Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

2017-06-02 1314
Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга. 1.00 из 5.00 1 оценка
Заказать работу

Согласно Постановлению Правительства РФ от 9 августа 2013 г. N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)" государственный фонд является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку и анализ данных, а также включающей в себя:

а) данные, содержащиеся в базах данных подсистем единой системы мониторинга;

б) результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

в) данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В целях формирования государственного фонда федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, предоставляют оператору информацию, перечисленную в п. 7 Постановления.

Информация, включаемая в государственный фонд, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, о государственной тайне, о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне. В государственный фонд включаются виды информации по перечню согласно приложению к Постановлению.

Требования к формату и содержанию информации, включаемой в государственный фонд, срокам ее предоставления определяются Министерством природных ресурсов и экологии РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Доступ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к информации, содержащейся в государственном фонде, осуществляется на безвозмездной основе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Доступ физических и юридических лиц к информации, содержащейся в государственном фонде, обеспечивается путем ее размещения на официальном сайте государственного фонда в сети Интернет, а также с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Доступ к содержащейся в государственном фонде информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, обеспечивается пользователям, подтвердившим наличие у них права доступа к соответствующей информации путем представления оператору документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне или иной охраняемой законом тайне.

Перечень видов информации, включаемой в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), содержит информацию баз данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в части:

а) государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

б) государственного мониторинга земель;

в) государственного мониторинга объектов животного мира;

г) государственного лесопатологического мониторинга;

д) государственного мониторинга состояния недр;

е) государственного мониторинга водных объектов;

ж) государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

з) государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Также включается информация:

1) о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды - это результаты контроля за выполнением в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также за соблюдением требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды;

2) о результатах государственного экологического надзора - это результаты государственного экологического надзора, в том числе:

- сведения о наличии разрешительных документов, в пределах которых осуществляется воздействие на окружающую среду;

- сведения о выявленных нарушениях и мерах, принятых по их устранению.

Также необходимо предоставление информации о государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Это данные:

- государственного учета объектов, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- государственного учета объектов, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

- государственного учета объектов, осуществляющих размещение отходов производства и потребления, загрязнение недр, почв, иной вид негативного воздействия на окружающую среду.

5. Ответственность за непредставление экологической информации. Статьей 8.5 КоАП РФ предусматривается ответственность за сокрытие или искажение экологической информации, согласно которой сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Кроме того, Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в ст. 4.40 предусматриваются более жесткие санкции за непредставление экологической информации. Так, непредставление в орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, его должностным лицам в установленный в запросе срок экологической информации (сведений), а равно представление такой информации (сведений) не по всем поставленным в запросе вопросам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста пятидесяти тысяч рублей.

 

Глава XI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Вводные замечания

 

1. Вопросы для освоения. Учитывая проведенную в 2011 г. реформу системы надзора, следует обратить особое внимание:

1) на понятие, структуру, виды и задачи государственного экологического надзора;

2) круг источников права, регулирующих порядок осуществления государственного экологического надзора;

3) перечень объектов, подлежащих государственному экологическому надзору;

4) перечень должностных лиц, осуществляющих государственный экологический надзор, их права и обязанности;

5) круг субъектов и специфику производственного экологического контроля;

6) круг субъектов общественного контроля, его задачи и возможности.

2. Общий обзор главы. Ныне она состоит из девяти статей, из которых две утратили силу (64, 68.1), причем одна новая статья вводится с 1 января 2019 г. (ст. 67.1). В них содержатся нормы-определения, нормы - правила поведения и отсылочные нормы.

Статья 65 полностью посвящена важнейшему виду экологического надзора - государственному. Здесь дается его понятие, определена структура, указаны его субъекты и проведено разграничение между государственным экологическим и государственным строительным надзором, перечислены критерии отнесения подлежащей проверке деятельности к объектам федерального государственного экологического надзора. Статья 66 перечисляет права должностных лиц органов государственного надзора и устанавливает гарантию их защиты. В ст. ст. 67 и 68 регулируются, соответственно, цели и обязанности субъектов производственного и общественного экологического контроля. Статья 69 посвящена целям государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и содержит отсылочную норму о порядке их учета, а также указание на статус экологического учета как государственного статистического.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов" <1098> система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) дополнена подсистемой государственного мониторинга воспроизводства лесов (п. 3 ст. 63.1), установлено тождество понятий "федеральный государственный лесной надзор" и "лесная охрана" (п. 2. ст. 65).

--------------------------------

<1098> СЗ РФ. 2014. N 11. Ст. 1092.

 

Следует обратить внимание на изменения в положениях о государственном экологическом надзоре, внесенные Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ. В частности, исключена норма (п. 3 ст. 65) о государственном экологическом надзоре со стороны федерального органа исполнительной власти в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, если хотя бы один из используемых ими объектов подлежит федеральному государственному надзору. Отныне объектом надзора является собственно объект, но не юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Новые редакции пунктов 6 и 7 ст. 65 определяют новые правила разграничения объектов федерального государственного экологического надзора и регионального экологического надзора. Следует отметить, что новая редакция пункта 6, в отличие от положений исключенного п. 3, устанавливает правило, согласно которому объектом федерального государственного экологического контроля является не субъект предпринимательской деятельности, а используемый им объект.

Новая редакция пункта 5 ст. 65 устанавливает соотношение между нормами комментируемого Закона и положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно действующей редакции, нормы комментируемого Закона являются специальными, а нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ - общими. Это играет большую роль для тех, кто использует объекты, отнесенные к IV категории, поскольку пункт 9 ст. 65, вступающий в силу с 1 января 2019 г., исключает возможность плановых проверок деятельности на объектах данной категории.

Изменения затронули нормы, регулирующие производственный экологический контроль. Так, в новой редакции пункта 2 ст. 67 учтены особенности, связанные с отнесением объектов к одной из четырех категорий уровня воздействия на окружающую среду. Кроме того, данная статья дополнена новыми положениями, детализирующим правила организации производственного контроля (п. п. 3 - 10 <1099>). Новеллой является статья 67.1 <1100>, которая определяет общий порядок действий юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (сбросов) на период достижения на их объектах таких нормативов. В таких случаях операторы объектов II и III категории обязаны разработать и утвердить план мероприятий по охране окружающей среды, а для объектов I категории - программу повышения экологической эффективности.

--------------------------------

<1099> Пункт 9 вступает в силу с 1 января 2018 г.

<1100> Вступает в силу с 1 января 2019 г.

 

С 1 января 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ данная глава будет дополнена новой статьей (67.1).

Новая редакция статьи 69 "Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" заменила, по сути, бланкетные положения предыдущей редакции детализированным описанием целей, формы и содержания государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Введение статьи 69.2, очевидно, преследовало цель снижения уровня использования в указанной сфере подзаконных актов и, как следствие, уровня коррупционных рисков.

3. Цели, сфера действия и адресаты норм главы. Правовое регулирование надзора и контроля осуществляется в целях обеспечения правопорядка и законности при исполнении законодательства об охране окружающей среды, а также в целях обеспечения экологической безопасности.

Сфера действия норм главы может расцениваться как очень широкая, поскольку все виды государственного экологического надзора и контроля (такие виды, как производственный и общественный) фактически охватывают любое поведение, связанное с исполнением законодательства об охране окружающей среды, требований, нормативов, ограничений и запретов.

Адресатами норм главы являются субъекты, уполномоченные осуществлять тот или иной вид экологического надзора и контроля (от органов государственной власти Российской Федерации или ее субъектов до общественных объединений и граждан).

4. Связи норм главы с иными предписаниями комментируемого Закона. Они многочисленны. Предписания ст. ст. 65 - 69 корреспондируют с нормами о полномочиях органов государственного экологического управления, правах граждан и общественных объединений, иных некоммерческих организаций как субъектов контроля, с нормами о требованиях в области охраны окружающей среды, объектах охраны окружающей среды, об ответственности - в случае выявления нарушений.

5. Трудности реализации предписаний главы. Они вызваны преобразованием системы и структуры органов управления, осуществляющих государственный экологический надзор, а также нередко возникающими конфликтами относительно его объектов между органами федерального и регионального уровня, между различными природоохранными ведомствами. Кроме того, осуществление надзорных мероприятий наталкивается на препятствия со стороны хозяйствующих субъектов и природопользователей.

6. Спорные вопросы. В отечественной литературе поднимается немало дискуссионных вопросов и о понятиях экологического надзора и контроля, и об их видах, и о методах осуществления. Многие авторы считают, что отмена муниципального экологического контроля не способствовала предупреждению экологических правонарушений. Далее, весьма спорными считаются определение объектов государственного экологического надзора (ранее - контроля), их классификация, выделение критериев <1101>, применяемых в этих целях, и т.п.

--------------------------------

<1101> См.: Применение ответственности за экологические правонарушения: Учеб.-метод. пособие для практических работников / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2007. С. 464 - 468.

 

Статья 64. Утратила силу с 1 августа 2011 года. - Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 242-ФЗ.

 

Комментарий к статье 64

 

Данная статья до 1 августа 2011 г. регламентировала задачи контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля). Ее содержание было шире, чем название статьи, и регулированию подлежали цели и виды контроля в области охраны окружающей среды.

С принятием Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1102> необходимость отдельного правового регулирования задач экологического контроля отпала.

--------------------------------

<1102> СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4590.

 

Статья 65. Государственный экологический надзор

 

Комментарий к статье 65

 

1. Общий обзор статьи. Статья 65 закрепляет важнейшие элементы государственного экологического надзора, его основы. Она состоит из восьми пунктов.

В пункте 1 закреплено определение государственного экологического надзора, установлено, какие субъекты его осуществляют и посредством каких процедур.

Пункт 2 определяет, из каких видов природоресурсного надзора состоит государственный экологический надзор. Таковых закреплено пятнадцать.

Пункт 3 утратил силу с 1 января 2015 года. Ранее в пункте определялись основания, при наличии которых в отношении поднадзорных осуществляется федеральный государственный экологический надзор.

Пункт 4 установил, что государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с установленной компетенцией органами власти федерального и регионального уровня.

В пункте 5 действие Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" распространено на отношения, связанные с осуществлением государственного экологического надзора. При этом признается приоритет особенностей организации и проведения проверок, установленный комментируемым Законом, перед Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Пункт 6 определяет особенности проведения федерального государственного экологического надзора: данный вид надзора осуществляется на объектах, включенных в утвержденный уполномоченным федеральным органом перечень; данный перечень определяется на основании специальных критериев.

В пункте 7 закреплено, что региональный государственный экологический надзор осуществляется только в отношении отдельных объектов, исключая те из них, которые включены в утвержденный уполномоченным федеральным органом перечень.

Наконец, пункт 8 содержит важное законодательное требование о первичности государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в рамках которого осуществляется государственный экологический надзор.

С 1 января 2019 года вступит в силу пункт 9, согласно которому плановые мероприятия по государственному экологическому надзору в отношении объектов IV категории не проводятся.

2. Цели, сфера действия, адресаты статьи. Основными целями комментируемых норм является установление законодательных основ такого вида экологического надзора, как государственный. Именно государственный экологический надзор наиболее значим в нашей стране.

Сфера действия статьи охватывает отношения, связанные с любой деятельностью, в процессе которой прямо или опосредованно может быть оказано воздействие на окружающую среду или использованы ее компоненты (объекты, подлежащие охране).

Адресаты комментируемой статьи - органы государственной власти федерального и регионального уровня, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, все те, кто связан с деятельностью по охране и/или использованию окружающей среды или ее отдельных элементов. Сюда также можно включить тех лиц, которые тем или иным образом участвуют в мероприятиях по государственному экологическому надзору - это прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, природоохранных и других органов и организаций, различные эксперты и специалисты, не являющиеся сотрудниками государственных органов.

3. Основные понятия. К ним можно отнести следующие: "федеральные органы исполнительной власти", "органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации", "Правительство Российской Федерации", "строительство", "реконструкция объектов капитального строительства", "государственный строительный надзор", "законодательство о градостроительной деятельности", "объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю", "должностные лица", "хозяйственное использование природных ресурсов". Некоторые из них нуждаются в пояснении.

3.1. Строительство. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ <1103> - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

--------------------------------

<1103> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16.

 

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других), или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

3.2. Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

3.3. Государственный строительный надзор представляет собой проверку: соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; наличие свидетельства о допуске к выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; других необходимых документов, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

3.4. Законодательство о градостроительной деятельности. Оно состоит из Градостроительного кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Иные основные понятия, используемые в комментируемой статье, либо являются общеправовыми, либо их значение рассматривается далее.

4. Субъекты государственного экологического надзора. Комментируемая статья устанавливает, что государственный экологический надзор осуществляется как федеральными, так и региональными органами исполнительной власти. Эта норма соответствует пункту "д" статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Она служит основанием дальнейшего разделения объектов государственного экологического надзора на федеральный и региональный уровень.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1104> в статье 2 закрепил важнейшие нормы, необходимые для понимания сути комментируемой статьи:

--------------------------------

<1104> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.

 

- государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом РФ или Правительством РФ в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом. Полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами;

- региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом РФ или Правительством РФ, в случае если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации;

- и некоторые другие (мероприятие по контролю, проверка).

Полномочиями по утверждению порядка осуществления государственного экологического контроля в соответствии с пунктом 4 комментируемой статьи наделено Правительство РФ и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)" <1105> были утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля). Данный документ применялся к отношениям, возникающим в сфере проведения государственного экологического надзора, до 29 июля 2015 года.

--------------------------------

<1105> СЗ РФ. 2009. N 5. Ст. 625.

 

Вместе с тем действует Постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <1106>. Данным Постановлением утверждены положения: о федеральном государственном надзоре в области связи; о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха; о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов; о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах; о государственном ветеринарном надзоре; о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре.

--------------------------------

<1106> СЗ РФ. 2013. N 24. Ст. 2999.

 

Кроме того, в некоторые акты Правительства РФ по вопросам государственного контроля (надзора) внесены изменения, а отдельные акты признаны утратившими силу.

Также 8 мая 2014 г. было принято Постановление Правительства РФ N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре" <1107>, вступившее в силу с 30 июня 2015 г. Данным Постановлением Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53 об осуществлении государственного экологического контроля признается утратившим силу и утверждается новое Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, устанавливающее порядок его осуществления.

--------------------------------

<1107> Документ не опубликован.

 

5. Классификация видов государственного экологического надзора. В упомянутых выше правилах, в частности, установлено, что государственный экологический надзор включает в себя все разновидности природоресурсного надзора, так как в него входят:

- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- государственный земельный надзор;

- государственный надзор в области обращения с отходами;

- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

- государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

- государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

- государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

- федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);

- федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

- федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

- федеральный государственный охотничий надзор;

- государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

- государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

Государственный экологический надзор федерального уровня осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, находящейся в ведомственном подчинении Министерства природных ресурсов и экологии России <1108>, и другими федеральными органами исполнительной власти (см. п. 8 комментария к данной статье). Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно возлагают функции регионального государственного экологического надзора на региональные органы государственной власти.

--------------------------------

<1108> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.

 

Надзор за охраной атмосферного воздуха, за использованием и охраной водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственный земельный надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания и федеральный государственный лесной контроль и надзор осуществляются в порядке, установленном отдельными действующими постановлениями Правительства РФ с учетом Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53 (а с 30 июня 2015 года - в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре").

К специальным, регулирующим отдельные особенности надзора, необходимо отнести следующие Постановления Правительства Российской Федерации: от 4 ноября 2006 г. N 640 <1109>, от 22 июня 2007 г. N 394 <1110>, от 12 мая 2005 г. N 293 <1111>.

--------------------------------

<1109> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4713.

<1110> СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3282.

<1111> СЗ РФ. 2005. N 20. Ст. 1885.

 

Государственный надзор в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации, государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации, государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал - осуществляются в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53 (а с 30 июня 2015 года - в соответст


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.