Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2023-02-03 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
И СТЕПЕНИ КОНВЕНЦИОНАЛЬНОСТИ
Лекция V
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗНАКОВ.
ТИПЫ МОТИВИРОВАННОСТИ И ТРИ КЛАССА
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ
Оппозиция элементарных и неэлементарных знаков. — 31. Три ступени семиозиса и три типа знаков в зависимости от характера связи означающего и означаемого
30 |
Оппозиция элементарных и неэлементарных ■ знаков. Таксономическое обозрение знаков удобно начать с различения элементарных и неэлементарных знаков, с тем чтобы вначале рассмотреть первые (о них пойдет речь в лекции V), а затем, в лекции VI, показать особенные черты разных видов неэлементарных знаков.
Элементарные знаки — это знаки простые (не содержат в себе других знаков) и первичные (не являются производными в формальном и/или семантическом плане от других знаков). Примеры простых знаков: угрожающий оскал собаки, петушиный крик, жест прощания ('пока'), слово естественного языка, крестное знамение, красный крест скорой помощи, дорожный знак «обгон запрещен», цифра 8, знак равенства =, скрипичный ключ |, знак © «месторождение золота» (на географической карте), знак охраны авторских прав © и многое другое.
Сложные знаки включают в себя несколько простых знаков. Примеры: угрожающий оскал собаки в соединении с позой угрозы и рычанием; комбинация знаков, составляющих семиотику прощания (жест прощания —'пока', рукопожатие и/или кивок головой, легкий поклон, дружеская улыбка, вербальная часть — слово Пока! или его аналог и др.); высказывание (предложение); сравнение (узуальное: бледный, как полотно или авторское: солнце черной сковородкой), метафора (и любой другой троп); стихотворение; произведение изобразительного искусства; обряд крещения (погружение младенца в купель, миропомазание, надевание на младенца крестика, крестные знамения, молитвы, необходимые вербальные формулы); географическая карта; любая комби-
Мечковск
130 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ...
нация цифр (0,8; 80,8); формула {а + Ь)2 = а2 + 2 ab + b 2 \ банкнота (формат, цвет, цифры, текст, изображение и др.); форма лейтенанта (мундир или гимнастерка, погоны с двумя маленькими звездочками (в отличие от более крупных звезд на погонах подполковника и совсем больших — у генерал-лейтенанта), кокарда, эмблема, шевроны, форменная фуражка или пилотка, форменные брюки или галифе с рантом и др.).
Количество ступеней в иерархической последовательности от элементарных знаков к сложным, теоретически говоря, должно соответствовать количеству уровней в организации той или иной семиотики (об оппозиции одноуровневых и многоуровневых се-миотик см. в лекции XIII). Однако уровневый состав и соответствующие уровням единицы некоторых сложных семиотик (таких как знаковые системы религий, архитектура, искусство сцены, кинематограф) пока далеки от теоретического определения, поэтому дискуссионны и вопросы о всей иерархической «выстроен-ности» сложных знаков. Например, П. Г. Богатырев говорил, что актер — это знак, а его костюм — это знак знака.
0 А Три ступени семиозиса и три типа знаков в за-
w I ■ висимости от характера связи означающего и
означаемого. Обязательная для любого знака связь означающего и означаемого бывает двух видов: 1) мотивированная (т.е. в том или ином отношении «естественная», так или иначе обусловленная и поэтому объяснимая) и 2) немотивированная. В сознании человека «естественные», или мотивированные, связи (ассоциации) бывают двух видов: а) по смежности явлений и б) по их сходству. Чарльз Сандерс Пирс установил, что названные виды отношений исчерпывают в семиотике возможные виды связи между означающим и означаемым любого знака. В соответствии с тремя видами связи означающего и означаемого Пирс постулировал существование трех классов элементарных знаков: знаки-индексы, знаки-копии и знаки-символы. Предложенная Пирсом классификация знаков до сих пор остается наиболее органичным для семиотики взглядом на знаки, позволяющим видеть сущностные процессы семиозиса.
1-а. В знаках-индексах (позже их стали называть также знаками- симптомами1) связь означающего и означаемого мотивирована их естественной смежностью (соприкосновением или пересечением); в случае пересечения означающее является частью означае-
1 В медицинском термине симптом (от греч. symptoma 'совпадение, признак')
удачно схвачена суть отношений между содержанием и формой в знаках этого
типа: симптом как признак какой-то болезни (например, повышенная темпера
тура) — это и часть болезни и ее внешнее проявление (или одно из таких
проявлений).
Лекция V . ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗНАКОВ 131
мого. «Индекс физически связан со своим объектом»; «Индекс есть знак, отсылающий к Объекту, который он денотирует, находясь под реальным влиянием (beeing really affected by) этого Объекта» (Пирс 2000, 90; 59). Примеры: 1) оскал собаки — это знак угрозы и одновременно компонент ее готовности к защите или нападению; 2) вскрик Ой! в момент, когда человек почувствовал внезапную боль, — это часть его непроизвольной физиологической реакции на боль и вместе с тем знак (междометие), отчасти выражающий данное состояние. Отношения естественной смежности, сопредельности, вовлеченности в одну ситуацию двух представлений, как известно, лежат в основе метонимии, поэтому мотивированность означающего означаемым в знаках-индексах правомерно характеризовать как метонимическую.
1-6. В знаках-копиях (варианты термина: знаки-иконы, или ико-нйческие знаки1) связь означающего и означаемого мотивирована сходством, подобием между ними. Примеры: 1) слово жук (означающее) звучит похоже на те звуки, которые издает это насекомое (денотат означаемого); 2) на физической карте распределение светлых и темных оттенков голубого, синего, зеленого и коричневого цветов (означающего) соответствует означаемому: глубине «синих» морей, уровню по отношению к морю «зеленых» долин и высоте «коричневых» гор. В отличие от знаков-индексов, в которых мотивированность означающего означаемым носит метонимический характер, мотивированность знаков-копий основана на подобии, сходстве означающего с означаемым, т.е. носит метафорический характер.
2. В знаках-символах2 мотивированность в связи данного означающего с данным означаемым отсутствует. Примеры: 1) никто, в том числе этимологи, не знают, почему звуковой комплекс рыба обозначает этот класс водных позвоночных: для современного языкового сознания (говорящих по-русски) эта связь не мотивирована; 2) также необъяснимо, почему знак 4 связан с количеством 'четыре', а знак 5 — с количеством 'пять'.
Три названных типа элементарных знаков соответствуют трем ступеням семиозиса (процесса означивания и возникновения в
1 От греч. eik & n 'изображение, образ, подобие'; ср. использование в компью
терном деле термина иконка (для «подсказывающих», благодаря изобразитель
ности, значков в меню).
2 В термине семиотики знаки-символы компонент символ является омони
мом по отношению к нетерминологическому, более широкому значению этого
слова (ср.: Белый голубь— символ мира; NN — символ уходящей эпохи и т.п.) и по
отношению к специальному значению термина символ, которым обозначается
один из видов сложных знаков (символ в противопоставлении эмблеме, образу,
сравнению, метафоре, аллегории и др., о чем см. лекцию VI). Указанную омонимию
следует иметь в виду во избежание путаницы.
132 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ...
сознании знака и знаковых отношений между явлением действительности, его отображением в сознании и формой знака). Три ступени образуют градацию в направлении увеличения условности (конвенциональное™) знака, т. е. увеличения его знаковое™. Наименьшая степень условности характерна для знаков-индексов, наибольшая — для знаков-символов.
Однако и внутри каждого из трех классов знаков разные знаки могут различаться по степени знаковости (т.е. условности). Например, мимика и интонация (а это, как и междометие, — знаки-индексы) в большей степени зависимы от состояния человека и, следовательно, чаще выражают это состояние, чем междометный возглас. Иначе говоря, у междометий степень условности (знаковости) выше, чем у паралингвистических средств общения. В кругу иконических знаков фотоснимок более иконичен, чем карандашный портрет (того же лица), а реалистический портрет более иконичен, чем кубистическое изображение. Преобладание условности в форме по" отношению к содержанию знака делает его знаком-символом. Если в кубистическом портрете, как правило, сохраняется иконичность, то полотно беспредметника или абстракциониста в терминах семиотики — это именно знаки-символы.
Таким образом, оппозиция знаков-индексов, знаков-икон и знаков-символов носит градуальный характер по степени знаковости (т.е. условности, конвенциональное™): это градация от знаков с относительно невысокой степенью условности (индексов), к более условным знакам (иконам) и от них к еще более условным знакам — символам.
Некоторые авторы связывают понятие знака только с чисто условными знаками (т.е. символами, в терминах Пирса), называя их «подлинными» знаками (ср., например: Никитин 1997). Однако при таком определении знака поле семиотического зрения резко сужается и действительная жизнь знаков, включая нарастание их конвенциональное™, вследствие постепенной «деэтимологизации» ранее мотивированной внутренней формы знаков (прежде всего иконических), оказывается не увиденной.
Сам Пирс глубоко понимал градуальный характер оппозиции знаков-индексов, икон и символов и указывал на двойственные и переходные случаи между основными классами знаков. Так, он различал несколько видов иконических знаков, различных по степени и характеру сходства между формой и замещаемым содержанием: образы (основанные на непосредственном сходстве, или, говоря словами Пирса, «те, что причастны к простым качествам»), схемы (репрезентирующие строение предмета «через аналогичные отношения» в структуре плана выражения знака, например, размещение слов в предложении, знаков в алгебраических уравнениях и формулах) и метафоры, которые репрезентируют содержание «через параллелизм в чем-то ином» (Пирс 2000, 77).
___________________ Лекция V. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗНАКОВ 133
Р.О.Якобсон писал, что у Пирса было «тонкое осознание того, что различие трех основных классов знаков — это лишь различие в относительной иерархии. В основе разделения знаков на иконические знаки, индексы и символы лежит не наличие или отсутствие подобия или смежности между означаемым и означающим, равно как и не исключительно фактический или исключительно условный, привычный характер связи между составляющими, а лишь преобладание одного из этих факторов над другими» (Якобсон 1983, 106). Ср. в переводе из первоисточника: существуют «иконы, в которых подобие установлено конвенциональными правилами» (Пирс 2000, 77), т.е. так, как это характерно для символов: «Однако было бы чрезвычайно трудно, если вообще не невозможно привести пример чистого индекса или, напротив, знака, абсолютно лишенного индексальности» (Пирс 2000, 96). Пирс отмечал также черты конвенциональности у некоторых знаков-индексов, характеризуя их как «вырожденные индексы»: языковые феномены такого рода потом назовут шифтерами, см. п. 34.3).
Главное, Пирс видел не только переходные между основными типами знаки, но и закономерный характер этой двойственности, обусловленный историей знаков: «Символы увеличиваются числом. Они развиваются из других знаков, в особенности иконических, или смешанных знаков, разделяющих природу икон и символов» (Пирс 2000, 92).
Знаки-индексы и знаки-символы составляют полярную противоположность с точки зрения своих возможностей обозначить конкретное и абстрактное, общее и единичное. Индексы «привязаны» к конкретному и единичному1; символ, напротив, «не может указать на какую-либо конкретную вещь — он денотирует некоторый тип вещей...» (Пирс 2000, 92). «Символы дают нам средство мыслить о мыслях, причем так, как мы бы не смогли о них мыслить в отсутствие Символов. Они позволяют нам, например, создавать Абстракции, без которых мы лишились бы великого двигателя развития науки. Они же позволяют нам вести счет..; во многих аспектах; Символы суть сама подоснова нашего разума» (Пирс 2000[а], 223).
Говоря о разной роли в познании трех типов знаков, Пирс указал на их связь с разными временными планами: индексам соответствует план актуального настоящего («здесь и сейчас»), иконическим знакам — прошлое, символам — будущее.
«Итак, способ существования символа отличается от способа существования иконического знака и индекса. Бытие иконическо-го знака принадлежит прошлому опыту. Он существует только как образ в памяти. Индекс существует в настоящем опыте. Бытие символа состоит в том реальном факте, что нечто определенно будет
1 Ср. исчерпывающую формулировку Пирса: «Индексы... ссылаются на индивидуальные объекты, единичные предметы, единичные совокупности предметов или единичные длительности» (Пирс 2000, 96).
134 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ...
воспринято. <...> Ценность символа в том, что он служит для придания рациональности мысли и поведению и позволяет нам предсказывать будущее. <...> Все истинно общее относится к неопределенному будущему» (цит. по: Якобсон 1983, 116).
Проникающая мощь этого вывода Пирса читателю станет вполне очевидной в лекции XI при сопоставлении содержания и функций разных семиотик. Пока же ограничусь одним следствием из «параллелей» Пирса, позволяющим увидеть фундаментальную разнонаправленность трех классов семиотик.
1. В коммуникации животных имеет место единственный хронотоп (временной и пространственный план) — «здесь и сейчас», и это соответствует подавляющему преобладанию в языках животных знаков-индексов.
2. В искусствах преобладают знаки иконического характера, и этому соответствует обращенность произведений искусств в прошлое (хотя бы и совсем недавнее), т.е. в пережитое (человечески интересное, волнующее, поучительное) — в то, о чем художник рассказывает не ради «вмешательства в ход событий», а ради волнения и катарсиса. Афоризм Поэзия пахнет контекстами не только о «начитанности» поэтов, но и о влечении читателя к воскрешаемому в аллюзиях аромату «вчера» волновавших «контекстов». Ср. также эмоциональную вовлеченность восприятия любого «ретро» (вплоть до вчерашних фотографий).
3. В естественных (этнических) языках преобладают знаки-символы, и это соответствует, с одной стороны, регулятивно-побудительной и планирующей функциям языка, а с другой, — тесной связи языка / речи с мышлением и познанием (подробно см. лекцию XI).
В рекламе используются все виды знаков, однако рекламные технологи советуют видеть разные коммуникативные возможности икон, индексов и символов (этих «трех китов осмысленной коммуникации» в рекламе).
«Иконы и индексы очень легки в восприятии. Они быстро создают в сознании потребителя определенный образ, позволяя соотнести его с референтом без особого умственного усилия. Эти виды знаков иногда называют "натуральными", поскольку они гораздо ближе к реальным объектам, чем символы» (Морозова 2002, 41). В отличие от индексов и икон, символические знаки сложнее для интерпретации, зато они создают (возможно, не сразу) устойчивые ассоциации между видимым и/ или «читаемым», слышимым в рекламном тексте и ценностными представлениями людей и мотивами их поведения. Поэтому символы способны приписывать рекламируемым товарам вымышленные, «кажущиеся» черты. Например, в рекламе часов «Омега» дан портрет знаменитого спортсмена и изображение часов, о которых сказано: «Выбор Михаила Шумахера»; в результате часы «Омега» предстают как атрибут «сильных и требовательных людей, при выборе техники превыше всего ставящих ее надежность и точность» (Морозова 2002, 48).
Лекция VI. ЗНАКИ-ИНДЕКСЫ 135
Индексальность, иконичность или символичность знака в сложном знаке рекламного ролика (или постера) может зависеть от контекста. «Например, изображение женщины может играть роль указателя на обобщенную аудиторию "женщины" (лично не известная зрителю модель, помещенная в типичный интерьер) — индекс; может быть портретным изображением какой-либо известной женщины (например, при использовании в рекламе в качестве рекомендателя нового товара известной актрисы или певицы) — икона; и, наконец, может символизировать характеристики рекламируемого продукта через соотнесение с традиционными характеристиками женского начала — символ» (Морозова 2002, 44 — 45).
Лекция VI ЗНАКИ-ИНДЕКСЫ
32. Знаки-индексы в биокоммуникации. — 33. Жесты и мимика че ловека: на семиотическом перекрестке биологического и социаль ного. — 34. Знаки-индексы в естественном языке: интонация, меж дометия, шифтеры. — 34.1. Интонация. — 34.2. Междометия. — 34.3. Шифтеры
32 |
Знаки-индексы в биокоммуникации. В коммуни-■ кации животных знаки-индексы составляют подавляющее большинство. Их индексальность (симптоматичность) состоит в том, что они представляют собой внешнее проявление и вместе с тем слагаемое некоторого психофизиологического или соматического состояния животного (страх, радость, голод, боль, готовность к половому контакту и др.). Например, собака от радости виляет хвостом; кошка, разомлев от сытости и покоя и ласкаясь к хозяину, мурлычит. Знаковость названных симптомов заключаются в том, что они адресуются партнеру (иногда коллективному, например, пчелиному рою или колонии термитов). Дополнительные примеры знаков-индексов в биокоммуникации, систематизированных по сенсорным каналам восприятия, см. выше, в п. 20 — 24).
Дискуссионный вопрос о том, является ли ситуация знаковой, если отправление информации осуществляется инстинктивно и непроизвольно (например, путем испускания запаха) и имеет неопределенно широкую адресацию (например, покраснение с наступлением брачной поры брюшка самца рыбы колюшки адресовано в качестве знака всем самкам в популяции), решается в этой книге положительно (см. п. 2.1 — 2.3), поскольку лучше принять во внимание своеобразие менее типичных семиотических феноменов, чем искусственно сузить семиотическую панораму мира.
зз |
Жесты и мимика человека: на семиотическом пе- ■ рекрестке биологического и социального. В силу единства эволюции в паралингвистическом сопровождении вербальной коммуникации людей имеются явления, уходящие корнями в биологическое прошлое человечества (общее с другими видами животных).
Частично эта связь была показана в п. 26, когда речь шла о градуальном характере противопоставления врожденных (биологических) и культурных семиотик. Частично эту связь можно видеть в сходстве симптоматических движений тела и мимики у животных и людей. Это сходство известно зоопсихологам, особенно тем, кто изучает обезьян: обезьяны от холода ежатся, дрожат, могут нахохлиться; от усталости зевают; при озабоченности чешут в затылке; в хорошем настроении улыбаются и смеются; обижаясь, дуются (надувают губы / щеки), могут насупиться; при досаде, недовольстве кривят рот, морщатся; угрожая, хмурят брови и т.д. Показательно, что одни и те же слова и обороты передают пантомимику и животных, и человека.
Вместе с тем в общении людей постепенно вырабатывались знаки, которых не было в мире животных. Движения тела и лица, как никакая другая группа физических движений (бег, ходьба, рубка, косьба и др.), насыщены парасемиотическими явлениями. Движения тела и выражения лица всегда находятся в поле внимания: гладя на своих близких и дальних, старших и младших, клиентов и конкурентов, человек все время спрашивает себя о своем партнере (хотя и молча, и между прочими вопросами): «что может значить этот быстрый (или прямой) взгляд», «эти растопыренные пальцы», «что это он так ноги расставил» или «отчего кусает губы»?.. «От радости в зобу дыханье сперло» (И. А. Крылов) — это не только собственное переживание сильной эмоции, но и наблюдаемое состояние.
Многовековой опыт таких вопросов и ответов привел к высокой семиотизации движений тела: люди постоянно стремятся увидеть в них знаки — безотчетные симптомы и/или сознательные сообщения. Ср. паралингвистическую симптоматику при изображении душевных состояний человека в русских былинах:
Один на пиру невесел сидит, Понизя сидит буйну голову И потупя сидит очи ясные Во матушку да во сыру землю Молодой Иванушко да Гудинович.
Ср. симптоматическое описание гнева Ильи Муромца и последствий гнева:
Разъярилося сердце богатырское, Раскипелася кровь молодецкая:
Как ударил он Сокольника во черны груди, Помутилися его очушки ясные,
С точки зрения семиотики в обыденной жизни (которую будем отличать от ритуально-религиозных практик и искусств, говорящих посредством движений тела, т.е. ритуала, танца, пантомимы, театра) существуют три класса движений тела.
26.Движения, которые не являются знаками, — это психологически незначимые физические движения тела и физиологические процессы («почесался», «открыл глаза (проснувшись)», «разжал кулак» и т.п.).
27.Знаки-симптомы (т.е. приметы, признаки тех или иных состояний) — это психологически значимые позы, жесты, мимические движения, которые, однако, не являются условными, направленными от говорящего к его адресату: они «значат то, что значат» — не больше того: «плакал», «улыбнулся», «поморщился», «надулся», «стиснул зубы», «(непроизвольно) зевнул», «забил в ладоши (от радости)», «вспотел», «дрожал», «расправил плечи»; сюда же следует отнести внешние (звуковые и «цветовые») проявления психологически значимых состояний: «стонал», «рыдал», «стучал зубами», «покраснел», «побледнел», «мямлил», «произнес дрожащим голосом» и т. п. В своей основе и в большинстве случаев их использования такие действия непроизвольны и безотчетны. Для внешнего наблюдателя они являются источником информации о субъекте действия или состояния1.
28.Знаки-кинемы (как явления кинезики) — это коммуникативно значимые телодвижения, жесты и мимические движения, используемые в качестве узуальных поведенческих актов: «встал (в знак приветствия или уважения)», «кивнул (в знак согласия или приветствия)», «погрозил кулаком (или указательным пальцем) в знак угрозы», «козырнул (приветствуя)», «(демонстративно) зевнул», «поцеловал руку (женщине, священнику) в знак приветствия или почтения)», «аплодировал», «расшаркался» и т. п. В отличие от непроизвольности жестов-симптомов,
1 С непроизвольностью действий-симптомов связана их безадресность. Ситуация плача как адресуемого аргумента, которую передает К. Чуковский в «От двух до пяти» ( — «Ну у Нюра, довольно, не плачь!»-— «Я плачу не тебе, а тете Симе»), потому и вызывает улыбку, что это достаточно особый случай (хотя и не уникальный) в той мере, в какой люди во взаимоотношениях друг с другом «играют», т.е. 'прини мают на себя тот или иной вид с целью ввести в обман, заблуждение'. Однако в целом в своих жестах и мимике, а также в интонации люди более искренни или, точнее говоря, в большей мере обнаруживают свои эмоции, желания и отношения, чем в словах. Разумеется, бывают двойственные и переходные случаи: искренние улыбки при встрече друзей не столько «адресуются», сколько «имеют место», хотя, конечно, воспринимаются партнерами. В той улыбке, о которой говорят вежливая, деланная, казенная, театральная, фальшивая и т.п., или, как у М.Жванецкого: И держи улыбочку, пока я перевешивать буду, «адресация» присутствует.
138 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ...
кинемы производятся сознательно и имеют адресата. Симптомы, по мере того, как жест утрачивает прямую причинную связь с определенным состоянием, могут становиться кинемами (т.е. более условными знаками). Однако провести границу между симптомами и кинемами иногда трудно. Некоторые «одноименные» действия могут быть и симптомом, и кинемой —- в зависимости от ситуации. Например, непроизвольная улыбка, иногда даже наедине, как бывает при воспоминании о чем-то радостном, — это симптом, но профессиональная улыбка стюардессы — это кинема; бо лельщик, услышав по радио сообщение о победе своей команды, от радости захлопал в ладоши —• это симптом, но «вежливые» апло дисменты зрителей / слушателей после малоинтересного выступле ния — это кинема.
Некоторые кинемы восходят не к биологически мотивированным жестам-симптомам, но к элементам ритуала или связаны с поверьями. Таковы жесты и позы «ударить по рукам», «вытянуться в струнку», «присесть на дорожку», «снять шляпу», «показать кукиш», «взять под козырек» и т.п.
Жесты-симптомы и жесты-кинемы соответствуют двум первым (еще «доязыковым») ступеням семиозиса. Однако иногда образование знаков, мотивированных жестами, продолжается дальше — уже не в жестовом, а в естественном (звуковом) языке.
Мир психологически значимых движений тела человека, запечатленный в языковой «картине человека», интересен своей близостью к первичному, телесному опыту жизни — близостью к природе, безотчетности, искренности. Соответствующие слова и обороты имеются во всех языках, хотя и в разной мере. В своем большинстве это прямые названия соответствующих жестов (ср. надуть губы, погладить по головке, пожать плечами, всплеснуть руками, нахмуриться).
Что касается характера мотивированности формы и содержания в самих жестах и мимических движениях, то она разная у жестов-симптомов и у жестов-кинем. Жесты-симптомы имеют индексальную мотивированность, хотя люди могут об этом просто никогда не задумываться. В родной культуре для человека почти нет чисто условных жестов: он по опыту жизни, без объяснений, понимает, что такое, например, «почесать в затылке», «кусать губы» или «потирать руки»1.
Среди жестов-кинем также почти нет знаков-символов, т.е. полностью немотивированных знаков. Исключение составляют те движения, которые изначально были условным (но, конечно, иконическим, т.е. «с намеком») обозначением половых движе-
1 Разумеется, речь идет о практическом знании сегодняшних значений этих жестов, но не о их «этимологии», которая известна иногда только зооэтологам или исследователям архаических социумов.
Лекция VI. ЗНАКИ-ИНДЕКСЫ 139
ний и органов (ср. жесты «фига», «показать язык», «делать / показать нос», «показать большой палец»; в некоторых культурах существует жест «кольцо» (образуется большим и указательным пальцем, передает значение ЮК', 'о'кей') и т.п.
Что касается фразеологизмов, мотивированных жестами и мимическими движениями, то до тех пор пока говорящим известны сами жесты, такого рода обороты в своих прямых значениях не становятся идиомами. Однако в некоторых контекстах они приобретают фигуральные или расширительные значения, которые невозможно представить дословно, но при этом образность таких оборотов совершенно понятна: ср. но сурово брови мы нахмурим; врачи только руками развели; ломать шапку перед заезжим авторитетом; валять ся в ногах у декана; погладить кафедру по головке; тут уж началь ство схватилось за голову и т.п. (подробнее см.: Мечковская 1999).
В целом есть основания говорить о снижении языковой активности слов и фразем, называющих жесты и мимические движения (у них сужается сочетаемость и снижается употребительность, они лучше сохранились в диалектах, чем в литературных языках). Дело в том, что вся сфера мимики и жестикуляции — это во многом «уходящая натура». Люди все меньше замечают, воспринимают, чувствуют «телесную» психологию друг друга. Еще в XIX в. исследователи племен, сохранивших первобытный уклад жизни, писали о поразительно высокой (с точки зрения европейца) значимости жестикуляции в общении туземцев — вплоть до того, что с наступлением темноты, когда жесты нельзя было видеть, люди не могли продолжать разговор. «Язык примитивного человека, в сущности говоря, есть двойной язык: с одной стороны, язык слов, с другой — язык жестов» (Выготский, Лурия 1993, 100). Понятно, что современная устная коммуникация в такой степени уже не зависит от языка жестов (к которому в филогенезе Homo sapiens восходит звуковой язык). О жестах в связи с семиотикой поведения см. в п. 101.
Несмотря на единство биологических корней вида Homo sapiens, что проявляется, в частности, и в генетической связи жестикуляции и мимики человека со сходными явлениями в коммуникации высших животных, в современных культурах имеются значимые различия как в интенсивности жестикуляции и мимики, так и в репертуаре типичных для данной культуры паралингвистических явлений. Эти различия иногда суммируются в расхожих представлениях о том, как ведут себя те или иные народы1, но такого рода
1 Ср.: «"Непроницаемое" японское лицо, "экспансивная жестикуляция" греков или итальянцев, русские "медвежьи объятья" и "сердечные поцелуи", англосаксонское "чмоканье в щеку". Стереотипы такого рода отражают накопленный опыт межкультурного сопоставления, и было бы глупо просто отвергать их как не основанные на какой-либо научной методологии» (Вежбицкая 1999, 542).
140 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ... ____________
факты интересны также для семиотики и лингвистики. По-видимому, межкультурные различия в активности жестикуляции и мимики отражаются и в языках — в лексико-фразеологическом репертуаре обозначений жестов и мимических движений в конкретном языке, т.е. в разной численности таких слов и оборотов, как русск. насупиться, морщиться, ухмыляться, пожать плечами, кусать губы, всплеснуть руками и т.п., а также в разной частотности их употребления в речи (при очевидности того, что в каждой культуре есть семиотически релевантные и достаточно определенные жесты, не имеющие, однако, устойчивого вербального обозначения1). При всей стихийности в жизни слов, их серийное наличие или отсутствие значимы. Вот почему А. Вежбицкая настаивает на том, что различия между языками в лексической «разработанности» тех или иных сфер или тем существенны для характеристики не только языков, но и культур, что, в частности, позволяет после просмотра речений, допустим, со словом голова (биться головой о стену, уронить голову на стол, хвататься за голову, бить себя кулаком по голове и под.) или рука, прийти к выводам такого рода: «С англосаксонской точки зрения, указанные выражения звучат совсем драматично и предполагают культурные нормы, поощряющие более «эксгибиционистское» эмоциональное поведение. <...>Тот факт, что в русском языке действительно есть такие устойчивые словосочетания, как махнуть рукой, всплеснуть руками и развести руками (используемые по отношению к выражению эмоций), и что эквивалентных словосочетаний нет в английском языке и во многих других языках, действительно подтверждает ощущение Пнина (и Набокова), что это характерные русские способы выражения эмоций» (Вежбицкая 1999, 540, 542 — 543).
34 |
Знаки-индексы в естественном языке. К этому ■ классу знаков относятся интонация, междометия и шифтеры. Они будут рассмотрены в последовательности, определяемой градацией в направлении от «более природных» к «более лингвистическим» классам явлений.
34 |
1 |
Интонация. Ее относят и к паралингвистическим фе-■ номенам (объединяя в один класс с жестами и мимикой), и к лингвистике (это явление просодии, часть супрасег-ментных средств акустико-артикуляционной организации речи). Интонация не только двойственный, но и загадочный семиоти-
1 Таковы, в частности, жест «рука, поднесенная или прижатая к груди» ('извините за ошибку'), жест «отталкивания» (ладонь обращена к собеседнику: 'не требуйте, не соглашусь') и другие (см.: Красильникова Е.В. Жест и структура высказывания в разговорной речи // Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. — М., 1983. — С. 219, 223).
Лекция VI . ЗНАКИ-ИНДЕКСЫ 141
ческий феномен с исключительно богатыми выразительными возможностями. Загадка интонации в том, что в ней содержатся одновременно фундаментальные инвариантные черты этнического языка и вместе с тем тонкие индивидуальные, просто интимные особенности звучания речи конкретного человека, обусловленные всем его существом — полом, возрастом, психосоматикой вплоть до настроения и отношения к адресату и предмету речи.
В мелодической организации каждого языка имеется свой набор интонационных единиц (называемых интонема, иногда мелодема). Впрочем, пока точно неизвестно, сколько таких единиц в отдельном языке: исследователи называют разные цифры, в интервале от 6 до 20 интонем. Различия связаны с неясностью, что считать основной единицей (инто-немой), а что — ее вариантом.
Интонемы — это двусторонние единицы: они обладают формой (ее создают дифференцированные по языкам совокупности фонетических параметров) и содержанием. Содержание интонем относится к разным уровням синтактики и прагматики высказывания: 1) они членят речь на смысловые части (на высказывания; на синтагмы внутри высказываний и т.д.); 2) они различают коммуникативные типы высказываний (вопрос, побуждение, восклицание, повествование и др.); 3) они выражают актуальное членение высказывания (различение темы и ремы).
Если то общее содержание, которое передается с помощью интонации, представляется в достаточной степени универсальным (в силу его предельно общего характера), то интонационные рисунки «одноименных» интонем в каждом языке свои, индивидуальные. Л.Р.Зиндер считал, что интонация — это наиболее характерный фонетический признак того или иного языка (Зиндер 1979, 270). В то же время исследователи онтогенеза речи установили, что ребенок в обращенной к нему речи сначала различает только интонационные модели; соответственно и усваиваются интонационные модели также в первую очередь (Солсо 1996, 356 — 357). Поэтому в лингводидактике специальное внимание обращается на преодоление интонационной интерференции — из-за ее семиотичности и стойкости. Такова огромная собственно лингвистическая роль интонации, значимая для языка в целом.
В индивидуальной речи интонация является главным средством выражения чувственного содержания речи: ее «вклад» в выражение эмоций оценивают в 80 —95 %. Дарвин писал, что человек, когда он жалуется или испытывает некоторое страдание, «почти всегда говорит на высоких нотах» (Дарвин [1872] 1953, 747). В спокойном, удовлетворенном или, тем более, в расслабленном состоянии общий высотный контур речи понижается. Интонация и сильнее слов, и искренней, и безыскусней: это прямое, идущее из глубины организма говорящего человека, из са-
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!