Как заставить их брать на себя ответственность — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Как заставить их брать на себя ответственность

2023-02-03 31
Как заставить их брать на себя ответственность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Посмотрим другой сценарий. Ваш сын, ученик выпускного класса Эндрю получает «неуд» за презентацию: он не был готов, когда его спросили. Эндрю зол на учителя и расстроен тем, что двойка повлияет на его средний балл. Что вы сделаете?

– Явитесь в школу и потребуете встречи с учителем. Вы никогда не видели сына таким расстроенным, и учитель должен узнать об этом.

– Позвоните директору и потребуете дать Эндрю возможность представить сделанную все же работу.

– В тот же вечер отправите сына в его комнату доделывать работу, чтобы он мог сдать ее учителю на следующий день.

– Подождете несколько недель и посмотрите, как эта двойка повлияет на итоговую оценку по предмету, а затем вмешаетесь.

– Отчитаете Эндрю за то, что не сделал работу вовремя, и напомните ему обо всех предыдущих случаях, когда происходило нечто подобное.

 

Опять же, подумайте о последствиях вышеперечисленных действий. Какие уроки получит и усвоит сын? А теперь давайте посмотрим, как продуктивно разрешить эту ситуацию.

Эндрю. Я просто не верю! Учитель ненавидел меня с первого дня! И только потому, что к сегодняшнему дню я не подготовил презентацию, он сказал, что так не пойдет. И в итоге теперь у меня будет трояк по этому предмету!

Папа. Ну‑ка, ну‑ка, постой. К какому сроку нужно было сделать задание?

Эндрю. У нас все должно было быть готово два дня назад. Но я думал, что мой напарник распечатывает материалы, а он думал, что я. Мы просто ошиблись, честно, но учитель все равно не разрешает нам распечатать уже после того, как он нас спросил. Он продолжает твердить, что все должно было быть готово заранее. А какой в этом смысл, если все можно было сделать практически мгновенно, за минуту.

Папа. Ну да, у тебя это заняло бы минуту. А что, если бы каждый в классе сделал так же и захотел распечатать после того, как срок сдачи прошел?

Эндрю. Все равно это несправедливо! Задание я выполнил, а что я получил за свою работу?

Папа. Похоже, здесь у тебя два отдельных вопроса. Первое: работу ты сделал. Второе: в срок у тебя не было готовой работы, и учитель не мог ее посмотреть. Как ты думаешь, что происходит в таком случае во взрослой жизни, в которую ты собираешься вступить?

Эндрю. Я уверен, что начальник дал бы мне время закончить работу.

Папа. Правда? Ты считаешь, что у взрослых не бывает жестких сроков? И если не выполнить работу вовремя, никаких последствий не будет?

Эндрю. Ну, возможно. Но как же быть с моим заданием? Я не могу согласиться на двойку.

Папа. Согласен: на двойку тебе просто так соглашаться не стоит. Но имей в виду, что этот результат может оказаться окончательным, и тогда тебе придется разбираться с последствиями. Вообще‑то тебе надо подумать, как решить эту проблему. Помни, всегда есть варианты и всегда есть выбор. Один раз ты уже сделал выбор – не подготовился к сроку, и теперь платишь за это. Но иногда ущерб можно минимизировать, если продумать все варианты. Для начала надо признать ошибку и спросить, можно ли ее исправить. Плюс к этому я бы на твоем месте подумал, как можно поднять средний балл после этой двойки – если учитель позволит, конечно. Так ты будешь готов к разговору с преподавателем и сможешь показать, что думал над ситуацией. Если захочешь отрепетировать этот разговор, я буду рад помочь – выслушаю и оценю.

 

Папа уходит в другую комнату и дает Эндрю время на обдумывание проблемы. Он выразил сыну сочувствие, но в то же время указал на очевидный факт – на то, что Эндрю сам создал эту проблему. В то же время отец сказал, что, если как следует подумать, проблемы можно свести к нулю. Он не предложил никаких конкретных решений и возложил эту ответственность на Эндрю. В то же время он выслушал сына и постарался вразумить его – что входит в его отцовские обязанности. И это принципиальный момент: мы не освобождаемся от родительской ответственности и руководства, когда наши дети становятся подростками. Мы просто отучаем растущих детей зависеть от нас и учим их защищаться.

Этот принцип следовало бы применять во всех сферах жизни детей. На стадионе, в клубе, на вечерней работе – вообще везде, где дети бывают и взаимодействуют с окружающими, они должны получать напоминание о том, что несут ответственность за свои действия (я буду подробно говорить об этом в главе 4). Но в большинстве ситуаций подростки стараются отвертеться от ответственности. Например, они найдут любую возможность, чтобы обвинить в своей неудачной игре кого угодно, кроме себя: тренера, товарищей по команде, зрителей, спонсоров… Хотите, открою секрет? Они обвиняют даже вас. Ваши дети выдадут вас, если вы напишете за них сочинение или основательно отредактируете их текст. Они запросто скажут мне: «Мой отец – инженер, поэтому он сделал за меня этот проект». Они могут рассказать другое: что родителей никогда нет дома, поэтому нельзя воспользоваться их помощью, как это делают другие ребята. Они говорят мне, учителю, эти и многие другие вещи, потому что пытаются переложить ответственность с себя на вас. И делают то же самое, когда обвиняют в своих проблемах других взрослых, играющих какую‑то роль в их жизни. Надеюсь, даже простое знание о том, что подростки часто так поступают, поможет вам более продуктивно реагировать на их слова и действия. Вы поймете, что сотрудничество с другими взрослыми, присутствующими в жизни ваших детей, поможет вам осознать мотивации подростков и подтолкнуть их к независимости.

Мы часто не сознаем, чего лишаем наших детей, чему не учим их, пока они не покидают дом и не начинают самостоятельную жизнь. Вот тогда‑то до нас и доходит: я не научила дочь стирать свои вещи, а ведь это знание просто необходимо в общежитии колледжа. А научил ли я сына заполнять чеки и сводить счета? Знает ли он разницу между дебетовой и кредитной картой? К счастью, такие уроки преподать несложно, и времени это займет немного: как правило, хватает короткой демонстрации или устного объяснения. Но обучение ответственности и самостоятельному решению проблем – постепенный процесс, который может длиться всю жизнь. Если вы не занимались таким обучением, когда ваши дети были совсем малы, то в крайнем случае начните это в старших классах школы, чтобы подготовить ребенка к учебе в колледже и к взрослой жизни. Если этому не научить вовремя, то когда же это можно будет сделать? Я, конечно, понимаю колебания родителей: им не хочется, чтобы дети испытывали неудачи. Мамам и папам не хочется разрешать детям падать. Да, конечно: успеваемость ваших детей в старших классах может очень повлиять на их будущее. Но не надо забывать и о более значимых вещах. Положа руку на сердце, ответьте: насколько оказалась важна для вас та оценка за лабораторную по химии в девятом классе? А та двойка, которую вы получили за несделанное домашнее задание по математике, – повлияла она на вашу нынешнюю жизнь? Вы понимаете, о чем я: все относительно. Важны только жизненные уроки, усвоенные или не усвоенные в этих ситуациях.

Конечно, сейчас это непросто осознать, но «неуд» за домашнее задание или плохая итоговая оценка по одному предмету не погубит жизнь ваших детей. Да, средний балл аттестата может повлиять на поступление в тот или иной университет. Но, даже с учетом этого, разве учеба в плохой школе способна полностью погубить шансы ее выпускника на успех в будущем? В общем, академические ошибки в старших классах школы, как правило, не ведут к необратимым, меняющим жизнь результатам. А вот ваш отказ или нежелание позволить детям принимать решения, учиться на ошибках, искать варианты выхода из проблемы могут оставить огромный отпечаток на их судьбе. Это – одна из многих причин того, почему родительская доля так тяжела. Первая, самая простая реакция любого родителя – вмешаться и спасти ребенка. Гораздо сложнее – немного подождать, разрешить детям попробовать разные варианты и разобраться во всем самим. Первая стратегия ничему не учит в плане упорства и настойчивости, вторая – учит всему. Какой вариант вы выберете?

 

 

Глава 4


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.