Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»

2024-02-15 18
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

№ блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся
А) 3—4 учебных часа Музыка и литерату- ра Единство слова и музыки в вокаль- ных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркаро- ла, былина и др.). Интонации расска- за, повествования в инструментальной Знакомство с образцами вокальной и инструменталь- ной музыки. Импровизация, сочинение мелодий на основе стихот- ворных строк, сравнение своих вариантов с мелодия- ми, сочинёнными композиторами (метод «Сочинение сочинённого»). Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального про- изведения.

Продолжение

№ блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся
    музыке (поэма, баллада и др.). Программная музы- ка Рисование образов программной музыки. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений
Б) 3—4 учебных часа Музыка и живопись Выразительные средства музыкаль- ного и изобрази- тельного искусства. Аналогии: ритм, композиция, ли- ния — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — ди- намика и т. д. Программная музы- ка. Импрессионизм (на примере творче- ства французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.) Знакомство с музыкальными произведениями про- граммной музыки. Выявление интонаций изобрази- тельного характера. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. Разучивание, исполнение песни с элементами изобра- зительности. Сочинение к ней ритмического и шумо- вого аккомпанемента с целью усиления изобразитель- ного эффекта. На выбор или факультативно Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера. Сочинение музыки, импровизация, озвучивание кар- тин художников

 


В) 3—4 учебных часа Музыка и театр Музыка к драма- тическому спекта- клю (на примере творчества Э. Гри- га, Л. ван Бетхо- вена, А. Г. Шнит- ке, Д. Д. Шоста- ковича и др.). Единство музыки, драматургии, сце- нической живопи- си, хореографии Знакомство с образцами музыки, созданной отече- ственными и зарубежными композиторами для дра- матического театра. Разучивание, исполнение песни из театральной поста- новки. Просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня. Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей. На выбор или факультативно Постановка музыкального спектакля. Посещение театра с последующим обсуждением (уст- но или письменно) роли музыки в данном спектакле. Исследовательские проекты о музыке, созданной оте- чественными композиторами для театра
Г) 3—4 учебных часа Музыка кино и те- левидения Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма- оперы, фильма-ба- лета, фильма-мю- зикла, музыкально- го мультфильма (на примере произведе- ний Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладко- ва, А. Шнитке) Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов. Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой. Разучивание, исполнение песни из фильма. На выбор или факультативно Создание любительского музыкального фильма. Переозвучка фрагмента мультфильма. Просмотр фильма-оперы или фильма-балета. Анали- тическое эссе с ответом на вопрос «В чём отличие ви- деозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?»

Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»

 

№ блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся
А) 3—4 учебных часа Джаз Джаз — основа популярной музы- ки XX века. Осо- бенности джазово- го языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духо- вые инструменты, вопросо-ответная структура моти- вов, гармониче- ская сетка, им- провизация) Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг-бэнд, блюз). Определение на слух: — принадлежности к джазовой или классической музыке; — исполнительского состава (манера пения, состав инструментов). Разучивание, исполнение одной из «вечнозелёных» джазовых тем. Элементы ритмической и вокальной импровизации на её основе. На выбор или факультативно Сочинение блюза. Посещение концерта джазовой музыки
Б) 3—4 учебных часа Мюзикл Особенности жан- ра. Классика жан- ра — мюзиклы середины XX века (на примере твор- чества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и др.). Знакомство с музыкальными произведениями, сочи- нёнными зарубежными и отечественными композито- рами в жанре мюзикла, сравнение с другими теа- тральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль). Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзи- клов в современных СМИ. Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написа- ние собственного рекламного текста для данной по- становки.

 

    Современные по- становки в жанре мюзикла на рос- сийской сцене Разучивание и исполнение отдельных номеров из мю- зиклов.
В) 3—4 учебных часа Молодёж- ная музы- кальная культура Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX— XXI веков (рок-н- ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социаль- ный и коммерче- ский контекст массовой музы- кальной культуры Знакомство с музыкальными произведениями, став- шими «классикой жанра» молодёжной культуры (группы «Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и др.). Разучивание и исполнение песни, относящейся к од- ному из молодёжных музыкальных течений. Дискуссия на тему «Современная музыка». На выбор или факультативно Презентация альбома своей любимой группы
Г) 3—4 учебных часа Музыка цифрового мира Музыка повсюду (радио, телевиде- ние, Интернет, на- ушники). Музыка на любой вкус (безграничный вы- бор, персональные плей-листы). Му- зыкальное творче- ство в условиях цифровой среды Поиск информации о способах сохранения и переда- чи музыки прежде и сейчас. Просмотр музыкального клипа популярного исполни- теля. Анализ его художественного образа, стиля, вы- разительных средств. Разучивание и исполнение популярной современной песни. На выбор или факультативно Проведение социального опроса о роли и месте музы- ки в жизни современного человека. Создание собственного музыкального клипа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

 

НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое  единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной  и  воспитательной  работы,  урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готов- ность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

1. Патриотического  воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном  обществе;  знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музы- кальных символов республик Российской Федерации и дру- гих стран мира; проявление интереса к освоению музыкаль- ных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изуче- нию истории отечественной музыкальной культуры; стрем- ление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

2. Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реа- лизации его прав, уважение прав, свобод и законных инте- ресов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-куль- турной жизни семьи, образовательной организации, местно- го сообщества, родного края, страны, в том числе в каче- стве участников творческих конкурсов и фестивалей, кон- цертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.

 

38                                                           Примерная рабочая программа


3. Духовно-нравственного  воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкаль- ное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста,  социально-историче- ских особенностей этики и эстетики; придерживаться прин- ципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотруд- ничества в процессе непосредственной музыкальной и учеб- ной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

4. Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готов- ность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осо- знание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и са- мовыражения; понимание ценности отечественного и миро- вого искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в раз- ных видах искусства.

5. Ценности  научного  познания:

ориентация в деятельности на современную систему науч- ных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение му- зыкальным языком, навыками познания музыки как искус- ства интонируемого смысла; овладение основными способа- ми исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступно- го объёма специальной терминологии.

6. Физического воспитания, формирования культуры здо- ровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жиз- ненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние дру- гих, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повсед- невного  общения;  сформированность  навыков  рефлексии,

 

МУЗЫКА. 5—8 классы                                                                     39


признание своего права на ошибку и такого же права друго- го человека.

7. Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достиже- нии поставленных целей; интерес к практическому изуче- нию профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

8. Экологического  воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различ- ные формы музыкального творчества.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обу- чающегося к изменяющимся условиям социальной и при- родной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных со- циальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформи- рованные в учебной исследовательской и творческой дея- тельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообраз- ных проявлениях творчества, овладения различными навы- ками в сфере музыкального и других видов искусства;

смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, об- ращать внимание на перспективные тенденции и направле- ния развития культуры и социума;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурса- ми в стрессовой ситуации, воля к победе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образова- тельной программы, формируемые при изучении предмета

«Музыка»:

 

40                                                           Примерная рабочая программа


1. Овладение универсальными познавательными действия- ми

Базовые логические действия:

устанавливать существенные признаки для классифика- ции музыкальных явлений, выбирать основания для анали- за, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

сопоставлять, сравнивать на основании существенных при- знаков произведения, жанры и стили музыкального и дру- гих видов искусства;

обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жан- ров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипоте- зы о взаимосвязях;

выявлять общее и особенное, закономерности и противо- речия  в  комплексе  выразительных  средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведе- ния, жанра, стиля;

выявлять и характеризовать существенные признаки кон- кретного музыкального звучания;

самостоятельно обобщать и формулировать выводы по ре- зультатам проведённого слухового наблюдения-исследования.

 

Базовые исследовательские действия:

следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать собственные вопросы, фиксирующие несо- ответствие между реальным и желательным  состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

составлять алгоритм действий и использовать его для ре- шения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

проводить по самостоятельно составленному плану не- большое исследование по установлению особенностей музы- кально-языковых единиц, сравнению художественных про- цессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследова- ния.

 

МУЗЫКА. 5—8 классы                                                                    41


Работа с информацией:

применять  различные  методы,  инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

понимать специфику работы с аудиоинформацией, музы- кальными записями;

использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобще- ния и систематизации информации из одного или несколь- ких источников с учётом поставленных целей;

оценивать надёжность информации по критериям, предло- женным учителем или сформулированным самостоятельно;

различать тексты информационного и художественного со- держания, трансформировать, интерпретировать их в соот- ветствии с учебной задачей;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представле- ния информации (текст, таблица, схема, презентация, теа- трализация и др.) в зависимости от коммуникативной уста- новки.

Овладение системой универсальных познавательных дей- ствий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа ин- теллектуальной деятельности — музыкального мышления.

 

2. Овладение универсальными коммуникативными дей- ствиями

Невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как искусство интонируемого смыс- ла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность сло- весного языка в передаче смысла музыкального произведе- ния;

передавать в собственном исполнении музыки художе- ственное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться  интонационной  выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

 

42                                                           Примерная рабочая программа


эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

 

Вербальное общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо- ции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать своё мнение, в том числе впечатления от обще- ния с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное от- ношение к собеседнику и в корректной форме формулиро- вать свои возражения;

вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон ди- алога;

публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

Совместная деятельность (сотрудничество):

Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудни- чества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально- психологического опыта, экстраполировать его  на  другие сферы взаимодействия;

понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, до- говариваться, обсуждать процесс и результат совместной ра- боты; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать  результаты  с  исходной  задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

 

МУЗЫКА. 5—8 классы                                                                     43


3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация:

ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво про- двигаться к поставленной цели;

планировать достижение целей через решение ряда после- довательных задач частного характера;

самостоятельно составлять план действий, вносить необхо- димые коррективы в ходе его реализации;

выявлять наиболее важные проблемы для решения в учеб- ных и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учё- том имеющихся ресурсов и собственных возможностей, ар- гументировать предлагаемые варианты решений;

делать выбор и брать за него ответственность на себя.

 

Самоконтроль  (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и реф- лексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при ре- шении учебной задачи, и адаптировать решение к меняю- щимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результа- тов деятельности; понимать причины неудач и уметь преду- преждать их, давать оценку приобретённому опыту;

использовать музыку для улучшения самочувствия, созна- тельного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.

 

Эмоциональный интеллект:

чувствовать, понимать  эмоциональное  состояние  самого себя и других людей, использовать возможности музыкаль- ного искусства для расширения своих компетенций в дан- ной сфере;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в си- туациях музыкально-опосредованного общения;

 

44                                                           Примерная рабочая программа


выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мо- тивы и намерения другого человека, анализируя коммуни- кативно-интонационную ситуацию; регулировать способ вы- ражения собственных эмоций.

 

Принятие себя и других:

уважительно и  осознанно  относиться  к  другому  человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаруже- нии ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

 

Овладение системой универсальных учебных регулятив- ных действий обеспечивает формирование смысловых уста- новок личности (внутренняя позиция личности) и жизнен- ных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равнове- сия и т. д.).

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты  характеризуют  сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех до- ступных формах, органичном включении музыки в актуаль- ный контекст своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную про- грамму по предмету «Музыка»:

— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут  рассуждать  на эту тему;

— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

— сознательно стремятся к укреплению и сохранению соб- ственной  музыкальной  идентичности  (разбираются  в  особен-

 

МУЗЫКА. 5—8 классы                                                                     45


ностях  музыкальной  культуры  своего  народа,  узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, пони- мают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

— понимают роль музыки как социально значимого явле- ния, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, ре- лигиозного, иных аспектов развития общества.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.

 

Модуль № 1 «Музыка моего края»:

знать музыкальные традиции своей республики, края, на- рода;

характеризовать особенности творчества народных и про- фессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;

исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

 

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:

определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Се- верного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учите- ля);

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

определять на слух принадлежность народных музыкаль- ных инструментов к группам духовых, струнных, ударно- шумовых инструментов;

объяснять на примерах связь устного народного музы- кального творчества и деятельности профессиональных му- зыкантов в развитии общей культуры страны.

 

Модуль № 3 «Музыка народов мира»:

определять на слух музыкальные произведения, относя- щиеся к западно-европейской, латино-американской, азиат-

 

46                                                           Примерная рабочая программа


ской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным тради- циям1;

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

определять на слух принадлежность народных музыкаль- ных инструментов к группам духовых, струнных, ударно- шумовых инструментов;

различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных ком- позиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).

 

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:

различать на слух произведения европейских композито- ров-классиков, называть автора, произведение, исполнитель- ский состав;

определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения компо- зиторов-классиков;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

характеризовать творчество не менее двух композиторов- классиков, приводить примеры наиболее известных сочине- ний.

 

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:

различать на слух произведения русских композиторов- классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

 

1 На выбор учителя. Например: Испания, Китай, Индия или: Франция, США, Япония и т. п. — не менее трёх национальных культур, значимых в мировом масштабе.

 

МУЗЫКА. 5—8 классы                                                                    47


исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными тема- ми) сочинения русских композиторов;

характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее из- вестных сочинений.

 

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:

различать и характеризовать жанры и произведения рус- ской и европейской духовной музыки;

исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;

приводить примеры сочинений духовной музыки, назы- вать их автора.

 

Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»:

определять и характеризовать стили, направления и жан- ры современной музыки;

различать и определять на слух виды оркестров, ансам- блей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;

исполнять современные музыкальные произведения в раз- ных видах деятельности.

 

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:

определять стилевые и жанровые параллели между музы- кой и другими видами искусств;

различать и анализировать средства выразительности раз- ных видов искусств;

импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;

высказывать суждения об основной идее, средствах её во- площения, интонационных особенностях, жанре, исполните- лях музыкального произведения.

 

48                                                           Примерная рабочая программа


Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:

различать и характеризовать жанры музыки (театраль- ные, камерные и симфонические, вокальные и инструмен- тальные и т. д.), знать их разновидности, приводить приме- ры;

рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;

выразительно исполнять произведения (в том числе фрагмен- ты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.

 

 

МУЗЫКА. 5—8 классы                                                                     49


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование представлено по модулям и годам обучения в двух ва- риантах. Тематическое наполнение модулей также допускает перекомпоновку, исключение от- дельных блоков, изменение по количеству учебного времени, отводимого на изучение того или иного блока с учётом возможностей региона, образовательной организации, возможностей допол- нительного образования и внеурочной деятельности, уровня общего и музыкального развития обучающихся.

 

 

Вариант 1. Распределение тематических модулей по учебным четвертям

 

1-я четверть (8 часов) 2-я четверть (7 часов) 3-я четверть (10 часов) 4-я четверть (9 часов)

5 класс

Музыка моего края (А, Б) Русская классическая музыка (А, Д) Европейская классиче- ская музыка (А, Б) Связь музыки с други- ми видами искусства (А, Б)

6 класс

Народное музыкаль- ное творчество Рос- сии (А, Б или А, В или Б, В) Русская классическая музыка (Б, В) Европейская классиче- ская музыка (В, Г) Жанры музыкального искусства (А, Б)

7 класс


 


Музыка народов мира

Истоки и образы русской

Европейская Жанры му- Связь музыки с другими
(А, Б)

и европейской духовной

классиче- зыкального видами искусства (В, Г)
 

музыки (А, Б или А,

ская музыка искусства  
 

В или Б, В)

(Д) (В)  

8 класс

Музыка моего края Жанры му- Русская Европейская Русская Современная музыка: ос-
(В, Г) зыкального классиче- классиче- классиче- новные жанры и направ-
  искусства (Г) ская музы- ская музыка ская музы- ления (А, Б)
    ка (Г) (Е) ка (Е)  

 

Вариант 2. Распределение тематических модулей по месяцам (концентрический принцип):

 

Сентябрь (4 часа) Октябрь (4 часа) Ноябрь (3 часа) Декабрь (4 часа) Январь (3 часа) Февраль (4 часа) Март (3 часа) Апрель (5 часов) Май (4 часа)

5 класс

Музыка моего края (А) Народное музыкаль- ное творче- ство Рос- сии (А) Жанры музыкаль- ного ис- кусства (А) Русская классиче- ская му- зыка (А) Музыка народов мира (Б) Европей- ская класси- ческая музыка (А) Истоки и обра- зы рус- ской и европей- ской ду- ховной музыки (А) Связь музы- ки с други- ми видами искусства (Б) Современная музыка: ос- новные жан- ры и направ- ления (А)

 


6 класс

Музыка моего края (Б) Народное музыкаль- ное творче- ство Рос- сии (Б) Музыка народов мира (А) Европей- ская клас- сическая музыка (Г) Истоки и образы русской и европей- ской ду- ховной му- зыки (Б) Русская класси- ческая музыка (Б) Связь музыки с други- ми ви- дами искус- ства (А) Жанры му- зыкального искусства (Б) Современная музыка: ос- новные жан- ры и направ- ления (Г)

7 класс

Музыка моего края (В) Народное музыкаль- ное творче- ство Рос- сии (В) Русская классиче- ская му- зыка (В) Истоки и образы рус- ской и ев- ропейской духовной музыки (В) Европей- ская клас- сическая музыка (В) Жанры музы- кального искус- ства (В) Связь музыки с други- ми ви- дами искус- ства (В) Современная музыка: ос- новные жан- ры и на- правления (Б) Музыка на- родов мира (В)

8 класс

Музыка моего края (Г) Народное музыкаль- ное творче- ство Рос- сии (Г) Жанры музыкаль- ного ис- кусства (Г) Русская классиче- ская му- зыка (Г) Европей- ская клас- сическая музыка (Б) Связь музыки с други- ми вида- ми ис- кусства (Г) Музыка народов мира (Г) Истоки и образы рус- ской и евро- пей

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.