В 2014 году по результатам надзорной деятельности в сфере водных отношений Росприроднадзором предъявлено штрафных санкций на сумму более 180 миллионов рублей, взыскано 118 миллионов рублей. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

В 2014 году по результатам надзорной деятельности в сфере водных отношений Росприроднадзором предъявлено штрафных санкций на сумму более 180 миллионов рублей, взыскано 118 миллионов рублей.

2017-06-02 268
В 2014 году по результатам надзорной деятельности в сфере водных отношений Росприроднадзором предъявлено штрафных санкций на сумму более 180 миллионов рублей, взыскано 118 миллионов рублей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

9. Полномочия иных субъектов надзора. Поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" <1121> данная Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, был принят Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2009 г. N 588 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" <1122>.

--------------------------------

<1121> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348.

<1122> БНА. 2009. N 36.

 

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в пределах своей компетенции.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии также осуществляет государственный земельный надзор.

Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр возложен на должностных лиц Росприроднадзора и Ростехнадзора.

Федеральное агентство лесного хозяйства непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда.

Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды установлены комментируемым Законом, а также Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 г. N 426, положениями об осуществлении отдельных видов государственного экологического надзора и другими нормативными правовыми актами.

10. Полномочия региональных органов. Комментируемый Закон закрепил полномочие по организации и осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в пункте 6 комментируемой статьи. Соответственно, определение перечня должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор, также отнесено к ведению субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 6 комментируемого Закона. Таким образом, региональное законодательство должно содержать перечень государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации.

Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации аналогичны федеральным.

11. Формы государственного экологического надзора. Он осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Если надзор проводится в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то он должен соответствовать требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1123>.

--------------------------------

<1123> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.

 

Юридические и физические лица, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному экологическому надзору, обязаны обеспечить доступ уполномоченных на проведение надзора органов (должностных лиц) на подконтрольные объекты, а также предоставить всю необходимую для надзора документацию.

В свою очередь, должностные лица контролирующих органов обязаны проводить проверки только в пределах полномочий соответствующего органа надзора и/или должностного лица. Установлено, что должностные лица надзорных органов несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного экологического надзора.

12. Особенности надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов. С 1 января 2019 года начнет действовать часть 9 комментируемой статьи, которая предусматривает особенности проведения надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют хозяйственную или иную деятельность на объектах IV категории. Установлено, что с этой даты плановые проверки на таких объектах не проводятся.

Проверкой является совокупность проводимых надзорными или контролирующими органами в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю (надзору) для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых надзорными и контролирующими органами в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Согласно статье 4.2 комментируемого Закона, объекты IV категории - это объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

 

Статья 66. Права должностных лиц органов государственного надзора

 

Комментарий к статье 66

 

1. Общий обзор статьи. В действующей редакции статья состоит из трех пунктов, ее название изменено.

Пункт 1 устанавливает формально закрытый перечень полномочий должностных лиц органов государственного надзора, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды (далее - государственные инспекторы). Однако формулировки отдельных абзацев указывают на то, что перечень полномочий все же является открытым. Об этом свидетельствуют обороты: "...документы, необходимые в ходе проведения проверки" (абз. 1); "...а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю" (абз. 2).

Нормы, содержащиеся в п. 2, являются, по сути, новеллой в сфере судопроизводства. С одной стороны, в соответствии с предписаниями этого пункта суды вправе привлекать органы государственного экологического надзора к участию в деле для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения установленных требований в сфере охраны окружающей среды. С другой стороны, органы государственного экологического надзора вправе вступать в судебный процесс (в дело) по своей инициативе для дачи заключения по искам о возмещении вреда, причиненного вследствие нарушений обязательных требований:

а) окружающей среде и ее компонентам;

б) безопасности государства;

в) имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу.

Отметим, что, несмотря на формальное отсутствие упоминаний об обязанностях государственных инспекторов в комментируемой статье, определенные обязанности в ней все же присутствуют. К ним можно отнести обязанности:

а) иметь при себе при проведении проверки удостоверение и копию приказа руководителя органа о проведении проверки;

б) мотивировать запрос о предоставлении информации или документов;

в) давать заключения по требованию суда в связи с исками о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения установленных требований в сфере охраны окружающей среды.

Пункт 3 устанавливает право государственных инспекторов на государственную защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Цели в данном случае следует рассматривать прежде всего с точки зрения взглядов законодателя на усовершенствование законодательства, действовавшего на момент принятия комментируемого Закона. В связи с этим представляется, что принятие статьи в действующей редакции, с учетом последующих изменений, преследовало следующие цели:

а) разграничение функций экологического надзора и разрешительных функций в области хозяйственного использования природных ресурсов;

б) ограничение свободы усмотрения должностных лиц специально уполномоченных органов в целях обеспечения законности их деятельности;

в) приведение положений комментируемого Закона в соответствие с тенденциями дальнейшего разграничения полномочий специально уполномоченных органов в зависимости от сферы их компетенции;

г) повышение уровня независимости государственного экологического надзора путем обеспечения государственной защиты государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

Современное состояние государственного экологического надзора позволяет сделать вывод о том, что цели эти не достигнуты. Практически по единодушному мнению специалистов, задача обеспечения независимости государственного экологического надзора не достигнута, так же как и задача разграничения функций государственного экологического надзора и разрешительных функций <1124>.

--------------------------------

<1124> См., например: Заславская Н.М. О современной системе и структуре федеральных органов государственного экологического контроля // Экологическое право России: Учеб. пособие / Под ред. А.К. Голиченкова. М., 2009. С. 231 - 235; Она же. Правовой статус должностных лиц органов государственного экологического контроля // Экологическое право. 2011. N 3. С. 2 - 6.

 

Сфера действия норм данной статьи достаточно широка и охватывает следующие направления: отношения, возникающие в процессе проведения государственного экологического надзора; отношения в сфере наделения государственных инспекторов соответствующим статусом, позволяющим реализовать права, предусмотренные комментируемым Законом или нормативными актами, принятыми в соответствии с ним; поведение многих субъектов, так или иначе связанных с осуществлением хозяйственной или иной деятельности.

Адресатами статьи является широкий круг лиц, в том числе государственные инспекторы, органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять нормативное регулирование в указанной сфере, сотрудники прокуратуры, судов и других правоохранительных органов, а также физические и юридические лица.

Что касается положений п. 3 ст. 66, то их адресатами являются лица, наделенные статусом инспектора по охране окружающей среды, и должностные лица, обеспечивающие реализацию нормативных предписаний в сфере государственной защиты.

3. Основные понятия. Ключевыми для восприятия предписаний данной статьи являются понятия: "государственный экологический надзор", "органы государственного надзора" (см. комментарий к ст. 65), "государственный инспектор в области охраны окружающей среды", "государственная защита", "обязательные требования" (см. комментарий к ст. 65), "административная ответственность" (см. комментарий к ст. 75).

3.1. Государственный инспектор в области охраны окружающей среды. Следует учитывать, что в современном законодательстве предусмотрены различные виды административного надзора в целях обеспечения соблюдения общеобязательных природоохранных норм. Эти виды административного надзора традиционно называются контролем или надзором. Осуществление надзора предполагает наличие уполномоченных органов, в структуре которых, в свою очередь, действуют должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями согласно нормативным правовым актам. Фигура государственного инспектора является центральной для целей комментируемой статьи.

Получение статуса государственного инспектора связывается с наличием юридического состава.

Первой его составляющей является наличие нормативного правового акта, закрепляющего соответствующие полномочия определенного органа государственной власти (см. комментарий к ст. 65).

Второй его составляющей является закрепление в нормативном акте соответствующего уровня перечня должностных лиц, наделенных статусом государственного инспектора.

До 2011 г. в пунктах 4 и 5 ст. 65 комментируемого Закона предусматривалось, что перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), определяется Правительством РФ. На сегодняшний день на федеральном уровне перечень должностных лиц органа собственно экологического надзора, имеющих статус государственных инспекторов, установлен Постановлением Правительства РФ <1125> только в отношении Росприроднадзора.

--------------------------------

<1125> См.: Постановление Правительства РФ от 8 мая 2014 г. N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре" // СЗ РФ. 2014. N 20. Ст. 2535.

 

В действующей редакции ст. 65 указанные права Правительства РФ не предусмотрены. Это означает, что круг федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять те или иные виды государственного экологического надзора на федеральном уровне, может закрепляться через упоминание того или иного вида экологического надзора в положении о соответствующем органе. Такие положения принимаются постановлениями Правительства РФ.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в соответствии со ст. 6 комментируемого Закона относится утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта РФ) (см. комментарий к ст. 6). Поэтому для органов исполнительной власти субъектов РФ такие перечни устанавливаются, как правило, актами высших органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ <1126>.

--------------------------------

<1126> См., например: Постановление правительства Республики Коми от 7 марта 2013 г. N 59 "О внесении изменений в Постановление правительства Республики Коми от 10 августа 2012 г. N 340 "О порядке осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Коми" // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2013. N 6. Ст. 138.

 

Отметим, что на сегодняшний день по общему правилу только должностные лица органов государственной власти могут иметь статус государственного инспектора. В виде исключения отдельными законодательными актами может быть предусмотрена возможность придания соответствующего статуса должностным лицам организаций, не входящих в структуру органов государственной власти. Например, в соответствии с ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 14 февраля 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <1127> на ООПТ федерального значения, управление которыми осуществляется природоохранным государственным учреждением, государственный надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется должностными лицами и отдельными работниками указанных природоохранных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков. В соответствии с ч. 3 ст. 34 указанного Закона государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков при исполнении своих служебных обязанностей пользуются также установленными лесным законодательством Российской Федерации правами должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор (государственных лесных инспекторов).

--------------------------------

<1127> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

 

Четкое разграничение субъектов, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, и субъектов, уполномоченных осуществлять отдельные виды надзора, отнесенные к понятию "государственный экологический надзор", на сегодняшний день отсутствует. Строго говоря, комментируемый Закон устанавливает права собственно государственных инспекторов. В связи с этим полномочия субъектов по осуществлению видов административного надзора, отнесенных к государственному экологическому надзору, следует определять с учетом их статуса и компетенции, установленных соответствующими нормативными актами.

Полномочия государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. В п. 1 комментируемой статьи содержится примерный перечень прав, которыми наделены государственные инспекторы. Перечень прав государственных инспекторов при осуществлении государственного экологического надзора расширяется и конкретизируется в специальных нормативных актах в зависимости от вида надзора.

Например, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания предусмотрен ст. 65 комментируемого Закона. В силу п. 3 Положения о Росприроднадзоре эта Служба является уполномоченным государственным органом Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Круг полномочий этого органа закреплен ст. 31 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <1128>. Перечень полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О животном мире", несколько отличается от перечня, предусмотренного комментируемой статьей.

--------------------------------

<1128> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

 

Обратим внимание, что на сегодняшний день не устранены терминологические расхождения между новой редакцией комментируемого Закона и текстом КоАП РФ. Так, в соответствии с КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.6, ч. 1 ст. 7.8, ст. ст. 7.11, 8.1, 8.2, 8.4 - 8.6, 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов), ч. ч. 1, 2, 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. ст. 8.15, 8.18, 8.19, 8.21 - 8.23, ч. ч. 2 и 3 ст. 8.31, ст. ст. 8.33 - 8.36, ч. 3 ст. 8.37, ст. ст. 8.39, 8.41 КоАП РФ, рассматривают органы, "осуществляющие государственный экологический контроль" (ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ), но не государственный экологический надзор.

Составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 28.3 составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.26, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ, вправе должностные лица органов, "осуществляющих государственный экологический контроль".

Законодатель связал с правом составления протоколов реализацию отдельных мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ для обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут применяться в том числе следующие меры:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

6) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

7) временный запрет деятельности.

3.2. Государственная защита. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <1129> отдельным категориям должностных лиц обеспечивается государственная защита. Она предоставляется в виде мер безопасности, мер правовой защиты и мер социальной защиты.

--------------------------------

<1129> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.

 

К мерам безопасности относятся:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

К мерам правовой защиты относится повышенная уголовная ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц <1130>.

--------------------------------

<1130> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Э. Жалинского. 3-е изд. М., 2010.

 

В отношении указанных лиц применяются меры социальной защиты, предусмотренные ст. 20 указанного Закона. В соответствии со ст. 21 меры социальной защиты в отношении лиц, денежное содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, являются расходным обязательством Российской Федерации и устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Финансирование мер социальной защиты иных лиц является расходным обязательством субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, соответственно, в зависимости от источника их содержания.

Указанным Законом установлен открытый перечень лиц, подлежащих государственной защите, а также их близких. В соответствии с п. 12 ст. 2 его положения распространяются на работников федеральных органов государственного контроля, а также лиц, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ <1131>. К последним относятся должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ.

--------------------------------

<1131> См.: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 900 "Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите" // СЗ РФ. 2005. N 2. Ст. 158.

 

Положения п. 3 комментируемой статьи однозначно указывают на то, что Федеральный закон "О государственной защите судей должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" распространяется на государственных инспекторов в области охраны окружающей среды (государственных инспекторов по охране природы), а также их близких.

4. Пример. Инспекторы территориальных подразделений Росприроднадзора регулярно осуществляют проверку деятельности предприятий по соблюдению ими природоохранных требований. Так, 31 июля 2013 года Управлением Росприроднадзора по Пензенской области завершено проведение плановой выездной проверки в отношении ООО. В ходе проведения проверки было установлено несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, что является нарушением ч. ч. 1, 2 ст. 39 ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 4 ч. 1 ст. 30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". За данное нарушение юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ "Несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий", наложен штраф на сумму 20 тыс. рублей.

Выявлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: лица, фактически допущенные к обращению с отходами I - IV класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с соответствующими отходами; на предприятии в установленном порядке не разработан Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; на предприятии не ведется учет образовавшихся, использованных и переданных другим лицам отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721; допускается несанкционированное складирование отходов на почве и сжигание отходов без специальных установок, что является нарушением ст. 15, п. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 19, ч. ч. 1, 2 ст. 26 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 51, ч. 1 ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 18 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и др. За данное нарушение должностное лицо - главный инженер ООО - было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления", наложен штраф на сумму 10 тыс. рублей.

Выданы предписания об устранении выявленных нарушений и представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения <1132>.

--------------------------------

<1132> http://www.prirodnadzor-penza.ru/?option=com_content&view=article&id=1468

 

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

 

Комментарий к статье 67

 

1. Общий обзор статьи. Статья направлена на установление основ производственного контроля в области охраны окружающей среды. Она состоит из десяти пунктов: в первом содержатся цели осуществления производственного экологического контроля, в остальных - особенности проведения и основные обязанности субъектов хозяйственной и иной деятельности при осуществлении производственного экологического контроля.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Целью статьи является введение производственного экологического контроля в систему контрольно-надзорной деятельности охраны окружающей среды и обособление его специфических задач, форм, способов и направлений осуществления.

Сфера действия статьи - хозяйственная и иная деятельность природопользователей.

Адресаты норм. Хотя данный вид контроля называется производственным и, как представляется, осуществляться он должен на производстве (завод, фабрика, отдельный цех и т.д.), индивидуальные предприниматели и отдельные физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, также входят в круг лиц, на которых распространяется действие комментируемой статьи. Кроме того, адресатами являются также органы исполнительной власти (должностные лица), осуществляющие государственный экологический надзор.

3. Основные понятия. Таковыми являются: "производственный экологический контроль", "мероприятия по охране окружающей среды", "хозяйственная и иная деятельность", "требования в области охраны окружающей среды". Большинство из указанных терминов либо пояснены в комментарии к иным статьям данного Закона, либо носят общеправовой характер. Термин "производственный экологический контроль" имеет отношение к субъекту, проводящему данный вид контроля, - любому лицу, осуществляющему хозяйственную или иную деятельность.

Термин "объекты I, II, III, IV категории" разъяснен в комментариях к статье 4.2. В частности, Министерством природных ресурсов и экологии России <1133> разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".

--------------------------------

<1133> Проект размещен 16 апреля 2015 г. на официальном сайте regulation.gov.ru.

 

4. Информационное обеспечение. В комментируемой норме установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности представлять сведения в форме отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствующий орган, осуществляющий государственный экологический надзор.

Данное требование является вполне закономерным, поскольку соответствующий орган государственной власти заинтересован в получении информации, сведений о вопросах охраны окружающей среды на объекте хозяйственной и иной деятельности. При этом Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в статье 9 установил, что плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще, чем один раз в три года. Периодичность представления результатов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Программа производственного экологического контроля в обязательном порядке разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют деятельность на объектах I, II и III категорий, то есть для объектов IV категории подобной программы разрабатывать и реализовывать не требуется.

При реализации программы производственного экологического контроля необходимо соблюдать установленные требования, документировать и хранить информацию для последующей отчетности перед органами государственного экологического надзора.

Требования к содержанию программы, сроки и формы отчетности определяются с учетом категорий объектов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Содержание программы производственного экологического контроля. Комментируемая статья устанавливает, что содержание этой программы должно соответствовать требованиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Однако установлен перечень сведений, которые в обязательном порядке в данной программе должны содержаться. Ими являются сведения:

- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Необходимо отметить, что законодатель разделяет вопросы организации производственного экологического контроля (и, соответственно, отчетность о его организации) с результатами осуществления данного контроля.

В частности, установлено, что документация о результатах осуществления производственного экологического контроля включает в себя информацию:

- о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

- о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

- об обращении с отходами производства и потребления;

- о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

В других федеральных законах могут содержаться дополнительные требования к содержанию сведений, составляющих основу и содержание производственного экологического контроля (например, статья 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха").

7. Отчетность. Согласно комментируемой статье представляется отчетность: об организации производственного экологического контроля и о результатах производственного экологического контроля. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает формы отчетов, методические рекомендации по их заполнению, порядок и сроки представления отчетности. Отчетные документы представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

8. Специальные требования. Они касаются особенностей проведения производственного экологического контроля и его субъектов.

Установлено, что в процессе осуществления производственного экологического контроля в обязательном порядке проводятся измерения выбросов, сбросов маркерных веществ, то есть загрязняющих веществ, которые характерны для применяемой технологии производства и особенностей производственного процесса.

В отношении объектов I категории установлены специальные требования о том, что стационарные источники, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Требования к автоматическим средствам измерения и уче<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.