Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2024-02-15 | 61 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Музыка жизненно необходима для полноценного образова- ния и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоцио- нальной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание му- зыкальной культуры как части всей духовной культуры об- учающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт про- живания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетиче- ского восприятия (постижение мира через переживание, ин- тонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и по- знавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями ис- кусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа авто- коммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, разви- тие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетиче- ского переживания.
|
МУЗЫКА. 5—8 классы 5
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на чело- века.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культур- ного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способно- стей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценоч- ной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, сти- лях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуаль- ных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с ис- пользованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятель- ность (концерты, фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музы- кального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осо- знанного восприятия лучших образцов народного и профес- сионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
|
Программа составлена на основе модульного принципа по- строения учебного материала и допускает вариативный под-
6 Примерная рабочая программа
ход к очерёдности изучения модулей, принципам компонов- ки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечиваю- щими преемственность с образовательной программой на- чального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской ду- ховной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и на- правления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образова- тельным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искус- ство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Предлагаемые варианты тематического планирования мо- гут служить примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету. Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и ут- вердить иной вариант тематического планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной де- ятельности, эстетического компонента Программы воспита- ния образовательного учреждения. При этом необходимо ру- ководствоваться принципом регулярности занятий и равно- мерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю. Общее количество — не менее 136 часов (по 34 часа в год).
При разработке рабочей программы по предмету «Музы- ка» образовательная организация вправе использовать воз- можности сетевого взаимодействия, в том числе с организа-
|
МУЗЫКА. 5—8 классы 7
циями системы дополнительного образования детей, учреж- дениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную со- циокультурную деятельность обучающихся, участие в иссле- довательских и творческих проектах, в том числе основан- ных на межпредметных связях с такими дисциплинами об- разовательной программы, как «Изобразительное искусство»,
«Литература», «География», «История», «Обществознание»,
«Иностранный язык» и др.
8 Примерная рабочая программа
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических бло- ков, рассчитанных на 3—6 часов учебного времени. Для удобства вариативного распределения в рамках календарно- тематического планирования они имеют буквенную марки- ровку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает переста- новку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение ко- личества учебных часов между блоками. Могут быть полностью опущены отдельные тематические блоки в слу- чае, если данный материал был хорошо освоен в начальной школе.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений теа- тров, музеев, концертных залов; работы над исследователь- скими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмо- тренных эстетическим направлением плана внеурочной дея- тельности образовательной организации (п. 25.3 ФГОС ООО). Виды деятельности, которые может использовать в том чис- ле (но не исключительно) учитель для планирования вне- урочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или факультативно».
|
МУЗЫКА. 5—8 классы 9
Модуль № 1 «Музыка моего края»
№ блока, кол-во часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
А) 3—4 учеб- ных часа | Фольклор — народное творчество3 | Традиционная му- зыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фолькло- ра (игры, пляски, хороводы и др.) | Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух: — принадлежности к народной или композиторской музыке; — исполнительского состава (вокального, инструмен- тального, смешанного); — жанра, основного настроения, характера музыки. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр |
Б) 3—4 учеб- ных часа | Календар- ный фоль- клор4 | Календарные обря- ды, традиционные для данной местно- сти (осенние, зим- ние, весенние — на выбор учителя) | Знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклор- ных традициях. Разучивание и исполнение народных песен, танцев. На выбор или факультативно Реконструкция фольклорного обряда или его фраг- мента. Участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, посёлка |
3 В случае, если в начальной школе тематический материал по блокам 1 и 2 уже был освоен на достаточ- ном уровне, целесообразно повторить его сокращённо и увеличить количество учебных часов на изучение других тематических блоков.
4 При выборе данного тематического блока рекомендуется включать его в тематическое планирование в четверти, соответствующей конкретному календарному сезону.
В) 3—4 учеб- ных часа | Семейный фольклор | Фольклорные жан- ры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания | Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла. Изучение особенностей их исполнения и зву- чания. Определение на слух жанровой принадлеж- ности, анализ символики традиционных образов. Разучивание и исполнение отдельных песен, фраг- ментов обрядов (по выбору учителя). На выбор или факультативно Реконструкция фольклорного обряда или его фраг- мента. Исследовательские проекты по теме «Жан- ры семейного фольклора» |
Г) 3—4 учеб- ных часа | Наш край сегодня | Современная музы- кальная культура родного края. Гимн республики, города (при нали- чии). Земляки — композиторы, ис- полнители, деятели культуры. Театр, филармония, кон- серватория | Разучивание и исполнение гимна республики, горо- да; песен местных композиторов. Знакомство с творческой биографией, деятельно- стью местных мастеров культуры и искусства. На выбор или факультативно Посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов; написание отзыва с анализом спекта- кля, концерта, экскурсии. Исследовательские проекты, посвящённые деяте- лям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллек- тивам). Творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съёмка, монтаж и озвучивание любительского фильма и т. д.), на- правленные на сохранение и продолжение музы- кальных традиций своего края |
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»5
|
№ блока, кол-во часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
А) 3—4 учебных часа | Россия — наш об- щий дом | Богатство и раз- нообразие фоль- клорных тради- ций народов на- шей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов6 | Знакомство со звучанием фольклорных образцов близ- ких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух: — принадлежности к народной или композиторской музыке; — исполнительского состава (вокального, инструмен- тального, смешанного); — жанра, характера музыки. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр раз- ных народов России |
5 Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модуля «Музыка моего края», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы между собой.
6 При изучении данного тематического материала рекомендуется выбрать не менее трёх региональных
традиций. Одна из которых — музыка ближайших соседей (например, для обучающихся Нижегородской области — чувашский или марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края — музыка Адыгеи и т. д.). Две другие культурные традиции желательно выбрать среди более удалённых географически, а также по принципу контраста мелодико-ритмических особенностей. Для обучающихся республик Российской Федерации среди культурных традиций обязательно должна быть представлена русская народная музыка.
Б) 3—4 учебных часа | Фольклор- ные жанры | Общее и особен- ное в фольклоре народов России: лирика, эпос, та- нец | Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписи. Аутентичная манера исполнения. Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных на- родов. Выявление общего и особенного при сравнении танце- вальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний. Двигательная, ритмическая, ин- тонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен. На выбор или факультативно Исследовательские проекты, посвящённые музыке раз- ных народов России. Музыкальный фестиваль «Наро- ды России» |
В) 3—4 учебных часа | Фольклор в творче- стве про- фессио- нальных компози- торов | Народные истоки композиторского творчества: обра- ботки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типич- ных образов, ха- рактеров, важных исторических со- бытий. | Сравнение аутентичного звучания фольклора и фоль- клорных мелодий в композиторской обработке. Раз- учивание, исполнение народной песни в композитор- ской обработке. Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т. п.), в которых использованы подлинные народные ме- лодии. Наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического ма- териала. |
Окончание
№ блока, кол-во часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
Внутреннее родство композиторского и народного творче- ства на интонаци- онном уровне | На выбор или факультативно Исследовательские, творческие проекты, раскрываю- щие тему отражения фольклора в творчестве профес- сиональных композиторов (на примере выбранной ре- гиональной традиции). Посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвящённого данной теме. Обсуждение в классе и/или письменная рецензия по результатам просмотра | ||
Г) 3—4 учебных часа | На рубе- жах куль- тур | Взаимное влияние фольклорных тра- диций друг на друга. Этнографические экспедиции и фе- стивали. Современная жизнь фольклора | Знакомство с примерами смешения культурных тради- ций в пограничных территориях7. Выявление причин- но-следственных связей такого смешения. Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей тра- диционного фольклора. На выбор или факультативно Участие в этнографической экспедиции, посещение/ участие в фестивале традиционной культуры |
7 Например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка и т. п.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»8
№ блока, кол-во часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
А) 3—4 учебных часа | Музы- ка — древней- ший язык человече- ства | Археологические находки, легенды и сказания о му- зыке древних. Древняя Греция — колыбель европей- ской культуры (те- атр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.) | Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экс- позицией музыкальных артефактов древности, последу- ющий пересказ полученной информации. Импровизация в духе древнего обряда (вызывание до- ждя, поклонение тотемному животному и т. п.). Озвучивание, театрализация легенды/мифа о музыке. На выбор или факультативно Квесты, викторины, интеллектуальные игры. Исследо- вательские проекты в рамках тематики «Мифы Древ- ней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков» |
Б) 3—4 учебных часа | Музыкаль- ный фоль- клор наро- дов Европы | Интонации и рит- мы, формы и жанры европей- ского фольклора9 | Выявление характерных интонаций и ритмов в звуча- нии традиционной музыки народов Европы. Выявление общего и особенного при сравнении изучае- мых образцов европейского фольклора и фольклора на- родов России. |
8 Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы между собой.
9 Для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2—3 национальных культур из следующего списка: английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвеж- ский, венгерский фольклор. Каждая выбранная национальная культура должна быть представлена не ме- нее чем двумя наиболее яркими явлениями. В том числе, но не исключительно — образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных особенностей (например, испанский фольклор — каста- ньеты, фламенко, болеро; польский фольклор — мазурка, полонез; французский фольклор — рондо, тру- бадуры; австрийский фольклор — альпийский рог, тирольское пение, лендлер и т. д.).
Окончание
№ блока, кол-во часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
Отражение евро- пейского фолькло- ра в творчестве профессиональных композиторов | Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Двигательная, ритмическая, интонационная импрови- зация по мотивам изученных традиций народов Евро- пы (в том числе в форме рондо) | ||
В) 3—4 учебных часа | Музы- кальный фольклор народов Азии и Африки | Африканская му- зыка — стихия ритма. Интонационно-ла- довая основа му- зыки стран Азии10, уникальные тради- ции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей | Выявление характерных интонаций и ритмов в звуча- нии традиционной музыки народов Африки и Азии. Выявление общего и особенного при сравнении изучае- мых образцов азиатского фольклора и фольклора на- родов России. Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Коллективные ритмические импровизации на шумо- вых и ударных инструментах. На выбор или факультативно Исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки» |
Г) 3—4 учебных | Народная музыка Амери- | Стили и жанры американской му- зыки (кантри, | Выявление характерных интонаций и ритмов в звуча- нии американского, латино-американского фольклора, прослеживание их национальных истоков. |
10 Для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1—2 национальные традиции из следующего списка: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция.
часа | канского континен- та | блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.). Смешение интонаций и рит- мов различного происхождения | Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Индивидуальные и коллективные ритмические и мело- дические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции |
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!