Как должен проходить день ребенка — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Как должен проходить день ребенка

2023-02-03 18
Как должен проходить день ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наша задача как родителей состоит в том, чтобы правильно организовать распорядок дня ребенка. Несмотря на наше желание дать ребенку всестороннее и гармоничное развитие, мы должны следить за тем, чтобы он всегда выполнял домашние задания на свежую голову.

Большое количество внешкольных мероприятий часто приводит к тому, что дети садятся за выполнение домашних заданий слишком поздно, когда их мозг уже устал. Они не в состоянии ясно мыслить и, скорее всего, будут допускать ошибки. В результате выполнение домашнего задания может затянуться и ребенок ляжет спать позже. Когда дети очень устают, им трудно собраться с мыслями, они легко теряются, паникуют и им очень сложно потом заснуть.

Первое решение проблемы – установить правило, о котором я говорила в главе 5. Оно заключалось в том, чтобы не выполнять домашние задания дольше, чем рекомендовано школой. Второе решение проблемы – выполнять как можно больше домашних заданий в выходные дни. Не удивляйтесь, если дети сначала будут недовольны! Во многих семьях утро считается наиболее подходящим временем для выполнения домашних заданий, когда дети отдохнувшие и более внимательные. Если эти способы в вашем случае не работают, то, скорее всего, придется изменить или отменить некоторые виды внешкольных мероприятий.

В своей предыдущей книге «Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов и нервотрепки» я подробно объясняла, как можно использовать пять основных стратегий (описательную похвалу, методики подготовительного этапа, ответное слушание, методику «Никогда не просите дважды», а также вознаграждения и наказания) для решения типичных проблем, с которыми часто сталкиваются родители, когда стремятся приобщить семью к здоровому образу жизни.

 

 

Часть III. Учимся учиться

 

Глава 10. Как научить ребенка быть самостоятельным

 

 

Двое наших сыновей никак не отреагировали на рождение третьего малыша. И даже когда ему исполнилось два года, старшие дети все еще чувствовали себя беспомощными, особенно когда дело касалось домашних заданий. Они постоянно твердили: «Я не могу. Я не знаю как. Это слишком трудно. Сделай ты. Почему я?» Рекомендации Ноэль по развитию навыков самостоятельности были написаны как будто специально для нашей семьи. Мы с мужем начали с того, что перестали отвечать на вопросы и просили их самостоятельно сделать предположение. Мы описательно хвалили детей всякий раз, когда каждый из них делал что‑то сам, пусть даже незначительное, например доставал учебники и тетради из школьной сумки. Мы проводили много «мозговых штурмов». Сначала дети пытались отвечать на все наши вопросы своими любимыми фразами типа «Я не знаю» или «Я не помню». Мы применяли ответное слушание, но заставляли их сделать предположение, а затем описательно хвалили их за смелость и за догадки, даже если те были не совсем правильные. И уже через месяц дети очень гордились тем, что думали сами и на втором этапе выполнения домашнего задания без посторонней помощи справлялись с работой от начала до конца. И это касалось не только домашних заданий. Они были теперь самостоятельными и во многих других ситуациях: сами одевались по утрам, убирали тарелки в раковину и даже купались. А еще они стали послушнее. Эти стратегии действительно работают!

Мать троих детей 8, 5 и 2 лет

 

Младенцы изначально очень беспомощны, поэтому родители знают, что должны делать для них практически все. Самостоятельность естественным образом развивается по мере того, как младенцы превращаются в малышей, затем – в маленьких детей, после – в более старших детей и подростков. Но когда дети уже должны делать сами все больше и больше вещей, родители часто застревают на более ранней стадии и по инерции продолжают делать что‑то за них. То же происходит и с домашними заданиями – родители привыкают даже думать за своего ребенка.

Самостоятельность означает, что ребенок берет на себя ответственность за то, что должен сделать. Он не ждет, пока кто‑то другой сделает это за него или напомнит о том, что он должен сделать. Самостоятельный ребенок или подросток – тот, кто хочет сделать самостоятельно все, что может сделать, и гордится тем, что старается хорошо выполнить домашнюю работу.

Самостоятельность включает в себя организованность и представляет собой заботу ребенка о своих вещах, о том, чтобы они лежали на месте и были в полном порядке. Например:

 

– не забывать в школе учебники, тетради, раздаточный материал и другие учебные принадлежности;

– с вечера складывать в школьную сумку все необходимые учебники и тетради с выполненными домашними заданиями и ставить сумку у двери;

– приносить в школу выполненные домашние задания;

– содержать учебники и тетради в полном порядке.

 

Самостоятельность также включает в себя умение управлять своим временем . Например:

 

– начинать выполнение домашнего задания без напоминаний;

– выполнять домашнее задание в тот день, когда оно было задано, а не за день до сдачи;

– реально оценивать, сколько времени займет выполнение каждого задания;

– не тратить больше времени на выполнение домашних заданий, чем необходимо, чтобы у ребенка оставалось время на отдых;

– завершить выполнение домашних заданий, прежде чем проверить YouTube или Facebook;

– вовремя сдавать домашние задания;

– ежедневно понемногу выполнять долгосрочные проекты;

– ежедневно и еженедельно повторять пройденный материал, а не оставлять его повторение на последний день перед тестом или экзаменом.

 

Самостоятельность имеет большое значение. Мы хотим, чтобы наши дети умели реально оценивать, сколько времени обычно будут занимать такие виды деятельности, как, например, выполнение домашних заданий, сборы по утрам и дорога в школу, чтобы они научились делать все вовремя. Мы хотим, чтобы они ложились спать достаточно рано и высыпались. Мы хотим, чтобы они не копошились по утрам и выходили из дому вовремя и без спешки.

Самостоятельность ведет к уверенности в себе. Эта уверенность возникает, когда дети в состоянии справиться с собственной жизнью, потому что умеют многое делать сами и знают, как это делать, а также знают, что родители доверяют им, потому что они все делают правильно.

Внутри каждого из нас есть очень сильная потребность быть автономным, принимать самостоятельные решения и самому заботиться о своей жизни. Когда мы слишком много делаем вместо наших детей, им не удается реализовать это естественное стремление, поэтому они привыкают проявлять свою силу другими способами, например привлекать внимание негативным поведением или кажущейся беспомощностью.

И наконец, намного легче учиться тем детям, у которых уже сформировались навыки самостоятельности, особенно в средней школе. Наличие различных учителей, нескольких классных комнат, огромного количества учебников и тетрадей – неподготовленный ребенок просто не сможет уследить за всем этим. А к тому времени, когда он переходит в старшие классы, детей уже наказывают за забытое дома или не сданное вовремя домашнее задание.

 

Почему некоторые дети и подростки очень самостоятельные, а другие нет

 

Окружающая среда на сегодняшний день является наиболее важным фактором, который определяет, насколько самостоятельным будет ребенок или подросток. И это хорошо, потому что именно этот фактор родители способны изменить.

Родитель, который постоянно куда‑то торопится или чем‑то расстроен, часто проявляет нетерпение, потому что ребенку, чтобы сделать что‑то самостоятельно, требуется время. Такой родитель хочет, чтобы его просьба была выполнена немедленно, и, конечно же, понимает, что сделать это самому будет намного быстрее и качественнее. И делает что‑то вместо своего ребенка, даже когда понимает, что тот должен научиться выполнять определенную работу сам. Это относится и к домашним заданиям, и к реальной жизни.

Интересно, что часто очень организованный родитель воспитывает абсолютно неорганизованного ребенка. Родитель, который терпеть не может беспорядка, автоматически начинает уборку сам, вместо того чтобы обучить ребенка необходимым действиям.

Если мы будем требовать от детей самостоятельно выполнять определенные задания, они вскоре почувствуют себя увереннее и в других областях. Ходить по магазинам самостоятельно, возвращаться из магазина с правильной сдачей, не только загружать посудомоечную машину, но и включать ее и т. д. – мы должны обучить детей этим действиям, иначе они решат, что не способны выполнять их. Или же решат, что им не нужно этого делать, потому что у них есть пожизненная прислуга – вы!

 

Как помочь детям стать более самостоятельными при выполнении домашних заданий

 

Родители должны помнить, что целью домашних заданий является не только их выполнение, хотя ваши дети могут считать именно так. Цель домашних заданий заключается в том, чтобы чему‑то научиться: не просто выучить и повторить новую информацию, а, что более важно, закрепить полезные привычки. Ниже приводится несколько рекомендаций, как научить ребенка самостоятельности.

 

1. Не торопитесь

В детях нужно развивать самостоятельность, формировать полезные и продуктивные привычки выполнения домашних заданий. Привычки формируются не сразу, поэтому будьте готовы к тому, что обучение займет много времени. Чтобы в загруженном рабочем графике выделить время на формирование полезных привычек у детей, мы должны сосредоточиться на долгосрочных целях, должны думать о том, каких людей хотим из них вырастить. Легко отвлечься на краткосрочные задания, сделав упор на быстрое выполнение ежедневных задач. Но скорость является врагом обучения. Мы не должны торопиться, чтобы иметь возможность показать детям хороший пример. Мы должны выделить достаточно времени, чтобы объяснить ребенку, что он должен сделать для успешного выполнения домашних заданий, например показать, как искать значения и правописание незнакомых слов в словаре, как отдыхать с книгой, как аккуратно и красиво писать и как получать удовольствие, изучая что‑то новое.

 

2. Не думайте, будто ребенок что‑то умеет делать сам, если вы его этому не научили

Самостоятельность – это способность совершать правильные действия без подсказок и напоминаний. Но прежде, чем привычка быть самостоятельным сформируется, ребенок должен узнать, как правильно выполнять то или иное задание без каких‑либо подсказок или сигналов. Не думайте, что ваш ребенок знает, как, например, искать слово в словаре, корректировать и редактировать свою работу, делить в столбик, повторять пройденный материал и т. д., пока не увидите, как он это делает сам от начала до конца, без участия взрослого.

 

3. Проводите «мозговые штурмы»

Важной стратегией для развития самостоятельности, в том числе навыков организации и управления временем, является «мозговой штурм», о котором я рассказывала в главе 6. Каждый раз, когда вы проводите одноминутный «мозговой штурм» в любое нейтральное время и просите ребенка рассказать, что он должен делать, где, когда и как, привычка закрепляется в долговременной памяти ребенка.

 

4. Описательная похвала

Во время выполнения домашней работы подождите и посмотрите, помнит ли ваш ребенок, что надо делать и как. Описательно хвалите ребенка за любые, даже незначительные, улучшения. Этого вполне достаточно, чтобы он запомнил, что нужно делать и как. Если это не получается, немного подскажите, но не критикуйте и не упрекайте.

 

5. Подготовьтесь с вечера

Мы можем помочь детям стать более организованными, если научим их в течение рабочей недели готовить с вечера все, что может понадобиться им утром. Вечером у вас больше возможностей проконтролировать, что и как делают дети, тогда как утром вы спешите или слишком заняты.

Прежде чем ваш ребенок ляжет спать, школьная сумка должна быть собрана и стоять у двери.

 

6. Формируйте у ребенка или подростка навыки организованного поведения

Например, развивайте у ребенка привычку нумеровать страницы своих сочинений. Если позже ему нужно будет вставить дополнительные страницы, он может пронумеровать их как 1a, 1б и т. д.

Кроме того, научите ребенка пользоваться папками с разделителями, чтобы систематизировать изучаемый материал.

 

Не спасайте своего ребенка!

Ваш ребенок может забыть записать домашнее задание или торопиться и записать его неаккуратно, а потом, когда надо будет садиться за уроки, не сможет его расшифровать. Если для решения этой проблемы нужно будет позвонить однокласснику и узнать домашнее задание, то это должен делать именно ребенок, а не его родители. Вашему ребенку может быть неловко, он может переживать, что все равно не поймет, что задали, и умолять вас позвонить вместо него. И если вы это сделаете, то непреднамеренно пошлете ему сигнал, что будете спасать его каждый раз, когда он не будет выполнять свою работу, которая заключается в том, чтобы прийти домой, зная, что задали. Гораздо больше шансов, что ребенок усвоит этот важный урок, если именно он сделает телефонный звонок.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.