Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Культура в эпоху Петра Великого.

2024-02-15 66
Культура в эпоху Петра Великого. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Бурное экономическое развитие страны в ХVIII в., зарождение капиталистического уклада в экономике, развитие международного сотрудничества, укрепление и расширение связей с другими народами, не могли не сказаться и на культуре. Можно выделить несколько особенностей, отличавших культуру ХVIII в. от культуры предшествующего периода:

- оформляется светское направление в искусстве, что объяснялось падением роли церкви в жизни общества и подчинении ее государству;

- превращение разрозненных знаний в науку, открытие законов развития природы и общества;

- открытость в контактах с культурами других стран и народов;

- предприняты попытки критики существующего крепостнического строя в литературных произведениях;

- провозглашение идеи свободы, равенства, главенства знаний и разума в жизни людей;

- смена стилей в русском искусстве: барокко, классицизм, сентиментализм.

Образование.

Перестраивалась вся система образования. Светский характер и соединение обучения с практикой особенно проявились в годы реформ Петра I. Так, в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась Школа математических и навигацких наук (в будущем Морская академия). Открыты Медицинская школа (1707 г.), инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных (готовили священнослужителей); 42 цифирные (для подготовки мелких чиновников, принимали детей из непривилегированных сословий, кроме детей крепостных крестьян); в гарнизонных школах обучали солдатских детей. В 1703-1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа-гимназия пастора Э. Глюка, в которой обучали иностранным языкам. Дворянские дети должны были в обязательном порядке обучаться грамоте. Петр издал указ «О недорослях», запрещавший жениться тем дворянам, которые уклонялись от учебы. В целом, в петровское время «допускали» к обучению детей всех сословий, кроме детей крестьян, принадлежавших помещику. Со второй половины века образование стало носить более замкнутый, сословный характер. Например, для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в 1731 г. в Санкт-Петербурге открыт Шляхетский (дворянский) корпус, в дальнейшем разделившийся на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. К гражданской службе готовили в Пажеском корпусе.

В 1703 г. вышла в свет «Арифметика» Л.Ф. Магницкого. Она ввела арабские цифры вместо буквенных. В создание учебников большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Г.Г. Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович и др.

В ХVIII в. бурно развивалось издательское дело. В 1708 г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский печатный шрифт. Созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах. Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге открылась государственная библиотека, заложившая основу для библиотеки Академии наук. Большие собрания книг принадлежали князю Д.М. Голицыну, графу Б.П. Шереметеву, графу А.А. Матвееву и другим вельможам. С декабря 1702 г. стало выходить первое в России периодическое издание – газета «Ведомости» (в рукописном виде, нерегулярно, а с января 1703 г. в печатном и регулярно).

Наука и техника. В Петровское время в основе развития науки и техники лежали практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых.

В. Атласов, И. Евреинов и Ф. Лужин, Д.Г. Мессершмидт, Ф. Беневенин, И. Унковский и другие совершили экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию. И.К. Кириллов начал составление сводного «Атласа Всероссийской империи», первый том которого вышел в 1732 г. (работу по картографии начал С. Ремезов. Его книга «Чертежная книга Сибири» была написана с 1699 по 1701 гг.). 

За три недели до своей кончины Петр подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка «сошлась с Америкой». Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г.

При Петре I активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири, начата разведка каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири.

Особого успеха достигли русские изобретатели. Е. Никонов представил проект создания «потаенных судов» (подводных лодок), И. Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты.

История. В начале века появились труды по отечественной истории. При участии самого Петра I была написана двухтомная «Гистория Свейской войны» (издана князем М.М. Щербатовым в конце ХVIII века под названием «Журнал, или Поденная записка императора Петра великого»); «Гистория о царе Петр Алексеевиче», составленная дипломатом князем Б.И. Куракиным и опубликованная в конце ХIХ в.

Музеи. При Петре I  положено начало собиранию научных коллекций. С 1718 г. по указу Петра  население обязано было собирать всякие необыкновенные вещи, что положило начало организации отечественного музееведения. В 1719 г. открыта Кунсткамера.

По указу Петра I от 28 января 1724 г. в Петербурге  создана Академия наук (открыта после смерти Петра).

Вице-канцлер П.П. Шафиров по поручению Петра подготовил первый в российской истории дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны «Рассуждение…» (о причинах войны с Швецией, 1717 г.). Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого-самородка И.Т. Посошкова («Книга о скудости и богатстве» и др.).

Выдающимся оратором, писателем, церковным и общественным деятелем был сторонник церковной реформы Феофан Прокопович (1681-1736-. Он разработал «Духовный регламент» (1721) и важный политический трактат «Правда воли монаршей» (1722 г.). Другим видным церковным деятелем был митрополит Стефан Яворский (1658-1722). Он написал религиозные трактаты «Знамение пришествия антихристова» и «Камень веры», направленные против реформаторства и протестантизма.

Театр. При Петре появились первые публичные театры в Москве и Петербурге, где ставили комедии и пьесы. Например, Ж.Б. Мольера «Амфитрион», «Доктор принужденный».

Живопись. В области изобразительного искусства получает развитие светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами были И.Н. Никитин (1690-1742), А.М. Матвеев (1701-1739).

Архитектура. Архитектор Ж.Б. Леблон оформил Большой каскад Петергофского дворца.

Большое внимание при Петре уделяли градостроительству. Замечательными памятниками архитектуры стали: комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра I (архитектор Д. Трезини и М.Г. Земцов), Адмиралтейство (архитектор И.К. Коробов). В Москве были построены Сухарева и Меншикова башни (архитектор И.П. Зарудный).

Быт. В Петровскую эпоху очень сильно изменился бытовой уклад жизни российского общества. Царь ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало» (почитать родителей, уважать старших).

С 1700 г. в России был введен юлианский календарь. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова. Стали праздновать Новый год 1 января, устраивали елки. В 1718 г. Петр издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только ради забавы, но и для деловых встреч. Поощрялось использование в беседах иностранных слов, особенно французских. Организовывались общественные праздники с массовыми гуляниями, фейерверками.

В целом петровские преобразования в области культуры носили политический характер, вводились насильственными методами. При проведении реформ Петр руководствовался исключительно интересами государства. Отрыв от вековых российских традиций должен был продемонстрировать создание великого государства европейского типа.

 

Термины и понятия: абсолютная монархия, губернии, ландтаги, Кунсткамера, «потешные» полки, «вечноотданные», «Великое посольство».

Даты: 1682 – 1725 – правление Петра I, 1686 – «Вечный мир» с Польшей, 1687 – открытие Славяно-греко-латинской академии, 1687, 1689 – Крымские походы В.В. Голицына, 1695, 1696 – Азовские походы Петра, 1697-1698 – «Великое посольство», 1700 -1721 – Северная война, 1 января 1700 – введение нового летоисчисления,16 мая 1703 – основание Санкт – Петербурга, 1705-1796 – Астраханское восстание, 1707-1708- восстание под предводительством К. Булавина, 1708-1710- учреждение губерний, 27 июня 1709 – Полтавская битва, 1710-1711 – Прутский поход, 1711 – основание Сената, 1711-1765 – М.В. Ломоносов, 1713 – перенесение столицы из Москвы в Санкт-Петербург, 1714 – Указ о единонаследии, 27 июля 1714 – победа русского флота при мысе Гангут, 1718-1721 – учреждение коллегий, 1720 – победа русского флота у острова Гренгам, 30 августа 1721 – Ништадтский мир со Швецией, 1721 – учреждение Синода, 22 октября 1721 – принятие Петром I титула императора, 1722 – Табель о рангах, 1722 – Указ о наследовании престола, 1722-1723 – Каспийский поход, 1722-1723 – Каспийский поход, 1725 – открытие Академии наук

Проблемные задания

1. В царствование Петра I металлургические заводы первоначально строились за казенный счет, потом значительная их часть была передана частным лицам. С какой целью? Разве не могло само государство управлять заводами? Кроме того, передавая заводы в частные руки, государство лишалось части доходов. Почему же проводилась такая политика?

2. В развитии российской культуры в ХVII в. проявились новые черты. Какие? Чем это можно объяснить?

3. При Петре I, как и  в других странах, установился абсолютизм. Что такое "абсолютизм"? Почему историки утверждают, что абсолютизм в России отличается от  западноевропейского? Чем это можно объяснить?

4. Петр I много сделал ля России. Почему тогда население Центральной России, где и начались преобразования, сократилось на 25-40процентов?

5. Петр I умер 28 января 1725 г., не назначив себе преемника. При сопоставлении распоряжения Петра о престолонаследии с его же указом о единонаследии получалось, что при отсутствии сыновей, престол занимает старшая из дочерей. Так как старшая дочь Петра Анна в свое время под присягой отказалась вместе с женихом от русского престола, законное наследство логически переходило ко второй дочери Петра - Елизавете. Однако Елизавета в 1725 г. императрицей не стала, ею стала вдова императора Екатерина I?

6. В 1714 г. Петр вводит указ о единонаследии, согласно которому недвижимое имущество переходит к одному из сыновей завещателя и по его выбору, а остальные дети наделяются движимостью по воле родителей. Цель указа - предотвратить дробление поместий, явно прогрессивна. Почему же в дворянских семьях начались раздоры вплоть до отцеубийства. Указ был отменен Анной Иоанновной в 1731 г.

Справочные материалы


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.