Положительное давление коллектива — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Положительное давление коллектива

2023-02-03 27
Положительное давление коллектива 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Большинство из нас считает, что давление коллектива – это сугубо отрицательный и потенциально опасный аспект подростковой жизни. Но давление коллектива может приносить подростку и пользу, причем намного большую, чем любое давление на детей со стороны нас, взрослых. Не правда ли, разумно: если в этом возрасте подростков больше всего волнует, что думают о них сверстники, то очень полезно поместить их в окружение тех сверстников, которые умеют мыслить разумно и делают это. Дети ориентируются на одноклассников в очень важных вопросах: в том, стоит ли им усердно учиться, круто ли быть умным, можно ли ответить на уроке наугад с риском ошибиться и нужно ли на самом деле выполнять домашние задания. Так что родительское решение очевидно: поместить своего ребенка в класс, где дети старательно учатся и где круто быть отличником.

Я регулярно наблюдаю детей, поведение которых кардинально меняется в зависимости от того, в каком коллективе они оказались. Когда учителя испытывают трудности с конкретным учеником, они часто интересуются, как проявляет себя этот школьник на уроках других преподавателей. И часто выходит, что Сьюзи, которая бездельничает на уроках учителя Б. и вечно с ним препирается, ведет себя как ангел и умница на занятиях преподавателя В. Далее выясняется, что у Сьюзи есть подружки, Жаклин и Кэтлин, они тоже учатся у учителя Б. и тоже не проявляют особого усердия. Сьюзи, Жаклин и Кэтлин часто жалуются, что задания у Б. слишком сложные и они ничего не понимают. Девочки болтают на уроках и очень долго «раскачиваются», прежде чем наконец‑то приступить к работе. Однако в классе В. Сьюзи сидит за одной партой с добросовестной Нэнси. Та всегда доводит работу до конца, предмет воспринимает серьезно и получает высокие оценки. Сьюзи могла бы стать отличницей по обоим предметам, но ее отношение к учебе полностью зависит от того, насколько старателен сосед по парте.

Ту же проблему, но в большем масштабе, мы видим в школах неблагополучных районов, где ученики объединяются в настоящие банды. Они слишком круты, чтобы учиться, а преподаватели отчаянно пытаются поддерживать порядок, на большее их просто не хватает. Учитель в классе всегда в меньшинстве: все его вопросы подростки игнорируют – на уроках они лишь смеются и шутят между собой. Неуважение к старшим – норма поведения в таких классах. Никто не слушает объяснений учителя, ведь подростки заражаются друг от друга безразличием и негативным отношением к учебе. Если ситуацию не распознать в зародыше и сразу же не исправить, такая школа станет рассадником насилия и невежества, в ней вырастут поколения «потерянных» детей. Но если такие вещи происходят с целыми школами, то вполне возможно, что они могут случиться и в отдельно взятом классе.

Даже великолепному учителю придется очень трудно в «неудачном» классе. Да, хороший педагог найдет способ обеспечить дисциплину на уроке, объяснить материал и донести информацию даже до тех, кто не слушает. Но если группа школьников решит, что урок – это повод повеселиться, то страдать будут все. Правда, в классах с углубленным изучением предмета такая ситуация – скорее исключение. Гораздо чаще это происходит в обычных классах, где состав учеников неоднороден и у детей самые разные способности. Ведь школы принимают на обучение всех, в том числе детей с проблемами поведения и тех, кого родители не научили ценить образование. Ваши дети могут быть частью этой проблемы, а могут страдать от соседства с одноклассниками, которые и сами не учатся, и другим мешают.

 

Груз более сложных курсов

 

Курсы углубленного изучения предмета обычно привлекают детей, которые хотят учиться. Исключения в этом правиле редки. Подростки, которые записываются на усиленные курсы, знают, на что идут, они сознательно выбирают трудности и большую нагрузку. Это либо талантливые дети, которые стремятся к глубоким знаниям, либо средние ученики, решившие испытать себя. Иногда детей вынуждают выбирать углубленный курс родители. У таких подростков часто не хватает внутренней мотивации, чтобы работать в полную силу, но, глядя на усердие одноклассников, они перенимают их поведение, хотя бы внешне. Таким образом и образуется группа детей, которые оказались в одном классе по разным причинам. Но вместе они задают хороший тон. И хотя эта «смесь» детей неоднородна, их объединяет идея: «Учеба – это круто», а не упадническое «Зачем все это нужно?».

Кроме благотворной среды продвинутых классов и их рабочей атмосферы успеху детей способствует еще и такая вещь, как сложная учебная программа, которая испытывает их на прочность. Я уже не раз повторяла в предыдущих главах: большинство детей готово работать, чтобы соответствовать высоким ожиданиям родителей и учителей. Они стремятся достичь заданного уровня, а классы с углубленным изучением предмета гарантируют, что планка этого уровня будет высокой. Учителя, естественно, ожидают, что их курс выберут дети достаточно подготовленные, желающие работать. Это означает, что педагоги не станут тратить время на повторение или объяснение основ. Они сразу начнут разбирать материал, выходящий за пределы базового курса. Учителя также ожидают, что продвинутые ученики будут активно принимать участие в обсуждении задач, выполнять объемные домашние задания и проявлять интерес к предмету. Взгляните на рис. 3. Обратили ли вы внимание на разницу в описании курсов мистера Р. и мисс А.?

Прежде чем учителя, преподающие базовый курс предмета, поднимутся на защиту своего труда и обычных классов вообще, позвольте мне объяснить важную вещь. Учителя – такие же индивидуальные «явления», как и ученики. Двух одинаковых среди них нет. Некоторые из них преподают базовый курс в точности так, как это делает мисс А. Другие и в продвинутом курсе не дают ученикам реальной нагрузки. Приведенные описания ни в коем случае не абсолютны. И все же эта разница при сравнении типична для базовых и продвинутых курсов в любой школе. Базовый курс предназначен для самых разных детей, а значит, должна быть предусмотрена возможность того, что его могут освоить даже самые слабые ученики. В углубленных курсах такой необходимости нет. Да, конечно, все хорошие учителя, давая разным детям задания, учитывают при этом их уровень и силы. Но все же предполагается, что в классе с углубленным изучением предмета собрались ребята с хорошим уровнем подготовки – существенно превышающим минимальные требования. В обычном классе можно увидеть выпускника, который переходил из класса в класс, не демонстрируя никаких особых навыков, и до сих пор мыслит на уровне одиннадцатилетнего ребенка. Естественно, если в коллективе из тридцати человек таких будет хотя бы несколько, то учитель не сможет продвинуться в преподавании предмета так далеко и быстро, как ему хотелось бы.

 

 

Таким образом, если ваши дети испытывают сложности с точными предметами вроде алгебры или с трудом запоминают большие объемы информации по истории, если им требуется несколько часов, чтобы прочесть главу романа, их лучше отдать в базовый класс. Учителя в таком классе будут преподавать материал на нескольких уровнях, в расчете на учеников с разной подготовкой. Темп освоения материала в данном случае низкий, зато у ребенка будет возможность исправить плохие оценки, переписать неудачный реферат и усвоить наконец‑то сложную тему урока. По существу, хороший учитель базового курса сделает все необходимое, чтобы принять ученика с определенным уровнем знаний и перевести его на более высокий уровень освоения предмета. Нет ничего плохого в том, что предмет при этом изучается в неспешном темпе. Базовый курс вполне подходит большинству детей: он помогает им освоить необходимый материал и готовит их к следующему учебному году.

В классах с углубленным изучением предмета от учеников ожидают гораздо большего. Учителя здесь реже идут на упрощение заданий и смягчение требований и чаще требуют от подростков точного соблюдения сроков. Обычно происходит так: если большинство учеников в классе готовы, учитель переходит к следующей теме. А тем, кто не успел вовремя разобраться в пройденном материале, придется дополнительно поработать после занятий, чтобы заполнить пробелы в знаниях. Продвинутые курсы по уровню ближе к колледжу, и требования здесь соответствующие. Да, мы по‑прежнему имеем дело с подростками, но академические требования к ним предъявляются на уровне колледжа. Материал осваивается в высоком, иногда даже лихорадочном темпе. Система оценки знаний достаточно строга. Иногда даже родители учеников – люди с высшим образованием – затрудняются ответить на вопросы по темам продвинутых курсов. Словом, классы с углубленным изучением предметов определенно не для слабаков.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.