Глава 16. Как улучшить навыки чтения: понимание текста — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 16. Как улучшить навыки чтения: понимание текста

2023-02-03 25
Глава 16. Как улучшить навыки чтения: понимание текста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Моя дочь учится в университете, и я уже почти забыла о том времени, когда мы всей семьей боролись с ее нежеланием читать, потому что теперь ее основным предметом в университете является литература. Все началось, когда ей исполнилось тринадцать. Она не хотела читать не только для удовольствия, что, конечно, очень расстраивало и ее отца, и меня, но даже то, что задавали в школе. А когда мы заставляли ее читать, а потом задавали вопросы по тексту, она говорила: «Я не знаю». Оказалось, что она действительно не знала. Поэтому, когда мы говорили: «Попробуй угадать», ее догадки были, как правило, ошибочны. Учителя в школе жаловались, что наша дочь невнимательна на уроках, но оказалось, что она просто не понимала многого из того, что читала. Тогда мы последовали совету Ноэль и начали читать ей книги. Она любила фантастику, поэтому мы читали научно‑фантастическую классику, и она действительно внимательно слушала. Конечно, сначала она заявила, что не хочет, чтобы ей читали, и что она уже не ребенок, но мы сказали, что будем делать это в течение семестра, а потом посмотрим, приведет ли это к каким‑то результатам. Нам потребовалось гораздо меньше времени, чем целый семестр. Довольно скоро дочь уже говорила, что любит читать, и больше не возмущалась из‑за домашних заданий. Ее оценки улучшились. Я думаю, все это стало возможным, потому что ей нравилось наше внимание. Мы задавали вопросы после каждых двух предложений, поэтому ей приходилось нас слушать. В основном это были вопросы на понимание текста, поэтому дочери приходилось подумать, прежде чем ответить.

Мать одного ребенка 18 лет

 

Понимание прочитанного текста на самом деле не имеет никакого отношения к чтению! Как я уже объясняла в главе 14, ребенок не сможет понять то, о чем он читает, если не воспринимает эту же информацию на слух.

Понимание прочитанного текста начинается с понимания прослушанного текста.

Навыки, на которых мы должны сосредоточиться, чтобы улучшить понимание прочитанного текста, следующие:

 

– Восприятие на слух.

– Формирование словарного запаса, состоящего из слов, которые ребенок уже читает настолько хорошо, что они стали «опорными словами», узнаваемыми с первого взгляда и не нуждающимися в расшифровке, – благодаря этому мозг ребенка освобождается и он может сосредоточить внимание на смысловом содержании текста.

– Точная и беглая расшифровка незнакомых слов.

 

Я упоминала об умении ребенка воспринимать речь на слух в главе 14, а затем в главе 15, когда рассказывала о том, как помочь детям улучшить навыки расшифровки текста и увеличить запас опорных слов. В этой главе я сосредоточусь на более продвинутых навыках восприятия речи на слух, которые помогут детям быстро улучшить понимание прочитанного текста.

 

Читайте своему ребенку

 

Чтение детям является наиболее эффективным, а также простым, быстрым и самым приятным способом улучшить их навыки понимания прочитанного.

Пока ваш ребенок не научится быстро и уверенно читать, скорее всего, он будет выбирать не очень сложные книги для чтения в свое удовольствие. В них, вероятно, будет достаточно много слов, которые не вызывают у него трудностей.

Но когда мы читаем ребенку, то можем выбрать более сложный материал. Ребенок поймет значение многих слов из контекста, даже если бы ему было трудно прочитать их самостоятельно.

Точно так же, когда детям читают, они способны понять гораздо более сложные речевые конструкции, потому что перед их мозгом в этот момент стоит только одна задача: рисовать мысленные образы того, о чем они слышат. Но когда дети сами читают более сложный текст, бо́льшая часть их памяти занята расшифровкой, а не созданием мысленных образов и формированием связей.

Поэтому продолжайте эту замечательную традицию и читайте своему ребенку книги даже после того, как он научится хорошо читать. Вот несколько важных рекомендаций, которые сделают это времяпрепровождение приятным и полезным для вас обоих и помогут ребенку значительно улучшить понимание прочитанного текста. Некоторые из них вам знакомы, а о других вы, возможно, еще не слышали.

 

– Как и в случае со всеми привычками, которые мы хотим развить у наших детей, читать ребенку вслух рекомендуется недолго, но каждый день, потому что это гораздо более эффективно, чем читать дольше, но редко.

– Вы можете читать вслух детям не только перед сном, но и во время или сразу после обеда, потому что дети уже собрались за столом и готовы внимательно вас слушать. Всегда носите одну‑две книги в сумке или держите в машине, чтобы почитать вслух, пока ждете начала занятий в каком‑нибудь кружке. Держите книги на видном месте, например на журнальном столике или рядом с телевизором. Если один ребенок собрался утром в школу раньше остальных, почитайте ему вслух пять‑десять минут в качестве вознаграждения. И конечно, личное время – это еще одна прекрасная возможность почитать ребенку вслух.

– Следите, чтобы ребенку было физически комфортно. В противном случае он будет постоянно отвлекаться и может даже начать жаловаться на то, что книга скучная.

– С целью увеличения концентрации внимания ребенка проследите, чтобы ничто его не отвлекало. В частности, рядом не должно быть никаких экранов, потому что именно они отвлекают ребенка чаще всего.

– Начните чтение книги с изучения обложки. Покажите ребенку интересную информацию о книге, прежде чем начнете читать, познакомьте его с автором и иллюстраторами. Прочитайте аннотацию и обсудите, о чем может быть эта книга. Поговорите о том, что каждый из вас, возможно, уже знает об этой книге.

– Если в книге есть рисунки или фотографии, пролистайте книгу и изучите их все, пытаясь извлечь как можно больше информации. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать эту книгу.

 

Что делать, если ребенок не хочет слушать

Иногда кажется, что ребенку неинтересно слушать, когда ему читают, или, возможно, он даже отказывается слушать. Вот некоторые правила, которые помогут вам быстро изменить эту ситуацию:

 

– Не читайте ребенку нотаций, не ругайте его, не пытайтесь подкупить, не уговаривайте, не угрожайте и т. д.

– Не надо думать, что ваш ребенок слишком незрелый, чтобы сидеть спокойно на месте, слушать, понимать и получать удовольствие от книг, как делают другие дети его возраста.

– Не сдавайтесь.

– Используйте методики подготовительного этапа с «мозговыми штурмами» в любое нейтральное время, несколько раз в день, спрашивая (а не указывая) ребенка о том, что будет происходить, когда вы будете читать ему книгу:

 

Кто будет читать?

Кто будет слушать?

Где вы будете сидеть спокойно?

Кто будет держать книгу?

 

– Установите таймер на пять минут, чтобы ребенок увидел, что ему не придется сидеть на месте слишком долго.

– Скажите ребенку, что, когда таймер прозвонит, вы будете разговаривать с ним о чем угодно, но сейчас будете говорить только о книге.

– Не говорите: «Нет, не надо, прекрати», когда ребенок начнет себя плохо вести. Незрелый, импульсивный ребенок за свою недолгую жизнь слышал эти слова слишком часто и, скорее всего, не собирается вас слушаться. На самом деле он даже может начать мстить, стараясь изо всех сил привлечь внимание негативным поведением.

– Не ждите от ребенка идеального поведения, чтобы его похвалить. Этот день может никогда не наступить! Вместо этого старайтесь описательно хвалить любые незначительные улучшения в его поведении, даже если это еще не совсем то поведение, которое вы считаете хорошим. И помните, что фразы типа «Хороший мальчик», «Молодец» и даже «Ты умеешь слушать» не дают ребенку достаточно полезной информации о том, за что вы его хвалите.

– Упростите текст, чтобы он стал понятнее и интереснее для вашего ребенка. Вы можете сделать это следующим образом:

• замените незнакомые слова более привычной лексикой;

• разбейте длинное, сложное предложение на несколько коротких предложений;

• добавьте пояснения;

• выбрасывайте или сокращайте целые абзацы;

• повторяйте ключевые предложения.

– Читайте с выражением. Для этого достаточно выделить хотя бы одно слово в каждом предложении.

– Описательно хвалите ребенка за каждый точный и интересный комментарий.

– Показывайте ребенку картинки с изображением тех сцен, о которых вы читаете.

– Много разговаривайте о картинках.

– Используйте методику пропущенных слов (см. главу 11), чтобы помочь ребенку стать более уверенным и правильно закончить, например, такое предложение: «Охотник несет… (сделайте паузу на несколько секунд, чтобы посмотреть, ответит ли ребенок; если он не ответит, закончите фразу) лук и колчан, наполненный стрелами». Когда вы прочитаете эту фразу два или три раза, ваш ребенок попытается закончить предложение правильно. Тогда вы можете ответить ему улыбкой и описательно похвалить.

– Сначала задавайте простые вопросы, чтобы ребенок испытывал удовлетворение, потому что понимает вопрос, правильно отвечает на него, слышит похвалу и видит вашу довольную улыбку.

– Задавайте одни и те же вопросы каждый раз, когда читаете одну и ту же книгу. Вскоре ребенок научится их предвидеть и будет отвечать на ваши вопросы с явным удовольствием.

– Не задавайте никаких вопросов ребенку, который не обращает на вас внимания.

– Прочитайте ту же историю в следующий раз и начните опять с самого начала. Повторяющиеся действия уменьшают сопротивление. Хорошая осведомленность порождает одобрение и в конечном счете вызывает радость.

– Не бросайте на виду порванные или потрепанные книги, чтобы не подавать детям негативный пример.

– Демонстрируйте восторженное и взволнованное отношение к книгам каждый раз, когда о них говорите.

 

Как вопросы улучшают навыки понимания прочитанного текста

 

Как показали исследования, для того, чтобы дети научились лучше понимать прочитанный текст, недостаточно просто слушать, как им читают вслух родители, хотя это, безусловно, может разбудить их воображение. На самом деле навыки понимания прочитанного текста значительно улучшаются, когда мы просим детей ответить на наши вопросы, потому что для этого им нужно подумать, в частности сделать выводы, предугадать развитие событий, а также установить причинно‑следственные связи и мотив.

Попросите детей отвечать на вопросы полными предложениями. Это активизирует работу мозга самым неожиданным образом и даст ряд важных преимуществ. Ребенок будет использовать более зрелые мыслительные процессы, будет стараться использовать более зрелые речевые конструкции и более зрелую лексику. Более того, все, что он слушает, сохранится в долговременной памяти. Необходимость отвечать полными предложениями заставит его слушать более внимательно. Он скоро начнет гордиться тем, что умеет красиво говорить, и поймет, что не только учится, а еще и получает удовольствие, когда вас слушает.

Вы заметите из нижеследующих примеров, что большинство вопросов начинаются со следующих слов: кто, что, когда, где, почему, как, какой . Эти вопросы требуют более тщательно продуманных ответов, чем вопросы, на которые можно ответить простым да или нет , например: «Разве Дороти вернулась в Канзас?» или «Был ли Гекльберри Финн сиротой?»

 

Вопросы на проверку памяти

Это самые простые вопросы. Вопросы на проверку памяти заставляют вашего ребенка вспомнить факты, о которых он слышал или читал:

 

Кто такой Гарри Поттер?

Что такое Нарния?

Расскажи своими словами, как рабы бежали в Канаду .

 

Вопросы на понимание текста

Эти вопросы заставят ребенка задуматься над прочитанным текстом, и, чтобы ответить на них, ему недостаточно будет просто вспомнить какую‑то отдельную информацию. Он должен научиться излагать свои мысли в логическом порядке:

 

Расскажи мне, что ты думаешь о доброй фее, которая была крестной Золушки.

Что заставило семью Борроуз покинуть свой дом?

Объясни, почему книга «Голодные игры» вызывает противоречивые чувства.

 

Мы должны помнить, что если дети и подростки не любят читать или мало читают, это вовсе не значит, что они не хотят читать. На самом деле эти дети просто не очень хорошо читают, поэтому уверены, что чтение не принесет им удовольствия. Когда вы начнете использовать стратегии, о которых я рассказываю в этой книге, ребенок научится читать очень хорошо, будет получать удовольствие от чтения и вскоре станет настоящим книголюбом. А это именно то, чего мы добиваемся!

 

Глава 17. Как улучшить навыки письма…: предложения, параграфы, рассказы и сочинения

 

 

В течение двух лет я использовала стратегии Ноэль, чтобы сформировать у своей дочери навыки выполнения домашних заданий. Когда она пошла в подготовительный класс, то была одной из самых маленьких и не хотела выполнять письменные задания, говоря, что это скучно, это слишком трудно и что она не знает, что писать. Она меня просто выводила из себя, пока я не поняла, что с ней необходимо проводить как можно больше времени. Я решила энергично взяться за выполнение письменных домашних заданий всеми способами сразу. Я следила, чтобы дочка хорошо питалась и делала зарядку в саду перед выполнением домашних заданий. Я проводила «мозговые штурмы», спрашивая о том, что она собирается написать. На занятиях от нее требовалось написать только одно предложение, но для меня это была настоящая пытка, пока я не узнала о «мозговых штурмах» и ответном слушании. К концу года ей нужно было уже писать более длинные рассказы, поэтому я просила ее сначала устно составлять небольшие рассказы, как рекомендовала Ноэль. И теперь, когда дочь занимается уже второй год, она пишет с удовольствием. Учитель говорит, что она одна из лучших. Теперь я провожу «мозговые штурмы» со своим средним ребенком, который пошел в подготовительный класс. Описательная похвала действительно помогает всем моим детям гордиться собой.

Мать троих детей

 

Письмо является основным способом, с помощью которого ученики демонстрируют учителям, что поняли новый материал и запомнили его. Как родители мы не только хотим, чтобы наши дети научились грамотно выражать свои мысли, но и чтобы они могли четко сформулировать эти мысли в письменном виде. Письмо также может быть одной из форм творческого выражения. И письмо улучшает навыки чтения, орфографии и пунктуации у детей – оно даже улучшает их навыки мышления.

Процесс совершенствования навыков письма у детей состоит из трех последовательно сменяющих друг друга этапов. Цель первого этапа заключается в том, чтобы преодолеть любое нежелание ребенка писать. Только после этого у нас появится возможность обучить его навыкам письма. Затем мы формируем у него эти навыки, чтобы он научился писать хорошо. В результате у ребенка не только улучшаются навыки письма, но и появляется желание писать.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.