Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2024-02-15 | 74 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
№ блока, кол-во часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
А) 3—4 учебных часа | Музыка и литерату- ра | Единство слова и музыки в вокаль- ных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркаро- ла, былина и др.). Интонации расска- за, повествования в инструментальной | Знакомство с образцами вокальной и инструменталь- ной музыки. Импровизация, сочинение мелодий на основе стихот- ворных строк, сравнение своих вариантов с мелодия- ми, сочинёнными композиторами (метод «Сочинение сочинённого»). Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального про- изведения. |
Продолжение
№ блока, кол-во часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
музыке (поэма, баллада и др.). Программная музы- ка | Рисование образов программной музыки. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений | ||
Б) 3—4 учебных часа | Музыка и живопись | Выразительные средства музыкаль- ного и изобрази- тельного искусства. Аналогии: ритм, композиция, ли- ния — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — ди- намика и т. д. Программная музы- ка. Импрессионизм (на примере творче- ства французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.) | Знакомство с музыкальными произведениями про- граммной музыки. Выявление интонаций изобрази- тельного характера. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. Разучивание, исполнение песни с элементами изобра- зительности. Сочинение к ней ритмического и шумо- вого аккомпанемента с целью усиления изобразитель- ного эффекта. На выбор или факультативно Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера. Сочинение музыки, импровизация, озвучивание кар- тин художников |
|
В) 3—4 учебных часа | Музыка и театр | Музыка к драма- тическому спекта- клю (на примере творчества Э. Гри- га, Л. ван Бетхо- вена, А. Г. Шнит- ке, Д. Д. Шоста- ковича и др.). Единство музыки, драматургии, сце- нической живопи- си, хореографии | Знакомство с образцами музыки, созданной отече- ственными и зарубежными композиторами для дра- матического театра. Разучивание, исполнение песни из театральной поста- новки. Просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня. Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей. На выбор или факультативно Постановка музыкального спектакля. Посещение театра с последующим обсуждением (уст- но или письменно) роли музыки в данном спектакле. Исследовательские проекты о музыке, созданной оте- чественными композиторами для театра |
Г) 3—4 учебных часа | Музыка кино и те- левидения | Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма- оперы, фильма-ба- лета, фильма-мю- зикла, музыкально- го мультфильма (на примере произведе- ний Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладко- ва, А. Шнитке) | Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов. Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой. Разучивание, исполнение песни из фильма. На выбор или факультативно Создание любительского музыкального фильма. Переозвучка фрагмента мультфильма. Просмотр фильма-оперы или фильма-балета. Анали- тическое эссе с ответом на вопрос «В чём отличие ви- деозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?» |
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»
|
№ блока, кол-во часов | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
А) 3—4 учебных часа | Джаз | Джаз — основа популярной музы- ки XX века. Осо- бенности джазово- го языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духо- вые инструменты, вопросо-ответная структура моти- вов, гармониче- ская сетка, им- провизация) | Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг-бэнд, блюз). Определение на слух: — принадлежности к джазовой или классической музыке; — исполнительского состава (манера пения, состав инструментов). Разучивание, исполнение одной из «вечнозелёных» джазовых тем. Элементы ритмической и вокальной импровизации на её основе. На выбор или факультативно Сочинение блюза. Посещение концерта джазовой музыки |
Б) 3—4 учебных часа | Мюзикл | Особенности жан- ра. Классика жан- ра — мюзиклы середины XX века (на примере твор- чества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и др.). | Знакомство с музыкальными произведениями, сочи- нёнными зарубежными и отечественными композито- рами в жанре мюзикла, сравнение с другими теа- тральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль). Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзи- клов в современных СМИ. Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написа- ние собственного рекламного текста для данной по- становки. |
Современные по- становки в жанре мюзикла на рос- сийской сцене | Разучивание и исполнение отдельных номеров из мю- зиклов. | ||
В) 3—4 учебных часа | Молодёж- ная музы- кальная культура | Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX— XXI веков (рок-н- ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социаль- ный и коммерче- ский контекст массовой музы- кальной культуры | Знакомство с музыкальными произведениями, став- шими «классикой жанра» молодёжной культуры (группы «Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и др.). Разучивание и исполнение песни, относящейся к од- ному из молодёжных музыкальных течений. Дискуссия на тему «Современная музыка». На выбор или факультативно Презентация альбома своей любимой группы |
Г) 3—4 учебных часа | Музыка цифрового мира | Музыка повсюду (радио, телевиде- ние, Интернет, на- ушники). Музыка на любой вкус (безграничный вы- бор, персональные плей-листы). Му- зыкальное творче- ство в условиях цифровой среды | Поиск информации о способах сохранения и переда- чи музыки прежде и сейчас. Просмотр музыкального клипа популярного исполни- теля. Анализ его художественного образа, стиля, вы- разительных средств. Разучивание и исполнение популярной современной песни. На выбор или факультативно Проведение социального опроса о роли и месте музы- ки в жизни современного человека. Создание собственного музыкального клипа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
|
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готов- ность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музы- кальных символов республик Российской Федерации и дру- гих стран мира; проявление интереса к освоению музыкаль- ных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изуче- нию истории отечественной музыкальной культуры; стрем- ление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реа- лизации его прав, уважение прав, свобод и законных инте- ресов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-куль- турной жизни семьи, образовательной организации, местно- го сообщества, родного края, страны, в том числе в каче- стве участников творческих конкурсов и фестивалей, кон- цертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
|
38 Примерная рабочая программа
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкаль- ное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-историче- ских особенностей этики и эстетики; придерживаться прин- ципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотруд- ничества в процессе непосредственной музыкальной и учеб- ной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готов- ность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осо- знание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и са- мовыражения; понимание ценности отечественного и миро- вого искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в раз- ных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему науч- ных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение му- зыкальным языком, навыками познания музыки как искус- ства интонируемого смысла; овладение основными способа- ми исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступно- го объёма специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здо- ровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жиз- ненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние дру- гих, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повсед- невного общения; сформированность навыков рефлексии,
|
МУЗЫКА. 5—8 классы 39
признание своего права на ошибку и такого же права друго- го человека.
7. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достиже- нии поставленных целей; интерес к практическому изуче- нию профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различ- ные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обу- чающегося к изменяющимся условиям социальной и при- родной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных со- циальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформи- рованные в учебной исследовательской и творческой дея- тельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообраз- ных проявлениях творчества, овладения различными навы- ками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, об- ращать внимание на перспективные тенденции и направле- ния развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурса- ми в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образова- тельной программы, формируемые при изучении предмета
«Музыка»:
40 Примерная рабочая программа
1. Овладение универсальными познавательными действия- ми
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классифика- ции музыкальных явлений, выбирать основания для анали- за, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных при- знаков произведения, жанры и стили музыкального и дру- гих видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жан- ров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипоте- зы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противо- речия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведе- ния, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки кон- кретного музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по ре- зультатам проведённого слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несо- ответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для ре- шения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану не- большое исследование по установлению особенностей музы- кально-языковых единиц, сравнению художественных про- цессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследова- ния.
МУЗЫКА. 5—8 классы 41
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музы- кальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобще- ния и систематизации информации из одного или несколь- ких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предло- женным учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного со- держания, трансформировать, интерпретировать их в соот- ветствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представле- ния информации (текст, таблица, схема, презентация, теа- трализация и др.) в зависимости от коммуникативной уста- новки.
Овладение системой универсальных познавательных дей- ствий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа ин- теллектуальной деятельности — музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными дей- ствиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смыс- ла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность сло- весного языка в передаче смысла музыкального произведе- ния;
передавать в собственном исполнении музыки художе- ственное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
42 Примерная рабочая программа
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо- ции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от обще- ния с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное от- ношение к собеседнику и в корректной форме формулиро- вать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон ди- алога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудни- чества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально- психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, до- говариваться, обсуждать процесс и результат совместной ра- боты; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
МУЗЫКА. 5—8 классы 43
3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво про- двигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда после- довательных задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необхо- димые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учеб- ных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учё- том имеющихся ресурсов и собственных возможностей, ар- гументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и реф- лексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при ре- шении учебной задачи, и адаптировать решение к меняю- щимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результа- тов деятельности; понимать причины неудач и уметь преду- преждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, созна- тельного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкаль- ного искусства для расширения своих компетенций в дан- ной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в си- туациях музыкально-опосредованного общения;
44 Примерная рабочая программа
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мо- тивы и намерения другого человека, анализируя коммуни- кативно-интонационную ситуацию; регулировать способ вы- ражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаруже- нии ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятив- ных действий обеспечивает формирование смысловых уста- новок личности (внутренняя позиция личности) и жизнен- ных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равнове- сия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех до- ступных формах, органичном включении музыки в актуаль- ный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную про- грамму по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению соб- ственной музыкальной идентичности (разбираются в особен-
МУЗЫКА. 5—8 классы 45
ностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, пони- мают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явле- ния, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, ре- лигиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль № 1 «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, на- рода;
характеризовать особенности творчества народных и про- фессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Се- верного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учите- ля);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкаль- ных инструментов к группам духовых, струнных, ударно- шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музы- кального творчества и деятельности профессиональных му- зыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относя- щиеся к западно-европейской, латино-американской, азиат-
46 Примерная рабочая программа
ской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным тради- циям1;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкаль- ных инструментов к группам духовых, струнных, ударно- шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных ком- позиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композито- ров-классиков, называть автора, произведение, исполнитель- ский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения компо- зиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов- классиков, приводить примеры наиболее известных сочине- ний.
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов- классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
1 На выбор учителя. Например: Испания, Китай, Индия или: Франция, США, Япония и т. п. — не менее трёх национальных культур, значимых в мировом масштабе.
МУЗЫКА. 5—8 классы 47
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными тема- ми) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее из- вестных сочинений.
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения рус- ской и европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, назы- вать их автора.
Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жан- ры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансам- блей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в раз- ных видах деятельности.
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музы- кой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности раз- ных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её во- площения, интонационных особенностях, жанре, исполните- лях музыкального произведения.
48 Примерная рабочая программа
Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театраль- ные, камерные и симфонические, вокальные и инструмен- тальные и т. д.), знать их разновидности, приводить приме- ры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагмен- ты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
МУЗЫКА. 5—8 классы 49
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование представлено по модулям и годам обучения в двух ва- риантах. Тематическое наполнение модулей также допускает перекомпоновку, исключение от- дельных блоков, изменение по количеству учебного времени, отводимого на изучение того или иного блока с учётом возможностей региона, образовательной организации, возможностей допол- нительного образования и внеурочной деятельности, уровня общего и музыкального развития обучающихся.
Вариант 1. Распределение тематических модулей по учебным четвертям
1-я четверть (8 часов) | 2-я четверть (7 часов) | 3-я четверть (10 часов) | 4-я четверть (9 часов) |
5 класс | |||
Музыка моего края (А, Б) | Русская классическая музыка (А, Д) | Европейская классиче- ская музыка (А, Б) | Связь музыки с други- ми видами искусства (А, Б) |
6 класс | |||
Народное музыкаль- ное творчество Рос- сии (А, Б или А, В или Б, В) | Русская классическая музыка (Б, В) | Европейская классиче- ская музыка (В, Г) | Жанры музыкального искусства (А, Б) |
7 класс |
Музыка народов мира | Истоки и образы русской | Европейская | Жанры му- | Связь музыки с другими | |
(А, Б) | и европейской духовной | классиче- | зыкального | видами искусства (В, Г) | |
музыки (А, Б или А, | ская музыка | искусства | |||
В или Б, В) | (Д) | (В) | |||
8 класс | |||||
Музыка моего края | Жанры му- | Русская | Европейская | Русская | Современная музыка: ос- |
(В, Г) | зыкального | классиче- | классиче- | классиче- | новные жанры и направ- |
искусства (Г) | ская музы- | ская музыка | ская музы- | ления (А, Б) | |
ка (Г) | (Е) | ка (Е) |
Вариант 2. Распределение тематических модулей по месяцам (концентрический принцип):
Сентябрь (4 часа) | Октябрь (4 часа) | Ноябрь (3 часа) | Декабрь (4 часа) | Январь (3 часа) | Февраль (4 часа) | Март (3 часа) | Апрель (5 часов) | Май (4 часа) |
5 класс | ||||||||
Музыка моего края (А) | Народное музыкаль- ное творче- ство Рос- сии (А) | Жанры музыкаль- ного ис- кусства (А) | Русская классиче- ская му- зыка (А) | Музыка народов мира (Б) | Европей- ская класси- ческая музыка (А) | Истоки и обра- зы рус- ской и европей- ской ду- ховной музыки (А) | Связь музы- ки с други- ми видами искусства (Б) | Современная музыка: ос- новные жан- ры и направ- ления (А) |
6 класс | |||||||||||
Музыка моего края (Б) | Народное музыкаль- ное творче- ство Рос- сии (Б) | Музыка народов мира (А) | Европей- ская клас- сическая музыка (Г) | Истоки и образы русской и европей- ской ду- ховной му- зыки (Б) | Русская класси- ческая музыка (Б) | Связь музыки с други- ми ви- дами искус- ства (А) | Жанры му- зыкального искусства (Б) | Современная музыка: ос- новные жан- ры и направ- ления (Г) | |||
7 класс | |||||||||||
Музыка моего края (В) | Народное музыкаль- ное творче- ство Рос- сии (В) | Русская классиче- ская му- зыка (В) | Истоки и образы рус- ской и ев- ропейской духовной музыки (В) | Европей- ская клас- сическая музыка (В) | Жанры музы- кального искус- ства (В) | Связь музыки с други- ми ви- дами искус- ства (В) | Современная музыка: ос- новные жан- ры и на- правления (Б) | Музыка на- родов мира (В) | |||
8 класс | |||||||||||
Музыка моего края (Г) | Народное музыкаль- ное творче- ство Рос- сии (Г) | Жанры музыкаль- ного ис- кусства (Г) | Русская классиче- ская му- зыка (Г) | Европей- ская клас- сическая музыка (Б) | Связь музыки с други- ми вида- ми ис- кусства (Г) | Музыка народов мира (Г) | Истоки и образы рус- ской и евро- пей
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции... Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при... Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями... Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |