Как развить упорство в век моментальных результатов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Как развить упорство в век моментальных результатов

2023-02-03 31
Как развить упорство в век моментальных результатов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я хочу, чтобы вы вспомнили далекое прошлое – а именно собственное детство. В девятом классе вы должны были подготовить к уроку биологии реферат о клетках. Вы слушали тему в классе и читали учебник, но этого явно было мало для приличной оценки. Нужны были дополнительные материалы. Поэтому за две недели до срока вы набросали план: разделили всю работу на равные части – каждый вечер необходимо было делать определенную долю, чтобы доклад был закончен в срок.

Ваши родители вытащили из книжного шкафа том энциклопедии на букву «К», и вы читали статью про строение клетки, а потом еще и перечитывали ее, потому что энциклопедия – не слишком занимательное чтение. Пытаясь продраться сквозь наукообразный текст статьи, вы переписали от руки на бумажные карточки некоторые фразы и цитаты. Через пять карточек вы поняли, что информации недостаточно: придется идти в библиотеку и искать дополнительные источники. Так вы оказались в читальном зале, где рассчитывали провести несколько часов.

Разумеется, сначала вам пришлось рыться в каталоге, потом искать книги на пыльных полках и просматривать их все, только для того чтобы выяснить: они написаны на разных уровнях, а иногда даже противоречат друг другу. Вы взяли на дом, что могли, и выписали цитаты из того, что не в силах были унести с собой. Следующие дни вы выписывали нужные факты, обдумывали порядок изложения, писали черновик, просили маму с папой проверить его, переписывали еще один, а то и два раза и наконец садились за пишущую машинку, чтобы напечатать чистовик (или за стол, чтобы написать окончательный вариант реферата от руки начисто). Все время работы вы думали только о том, как бы не наделать ошибок и не насажать в тексте помарок. Завершив основной текст, вы добавили свои примечания, стараясь не выбиваться из формата, который так любила учительница. Потом вы в последний раз проверили содержание и номера страниц, скрепили листы и со вздохом облегчения сдали работу, заметив про себя, что теперь знаете о клетках намного больше, чем вам бы хотелось.

Если спустя годы вы не стали писателем или преподавателем литературы, то, скорее всего, ваши воспоминания о подобных работах далеки от позитива. Делать их было трудно, а времени уходило очень много. Книги о биологических клетках оказались скучными и слишком академическими, чтобы их можно было с интересом читать. Весь процесс был настолько трудоемким, что след от него оставался на всю жизнь: подготовка к такому реферату начисто отбивала охоту заниматься чем‑то подобным. И тем не менее, несмотря на все минусы того процесса, сейчас вы видите несомненную пользу от этого занятия. Да, конечно, вы многое узнали о клетках, но не это главное. На самом деле результат гораздо глубже. Подумайте, как много навыков вы приобрели в процессе работы над рефератом. Вы научились:

– составлять план и просчитывать шаги, необходимые для достижения цели;

– искать информацию, отбирая полезные источники и отбраковывая кучи бесполезных или неподходящих;

– извлекать смысл из формального академического языка и передавать его более понятными словами;

– организовать работу по дням, чтобы сдать реферат к сроку;

– проявлять упорство: упрямо вчитываться в источник, писать и переписывать, принимать конструктивную критику родителей, неумело печатать, в конце концов;

– оформлять работу в заданном формате, даже если он кажется вам слишком строгим;

– собирать информацию по кусочкам и делать из нее собственные выводы;

– делать работу качественно, в соответствии с заданными стандартами.

 

Просмотрев этот список, вы увидите не просто набор знаний, необходимых для занятий биологией, но очень важные для жизни навыки. Описанная выше тяжкая работа принесла вам пользу, да такую, о которой вы даже и не думали. Всякий раз, выполняя сложную работу, вы приобретали или закрепляли те характеристики, которые делают вас сегодня такими, какие вы есть. Вот почему старшее поколение ценит добросовестный труд и упорство: они помогли этим людям стать лучше.

А теперь вернемся к современным подросткам. На дворе 2014 год. Хосе возвращается из школы с заданием подготовить реферат на тему биологических клеток. Работу нужно сдавать через две недели, но Хосе знает: много времени реферат не займет. Однако подросток помнит, что из‑за склонности затягивать любую работу и браться за дело в последний момент ему уже пару раз приходилось попотеть перед сдачей. Так что на реферат им отведена целая неделя. Гордый своим планом, Хосе выбрасывает все мысли о реферате из головы и сосредотачивается на другом – на ближайших заданиях, тренировках по бейсболу, на Facebook и любимом телешоу. Так проходит неделя. «Вот теперь пора», – решает Хосе.

Открыв в одном из окон компьютера Facebook и положив на рабочий стол сотовый телефон, он вбивает в поисковик Google слово «клетка» и через секунду получает доступ к сотням статей. Подросток щелкает мышкой по первой же ссылке. Когда на экране появляется текст, он просматривает пару абзацев, чтобы определить, понятно ли написано и хочется ли ему это читать. Через минуту Хосе закрывает первую статью и «кликает» на другую. Она кажется ему полезной, поэтому он нажимает кнопку «печать» и открывает следующий сайт. Через полчаса у него есть пять распечатанных источников. За эти же полчаса он успел ответить на несколько сообщений от друзей и обновить свой статус в Facebook на: «Фу! Ненавижу реферат по биологии!»

Следующим вечером Хосе берет маркер и быстро просматривает распечатки, отмечая важные мысли и цитаты, которые можно использовать в работе. Ему не надо ничего писать от руки, не надо заводить карточки с цитатами, – вся необходимая информация уже здесь, в распечатках. Закончив, Хосе вновь откладывает статьи до следующего вечера. На этот раз он снова садится за компьютер. Сверяясь со статьями, он копирует отмеченную информацию и изменяет в ней несколько слов. При этом нужный формат установлен на компьютере заранее, опечатки и ошибки исправляются автоматически, а режим проверки грамматики подсказывает подростку, когда предложения получаются неполным или слишком длинным. Воспользовавшись онлайновым толковым словарем, Хосе уточняет значение некоторых специальных терминов и пишет в Twitter: «Вообще, кому нужны эти клетки? #биологияотстой».

Далее Хосе перечитывает написанное и с помощью опций «копирование» и «вставка» переставляет местами несколько абзацев и предложений. Затем он указывает свои источники информации в программе easybib.com, и та автоматически формирует библиографические ссылки. Конечный продукт чуть не дотягивает по объему до стандарта, поэтому Хосе увеличивает размер шрифта на один кегль, немного расширяет поля (учительница не заметит), и вуаля! Теперь реферат удовлетворяет всем требованиям. Хосе помнит, что недостаточно сильно изменил текст, и очень надеется, что учитель не обнаружит его плагиат. Еще он молится, чтобы никто не заметил такой нюанс: один из его «научных» источников – это блог подростка из социальной сети. Хосе рад, что не затянул с рефератом до последнего момента, как многие его друзья.

За работой Хосе отвечал на телефонные звонки от друзей, следил за разворачивающейся в Facebook дискуссией, отправлял и получал сотни сообщений. Все время подготовки реферата подросток занимался еще тремя‑четырьмя делами, не говоря уже об обычной вечерней жизни дома и общении с членами семьи. Как вы считаете, способ подготовки реферата у Хосе лучше или хуже вашего? Достиг ли он в результате той же цели, что и вы? Приобрел те же навыки? Вот какие умения он, скорее всего, вынес из этого опыта:

– пользоваться для поиска нужной информации самым ценным ресурсом, какой только имеется в его распоряжении, Интернетом;

– читать критически и выделять основную мысль текста;

– составлять при помощи современной техники более‑менее грамотный текст, соответствующий заданному формату;

– делать одновременно несколько дел и думать на разных уровнях;

– отличать хотя бы немного надежные источники информации от ненадежных (не то чтобы Хосе что‑то различал, но, по крайней мере, он понял, что такая разница существует);

– планировать свои действия и соблюдать сроки.

 

Как видите, приобретенные вами жизненные навыки сходны. К тому же Хосе умудрился уложиться в срок вдвое меньший, чем у вас. Ничего не скажешь: сегодняшние подростки превратили рациональность в своеобразное искусство. Если вам приходилось наблюдать, как ваши дети обмениваются эсэмэсками, набирают текст или занимаются одновременно несколькими делами, то вы согласитесь, что скорость, с которой они это делают, поражает воображение. Технологии – это красиво: легкость, с которой Хосе выполнил задание, тому свидетельство.

Однако обратите внимание, что в приведенном списке нет важного навыка – упорства. Того самого упорства, под которым мы понимаем последовательную пошаговую работу.

Мы видим, что технологии – это палка о двух концах. С ними все процессы становятся эффективнее, но в этой эффективности таится опасность. Когда вы продирались сквозь сложные тексты энциклопедий и библиотечных книг, вы точно знали, что эти источники надежны. Их авторы прошли тщательный отбор, сами книги подверглись строгому редакторскому контролю, а информация была проверена. Что касается Интернета, это – открытый форум. Кто угодно может разместить там статью или открыть страничку и делиться на ней со всем миром своими знаниями, мыслями или мнениями. В результате там, конечно, можно быстро собрать обильный урожай идей, но отличать проверенные данные от фальшивки вам придется самостоятельно. Дело исследователя – не пожалеть времени на то, чтобы проверить репутацию автора, а современные дети редко занимаются такими вещами. Они хотят получать информацию быстро и легко, и это делает их очень восприимчивыми к необоснованным идеям.

Как учитель, я понимаю, что потребность в быстром, почти мгновенном получении информации пронизывает всю жизнь подростков. Смартфоны устранили необходимость куда бы то ни было ходить и что бы то ни было делать физически в поисках ответа на любой вопрос. Ребятам уже даже не надо печатать запрос в поисковой системе браузера: можно просто использовать технологию распознавания речи и задать компьютеру вопрос вслух! Как родители, вы все прекрасно понимаете, о чем я говорю. Вы в курсе того, как с развитием компьютерных технологий общение ваших детей изменилось одновременно и в лучшую, и в худшую сторону. Вы знаете, что они во всем полагаются на свои смартфоны, а если вы в состоянии обеспечить их компьютером или планшетом, то знаете, сколько времени они проводят за этими гаджетами.

Да, техника дала нам почти неограниченные возможности для учебы. Учителя замечают, что интерес учащихся ко всем областям знания повышается благодаря видеоурокам на YouTube, планшетам, ноутбукам и даже вездесущим сотовым телефонам. Но, как и с большинством технических новинок, прогресс здесь иногда дает противоположный эффект: мы можем быть отброшены назад в других аспектах интеллектуального развития или социализации.

 

Проклятие техники

 

Позвольте мне открыть вам глаза на то, чего не видите: как техника и удобства, которые она нам дает, отрицательно сказались на школьниках. Лучше всего это можно проиллюстрировать на примере обычного пятидесятиминутного урока, на котором двадцать пять семнадцатилетних молодых людей изучают «Макбет».

Школьники не слишком обрадовались, услышав, что будут разбирать на занятии пьесу Шекспира.

– Ну правда, зачем нам читать то, что было написано в семнадцатом веке? – спрашивает Хейли. – Эта штука такая старая! К тому же я слышала, что никто даже не может понять, как она написана. Какой смысл?

Подобный разговор происходит на моем уроке по Шекспиру каждый год, так что я к нему готова. «Подождите немного, и вы увидите, почему он писал именно так. Когда я объясню, что делает Шекспира таким уникальным, поверьте мне, это произведет на вас впечатление».

Рука Дариуса взлетает в воздух:

– Хейли права. Я даже пытался осилить пару строк в книге брата, когда он читал эту пьесу, и вообще ничего не понял.

– Ну, – отвечаю я терпеливо, – именно для этого здесь я. Я объясню вам, как читать такие вещи, чтобы все было понятно. Вы опомниться не успеете, как Шекспир станет для вас почти таким же легким, как любая другая книга.

– Да кто сегодня читает! – язвит Ларри. – Книги, которые входят в нашу школьную программу, я слушаю в аудиозаписи, пока еду в машине. Это гора‑а‑а‑аздо проще.

– Где ты их берешь? – спрашивает Джулия. – Я тоже хочу слушать, а не читать все это.

Примерно в этот момент ученик без тормозов (в каждом классе есть по крайней мере один такой) выкрикивает:

– Все вы, ребята, делаете лишнюю работу. Литературу надо читать в кратком пересказе! Я за прошлый год ни одной книги по программе в руки не брал, а оценку получил нормальную, потому что читал все в Интернете в кратком пересказе.

В этот момент я вмешиваюсь, чтобы направить разговор в нужное русло, и далее обсуждаю с учениками достоинства и недостатки аудиокниг и говорю о том, насколько многого мы себя лишаем, читая вместо романов краткое изложение их содержания. Возвращая дискуссию к теме урока, я задаю вопрос:

– Кто‑нибудь из вас знает, был ли Шекспир женат?

На столах появляются сотовые телефоны. Первой, буквально через пятнадцать секунд после того, как я задала вопрос, подает голос Сара:

– О господи, Шекспир был геем? Ничего себе!

– Погоди, о чем ты говоришь? Это правда?

Целый град вопросов! А тем временем двадцать пять Google‑запросов отправились в сеть: ученики пытаются сами найти нужную информацию. Им надо совсем немного времени, чтобы выудить из Cети статьи о семейной жизни Шекспира, о его предполагаемых изменах жене, и… да, даже предположения о том, что он был гомосексуалистом. Я пользуюсь случаем, чтобы поговорить о различных источниках информации, которые можно встретить в Интернете, и о том, как определить степень их надежности. Этот момент у меня не запланирован, и надо бы вернуться к теме урока, но мы коснулись очень важного вопроса. Я призываю ребят разумно и ответственно пользоваться техническими устройствами в школе – так, чтобы это шло на пользу учебе. Наконец на исходе пятидесятиминутного занятия мы с классом делаем кое‑какие выводы о том, зачем нужно изучать Шекспира.

Но это только начало. На следующий день мы начинаем читать пьесу. С трудом мы продираемся сквозь несколько строк, и тут происходит следующий обмен репликами:

– Да это невозможно даже выговорить! Может, вы скажете, что здесь еще и смысл есть?!

– Не спеши. Когда читаешь вслух, размышляй о том, что говорит герой, – советую я. – Если думаешь о смысле, а не о словах, то уже не обращаешь такого внимания на конкретные фразы, и все становится понятным. Не спеши.

Но, к сожалению, подростки не умеют не спешить. Они читают по очереди, спотыкаясь о слова, быстро раздражаются и наперебой жалуются, что понять текст просто невозможно. И это после первой же страницы пьесы!

Со временем, после многочисленных понуканий, большинство ребят все же осваивается в тексте и постепенно начинает понимать, что Шекспир не настолько страшен, как им показалось. Стоит попытаться, – и начинаешь понимать его язык. Страх перед новым препятствием тоже куда‑то уходит. Впрочем, как ни печально, некоторые все равно будут читать Шекспира в кратком пересказе, я в этом уверена. Но чем бы ни завершилось дело, обратите внимание: все ученики начали знакомство с пьесой с того, что поверили отзывам других людей, информации, найденной в Интернете, или просто тому, что вынесли из первых строк незнакомого и к тому же непростого для восприятия текста. Никто из них не попытался найти ответы на свои вопросы самостоятельно.

Сара в этом сценарии – типичный подросток. Она сделала скоропалительный вывод на основании первой же ссылки, которую нашла в Интернете в ответ на свой запрос. Сара не стала тратить время на обдумывание этой информации, не стала просматривать другие источники. Она тут же выпалила на весь класс свое голословное обвинение, тем самым передав одноклассникам, возможно, ошибочные сведения о Шекспире. Со своей стороны, другие дети не раздумывая присоединились к ее мнению и даже не подумали проверить информацию. К тому же многие ученики заранее были негативно настроены по отношению к пьесе только потому, что сверстники что‑то говорили им на эту тему. Им даже не пришло в голову, что если дать пьесе шанс и все‑таки прочесть ее, то у них, возможно, сложится совершенно иное мнение о ней. И уж точно их не беспокоило то, что их негатив может отразиться на окружающих. «Сначала говорим, потом думаем» – в этом состоит большая проблема современных подростков.

Однако я скажу кое‑что и в их защиту. Это – вина не только подростков. Против них работает несколько факторов, в том числе один биологический. Управление импульсами обеспечивает боковая префронтальная кора мозга, а она развивается медленно и полной зрелости достигает довольно поздно. У подростков попросту нет того самоконтроля, который есть у взрослых. Так надо просто проявлять терпение, когда приходится иметь дело с подростковыми всплесками эмоций и их скоропалительными выводами. Об этом биологическом аспекте полезно знать, потому что этот момент наши дети не контролируют. И поверьте: они прекрасно знают о своей импульсивности. Радости она им не доставляет. Они часто задним числом жалеют о своих словах и действиях и задаются вопросом: почему они не в состоянии лучше себя контролировать. Эта особенность подросткового возраста доставляет им множество неудобств. Если вам случилось в обозримом прошлом сказать что‑то не думая и тут же пожалеть об этом, то знайте: точно так же себя чувствует подросток. Только вы – редко, а он – с незавидной регулярностью.

Еще одна причина детской импульсивности, которая проявляется в потребности получать моментальные результаты, – это возможность быстро находить любую информацию. Подростки этой возможностью активно пользуются – и пример с рефератом по биологии это подтверждает. Чуть появится у них какой‑нибудь вопрос, они обращаются к очередному электронному устройству и получают ответ. Мы, взрослые, тоже пользуемся этой возможностью и ценим ее. Но помните время, когда нам приходилось все самостоятельно продумывать и постоянно напрягать память? Тогда мы без всяких калькуляторов подсчитывали, во сколько нам обойдутся покупки в магазине. Мы высчитывали проценты в уме, вычисляли площадь комнаты в квадратных метрах или просто складывали или вычитали сложные числа, не пользуясь при этом никакими инструментами, кроме собственного мозга. Но сейчас детям не приходится так напрягаться. Они привычным движением достают смартфоны, включают в них калькуляторы и начинают шустро тыкать пальцами в экран. Я совершенно не хочу возражать против использования такого удобного и полезного инструмента. Как я могу обвинять подростков, если сама поступаю точно так же. Но технологии действительно влияют на способность детей самостоятельно решать задачи. Гаджеты действительно не позволяют им думать, пробовать и творить, когда они ищут решение какого‑то вопроса.

Много лет назад я решила вовлечь учеников в интересный творческий процесс, причем действовала на их уровне – во время изучения литературы использовала музыку. Тогда я придумала хорошее задание: всякий раз, когда мы с учениками заканчивали чтение какого‑нибудь романа, я предлагала им записать компакт‑диск с композициями, отражающими характер главного героя. Например, Холдена Колфилда из «Над пропастью во ржи». CD должен был содержать десять песен, которые ученик хотел бы подарить Холдену. Надо было объяснить свой выбор и подкрепить свою позицию аргументами, основанными на прочитанном тексте. Мне очень нравилось это задание, потому что оно позволяло подросткам креативно подходить к обязательной школьной программе, давало им право выбора и поощряло к проявлению индивидуальности. На мой взгляд, важным достоинством этого задания стало вот что: поскольку оно не было обычным сочинением или рефератом, найти его в сети оказалось невозможно. Да и сайт, где выложены краткие пересказы произведений, входящих в школьную программу, тут бы ничем не помог. Словом, полезное задание – и для меня, и для моих учеников.

Первую пару лет все было просто замечательно. Дети могли интерпретировать размышления и поступки Холдена, как им было угодно. Требовалось только подтвердить свое мнение цитатами из романа. Ученики с огромной гордостью представляли свои CD‑собственные сборники и радовались изобретательности своих приятелей. Они учились друг у друга и всерьез, по‑настоящему думали о тексте романа.

Так длилось несколько лет. И вот однажды я заметила, что школьники – даже те, кто не был связан между собой, – выбрали для своего CD одни и те же песни. Меня это удивило и обеспокоило. Я включила компьютер и набрала в поисковике: «Над пропастью во ржи музыка». Секунда – и выскочил список песен. Среди них было много из тех, что так упорно «выбирали» мои ученики. Ну вот! Я‑то радовалась, что изобрела для своих ребят интеллектуально сложное, но такое приятное задание, а они, оказывается, находили ответ в Google. Вся учеба, все критическое мышление, творчество и индивидуализм были отброшены ради того, чтобы минуя процесс (то есть не работая) перейти сразу к результату.

Именно это я имею в виду, когда говорю, что при всей своей пользе технический прогресс – это одновременно и проклятие. Недостаток терпения – отличительная черта юного поколения, потому что этим ребятам почти ничего и никогда не приходится ждать. Они моментально получают информацию из Интернета, переключают телеканалы одним нажатием кнопки на пульте, их iPod’ы сразу же включают любимую музыку… Все эти гаджеты очень упрощают и украшают нашу жизнь. Но пора уже задуматься о том, как сократить их негативное влияние на наших детей.

 

Обдумывать выбор

 

Один из способов начать двигаться в этом направлении – сделать так, чтобы подросток каждый день посвящал обдумыванию каких‑то вопросов, чтобы это стало частью его повседневной рутины. Сделать это трудно лишь по той причине, что нам, как правило, заранее известны выходы из большинства детских проблем. И гораздо проще сразу дать ответ на вопрос, чем наблюдать, как дети мучаются над его решением. Но вспомните реферат, который вы готовили в девятом классе, и те жизненные навыки, которые приобрели благодаря работе над ним. Эти навыки мы получали в разных областях жизни. Спортсмены обрели упорство и волю, стремление к победе, умение преодолевать препятствия, боль, пот и слезы. Те, у кого есть физический недостаток, знают, как борьба с его последствиями укрепила их решимость и помогла проявить качества, которые в иных обстоятельствах, возможно, не проявились бы вовсе. Те, кому пришлось в одиночку воспитывать ребенка, возможно, открыли в себе новые силы, когда столкнулись с множеством трудностей и оказались перед необходимостью работать за двоих. Какие бы обстоятельства ни возникали в вашей жизни, вы знаете, что преодоление препятствий лишь делает нас сильнее. Поэтому нельзя лишать наших детей возможности самостоятельно продумывать возникающие проблемы и искать выходы из них, вместо того чтобы пользоваться готовыми решениями.

Давайте для начала добьемся, чтобы дети, прежде чем делать какие‑то выводы, терпеливо продумывали все варианты развития событий. Не забывайте: импульсивность – их биологическое свойство. И чтобы не сталкиваться с ней лишний раз, вы можете создавать ситуации, которые побудят их заняться рефлексией.

В бесконечных спорах со своими подростками попробуйте вести себя следующим образом:

– Обязательно дождитесь ответа от подростка. Вообще, научитесь спокойно и без напряжения молчать. Исследования показывают, как полезно увеличить время ожидания ответа (мы говорим о секундах, а не о бесконечных неловких минутах ожидания): в результате повышается число и разнообразие ответов, уход от обсуждения становится невозможным, появляется толчок к обмену мнениями. То есть начинается нормальный разговор, в котором участвуют все присутствующие, а не сеанс чтения нотаций, в котором доминируют мысли и мнения одного человека.

– Не спешите подтверждать полученный ответ и как‑то еще реагировать на него. Это подавляет мысль собеседника и заставляет его забыть про другие идеи еще до того, как они придут ему в голову.

– Избегайте таких вопросов, как: «Ты понимаешь, к чему приведет это решение?» или «Разве ты уже не убедился в этом?». Ответив на подобный вопрос честно, ребенок рискует показаться глупцом, а этого никому не хочется – поэтому правду вы вряд ли услышите.

– Не делайте свои вопросы наводящими. Случалось вам принимать участие в опросе, составители которого явно хотели получить от вас вполне определенные ответы? Разговаривая с детьми, мы склонны делать то же самое. Формулировкой вопроса мы подсказываем ребенку ответ. К примеру, вопрос «Ты согласен, что уроки фортепиано – самое стоящее твое занятие?» лучше было бы сформулировать так: «Какое из твоих занятий кажется тебе самым стоящим?» Над первым вопросом ребенок не станет по‑настоящему задумываться, потому что ответ уже предложен. У него не возникнет практически никаких мыслей. А вот ответ на второй вопрос потребует конкретных размышлений.

– Верьте в своих детей. Помните: они достаточно разумны, чтобы под вашим аккуратным руководством разобраться в любом сложном вопросе. Если же вы не верите в это, то и они разочаруются в собственных возможностях и всегда будут зависеть от вас в своих решениях. А на самом деле им надо доверять себе и научиться по мере взросления принимать все более сложные решения.

 

Когда дети перестанут жалеть время на обдумывание проблем, они узнают также, что лучшие ответы – необязательно те, что сразу же приходят в голову. Они реже будут хвататься за первые попавшиеся объяснения. Предупреждаю заранее: ваша родительская роль при этом немного усложнится. Возможно, дети начнут задавать вам вопросы и поймут, что способны в чем‑то переспорить вас. Это может оказаться утомительным. Но если думать о долгосрочной пользе, то ответ очевиден: ради того, чтобы дети научились мыслить независимо и жить собственным умом, стоит проявить терпение, а заодно и укрепить свои навыки критического мышления.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.