть, как уже отмечалось, гражданско-правовая), административная, дисциплинарная и уголовная. Но в доктрине экологического права в последние годы развивается идея о наличии особого (возможно, превалирующего) вида юридической ответственности - конституционной ответственности <1218>. Эта идея опирается на разработки в области теории государства и права, работы специалистов в области конституционного права (В.М. Баранов, Т.Н. Радько, В.Е. Чиркин и др.). По их мнению, конституционная ответственность представляет собой предусмотренные в конституционном праве санкции за нарушение конституционно-правовых норм, имеет только политический характер и наступает за действия (бездействие) в сфере конституционных отношений. К экологическому праву, как подчеркивает М.М. Бринчук, может иметь отношение предусмотренная Конституцией РФ ответственность Президента РФ (отрешение от должности - ст. ст. 92, 93), Правительства РФ (его отставка, выражение недоверия - ст. 117), Государственной Думы (ее роспуск - ст. 109) <1219>.

--------------------------------

<1218> См.: Бринчук М.М. // Юридическая ответственность за экологические правонарушения. С. 36 - 45.

<1219> Там же. С. 37.

 

В литературе, кроме того, поднимался вопрос о наличии еще одного вида юридической ответственности - эколого-правовой (М.М. Бринчук, Б.В. Ерофеев и др.) <1220>.

--------------------------------

<1220> Там же. С. 113 - 150.

 

4. Правовое регулирование. Как уже отмечалось, юридическая ответственность за экологические правонарушения регулируется КоАП РФ, законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности, ГК РФ, УК РФ, ТК РФ, правилами внутреннего трудового распорядка и иными актами предприятий, организаций, учреждений.

Основания, порядок и условия имущественной ответственности за совершение гражданско-правовых экологических деликтов, в том числе причиняемых источниками повышенной опасности, регулируются ГК РФ (ст. 15, гл. 59 и др.). Возмещение экологического вреда осуществляется в соответствии со специальными таксами (см. комментарий к ст. ст. 77 - 79).

Общая дисциплинарная ответственность применяется к работникам по правилам, установленным ТК РФ от 30 декабря 2001 г. <1221>, а специальная - в соответствии с уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и пр. Согласно статье 192 ТК РФ дисциплинарными взысканиями являются замечание, выговор, увольнение. Порядок их применения регулируется в статье 193 ТК РФ <1222>, а порядок снятия - в ст. 194. Дисциплинарная ответственность руководителей организации либо ее структурных подразделений и их заместителей регулируется согласно статье 195 ТК РФ. Основанием дисциплинарной ответственности является совершение экологического проступка специальным субъектом виновно, противоправно в отношении правил трудовой дисциплины, регулирующих охрану окружающей среды.

--------------------------------

<1221> СЗ РФ. 2001. N 1. Ст. 3.

<1222> Подробнее см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2008.

 

Административная ответственность регулируется КоАП РФ (гл. 7, 8, 10) и законами субъектов Российской Федерации. Например, Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных нарушениях" <1223> в главе 4 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" содержит 49 статей, в том числе устанавливающих ответственность за нарушение экологических требований при эксплуатации очистных сооружений и сетей ливневой канализации; сброс или размещение снега вне специально отведенных мест хранения и удаления; ввоз и использование почвогрунтов, не соответствующих экологическим требованиям, и т.д. Отдельные составы содержатся в главах об административных правонарушениях в области землепользования; градостроительства и эксплуатации объектов городской инфраструктуры; в области благоустройства города и в области обращения с животными.

--------------------------------<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.