Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Особенности содержания и структуры школьных атласов, их анализа и оценки учителем географии

2017-06-09 1520
Особенности содержания и структуры школьных атласов, их анализа и оценки учителем географии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Учебный атлас как картографическое произведение создает­ся по тем же правилам и обладает теми же свойствами, что и атласы в целом.

 

□ Первые учебные атласы появились в XVIII в. и содержали небольшое число карт, отображающих в основном географичес­кие особенности территорий.

☼ В 1737 г. Географическим департа­ментом Академии наук России был издан небольшой (27 стра­ниц) учебный атлас с картами частей света и государств.

☼ В 1793 г. вышел большой Новый атлас при горном училище, содержащий 58 двухстраничных карт, однако территория России ото­бражалась лишь на 2 из них.

☼ В 1794 г. был издан Учебный атлас Российской империи.

Впоследствии популярными были атласы Э.Петри и Ю.М.Шокальского.

☼ Современные атласы, особенно вузовские, близки по уровню к научно-справочным.

☼ Первые школьно-краеведческие атласы появились в 30-е годы XIX в. (атлас Московской области).

В 60-е годы, когда были подведены итоги теоретических разработок в области атласного картографирования, работы по созданию ШКА заметно активизировались.

За период с 1962 по 1992 г. было выпущено около 50 ШКА, в том числе 6 атласов бывших союзных республик. Большую роль в их подготовке сыграли областные и республиканские вузы (были переизданы атласы Эстонской ССР, Киевской и Тамбовской областей).

 


Школьные атласы как картографические произведения облада­ют теми же общими свойствами, которые присущи атласам вообще, но с учетом требований, вытекающих из специфики их назначения.

Школьные географические атласы — это важнейшие картографичес­кие пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся во время занятий в школе и дома.

В настоящее время все школьные курсы географии обеспечены стабильными географическими атла­сами, которые наряду с учебниками являются обязательными посо­биями по соответствующим темам географии. Кроме школьных по­классных атласов, издаются атласы, предназначенные для внеклас­сной работы по географии (например, Учебный атлас мира, Геогра­фический атлас «Мир и человек»).

Кроме того, издаются и исполь­зуются в работе учащихся учебно-краеведческие атласы (областей, краев, республик).

Улучшение качества ШКА неизбежно приведет к тому, что отношение к данному виду картографического произведения как к иллюстрации курса "География своей области" заменится его использованием в качестве самостоятельного и полноценного источника географических знаний. Измененный и усовершенствованный атлас послужит основой для разра­ботки других краеведческих картографических произведений, например настенных карт.

Школьный краеведческий атлас должен содержать (Соломко А.В.): — вводный раздел, в котором необходимо указать координа­ты наиболее крупных центров, а также крайних географических точек территории; продолжительность самого длинного и корот­кого дней, основные астрономические даты;

- с пециальный раздел со сведениями о способах ориенти­рования на местности, местных особенностях и приметах;

- м етодический раздел со сведениями о приемах работы с картами, а также с аэрокосмическими снимками (желательно дополнить картами-транспарантами и чистыми географически­ми основами для выполнения заданий, типичными примерами заданий);

- с правочный текст, сопровождаемый цветными фотографи­ями, иллюстрациями, графиками, диаграммами и прочими по­строениями;

- к арты, подчеркивающие своеобразие территории (особен­ности природных условий, памятники природы и культуры, пре­обладающие ремесла и т.д.), а также раскрывающие региональ­ные проблемы;

- т уристские схемы населенных пунктов с описанием досто­примечательностей.

В настоящее время содержание большинства атласов заметно устарело и нуждается в переработке. При этом необ­ходимо более полное его согласование с содержанием школьных программ, использование новых приемов в компоновке и составлении отдельных карт, широкое применение материалов аэрокосмических съемок, улучшение качества печати.

 

В структуре отдельных школьных атласов предусматриваются специальные методические вводные разделы — по изучению особен­ностей карт, помещаемых в атласе, и приемов работы с ними.

Это прежде всего относится к помещенным в нем материалам, облегчающим в совокупности усвоение учащимися картографичес­кого изображения земной поверхности, ее характерных объектов и типов местности (на основе сопоставления их картографических и реально воспринимаемых изображений). Для правильного вос­приятия действительного вида Земли в мелком масштабе весьма ценны космические снимки ее участков, а также общего вида Зем­ли из космоса.

В школьных атласах могут быть предусмотрены дополнительные справочные сведения, которые обычно принято помещать в особом — справочном разделе в конце атласа.

Именно так выделены све­дения о важнейших реках, крупнейших озерах и островах, о самых высоких горных вершинах и наибольших глубинах океанов. Также может быть предусмотрено и задание по сопоставлению выделенных объектов.

Также надо иметь в виду, что

- в школьных атласах, имеется в наличии общей легенды, о чем иногда учащиеся «забывают», полагая, что все знаки пояснены в легенде самой карты. по ассоциации со стенными кар­тами и в учебнике.

- в школьных атласах преимущест­венно для старших классов, определенные справочные данные могут помещаться и на самих картах в виде элементов дополнительной характеристики (пояснений, таблиц, диаграмм и т. п.).

Основным содержанием школьных атласов, естественно, явля­ются сами карты, причем в большинстве атласов они занимают пре­обладающее количество страниц.

*** Карты в школьных атласах согла­сованы по математической основе, содержанию и оформлению, мо­гут группироваться в определенные разделы в соответствии со структурой атласа.

 

 

Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных ат­ласов и умеющий их анализировать, сможет успешно привлекать к работе с ними учащихся, прививать интерес к более полному ис­пользованию возможностей этих источников географических знаний.

 

Чтобы полнее использовать возможности школьных атласов, учитель географии должен уметь анализировать их как целостные картографические произведения, давать оценку качества их содер­жания.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.