Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2023-02-03 | 46 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
И ИСКУССТВЕННЫЕ) СЕМИОТИКИ
26. Градуальный характер противопоставления природных и культурных семиотик. — 27. Градуальный характер противопоставления естественных и искусственных семиотик. — 28. Место языка в континууме природных и культурных семиотик. — 29. Онтогенез усвоения важнейших семиотик особью (или индивидом)
В предшествующей (третьей) лекции и в таблице 5 генезис семиотических систем был представлен в качестве одной из двух главных осей в классификации знаковых систем в природе и обществе (наряду с физической природой плана выражения знаков). В дальнейшем рассмотрении знаковых систем характеристика генезиса той или иной семиотики нередко будет выступать в качестве ее первой, самой важной, черты, по отношению к которой другие черты предстают как производные, т. е. обусловленные ее генезисом. В силу познавательной ценности представлений о генезисе разных семиотик целесообразно рассмотреть основные генеалогические оппозиции в континууме знаковых систем.
118 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
Лекция IV . ГЕНЕЗИС И ОНТОГЕНЕЗ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ Ц9
В предшествующей лекции, сосредоточенной на обзоре сенсорных каналов разных семиотик, три главных генеалогических класса семиотик были представлены как своего рода данность — без обсуждения переходных и спорных случаев классификации. В настоящей лекции будут названы взаимосвязи разных классов семиотик: в п. 26 — генетические связи между природными (биоло гическими, или врожденными) семиотиками, с одной стороны, и небиологическими (культурными) семиотиками, с другой; в п. 27 — связи между теми культурными семиотиками, которые сформировались естественным путем (естественные семиотики), и культурными семиотиками искусственного происхождения (искусственные семиотики). В результате будет показано, что противопоставление природных и культурных семиотик, с одной стороны, и противопоставление естественных и искусственных семиотик, с другой, носит градуальный (ступенчатый) характер, а все пространство природных и культурных семиотик имеет характер именно континуума. Генезис той или иной семиотики обусловливает характер ее усвоения индивидом (или особью). Этот вопрос будет рассмотрен в п. 29.
|
26 |
Градуальный характер противопоставления ■ природных и культурных семиотик. Генеалогические связи природных и культурных семиотик проявляются в двух направлениях: во-первых, в некоторых чертах семиозиса в биологическом мире, общих для животных и человека; во-вторых, в форме и содержании знаков ряда культурных семиотик — прежде всего в жестах, мимике, поведении и этикете.
А. В коммуникации животных есть аналоги звуковому языку и некоторым другим семиотикам человека. Системы звуковых знаков разных видов животных и птиц насчитывают от 10 до 40 отдельных звуков-сообщений. У певчих птиц отмечено научение птенцов пению. У млекопитающих усвоение зрительных знаков (призывные позы и жесты; позы доминирования, угрозы или подчинения; позы, жесты и мимика дружелюбия или вражды и т.п.) происходит на основе подражания молодняка старшему поколению (т. е., как и у людей, путем естественного научения). Хотя жесты и значимые позы животных имеют биологическую основу и запрограммированы генетически, однако у молодых животных, оказавшихся в искусственной среде (без родителей и вне стада или стаи), эта естественная пантомимика отсутствует1.
1 Аналогия с онтогенезом языка у людей: несмотря на врожденную психофизиологическую способность человека к усвоению языка, у тех детей, которые в первые годы жизни в силу трагической случайности оказались вне человеческого сообщества, владение языком не было сформировано (таких случаев «безъязыкового воспитания», или «феномена Маугли», известно около 30).
|
В брачную пору у разных животных (но больше всего у птиц) наблюдаются ритмические движения (коллективные и индивидуальные), напоминающие танец.
Танцы, или токовые1, любовные игрища птиц, всем хорошо известны. Обычно танцуют самцы. Токуют они в одиночестве или собираясь ежегодно в пору размножения в определенных местах. <...> Токующие птицы своеобразными, часто весьма необычными движениями стараются показать наиболее яркие части своего оперения и обычно сопровождают пляску криками, бормотанием или щелканьем. <...> Воробьи пляшут вокруг самок, распустив веерами хвосты и крылья. И трясогузки, и синицы, и пуночки. Танцуют даже филины! <...> Гималайский монал токует сначала боком к самке, потом быстро вертится на месте, рассыпая вокруг многокрасочные вспышки своего «металлического» оперения (Акимушкин 1999, 77 — 78; о «танцах» в коммуникации животных см. также п. 111).
Эти наблюдения, а с другой стороны, исследования ранних форм искусства и жизни архаических социумов подводят к выводу о том, что танец, по-видимому, был самым древним из искусств в истории человечества (см. лекцию XIV).
Еще Ч.Дарвин писал о зачатках музыки в коммуникации животных и особенно певчих птиц, связывая эти проявления с последующим в филогенезе развитием языка: «Инстинктивная способность ритмично издавать музыкальные звуки развита у самых низших животных. <...> Музыкальные звуки представляют одну из основ, из которых развился впоследствии язык» (Дарвин [1871] 1953, 616).
По Дарвину, пик звуковой активности животных приходится на их брачный период и прямо связан с размножением. Музыкальные тоны привлекают самок, поэтому у самцов часто развиваются специальные органы испускания звуков (например, органы стрекотания) «исключительно для очаровывания самок». У рыб, черепах и аллигаторов звуки издаются только в период размножения и только самцами. У всех млекопитающих самцы употребляют свой голос больше всего в период размножения; некоторые вообще безгласны вне размножения. Отметив чувственную мощь музыки в человеческом мире, Дарвин далее переходит к миру животных: «Почти те же эмоции, но далеко не столь сильные и сложные, ощущаются, по-видимому, птицами, когда раздается полнозвучная песня самца, соперничающего с другими самцами, чтобы очаровать самку. Любовь составляет до сих пор самую обыкновенную тему наших собственных песен» (Дарвин [1871] 1953, 615).
|
1 От звукоподражательного глагола токовать, что согласно ССРЛЯ (т. XV, 536) означает 'особым криком, сопровождаемым соответствующими движениями, подзывать самок'. Ср. народное сравнение храбер, как тетерев на току (Даль, IV, 410)
120 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
Отмечая у животных зачатки того, что потом у человека станет искусством, Дарвин, однако, специально подчеркивает отсутствие у животных чего-то, сопоставимого с религией в человеческом обществе (хотя тут же замечает, что собака смотрит на своего хозяина как на Бога). Впрочем, Дарвин указывает, что и в жизни людей наличие религии не составляет универсалию: «Не существует доказательств, что человек был изначально одарен облагораживающей верой в существование всемогущего Бога. Наоборот, имеются исчерпывающие доказательства, что многие из существовавших и существующих до сих пор рас не имеют понятия об одном или многих богах и не имеют даже в своем языке слов для выражения такого понятия» (Дарвин [1871] 1953, 210 — 211).
У высших стадных обезьян складываются жестовые языки. Они состоят из 30—40 знаков-жестов в основном иконического характера. Некоторые из таких знаков столь «органичны» для человека, что кажутся врожденными. Например, значение 'подойди' передается «подзывающим» («манящим») движением кисти руки или пальцев. Другие жесты более условны (но на фоне преобладающей иконичности), поэтому в разных стадах жестовые языки похожи, но не одинаковы. Подробнее см. п 35 (в связи с обсуждением иконичности в коммуникации животных).
Б. С другой стороны, в форме и содержании ряда культурных семиотик легко просматриваются их наследственные связи со знаковым поведением животных. Особенно очевидны эти зависимости в кинесике1 (т.е. жестах, позах, мимике), а также в поведении и этикете. Есть две основные группы факторов таких сходств: 1) ана-томо-психофизиологические факторы 'и 2) социоэтологические.
|
Анатомо-психофизиологическое сходство между животными и человеком проявляется в сходстве их эмоциональной жизни. По Дарвину, эмоциональная жизнь человека носит врожденный характер; основные эмоции (радость, гнев, страх, удивление, грусть, возможно, также отвращение или презрение) являются общими для человека и высших животных. Основное средство выражения эмоций — это кинесика, которая в своей основе также является врожденной и поэтому сходной у человека и животных.
В выражении эмоций сильные чувства оказывают прямое действие на тело: сильная ярость, радость, ужас выражаются движениями, которые обусловлены не волей, не привычкой, а возникающим избытком нервной энергии, которая распространяется в определенных направлениях, зависящих от связи нервных волокон и мышц. «Порыв радости и чувство живого удовольствия сопровождаются сильным стремлением к различ-
_____________ Лекция IV. ГЕНЕЗИС И ОНТОГЕНЕЗ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ -|21
ным бесцельным движениям и к издаванию различных звуков. Мы видим это на примере наших маленьких детей, когда они громко смеются, хлопают в ладоши и прыгают от радости» (Дарвин [1872] 1953, 739). Что-то близкое к описанным Дарвином проявлениям радости (но, конечно, без «хлопков в ладоши») крестьяне видели в поведении молодых домашних животных: ср. пословицу Не к лицу корове телячьи козлы ('прыжки') (Даль, IV, 396), идиому телячий восторг 'слишком бурный или беспричинный, бессмысленный восторг' (MAC, IV, 350). Однако к непроизвольным у обрадованных детей «хлопкам в ладоши» (о которых пишет Дарвин) восходят аплодисменты — принятый у разных народов (но, конечно, не у всех) знак одобрения.
Почесывание головы при умственном затруднении (ср. фразеологизм чесать затылок (или в затылке) 'о жесте, выражающем раздумье, недоумение, размышление' (MAC, IV, 671), англ. scratch one ' s head ), присущее и обезьянам и людям, Дарвин объяснял как «полезное действие», направленное на уменьшение неприятного, но некогда привычного зуда в голове. Еще один вид чисто биологической обусловленности тех движений, которым впоследствии приписали вполне определенную семантику, Дарвин назвал «принципом антитезы»: «Некоторые в высшей степени выразительные движения возникли в результате попытки сдержать другие выразительные движения или воспрепятствовать их обнаружению; так, наклонное положение бровей и опускание углов рта возникает в результате усилия помешать приближающемуся приступу крика или сдержать его, когда он уже наступил» (Дарвин [1872] 1953, 912 — 913).
Социоэтологическое сходство в организации жизни так называемых «общественных животных»1 и человека объясняется универсальными для мира животных и мира людей закономерностями организации сообществ (обязательностьсоциальной иерархии; элементы кооперации в добывании корма; обучение молодняка; у высших животных также наличие стандартных сигнальных поведенческих актов, так называемых «ритуалов», в социобиоло-гическом смысле).
|
Ритуализованные позы и движения обезьян, закреплявшие статусные взаимоотношения особей в стадной иерархии и унаследованные человеческим сообществом, сохранились в древнейших формах этикета, таких как восседание на троне главного жреца или монарха и запреты сидеть в присутствии монарха; рассаживание во время еды согласно той или иной «табели о рангах»; вставания, поклоны, коленопреклонения; обнажение головы в знак приветствия; ритуальные приветственные поцелуи; обмен подарками; «тихое поведение» низших в иерархии или младших по возрасту и др. (см.: Байбурин, Топорков 1990).
1 От греч. kinesis — 'движение'. Термин используется в работах У. Эко (см.: Эко 1998, 395), Г.Е. Крейдлина и др. (см. очерк Крейдлина «Кинесика» в издании Григорьева, Григорьев, Крейдлин 2001, 166—254).
1 Термин биологии и социоэтологии. Общественные животные объединяются в скопления, сообщества (стаи, стада, косяки, колонии, рои); это одна из форм их приспособления к условиям среды.
122 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ_____________________
Таким образом, природные и культурные семиотики образуют континуум. Вообще, как писал Дарвин, различия между умственными способностями низших рыб (минога, ланцетник) и высшей обезьяны больше, чем различия между интеллектом обезьяны и человека. «Это громадное различие сглаживается бесчисленными переходными ступенями. <...> Качественного различия не существует» (Дарвин [1871] 1953, 187).
27 |
Градуальный характер противопоставления естественных и искусственных семиотик. Согласно определению культурных (неприродных), но при этом естествен ных семиотик (см. п. 18) для них характерно «стихийное», никем не спланированное возникновение, т. е. самозарождение. Таковы этнические языки; поведение, одежда, этикет; религии; искусства. Следует подчеркнуть, что речь идет о естественности («стихийности») истории каждой отдельной из названных семиотик в качестве особой системы возможностей общения и познания, находящейся в распоряжении человечества. Процессы формирования и развития названных систем, никем не спланированные и не управляемые, — это слагаемые истории культуры человечества, которая, как и история в целом, является стихийным процессом. Однако стихийность сложения названных семиотик не означает, что в той же мере стихийно создаются конкретные произведения, в которых реализуются возможности той или иной семиотики, — в виде сонаты, рисунка, стихотворения и т.д. Соотношение «плана», «расчета», т.е. «искусственности», с одной стороны, и «стихии», «вдохновения», «спонтанности», с другой, в каждом отдельном творческом акте может быть любым, вплоть до произведения, которое было создано целиком «искусственно» — как чертеж или служебная записка, благодаря одному рассудку и расчету умелого и методично компонующего автора. Однако такие факты не меняют стихийной, «самозарождающейся» природы данного искусства в качестве исторически сложившейся и постоянно эволюционирующей системы возможностей (определенного типа общения и познания), находящейся в распоряжении человечества.
Искусственные семиотики сознательно и целенаправленно создавались и создаются людьми. Таковы алфавиты; римские и арабские цифры и другая математическая символика; географическая или астрономическая карта; алхимические и химические знаки; системы записи танца, музыки, шахматной игры; знаки родов войск и воинских различий (и все прочие условные знаки, которыми униформа отличается от «цивильной», или «приватной», одежды); фамильные гербы, гербы цехов, городов, государств; флаги, вымпелы, штандарты государств, армий, флотов, компа-
_____________ Лекция IV. ГЕНЕЗИС И ОНТОГЕНЕЗ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ 123
ний и движений; эмблемы клубов, партий, олимпийских игр, фестивалей, спартакиад; ордена и медали; фирменные значки и знаки принадлежности (например, особые галстуки у выпускников некоторых привилегированных британских школ); дорожные знаки; печати, клейма, торговые марки, товарные знаки и многое другое.
В культуре есть множество знаковых систем, сочетающих в себе свойства естественных и искусственных семиотик, так что отнесение таких систем к тому или иному классу определяется преобладанием в них черт естественного или искусственного происхождения.
Такого рода амбивалентность характерна, например, для человеческого языка. С одной стороны, никто не сомневается в естественном происхождении этнических языков. Однако, с другой стороны, в естественных языках, в самом их существовании' в конкретных социумах есть феномены искусственного происхождения или феномены, содержащие в себе черты искусственности («рукотворности», «кабинетности»). Таковы, во-первых, системы письма, а также сознательно проводимые графико-орфографи-ческие реформы письма; во-вторых, научно-технические терминологии, где всегда высок удельный вес единиц кабинетно-лабо-раторного происхождения и время от времени проводится сознательное упорядочение терминологий и номенклатур; в-третьих, больший или меньший элемент искусственности присутствует в процессах формирования литературного языка и кодификации его нормативно-стилистической системы; в-четвертых, сознательное языковое планирование всегда присутствует в феномене языковой политики — и в условиях одноязычия, и, в особенности, в многоязычном социуме; в-пятых, существуют так называемые «плановые», или «рукотворные», языки — эсперанто, идо, волапюк, окци денталь и другие «кабинетные» аналоги естественных языков. Названные пять групп искусственных феноменов в лингвистической области подробно представлены в книгах (см.: Мечковская 2000; Мечковская 2001).
С другой стороны, многие искусственные семиотики обнаруживают черты естественности и той стихийности, которая свойственна истории культуры. Это легко увидеть при обращении к генезису и истории почти любых семиотических феноменов.
Например, есть все основания рассматривать письмо в качестве одной из искусственных лингвистических семиотик (что и было сделано абзацем выше): недаром так часто говорят о «изобретении» или «изобретателях» письма. Однако историческое знание открывает в письме мощное стихийное и эволюционное начало.
В сложении самобытных (не заимствованных) систем буквенно-зву-кового письма стихийно-естественное начало связано с тем, что такие
124 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
системы вырастали из идеографического (обобщенно-рисуночного) письма, поэтому новые буквы оказывались зависимы (и при этом в разной степени) от прежних уходящих пиктограмм или иероглифов. Например, алеф, первая буква еврейского алфавита, передавала звук, которым начиналось древнееврейское слово со значением 'бык'. Поэтому буква алеф обозначала быка, но связано это не только с мнемотехникой, но и с тем, что бык, по древнейшим мифологическим представлениям скотоводческих народов, — это верховное божество. Древнее начертание буквы алеф, к которому восходят первые буквы греческого, латинского и кириллического алфавита, — соответственно А {альфа), А (а) и А (аз), по-видимому, представляло собой перевернутое (в некоторых древнесе-митских алфавитах — повернутое на 90°) схематичное изображение рогатой морды: V.
Однако и заимствования алфавитов часто оказывались далекими от простоты или прямолинейности «одномоментных» искусственных установлений. Например, славянская кириллица — это результат стихийной аккумуляции ряда событий, процессов и тенденций в истории славянского письма, таких как 1) практика записи славянской речи буквами греческого алфавита «без устроения» (т.е. специальных букв для тех славянских звуков, которым не было аналогов в греческом языке); 2) создание в 863 г. св. Кириллом глаголицы на основе объединения в ней разных графических традиций и изобретение ряда новых букв, в том числе букв-идеограмм, включающих три сакральных символа христианства (крест, круг, треугольник)1; 3) насильственное прекращение моравской миссии и изгнание учеников Кирилла и Мефодия из Моравии; 4) приспособление греческого алфавита для записи славянской речи с использованием аналогов букв глаголицы.
В той мере, в какой нам становится-известной история тех или иных искусственных семиотик, их генезис предстает как естественный, т.е. в обычном драматизме стихийных процессов, составляющих историю культуры.
28 |
Место языка в континууме природных и куль-■ турных семиотик. Язык человека оказывается тем центром и вместе с тем основным водоразделом, который объединяет и разделяет мир природных и мир культурных семиотик. В самом же языке природное и культурное находятся в сложном и неравновесном единстве: культурное начало в языке преобладает и имеет тенденцию возрастать.
Специально см. об этом работу Б.А.Успенского «Lingvistica sacra: Константин Философ как филолог (Богословские основания лингвистических решений)» во 2-м томе его «Избранных трудов» (Успенский 1996—1997). |
Р.О.Якобсон в дискуссии на французском телевидении (1968) о том, какое место разные семиотики занимают в культуре, говорил о срединном положение языка между природой и культу-
_____________ Лекция IV. ГЕНЕЗИС И ОНТОГЕНЕЗ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ 125
рой и о его связующей и программирующей роли. По отношению ко всем другим культурным семиотикам язык — это «орудие, модель и метаязык. Что дает нам возможность контролировать все прочие системы (коммуникации. — Н. М.)» (Цит. по: Якобсон 1996, 218). Все знаковые системы культуры создавались и создаются с помощью языка, по образцу языка (в том числе и отталкиваясь от языка) и усваиваются, объясняются и верифицируются на основе естественного языка. Переход от биологической коммуникации к культурной связан с тем, что «язык привносит новый момент — момент креативный. Только при наличии речи можно говорить о вещах, отдаленных во времени и пространстве, или даже сочинять, говорить о вещах несуществующих, и только в этот момент возникают термины, имеющие обобщенное значение, только в этот момент возникает возможность научного и поэтического творчества» (там же, 217).
Вместе с тем, отмечая уникальную роль языка как главного организатора семиотического континуума культуры, Якобсон особо подчеркивал его биологические корни (о чем современная гума-нитаристика склонна забывать): «Язык, который в основе своей является биологическим феноменом, тесно связан со всеми другими феноменами (биологии. — Н.М.), с проблемами молекулярной коммуникации, с взаимодействием между молекулами, с феноменами коммуникации между животными и даже между растениями» (там же, 217). Важное свидетельство биологической природы языковой способности Якобсон видел в раннем и быстром онтогенезе языка: « Мы усваиваем все законы фонетической и грамматической структуры в возрасте до двух-трех лет» (там же, 213). Биологичность языка отличает его от всех других культурных феноменов: «В этом-то (в биологичности языковой способности. — Н. М.) состоит та особенность, которая отличает язык от всех культурных феноменов и которая, кстати, является предпосылкой культуры» (там же, 213).
29 |
Онтогенез усвоения важнейших семиотик особью ■ (или индивидом). В континууме разных путей и способов получения или усвоения некоторого знания или умения различают три основные возможности: а) знание (умение) наследуется генетически и, таким образом, является общевидовым и инстинктивным, хотя может проявиться не сразу (например, умение ходить у человека или летать у птицы) и в разной мере (ср. индивидуальные различия в скорости, силе и т.п. тех или иных действий или реакций); б) естественное научение в ходе социализации молодняка, что происходит во время взросления и неформального (имплицитного) воспитания; в) искусственное (школьное, формальное) научение.
128 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ_______________________
разбираются в погонах, государственных флагах и гербах и т.п.; 2) в наше время дети все чаще выучиваются читать до школы, при этом с минимальной помощью взрослых — в силу насыщенности современного быта надписями и текстами; известен случай (в США), когда двухлетний мальчик научился писать прежде, чем стал говорить: целыми днями он один играл в манеже перед включенным телевизором (родители в это время были на работе) и стал записывать часто повторявшиеся на экране надписи — названия телепрограмм, компаний, рекламные тексты (Иванов 1978, 50 — 51); впрочем, это не просто нетипичный случай, но патология — предшизофренический детский аутизм; 3) в театральных школах есть классы мимики, сценического движения, интонации.
Говоря о путях усвоения семиотик искусств, по-видимому, целесообразно различать разные степени семиотической компетентности разных людей: с одной стороны, авторы-профессионалы, с другой, — неискушенные потребители произведений искусства, так сказать, воскресные посетители Третьяковской галереи или любители музыки, не знающие нот. В современной культуре большинство авторов в той или иной мере проходят искусственное (формальное) обучение своему ремеслу, при том что большинство зрителей, читателей, слушателей «умеют» смотреть кино, получать удовольствие от балетного спектакля, скульптуры или музыки без специального изучения языка соответствующего искусства. Практика показывает, что даже минимальное знакомство подростка с языком искусства повышает его интерес к искусству и удовольствие от его восприятия.
Часть третья
КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ,
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!