Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Предпосылки формирования государственности у восточных славян

2024-02-15 66
Предпосылки формирования государственности у восточных славян 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск
Экономические Социальные
-Переход к пашенному земледелию. -Отделение ремесла от земледелия. -Сосредоточение ремесленного производства в городах. -Развитие торговли (путь «из варяг в греки). - Переход от родовой общины к соседской. - Возникновение имущественного и социального неравенства. - Складывание древнерусской народности.

 

 

 

Государство  

 

 

 

Политические Духовные
- Необходимость защиты от нападений внешних врагов (кочевников, варягов). -Для обеспечения защиты от врагов объединение в племенные союзы (наиболее крупные из них сложились вокруг Киева, Новгорода, Рязани). - Родоплеменная знать стремилась расширять свои привилегии и захватывать новые земли. - Языческая религия (обожествление явлений природы. Различие в обрядах и верованиях у племен не способствовало объединению страны).  

 

2. Первые киевские князья.

Правитель Руси еще в первой половине IХ в. принял в дополнение к общеславянскому титулу князь восточный титул "каган" ("хакан"), у тюрских и монгольских народов обозначавший верховного правителя ("хан ханов"). Это событие имело большое значение. Во-первых, титулом "каган" именовался правитель Хазарии - государства, созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками - хазарами. Часть восточных славян (поляне, северяне, радимичи и вятичи) были вынуждены выплачивать хазарскому кагану дань. Принятие киевским князем титула кагана символизировало независимость нового государства - Руси - от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя над князьями других крупных славянских общностей, которые в то время носили титулы светлый князь и великий князь (эти титулы сохранялись наряду с титулом кагана и за киевским князем в IХ в - первой половине Х в.)

IХ-Х века были временем постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать - дружина киевских князей. На первом этапе союз сохранял внутреннюю "автономию" и обязан был выплачивать дань, а на втором этапе происходило подчинение союза племенных княжеств и посажение в качестве князя-наместника представителя киевской династии.

После смерти Рюрика власть перешла к Олегу (879-912), одному из предводителей варяжских отрядов. В 882 г. Олег совершил поход на Киев, убил правивших там дружинников Аскольда и Дира, объединил два центра Новгород и Киев в единое Древнерусское государство – Киевская Русь. Киевскому князю подчинялись местные князья, бояре. Собранную с подвластных земель дань Олег сбывал в Булгар и хазарскую столицу Атиль. Олег совершил два похода на Византию (в 907, в 911), в результате чего были заключены два договора (на греческом и русском языкам) на условиях, выгодных для Руси. По летописи, походы Олега на Византию- грандиознейшее событие. Участвовало 2 000 судов, т.е. около 80 000 воинов (русский корабль вмещал 40 воинов). Летописец, очевидно, пользовался какими-то преданиями, к которым и восходит рассказ о том, как Олег поставил корабли на колеса и ветер погнал их к стенам византийской столицы. Испуганные греки запросили мира, в итоге русы получили огромную дань и оговорили выгодные условия торговли (собираемую дань продавали на рынках Византии, русские купцы могли месяц жить за счет греков в Константинополе). Предание гласит, что победоносный князь прибил к воротам Царьграда свой щит.

Вскоре после заключения договора Олега с греками, русы совершили поход на Каспий (909 - 910 гг.), который был скорее политической акцией, хотя и не исключено, что и в них были замешаны торговые интересы.

К концу правления Олега Киеву подчинились поляне, словене новгородские, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, тиверцы. Под властью Киева оказался "путь из варяг в греки". С этого времени складывается понятие "Русская земля, Русь". К середине Х в. это понятие уже обнимало Киевскую землю, Новгородскую землю.

По преданию Олег погиб от укуса змеи.

После Олега княжил Игорь (912-945). Он продолжил политику Олега: усмирил древлян, отказавшихся платить дань, подчинил уличей, совершил подход на Царьград (941). Поводом послужило, очевидно, нарушение византийцами действующего договора. Войско Игоря потерпело жестокое поражение в морской битве. Тогда в 944 г. русский князь в союзе с печенегами предпринял вторую попытку. На этот раз дело не дошло до сражения: был заключен новый мирный договор. Текст договора сохранился в летописи.

Игорь погиб при своеобразных обстоятельствах. Он пошел вторично собирать дань с древлян и те восстали и убили его. Власть после гибели Игоря перешла к его жене Ольге (945-964), которая отомстила древлянам за убийство мужа, но все-таки отменила полюдье и заменила его систематической уплатой дани (уроки), которая собиралась в погостах (административных центрах). Совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство. Но этот акт не повлек за собой массовое крещение населения Руси. В правление Игоря и Ольги к Киеву присоединили земли тиверцев, уличей, древлян.

Ольга прекратила внешние походы, которые уносили много человеческих жизней. Возможно, такие ее новаторские действия и привели к тому, что в 964 г. Святослав (их с Игорем сын) отстранил мать от власти. Князь Святослав (964-972), прежде всего, был князем – воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Он разгромил Хазарский каганат (964г.), нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, разгромил Волжскую Булгарию (мусульманское государство на Средней Волге и Нижней Каме). Святослав покорил также северо-кавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгов) и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье). Совершил два похода на Балканы.  В 971 г. новый византийский император Иоанн Цимисхий перешел в наступление, занял столицу Болгарии Преслав и осадил Святослава в Доростоле (правый берег Дуная). Истощивший силы Святослав (был ранен в сражении со стотысячным греческим войском) согласился на заключение договора ,согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах. В 972 г. Святослав с частью войска возвращался в Киев по Днепру. У днепровских порогов печенеги устроили ему засаду, и Святослав был убит.

После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк (972-980). В 977 г. Ярополк поссорился со своим братом, древлянским князем Олегом, и начал против него военные действия. Древлянские дружины князя Олега были разбиты, а сам он погиб в бою. Княживший в Новгороде третий сын Святослава Владимир бежал к варягам, а через два года князь Владимир вернулся в Новгород, вступил в войну с Ярополком в 980г. близ города Любеча. Победу одержала дружина Владимира, а великий князь Ярополк вскоре был убит. Власть на всей территории государства перешла в руки великого князя Владимира Святославича (980-1015). В 981 г. он провел первую религиозную реформу. Суть ее заключалась в установлении единого языческого культа шести богов во главе с богом грозы и войны – Перуном. Но эта реформа не была успешной и никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.

В 988 г. князь Владимир принял христианство в православном его варианте (крещение совершено в г. Корсуни (Херсонесе), расположен на территории нынешнего Севастополя), что уравняло Киевскую Русь с соседними государствами и способствовало установлению с ними более тесных связей.      В плане этническом христианство ускорило консолидацию древнерусской народности. Кроме того, оно дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства. Появился новый институт- церковь, в пользу которой князья и население давали десятую часть своего дохода - десятину (вскоре монастыри и церкви превратились в крупнейших земельных собственников). Церковное право регулировало долю церкви в княжеских доходах. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви. Ликвидировалось многоженство. Законным признавался брак при венчании в церкви. Новая религия уравнивала всех людей (и богатых, и бедных) перед Богом, укрепляла государственную власть.

Во главе церкви стоял митрополит, во главе епархий – епископы, а ему подчинялись церкви и монастыри, расположенные на данной территории.

Владимир посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей.

После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве. По его приказу были убиты братья – Борис и Глеб. Правивший в Новгороде Ярослав решил выступить против Святополка. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019- 1054).

В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При нем Русь стала одним из сильнейших государств Европы. В 1037 г. произошло последнее крупное сражение с печенегами: они были разгромлены под Киевом. В 1043 г. обострились русско-византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном Владимиром (ум. в 1052 г.), князем новгородским. Поход потерпел неудачу – русское войско было разбито греческим флотом.

Ярослав укрепил мир с соседними державами путем заключения династических браков. Сам Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля – Ингигерде, его дочери были замужем: Анастасия – за венгерским королем Андреем, Елизавета – за норвежским королем Харальдом, а после его смерти – датским Свейном, Анна – за королем Франции Генрихом I. Всеволод Ярославич был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а его сын Владимир – на Гите, дочери последнего англосаксонского короля Гаральда, погибшего в 1066 г. в битве при Гастингсе. Женой Мстислава Владимировича была дочь шведского короля Христина. Обычной практикой были браки русских князей с дочерьми ближайших соседей – половецких ханов.

При Ярославе открывались школы, велось книгописание, осуществлялись переводы греческих книг, составлен первый свод судебных норм и правил Древней Руси - "Русская Правда". Этот первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых было так много на Руси, особенно в смутные годы. Кроме того, он защищал складывающуюся собственность "сильных мира сего" на землю и связанные с этим материальные приобретения и разного рода общественные преимущества. Всего в Русской правде было 17 статей. При детях Ярослава Мудрого, а затем при Владимире Мономахе было составлено продолжение "Русской Правды".

 

"РУССКАЯ ПРАВДА" - свод законов Древнерусского государства

                                               Источники  
- "Закон Русский" (Х в.) - Княжеская судебная практика - Договоры Руси с Византией - Византийское право  

 

"РУССКАЯ ПРАВДА"
Состоит из трех частей:

 

"Правда Ярослава" (17 статей, около 1016 г.) "Правда Ярославичей" (Изяслава, Святослава, Всеволода. Написана с 1054 по 1073 гг.) "Устав Владимира Мономаха" (1113 г.)  

                                               Существуют в трех редакциях:

ПРОСТРАННАЯ ПРАВДА (составлена на основе Краткой Правды-вторая половина ХII в.) Краткая Правда (древнейшая -ХI в.)     Сокращенная Правда Составлена на основе Пространной и других источников ХV в.)    

 

В результате:

1. Отменена кровная месть (или заменена штрафом). Установлены штрафы за различные преступления.

2. Узаконено социальное неравенство. Люди делятся по имущественному и должностному положению.

 

3.Социально- экономическое развитие. Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. Развивалось скотоводство. Ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное.

Внутренняя торговля была развита слабо, так как господствовало натуральное хозяйство. Внешняя торговля расширялась, что связано было с образованием государства. Из Руси вывозили меха, мед, воск, изделия оружейников и златокузнецов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, приправы, смолы, дорогое оружие. К началу 13 в. на Руси уже насчитывалось более 200 городов. Рост экономического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев. Но в Киевский период оставалось большое количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Их называли "люди". Они платили дань в пользу государства великому князю. Население, зависимое от князя, называли смердами. Часть из них проживала в крестьянских общинах и платила повинности в пользу государства, другая часть проживала в вотчинах (отцовское владение, передаваемое от отца к сыну по наследству). Положение этих людей было крайне тяжелым, они теряли личную свободу. Хозяйственной ячейкой являлась малая семья, а низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявших хозяйство отдельных семей, служила соседская община – вервь. Соседские общины объединялись в племенные княжества, а те – в союзы племенных княжеств. Их центром являлся укрепленный град. В укрепленной части града находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками и торговцами. В городах происходили собрания свободных общинников (вече), но на ведущие позиции постепенно выдвигается слой профессиональных воинов – дружинников во главе с князем. Князья сосредоточивают в своих руках реальную власть в союзах племен. Все это создает объективные предпосылки для формирования государственных начал в социальном развитии славян.

Человек, порвавший связи с общиной, назывался изгоем.

С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. Человека, получившего от землевладельца купу - помощь в виде денежной ссуды, семян и пр. и обязанного вернуть или отработать купу с процентами, называли закупом. Рядовичем называли человека, заключившего с феодалом определенный договор - ряд и обязанного выполнить различные работы согласно этому ряду. Рабов называли холопами или челядью. В целом, феодальный способ производства в экономике Руси сочетался с рабством и пережитками первобытного строя.

4. Управление Древнерусским государством. Носителем верховной власти в Киевской державе считался весь княжеский род, а каждый отдельный князь считался только временным владельцем княжества, которое доставалось ему по очереди старшинства.

Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями – вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Государство же в целом в Х-ХI вв. называлось «Русь», «Русская земля». Во вт. пол. Х в. начала складываться княжеская вотчина. В ХI в. появляется земельная собственность у дружинников и церкви. Господствующий класс в этот период был организован в корпорацию (дружина). Верхушку дружинного слоя представляла «старейшая дружина» (бояре). Низший слой - «молодшая дружина» (отроки).

При князьях действует совет (дума), представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из числа дружинников посадников – наместников в городах, воевод – предводителей различных по численности и назначению военных отрядов, тысяцких – высших должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества, восходящей к догосударственному периоду.

Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своими сыновьями- Изяславом ( 1054-1073, 1076-1078), Святославом ( 1073-1076) и Всеволодом (1078- 1093). Он установил порядок наследования престола к старшему в роду (от брата к брату), а потом к старшему племяннику ("очередной" или "лествичный"). Сыновья Ярослава дополнили «Русскую правду» Ярослава «Правдой Ярославичей» (1072г.). Большинство статей в ней посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины.

После 1073г. между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого началась борьба за овладение Киевским престолом, осложнявшаяся набегами половцев на русские земли. В 1097г. братья собрались на съезд в Любече и договорились, что каждый будет держать свою вотчину, тем самым они узаконили феодальную раздробленность. Однако после съезда борьба между братьями усилилась с новой силой.

В 1100 г. состоялся княжеский съезд в Уветичах, подведший итог войне. Последующие годы отмечены отсутствием усобиц и организацией Владимиром Мономахом и Святополком Изяславичем нескольких успешных походов в Половецкую степь с участием многих русских князей - в 1103, 1107 и 1111 гг.; были разбиты ханы Шарукан (возглавивший еще в 1068 г. поход на Русь), Боняк, Урусоба, Сугра.

Новый великий князь Святополк II Изяславич (1093-1113) оказался слабым и нерешительным полководцем и плохим дипломатом, корыстолюбивым человеком. Его смерть послужила сигналом к народному выступлению (1113 г.) и тогда Боярская дума пригласила на киевский стол князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113- 1125). Мономах издал ряд законов, учитывавших требования восставших; по его повелению был создан новый юридический свод- так называемая Пространная редакция «Русской Правды» («Устав Владимира Мономаха») . В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине ХI- начале ХII в. «Пространная Правда» фиксирует существование боярской собственности; специальные разделы посвящены закупам, холопам. Мономах смог удержать под своей властью всю Русскую землю.

После смерти Владимира Мономаха единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе Великом (1125- 1132), после его смерти , в правление его брата Ярополка (1132-1138), Русь окончательно распалась на отдельные самостоятельные земли- княжества.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.