Круг как физическая реальность — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Круг как физическая реальность

2023-02-03 40
Круг как физическая реальность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кольцевидные структуры не являются «виртуальными» образованиями. Напротив: известны их проявления не только в виде кругов на полях, грибниц и т.п. Они достаточно хорошо знакомы геологам и геофизикам. Немалая часть известных культовых мест в точности совпадает с центрами таких геологических образований. Исследования доктора биологических наук, профессора Ю.Г.Симакова, хорошо известного своими наблюдениями за поведением простейших на местах посадок НЛО, приводят к интересному умозаключению: кольцевидные структуры существуют не только как геологическое явление, но и как некая энергетическая реальность, на присутствие которой реагируют бактерии и микроорганизмы, обитающие в почве.

Сначала этот эффект был обнаружен именно на местах посадок. Затем Ю.Г.Симаков обнаружил, что простейшие, «выстраивающиеся» в пределах зоны воздействия объекта в кольцевые или спиральные линии, аналогичным образом ведут себя и там, где никаких посадок НЛО не было и быть не могло. О том, что кольцевидные образования являются значимым элементом структуры сакральных мест и физически реальны, заставляют задуматься и результаты исследования мегалитов геофизическими методами в рамках упомянутого уже «Проекта "Дракон"». Так, в знаменитом каменном круге в Роллрайте удалось выявить ультразвуковые и геомагнитные кольцевидные аномалии.

 

 

«Счётчики Гейгера также применялись Деверё и его коллегами для исследований радиационного фона. Проведённые замеры показали, что Роллрайт имеет несколько повышенный, по сравнению с фоновым, уровень радиации.

...Но ещё более интересными представляются исследования в области геомагнетизма. Магнитометр, прибор, позволяющий исследовать естественное геомагнитное поле, также использовался участниками «Проекта "Дракон"». Деверё сообщал о том, что отдельные камни обладают более высоким по сравнению с прочими магнитным полем, а также излучают интенсивный поток магнитной энергии, что полностью согласуется с представлениями некоторых даузеров о частой связи мегалитов с местами, где есть геомагнитные аномалии.

Сделанные открытия убедили Девере и его коллег, что по крайней мере одно древнее народное поверье — будто бы мегалиты обладают целительной силой — соответствует действительности. Известно, например, что на протяжении столетий местные жители приходили к камням в надежде ускорить заживление сломанных конечностей. Как это ни странно, но в современных клиниках повсеместно используют электромагнетизм с целью ускорить процесс срастания костей при переломах».

Сходные феномены выявили и на мегалитических сооружениях в начале 90-х гг. ереванские исследователи. Кроме того, нечто подобное было «обнаружено летом 1995 г. при исследовании наиболее активного участка [геоактивной] зоны «Н». Заметим: некоторые археологи предполагают, что в этом месте некогда существовало языческое капище. Ныне в 100-150 м от основного участка работ расположен православный храм. Обнаруженная отрицательная кольцевая геомагнитная аномалия хорошо коррелирует с результатами, полученными в ходе биолокационных изысканий...»

Во время экспедиции на Плещееве озеро в августе 1996 г. мы, увы, не смогли организовать магнитометрическую съёмку Александровой горы. Однако радиометрические исследования на Ярилиной плеши дали точно такой же результат, какой был получен в Великобритании на мегалитических сооружениях: обнаружены фрагменты системы концентрических кольцевидных структур, отчётливо выделяющихся на общем фоне. Эти структуры совпали по своим очертаниям и местонахождению с кольцами, которые были выявлены при использовании других методов исследования: фитоиндикации, физико-химического и лозоходства.

Нечто подобное мы обнаружили в самом начале 90-х годов, когда только-только начинали серьёзно заниматься геоактивными зонами как элементами единой системы. Как я уже говорил, летом 1990 г. мы работали в Закавказье, и наши ереванские друзья повезли нас в знаменитый монастырь Гехард, построенный на месте древнего зороастрийского святилища в V-VI веках н.э., а по пути мы побывали в восстановленном языческом храме, некогда возведённом греками, — Гарни (II век н.э.). В каждом из этих мест удалось немного поработать с лозой, в каждом были обнаружены кольцевидные структуры. Именно эти наблюдения поддержали и стимулировали наш интерес к геомантике и устройству особых мест.

 

 

Подобного рода сведения, собранные из множества источников и проверенные на личном опыте, заставляют предполагать: кольцевидная структура есть характерный и, возможно, обязательный признак сакрального места или места Силы. Она существует одновременно как физическая реальность и как реальность «психическая». И, думается, факт существования кольцевидных структур — местных символов «мирового горизонта» — был хорошо известен геомантам прошлого.

Глава 11. Мандала Земли

Туда не проникает глаз, не проникает ни речь, ниразум. Мы не знаем Это, не знаем, как можно учить об Этом. Это отлично от всего познанного и пребывает также за пределами непознанного.

Кена упанишада, 11:3

Матрица места

И каждая часть города имеет четыре стороны,

И каждый обитатель тоже,

И каждый горшок, и сосуд, и одежда, иутварь домов,

И каждый дом — четырёхстенный.

Уильям Блэйк

 

Место — будь то капище или храм, дом или селение — являет собою подобие Вселенной в целом и только в этом случае оно имеет право быть Местом в полном смысле этого слова.

Когда человек осваивает новую территорию, он уподобляется богам, творившим мир из первоначального Хаоса. Он повторяет священную историю, воплощает миф в реальность человеческого бытия. Он пребывает в сакральном пространстве в самом начале времён, когда ещё не было ни пространства, ни времени.

Воплощённый Хаос, подчиняясь действиям человека, вращается в организованный мир. Именно поэтому действщ людей, приходивших на новые места, логически обоснованны и чётко расписаны. Логика эта присуща всем или большинству древних народов.

Люди используют при «организации» пространства естественные образования на поверхности земли, те самые энергосиловые структуры, о которых мы так много рассуждали выше. Что служит тому причиною — обладание системным знанием о подобных структурах, интуитивное их «чувствование» или нечто другое, — трудно сказать. Ясно одно: человек действительно в состоянии взаимодействовать с этим структурами, использовать их свойства, видоизменять их характер. Свойства места определяются совокупностью множества факторов, одни из которых пока рассматриваются как имеющие сугубо символическую основу, а другие — как вполне «физические».

Казалось бы, что проще — уподобить структуру любого места структуре Вселенной, «насытив» место символами, «оживив» его массовыми публичными действами...

Подобие возникнет, но — внешнее, неполное и ненадолго. Ибо внешнего подобия мало. Ибо не учтены наличие или отсутствие естественных физических факторов, соответствие или несоответствие им установленных символов и совершаемых действ. Не учтены скрытые уровни и условия организации сакрального пространства, воплощением которых служит культовое особое место. Нарушен древний принцип единства времени, места и действия. Гармонии не получилось...

Один из способов организации глубинных уровней качества места заключается в грамотном возведении искусственных элементов ландшафта или реконструкции ранее уничтоженных. Результатом изменений будет создание желаемого «климата» места — энергетического, энергоинформационного, духовного.

Том Грейвс остроумно уподобляет геомантические операции акупунктуре, с той лишь разницей, что объектом воздействия является тело не человека, но самой планеты.

Именно поэтому его книга, к которой я неоднократно обращался, названа «Каменные иглы». Практику «иглоукалывания», по его мнению, осуществляют с помощью стоячих камней (или, добавим мы, идолов, Майского дерева и других сооружений, имеющих соответствующую форму, назначение и установленных в соответствующих точках земной поверхности). Аналог техники прижигания активных точек Грейвс усматривает в традиции разведения священных костров в праздничные дни, которая по сей день сохранилась, например, на Британских островах, а аналогом целительного массажа полагает усилия по изменению ландшафта, приведению его в гармоничное состояние. Впрочем, возможны и иные аналогии. Т.Фаминская, исходя из этимологии слова массаж (фр. masser — «растирать», ар. mass — «щупать»), допускает, что его аналогом должно быть правильное движение, проведение действ в гармонизированном пространстве.

Священная Вселенная устроена по единому принципу, отражение которого мы находим повсюду: и внутри нас, и в инфраструктуре мест Силы. Этот принцип графически отображён в виде Мандалы.

«В широком смысле Мандала — это всё окружающее пространство, включающее в себя самосущую космическую структуру, распространяющую различные виды энергий: покоя, притяжения, роста, разрушения».

Мандала — это воплощение сакральных связей всего и со всем сущим, образ матричной структуры пространства, освоенного и осмысленного человеком как пространство священное. Старая добрая знакомая всех, кто интересовался восточными традициями или изобразительным искусством Азии, мандала — универсальный символ, аналоги которого с незначительными изменениями встречаются в традиции всех народов планеты. В известной степени она отражает и структуру нашей психики.

 

 

Мандала сама по себе обладает целебным действием, которому посвящено отдельное исследование К.Г.Юнга. Будет ли обладать лечебным эффектом само пространство, организованное по принципу мандалы не где-то там, в космической условной дали, но здесь, на вполне реальном земном физическом уровне? И если да, то не в этом ли часть секрета «правильно оформленных» (организованных) особых мест?

Третье измерение: вертикаль

Если перестанете различать себя и других, окажетесь способными служить другим.

И когда добьётесь успеха в служении другим, тогда встретитесь со мной.

Миларепа, тибетский поэт и святой.

 

Ещё один неотъемлемый элемент места — вертикаль: Центр, Верх и Низ, промежуточное состояние и точка отсчёта одновременно. Иными, словами, Мировое древо. Его несложно обнаружить — то в виде менгира, то в виде орнамента, то в виде культового сооружения, обладающего сложной архитектурой. Внешний вид и символы могут (и даже должны) быть разными в разных регионах планеты; но выражать они будут Единый Принцип, одну сущность, поскольку воплощают сходные, если не полностью тождественные, идеи.

Многоэтажность, «многослойность» символики Мирового древа блестяще иллюстрирует следующее высказывание:

 

«Существует две взаимосвязанных, но чётко различающихся идеи, ассоциирующихся с космической осью. Первая — это Космическая ось как спиритуальная модель, способ рассмотрения или объяснения феномена, встречаемого во время путешествий души как в физическом теле, так и вне тела. Вторая — это группа, связываемая с физической геолокацией некоего объекта, являющегося универсальным образом или отражением извечной космической реальности».

Если бы Пенник на момент написания этого текста был знаком с русскими исследованиями в области планетарной Матрицы, то, возможно, текст был бы примерно таким: «...вторая — это группа, связанная с регистрацией физически существующего объекта, который является составным элементом космической реальности и Земли как её неотъемлемой части».

 

И место Силы, и место, подходящее для возведения жилья (разные участки земли, отличные друг от друга по своим характеристикам, но всё же родственные, ибо являются составными частями одной и той же структуры), имеют центр не только символический, но и реальный, геомантический. И воплощение его — Мировое древо. Если освоение пространства следует начинать с разведения священного огня, а дом строить «от печи», то есть привнести туда элемент первичного Огня, кусочек Солнца, то следующий или заменяющий этап — установление столпа, идола, то есть символа Мирового древа.

Место и первоэлементы

На чём выткано небо, земля и воздушное пространство

Вместе с разумом и всеми дыханиями...

Мундака упанишада, 2.2:5

 

Архетипические ассоциации, внешние аналогии, сущностное сходство в конечном счёте легли в основу систем символического строя ландшафтов и пейзажей. Так проявился принцип подобия, ставший «точкой отсчёта» для оценки или организации территорий. Не исключено (о, ещё одна еретическая мысль!), что и сама Земля — если она действительно является живым и по-своему разумным существом — оказала влияние на формирование геомантических архетипов.

 

 

Чтобы разобраться в смысле «геомантической мандалы», необходимо понять смысл каждой из её составных частей, в том числе направлений и их соответствий стихиям.

«Традиционно эти [нордические] стихии соответствуют пяти направлениям: Земля — центр, Вода — запад, Воздух — восток, Огонь — юг, Лёд — север...»

Обычно мы говорим о четрёх первоэлементах и соответствующим им четырёх направлениях. Но первоэлементов — пять. И, в силу логики, появляется пятое, особое направление — Центр, Земля. Может ли Центр быть направлением? Да, но — символическим. Центр — ноль, точка отсчёта. Без него существования направлений как таковых невозможно.

...Пять направлений — и пять первоэлементов: по одному на каждое из четырёх и один, соответствующий центру... Так выстраивается мандала Земли — мистический (или архетипический) прототип идеального места, модель Вселенной, в которой всё находится там, где ему и должно быть.

В «Каутилья Артхашастре» — руководстве для правителей — подробно описано устройство идеальной крепости.

В центре находятся обиталище богов и «дом почитаемой жидкости». Место царя — севернее центра. Окружающая площадь поделена на четверти, каждая из которых предназначена одной из каст: жрецам — северная, воинам — восточная, земледельцам — южная, рабам и слугам — западная.

Согласно ирландской легенде, в день распятия Христа в Ирландии объявился некто по имени Трефуйлнгид Треэохайр.

«Это был великолепный, светлый лицом муж гигантского роста, и именно он управлял восходом и закатом солнца. В левой руке он держал каменные таблички, а в правой — ветвь с тремя плодами: яблоками, орехами и майскими желудями...

Когда представители четырёх областей, а также люди из угодий Тары собрались вместе, сверхъестественный Трефуйлнгид задал... вопрос: "...Как ранее была поделена Ирландия и что ранее было в ней?"»

Ответ был таков:

«Запад (Коннахт)

Мудрость (Fis), основы, учение, союз, суждение, летописи; советы, предания, знание прошедшего, учёность, красота, красноречие, прелесть, скромность, доброта, изобилие, богатство.

Север (Ульстер)

Битва (Cath), распри, дерзость, суровые места, споры, кичливость, бескорыстие, гордость, захваты, нападения, жестокость, войны, сражения.

Восток (Лейнстер)

Процветание (Bláth), припасы, пчелиные ульи, соревнования, боевые подвиги, главы семейств, знать, чудеса, добрый обычай, обходительность, роскошь, изобилие, достоинство, сила, избыток, хозяйство, многоискусность, снаряжение, сокровища, атлас, полотно, шёлк, одежды, зелёная крапчатая ткань, гостеприимство.

Юг (Мунстер)

Музыка (Seis), водопады, чудеса, знать, разбойники, знание, искусность, музыканты, мелодии, песни, мудрость, честь, напевы, учение, наука, доблести, игра в фидхелл, неистовство, свирепость, искусство поэзии, защита, скромность, законы морали, свита, плодородие.

Центр (Мит)

Королевская власть, слуги, достоинство, превосходство, твёрдость, установления, поддержка, разрушение, военачальники, колесничие, воины, верховенство, высшая власть, олламы, мёд, доброта, пиво, слава, молва, процветание».

Во времена индоевропейской общности четыре ведущих направления и четыре касты (сословия), как показывает Ж.Дюмезиль, ассоциировались с четырьмя цветами: белым (жрецы), красным (воины), синим или зелёным (земледельцы), а низшая каста и в Европе, и в Индии соотнесена с чёрным цветом. Но, возможно, каждая этническая общность в процессе существования и относительно обособленного развития разрабатывала свой вариант схемы первоэлементов и взаимоотношений между ними.

Увы, мы не располагаем информацией аналогичного содержания, которая исходила бы из славянских источников. Возможно, она и существует, но пока недоступна.

Из известных вариантов реконструкции архаической системы первоэлементов наиболее логичной кажется та, которая предложена Н.Пенником. Действительно, первоэлемент Земля (своя земля!) в центре; Вода на западе (море); Воздух на востоке (свободные равнинные пространства); Огонь на юге (солнечное тепло, лето); Лёд на севере.

Заметьте, что руна Иса, которая в традиционном футарке символизирует лёд, одновременно соотносится и с Мировой осью, то есть самым неизменным, что только может существовать во Вселенной. Поэтому, видимо, принято считать, что её основное значение — «остановка». Я бы, правда, добавил сюда и слово «стабильность»...

Сотворение места

О место для земли, о место для неба,

Бесполезный мир внизу, существующий в туманном состоянии,

Тянущемся и продолжающемся со времён незапамятных,

Бесполезный мир внизу — раздайся!

Таитянское предание о сотворении мира

 

Идеальное священное место должно быть таким, чтобы с каждой из сторон света («царств стихий») находились объекты, которые обладают качествами, соответствующими первоэлементам, соотносимыми с этими сторонами света.

Конкретное «целевое» место будет отличаться от идеального тем, что в нём в зависимости от его предназначения будет усилено или ослаблено действие соответствующего первоэлемента — постоянно или в определённые периоды суток, месяца, года...

Несложно при желании построить принципиальную схему «мандалы Земли» и поступить так, как поступает фэн-шуй сяньшен: совместить её с компасом и привязать к конкретной точке. Это позволит отыскать подходящее природное место Силы.

Если место подходит по внутреннему «устройству» (находится в точке пересечения лей-линий, связано со скоплением подземных вод и так далее), но не совсем подходит с точки зрения окружающего ландшафта, место можно реорганизовать.

Реорганизация места — непростое дело. Прежде всего место необходимо очистить. Требования эти распространены не только у индоевропейцев:

«Надо выбрать чистое и подходящее место. Там не должны жить перед этим по крайней мере в течение семи дней, в особенности женщины. Его надо обить новым чистым белым полотном и освятить, говоря: Боже предвечный, Мудрый, Сильный, Могущественный. Существо существ! Посети это место и освяти его своим присутствием».

Поскольку место в самом деле, похоже, накапливает информацию и хранит память о прошлом, в одних случаях его действительно следует очистить, в других, напротив, допустимо использовать эту память. Римско-католическая церковь в средние века требовала, чтобы новые храмы возводили на месте старых языческих капищ, — словно бы надеялась унаследовать накопленную, намоленную «святость»... Так же поступала и церковь восточная, православная.

В пределах места, назначение которого специфично, моделируют необходимый энергетический климат, «отсекая» ненужные энергии и усиливая влияние нужных. Иногда для этого достаточно лишь чуть-чуть изменить соотношение стихий, для чего срыть, досыпать или трансформировать те или иные элементы ландшафта, а также при необходимости разместить символы с должными атрибутами.

В результате правильно проведённой реорганизации, полностью отвечающей её целям, мы получим активную точку с заданными свойствами, которая будет воздействовать на окружающую среду и человека на нескольких уровнях: физическом — в силу энергетической составляющей; психическом — в силу связи окружающего ландшафта и объектов с архетипами; и, скажем, психологическом (благодаря осознанию «правильности» места).

Вот прекрасный пример реорганизации места и, не исключено, последствий такой реорганизации.

 

В своё время на Александровой горе на месте древнего святилища ставили церковь, ставили монастырь. Долго ни одно из этих сооружений не простояло: все сгорали в пламени пожара. Недавно воздвигнутый на вершине (с целью отвадить «язычников» от древнего святилища?) деревянный крест также обожжён — причём, судя по его внешнему виду, причиною послужил... удар молнии. И, думаю, дело здесь вот в чём.

Александрова гора на Плещеевом озере — святилище плодородия — искусственно перестроена: ей придана форма капли. Длинная ось её ориентирована строго с севера на юг; с севера — возвышенная терраса; с востока находится некогда обширное поле, с запада — поросшие лесом холмы (раньше с северной и северо-западной стороны лесов было гораздо больше), а южная сторона обращена к озеру. В целях удобства обороны (и, полагаю, для обеспечения нужного «энергетического климата») перешеек, соединявший холм с основной береговой террасой, был срыт, а землю с него использовали для досыпки холма.

В результате с севера возвышенность и леса как бы защищают святилище от избытка Льда, холода. Южная его сторона полностью открыта и защищена от избытка Огня водной гладью озера. Вода оказывается и с запада. С востока — сейчас (да, видимо, и раньше) — Воздух.

Баланс энергий именно такой, какой требуется, чтобы территория, «контролируемая» святилищем как элементом силовой системы Земли, была плодородна.

Вертикальные сооружения типа церквей, крестов и т.п. несут в себе ярко выраженное огненное начало — вне зависимости от того, кому или чему посвящены. Возникает избыток Огня, потому-то они и горят. Есть ещё одна версия: Александрова гора, Синь-камень и окрестности представляют собою настолько сбалансированную организованную систему, что она как бы избавляется от инородных вкраплений.

О ритуалах и обрядах

Имира плоть

стала землёй,

кровь его — морем,

кости — горами,

а волосы — лесом.

Из век его Мидгард

людям был создан

богами благими;

из мозга его

созданы были

тёмные тучи.

Видение Гюльви, IV-VIII.

 

Подобно всем магическим действиям, геомантические практики состоят из обрядов, которые могут быть выполняемы в явной и скрытой формах.

Надо сказать, что разделение такое достаточно условно, но удобно для исследователя и практика. Скрытыми условимся называть те действия, которые совершаются «внутри человека», не сопровождаясь выполнением выраженных внешне действий (результат достигается «правильным думанием», «усилием воли»), например:

«Почитание мест обитания духов [Земли], характерное для Исландии, подразумевало, что туда, где поля или песчаные равнины были освящены ими или посвящены им, не должно было привносить ничего, что имело бы аромат зла, и там нельзя было уничтожать никого и ничего живого. Нельзя было оглядывать окрестности таких мест, имея грязное лицо. Когда мимо таких мест проплывали корабли, следовало снимать с их носовой части фигуры, служившие защитой от морских демонов, дабы не рассердить духов земли. Места, откуда изгоняли земных духов, становились десакрализованными, осквернёнными и были известны под названием álfreka. Увы, ныне в álfreka превратилось множество земель».

Табуирование тех или иных мест, ограничение возможности пользования ими или полный запрет на их посещение не требуют совершения каких-либо ритуалов, за исключением разве что определения конкретного адреса места и наложения (поддержания) первоначального заклятия (если оно вообще требовалось), а также снятия фигур с корабля. Складывается впечатление, что подобные запреты и ограничения являются наиболее архаическими формами природоохранительных актов. Геомантика вообще очень экологична.

С явными геомантическими действиями дело обстоит несколько сложнее — прежде всего в силу значительного разнообразия приёмов и методов. К таковым, как мы уже договорились, относятся все магические операции, использующие землю как символический первоэлемент, воздействующие на погоду, направленные на поддержание, изменение свойств местности, охрану жилища или поселения и т.п.

Из истории Китая известно, что такие обряды осуществлялись на разных иерархических уровнях: от самого маленького населённого пункта до столицы. Как уже было сказано, на специальных алтарях, посвящённых духам-хранителям шэ-гун и шэ-му (батюшка и матушка шэ), совершали жертвоприношения, призванные обеспечить счастье, здоровье, безопасность и процветание рода, деревни и так далее, — вплоть до целой страны. Вполне обоснованно сопоставление этой китайской традиции с «garde».

«Garde (ward, Стража) — это духовное бдение [бдение духов? — С.Е.], охраняющее деревню или город от внутренних беспорядков и внешних опасностей. Ежедневно на закате духи-стражи собираются вместе Силы данной деревни, откуда по «тропинкам фей» направляются к своим ночным постам. Эти духи — аналоги живых или умерших жителей деревни. Их сторожевыми постами служат Холмы Стражи (Ward hills), камни, кресты, священные деревья на дорогах и тропах, ведущих в деревню. Стража образует защитное кольцо вокруг населённого пункта, не пропуская к нему злые ветры и вредоносных существ. К несчастью, сейчас множество поселений лишены Стражи, открыты для психических атак и нашествия демонов».

Геомантические ритуалы, как не раз уже было отмечено, тесно соприкасаются с культом предков — «ушедших» в землю или под землю, то есть в нижний мир. Нижний мир, мир мёртвых не имел в прошлом того негативного смысла, который он приобрёл впоследствии под влиянием христианства.

Опахивание

...разоблачили себя совершенно, вплоть до самых природных одеяний, и без каких-либо колебаний выступили навстречу ему.

«Детство Кухулина», ирландская сага

 

«Защитное кольцо стражи» могло быть выстроено даже вокруг отдельного строения или группы строений. До позднего средневековья сохранились геомантические практики «защиты», приобретшие христианскую окраску. В Англии в период Реформации появился указ королевы Елизаветы I, который гласил: «...Люди должны раз в год вместе со священником обходить вокруг церковного прихода... священник должен в определённых удобных местах увещевать людей, возносить хвалы Богу».

Всё это так похоже на хорошо известный в России обряд опахивания деревни. Женщины (нередко обнажённые) впрягались в плуг и обходили деревню с целью защиты её от врагов или эпидемий. Православное христианство фактически воспроизвело эту традицию в ритуале, когда горящий дом обносили по кругу иконой «Неопалимая Купина», дабы пламя не перекинулось на стоящие поблизости дома. Один мой знакомый, весьма атеистически настроенный школьный учитель, уроженец Костромской области, рассказывал, что так продолжали поступать даже в советское время. Более того, он утверждает, что такой обряд на его глазах помог остановить пожар. Не исключено, дело не только (или даже не столько?) в «Силе» иконы, сколько в самом акте обхода дома по кругу.

Традиция опахивания восходит, по всей видимости, к чрезвычайно древним временам — возможно, к эпохе индоевропейской общности. Мифы о борьбе со Змием нередко заканчиваются тем, что культурный герой-победитель (он же может быть изобретателем плуга, первым кузнецом и т.д.) запрягает Змия и пашет на нём, разделяет Землю, отделяя тем самым «своё» от «чужого».

Б.Рыбаков предполагает, что легендарный кузнец — не кто иной, как Сварог, а легенды о Змиевых валах связаны с проведением борозды, обозначавшей место постройки будущей стены.

Возможно, он прав, но, думается, смысл опахивания гораздо более глубок, особенно если рассматривать его в связи со Сварогом, божеством неба. Не является ли борозда символическим подобием горизонта, кольцом, которое действительно отделяло освоенный мир от чуждого хаоса?.. К сожалению, мы пока не в силах проверить, действительно ли борозду прокладывали по кольцевым структурам, о которых мы говорили ранее.

* * *

Арсенал защитных средств «земной магии», конечно, ни в коем случае не ограничивается описанными выше. Духи мест, как и положено всем духам, имеют весьма подвижный и переменчивый характер. И если с духами предков можно договориться, то встреч с вредоносными природными духами следует, конечно, всячески избегать.

 

«Yarthkins — это злые земные духи, нарушение покоя которых так или иначе дорого обойдётся тому, кто настолько потерял голову, что решил иметь с ними дело. В отличие от духов местности, с этими духами невозможно сблизиться, и следует их сдерживать или отгонять (отклонять, отводить) с помощью защитных геомантических структур, например, таких, как ловушки для духов, зеркало, освящённые жезлы и блокирующие камни».

Не здесь ли кроются истоки веры подавляющего большинства современных лозоходцев, практикующих обследование квартир на наличие геопатогенных зон, в способность зеркал изменять характер и направление движения энергии? В крайней важности роли зеркал в процессе создания благоприятного или (если они помещены в «неправильном месте») неблагоприятного энергетического климата твёрдо убеждены и фэн-шуй сяньшен. Громадный комплекс представлений о магических свойствах отражающих поверхностей существовал и существует у всех народов мира. Таков, например, обычай завешивать зеркала в случае смерти кого-то из обитателей дома.

Традиция использования геомантических приёмов отчётливо прослеживается и в сформировавшемся в конце средневековья парковом искусстве Европы. Принципы планировки дорожек, разбивки клумб, размещения статуй как будто преследуют ту же цель: гармонизацию свойств местности не только с точки зрения эстетики, но в согласии с логикой распределения на местности силовых линий и «узлов» — особых мест. Впрочем, связь планировки приусадебных и городских парков с геомантикой нуждается в детальном дополнительном исследовании.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.