Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2023-02-03 | 47 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лекция liI
СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБЗОРА. ДВЕ ГЛАВНЫЕ ОСИ В· СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАКОВ И ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
18. Цели семиотических таксономий. Принципы классификаций знаковых систем и знаков. - 19. Две главные оси систематизации знаков и знаковых системы: физическая природа плана выражения и генезис семиотик. - 20. Оптические знаки. - 21. Слуховые (звуковые) знаки. - 22. Знаки, связанные с восприятием запахов. 23. Тактильные знаки. - 24. Знаки, связанные с вкусовыми ощущениями. - 25. Две физические оболочки языкового знака: самодостаточность и автономность звуков и букв
18 |
Цели семиотических таксономий. Принципы классификаций знаковых систем и знаков. Мир знаков и знаковых систем (природных и социальных) бесконечно разнообразен; его единство носит характер континуумаl. Чтобы представить границы мирового семиотического континуума, его свойства и закономерности существования, необходимо рассмот-
l Континуум (лат. coпtiпuum - 'непрерывное, сплошное') - непрерывность, неразрывность явлений, процессов (например, связное множество в математике, сплошная среда в физике, семантическая непрерывность внутри многих синонимических рядов в языке, ер. туман, дымка, мгла, дым, марево и т.п.). В общенаучном смысле континуум - это непрерывная, или связная, совокупность объектов, различия между которыми носят градуальный (ступенчатый) характер и определяются местом объектов в данной совокупности. Для континуума характерно то, что расположенные рядом его объекты различаются между собой незначительно, в то время как взаимно удаленные объекты - кардинально, вплоть до полной противоположности. Ср. континуум газетно-публицистических и бытовых определений и перифраз к концепту 'писатель/поэт/автор': гениальный, великий, выдающийся, знаменитый, замечательный, маститый, талантливый, одаренный, оригинальный, способный, преуспевающий, плодовитый, переuмчивый, бойкий, ловкий, подражательный, вторичный, бездарный, графоман. Соседствующие в рамках континуума эпитеты гениальный и великий, или талантливый и одаренный, или бездарный и графоман - это почти синонимы, в то время как на границах континуума находятся полярные противоположности. В одном английском словаре по социологии приводится следующий пример континуума: отрезок горизонтальной прямой, на его крайних точках написано: мужчина, женщина, а посередине гермафродит.
|
96 Ч а с т ь В Т О рая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
реть в одной системе терминов (понятий) разные классы знаковых систем и знаков, классифицировать их и затем определить взаимоотношения между классами, построив, таким образом, таксономию данной области действительности.
Основные объекты семиотической таксономии - это знаковые системы, а не знаки, поскольку в общесемиотическом континууме знаки характеризуются прежде всего своей принадлежностью той или иной семиотикеl. В систематизации знаковых систем первостепенное значение имеют три группы свойств (признаков ) отдельных семиотик.
А. Физическая (материальная) природа плана выражения знаков, что определяет также и сенсорный канал (сенсорную модальность) их восприятия. По данному основанию различаются пять видов знаков и знаковых систем (по числу основных органов чувств): а) оптические (воспринимаемые зрением); б) слуховые (воспринимаемые слухом); в) знаки, связанные с восприятием запахов (воспринимаемые органом обоняния); г) тактильные знаки (воспринимаемые осязанием); д) знаки, связанные со вку совыми ощущениями (воспринимаемые органом вкуса)2.
Б. Генезис знаковых систем; по данному основанию различают три главных рода семиотик: а) природные (биологические, или врожденные) семиотики (это прежде всего «языки животных, но не только они); б) небuологические (культурные) и при этом естественные семиотики (это этнические языки; поведение, одежда, этикет; религии; искусства); в) искусственные семиотики, Т.е. сознательно и целенаправленно созданные людьми (например, математическая символика, географическая карта, дорожные знаки и многое другое).
|
В. Строение (структура) знаковых систем; по данному основанию, в зависимости от того, сколько иерархических подсистем образуют конкретную семиотику, различают два больших класса
I Вторая по значимости характеристика знака связана с его принадлежностью к одному из трех классов в классификации Ч. Пирса (распределение знаков в зависимости от характера взаимоотношений между означающим знака и его означаемым на знаки-индексы, знаки-иконы и знаки-символы). Об этой классификации говорил ось в п. 9; подробно см. в лекции У.
2 Возможности человеческой сенсорики шире: кроме {<классических,> пяти чувств есть также чувство гравитации (оно позволяет различать, например, тяжелые и легкие предметы); соматическая (телесная) чувствительность (позволяющая организму воспринимать собственное состояние, например, чувствовать боль, повышение температуры тела, голод (когда сосет под ложечкой), нехватку кислорода, плотскую радость или, напротив, соматический дискомфорт и т.п.); биоэлектрическая чувствительность. Однако в сфере той знаковой коммуникации, о которой сегодня достоверно известно науке, используются пять указанных сенсорных каналов и, соответственно, пока различают пять видов физической оболочки знаков.
Л е к Ц u я JfI. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА 97
семиотик: а) одноуровневые семиотики (например, крики обезьян, дорожные знаки и др.) и б) уровневые (или многоуровневые) семиотики (этнические языки, арабские цифры, большинство искусств и др.); подробно о строении знаковых систем см. в лекции XHI.
19 |
Две главные оси систематизации знаков и знаковых систем: физическая природа плана выражения и генезис семиотики. КОНТИlfYY1'.1 знаковых систем удобно представить в таблице 5, организованной по двум главным основаниям в классификации семиотик.
Последовательность, в которой расположены строки таблицы 5: 1) зрение, 2) слух, 3) обоняние, 4) осязание, 5) вкус, - соответствует степени важности для сознания отдельных сенсорных модальностей в направлении от самого важного канала (зрение) к менее важным. Эта последовательность является о б р а т н о й по отношению к относительной хронологии формирования соответствующих органов в эволюции жизни на Земле (см. п. 25).
|
Последовательность, в которой в таблице 5 расположены столбцы, отражает относительную хронологию появления отдельных классов семиотик. То, что последовательность именно такова, будет показано ниже (в лекциях IV, ХIV-XVПI). Пока же необходимо указать на три крупных упрощения (в табличной записи), связанных с линейным, а не многомерным представлением исторического процесса.
А. В относительной хронологии трех классов семиотик «<Религия», «Искусства», «Естественные (этнические) языки») принимались во внимание данные археологии, которые относятся к тем зародышевым формам соответствующих семиотик, по отношению к которым не вполне применимы термины религия и искусства. Применительно к эпохе раннего палеолита речь может идти не о религии, а только о маmи и ритуале еще бессловесных неандертальцев. Однако в табличной записи любые семиотики, передающие Фидеистическое содержание, представлены как один класс и обозначены термином религия.
Б. В силу синкретизма первобытной ритуально-магической и художественной практики термин искусство применительно к его зачаткам у неандертальцев также применим весьма условно: в лучшем случае, это протоискусство, и оно пр е Д ш е с т в о в а л о появлению звукового языка. Однако в записи таблицы 5 искусство и протоискусство представлены как один класс семиотик.
В. «Табличная хронология» не может отразить того фундаментального факта, что искусство слова - и исторически, и логически - в т о р и чн о по отношению к языку. В целом в многотысячелетней истории искусств язык фактически предшествовал сложению различных форм искусств и участвовал в их зарождении и становлении. Тем не менее, с учетом данных о ритуалах и «протоискусстве» неандертальцев, в ХРОНО4 МечкоескаR
Таблица 5
|
генезис семиотических систем и сенсорные каналы, по которым осуществляется восприятие знаков
Сенсорные каналы, по которым воспринимается план ыражения знаков. | Основныс классы знаковых систем, различающиеся по своему генезису | ||||||||||
Биологические | Культурные семиотики( являются плодом социальной истории человества)) | ||||||||||
(врожденные) Семиотики Естественные (но не врожденные) семиотики |
| Примеры искусственных семиотик | |||||||||
Естественные (но не врожденные) семиотики
| |||||||||||
Языки животных | Жесты,мимика, панто - мимика, | Поведение, Одежда,, этикет | Религии | Искус- ства
| Есттественные (этнические)) языки | Матемзm- ческая символика | Семиотика Географичес- Кой карты | Знаки дорожного движения | |||
интонация | |||||||||||
А | В | С | D | Е | F | G | Н | 1 | |||
1 Зрение + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
2 | Слух | + | + | + | + | + | + | - | - | + | |
3 | Обоняние | + | - | + | + | - | - | - | - | - | |
4 | Осязание | + | - | + | + | - | - | - | - | - | |
5 | Вкус | + | - | + | + | - | - | - | - | - | |
Л е к Ц u я /11. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА 99
логической схеме семиотические классы «Религию> и «Искусства» должны предшествовать классу «Естественные языки».
Знак «плюс» В клетке указывает на то, что в семиотическом континууме имеются знаки с соответствующими двумя признаками, «минус» - на отсутствие знаков данной физической природы, относящихся при этом К данному классу семиотик (объединенных сходством генезиса). Например, в семиотиках искусственного происхождения практически не используются знаки, воспринимаемые органами вкуса, обоняния и осязания, поэтому в соответствующих клетках таблицы стоит «минус». Следует иметь в виду, что в трех столбцах, представляющих искусственные семиотики, имеются в виду именно указанные три конкретные семиотики, однако в реальности во всем пестром мире искусственных семиотик встречаются (хотя и редко) знаки, воспринимаемые осязанием и обонянием.
Далее, в п. 20 - 24, в виде комментариев к таблице 5 приводятся примеры конкретных семиотик, входящих в тот или иной класс. Номер комментария включает цифровой индекс, соответствующий одному из пяти каналов восприятия знаков (как это представлено в таблице 5), а затем буквенный индекс класса семиотик, объединенных сходством генезиса (также с сохранением табличных индексов). Например, группа знаков 3С - это те воспринимаемые о б о н я н и е м знаки, которые относятся к бытовому поведению, одежде, этикету.
20 |
Оптические знаки. Люди давно уверены, что Лучше один раз увидеть, чем три раза услышaть (так говорят пословицы многих народов). Однако у некоторых низших животных первенствует не зрение, а обоняние. Это говорит о том, что в эволюции жизни зрение не было филогенетически первым (самым древним) органом чувств.
|
Несмотря на то что зрение (хотя бы в зародышевой форме светочувствительных клеток) известно на всех ступенях эволюционной лестницы, есть основания считать его поздним органом чувств. Потому что, как заметил Ричард Грегори, крупнейший в мире специалист по психологии зрения, «глаза нуждаются в разуме». В свою очередь, из всех органов чувств зрение в наибольшей мере содействовало формированию интеллекта. «Очень вероятно, что мозг каким мы его знаем - не мог бы развиться без притока информации об отдаленных объектах, информации, поставляемой другими органами чувств, особенно зрением. < ... > Глаза нуждаются Е разуме, чтобы опознать объекты и локализовать их в пространстве, но разумный мозг вряд ли мог бы возникнуть без глаз. Можно без преувеличения сказать, что глаза освободили нервную систему от тирании рефлексов, позволив перейти от реактивного к
100 Ч а с т ь В Т О рая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
тактическому, планируемому поведению, а в конечном счете и к абстрактному мышлению» (Грегори 1972, 12-13).
У человека из пяти сенсорных каналов, по которым воспринятая информация передается в центральную нервную систему, зрение представляет собой самый важный канал с максимальными пропускными (разрешающими) возможностями благодаря возможности воспринимать объекты глазом на расстоянии, различать цвета, мелкие подробности формы и, благодаря феномену «бокового зрения», возможности видеть достаточно широко. Зрение доставляет мозгу человека 80-85 % сенсорной информации.
Оптические знаки и семиотики бесчисленны и бесконечно разнообразны.
1А. Оптические знаки в коммуникации животных. Приведем несколько примеров.
1) Так называемые «танцы пчел·'>: круговые (точнее, веретено- и спиралеобразные) узоры движений рабочих пчел-разведчиц, сообщающих остальным пчелам, куда лететь за сладу-лм кормом в каком направлении, как далеко и много ли там корму (т.е., многим ли надо лететь в указанном направлении). Впрочем, «танцы пчел» - это не только оптические, но и слуховые знаки: существенны не только «фигуры танца», но также и интенсивность и высота жужжания (звука, издаваемого вибрацией крылышек насекомых).
2) Позы доминирования и позы подчиненuя: в них проявляется и сохраняется биологическая иерархия в сообществах животных. Сильные самцы берут себе лучшую часть пищи, лучших самок и лучшие участки территории; их движения, позы, мимика свободны и властны. Однако эволюция «привила» (т. е. сделала инстинктивным) сильным особям щадящее и покровительственное отношение к слабым, в первую очередь к невзрослым особям. Это не только инстинктивная забота о молодняке, но и также инстинктивное «понимание» того, что слабые (менее проворные, менее наблюдательные) нужны сообществу в качестве добычи ДJIЯ животных других видов, это своего рода «откуп», «дань» или «жертва» стаи, сохраняющая жизнь сильным).
Позы доминирования и позы подчинения есть в коммуникации рыб, птиц и высших стадных животных.
Например, чайки, в том числе самцы, выражая покорность, имитируют поведение молодых самок: приседают и трепещут крыльями. Иногда они, как птенцы, раскрывают клюв, словно просят их накормить. Мыши в знак покорности встают на задние лапки и открывают для укусов свое самое уязвимое место - незащищенный живот. Галки и вороны в знак покорности поворачивают к сородичу высокого ранга затылок. Волки приседают перед сильнейшим, поджав хвост и подставляя ему
Лекция 11/. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА 101
свое горло1• Сильный в таких ситуациях не клюнет, не вцепится в горло, не укусит слабого (Подробно СМ.: Акимушкин 1999,45-49).
В поведении высокоранговых самцов угроза и запугивание выражаются в особых позах, походке и некоторых «шумовых эффектах». «Враждебно настроенные самцы шимпанзе вздыбливают шерсть, особой раскачивающейся походкой передвигаются на двух ногах, размахивают руками, трясут ветви деревьев, швыряют тяжелые камни, а иногда бегом устремляются в сторону оппонента, волоча за собой по земле огромные ветви и сучья. При этом губы соперников крепко сжаты, а пристальный взгляд ycтpe1.'JIeH на противника»2 (Панов 1980, 124). По данным голландского этолога Я. ван Хооффа, у шимпанзе имеется около 60 различных поз, телодвижений и сопровождающих их звуков, используемых в качестве знаков в коммуникации этих животных (Панов 1980, 123).
3) В оптической коммуникации животных важен также цвет. У самца рыбки колюшки с приходом поры размножения брюшко приобретает ярко-красный цвет. Для колюшки красный цвет это релизерЗ: на красное продолговатое пятно реагируют и самки, и самцы. В опытах этологов самец отгонял от своей норы (приготовленной для самки) любой продолговатый предмет, красный снизу, а «самка тоже реагировала на грубую модель самца (лишь бы брюшко у модели было красное). < ... > А если подвести модель, а за ней и самку, которая не отстает от подделки, к дну аквариума, а затем, подражая самцу, положить раскрашенную фанерку плашмя, самка будет тыкаться носом в песок, искать вход в гнездо, даже если его и нет» (Акимушкин 1999, 72).
Как известно, птенцы многих певчих птиц - желторотые: с желтым клювом и желтизной около клюва. Для их родителей, подлетающих с кормом в клюве к гнезду, желтый цвет (хорошо за-
I Ср. русскую идиому поджать хвост 'стать скромнее, стать менее самоуверенным в своих действиях', в которой общеизвестность собачьих повадок послужила основой для образной характеристики поведения человека. Ср. также присловья Повинную голову меч не сечет; Лежачего не бьют и т.п. как свидетельства давности представлений о том, что надо щадить слабых и виноватых.
2 Следы этой семиотики сохранились в поведении человека, хорошо известны ему, и поэтому отражены в лексике и фразеологии. Слова вразвалку, вразвалочку идет или сидит говорятся чаще о мужчинах (ер. подтверждающее исключение из И. Тургенева: [Феничка] ходила немножко вразвалку, но и это к ней пристало), о их самоуверенном или властном поведении, ср.: [Сеня] вошел в КОА1Нату и сел на стул. Но сел уже не робко, а всем телом, вразвалку (Л. Леонов); Алексей шел вразвалку, с небрежным ухарством (Б. Горбатов). (Примеры из ССРЛЯ, П, 789). С другой стороны, ер. образные обозначения робкого поведения: по одной половице ходить 'робко, неуверенно вести себя, держаться'. Ср. у Даля: «Он у меня по струнке, по ниточке ходит, в строгом послушании» ОУ, 556).
з Релизер - это сигнал, который инстинктивно продуцируется животным и зызывает инстинктивные реакции других животных (от англ. 10 release - 'выпускать, делать информацию доступной для восприятия (о новостях, фильмах и т.п.)'.
102 Ч а с т ь В Т О рая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
метный в полумраке гнезда) - это тоже релизер. Он указывает птице, куда надо направить свой клюв с кормом.
lВ. Жестикуляции и мимика являются оптическими знаками по определению. В этот же семиотический круг (1В) включают проксемику (от лат. proxiтo 'приближаюсь, близко подхожу'; знаковые явления, связанные с дистанцией между собеседниками во время коммуникации), тактильные движения (рукопожатия, похлопывания по плечу, поглаживания, объятия, поцелуи и подобные явления, связанные со значимым касанием другого человека (и, следовательно, воспринимаемые двумя органами чувств тактильно и оптически); (см. специально: Крейдлин 1999; Крейдлин 2000), а также взгляд!. А. Пиз, ссылаясь на книгу американского психолога Э. Гесса «Выразительные глаза» (Hess Е. The Теl1Tale Еуе. - New York, 1975), утверждает, что «с помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо» (Пиз 1992, 155)2. Жестикуляция, мимика, а также феномен интонации (не относящийся к оптическим знакам) в совокупности образуют паралингвистический (невербальный, «околоязыковой» ) компонент речевой коммуникации, или паралингвистику3.
lС. Оптические знаки в поведении; семиотически значимые различия в одежде (например, праздничная одежда, парадная форма в отличие от будничной и повседневной) воспринимаются именно зрением; ер. также молчаливые «реплики» сына-гимназиста в рассказе Чехова «Толстый И тонкий»:
1 В. Нёт, автор наиболее полного руководства по семиотике, в главу «Невербальная коммуникация» включает следующие разделы (в соответствии с разновидностями не вербальной коммуникации): «Жесты» (<<Body Lапgиаgе», Кiпesics), «Мимика>, (Facia/ Sigпa/s), «Пристальный взгляд» (Gaze), «Тактильная коммуникация>" «Проксемика: семиотика пространства>} (Proxeтics: The Seтiotics о/ Space), «Хронемика: семиотика времени» (Chroпeтics: The Seтiotics о/ Тiтe; к хронемике автор относит различные темп оральные аспекты коммуникации и этикета: продолжительность разговора при представлении, при первом визите, время ответного визита и т.п.). См. Ni5th w: Handbook of semiotics. - Indiana University Press, [1985] 1990. - Р. 387 -420). Схожий круг феноменов «языка тела>, представлен в книге Г.Е.КреЙДЛина «Невербальная коммуникация» (см.: Крейдлин 2002), однако помимо «беззвучных» (оптических) явлений не вербальной коммуникации автор относит к «языкам тела>} также речевой голос и тон.
2 Имеется в виду независимость зрачков от воли человека. Люди издавна уверены в том, что «глаза- зеркало души», что можно <<по глазам,> видеть I читать, однако как раз «точность» этих сигналов, их однозначная «переводимость>} вызывают сомнения (подробней см. в п. 86).
3 Опаралингвистике - см. Николаева, Успенский 1966, Колшанский 1974, Горелов 1980, Григорьева, Григорьев, Крейдлин 2001; о преимущественно «звучащей» паралингвистике - см. Потапова 1998.
Л е те Ц u я 11/. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА 103
Нафанаил немного подумал и снял шапку ...
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца ...
Нафанаил вытянулся во фрунт И застегнул все пуговки своего мундира ...
Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.
lD. Оптические знаки в релитиозной пра:ктике разнообразны и многочисленны: ритуальные жесты и позы (например, крестное знамение, особые позы и жесты молящИ{Сся, в том числе жест адорации - воздетые кверху руки!, поклоны разного вида), особая одежда священников (часто дифференцированная по сану); иконы, ритуальная утварь, скульптуры, храмовая архитектура.
lЕ. Оптические знаки в искусствах: про изведения изобразительных искусств, по определению, - это произведения, воспринимаемые зрением. Что касается сценических (кинетических) искусств, то здесь роль оптических знаков различна «по удельному объему или весу» (ср. пантомиму и музыку), но в любом случае существенна. Например, при восприятии симфонии в концертном зале источником эстетического наслаждения может быть не только слышимая музыка, но и вся «видимая» сторона ее исполнения: облик оркестрантов, их лица, фигуры, одежда; облик, жесты и телодвижения дирижера; вид музыкальных инструментов, интерьер зала и т. д.
lF. Оптические знаки в естественных языках - это письмо (о взаимоотношениях звука и буквы см. п. 25), а также пальцевый алфавит и мануальный (ручной, от лат. тaпus 'рука') язык в коммуникации и обучении глухонемых, а также в сурдопереводе2•
Знаки пальцевой азбуки кодируют отдельные б у к вы алфавита того или иного естественного языка (подобно азбуке Морзе, где каждой букве соответствует своя комбинация точек и тире).
Первые пальцевые алфавиты были разработаны в Испании (1550) и во Франции (1620) для обучения глухонемых письму3. В России первые руководства по пальцевой азбуке появились в ЗО-х гг. XIX в4• Те или иные версии пальцевых алфавитов иногда встречаются в наших обычных школах (в IV - V классах) как забава и отчасти для подсказок. Некоторые знаки таких азбук имитируют графический облик соответствующих букв (например, для передачи буквы т вытянутый вертикально указательный
t Лат. adoratio 'обожание, поклонение'; от adoro 'обращаться, молить, молиться'; 'поклоняться, обожествлять'. Этнологи небезосновательно указывают на биопсихологические истоки поз и жеста адорации - это фигура ребенка, двумя руками снизу вверх тянущегося к матери.
2 В дефектологии параллельно используется также иная терминология: дактилология ('пальцевый алфавит') и жестовая речь ('мануальный язык') (см.:
Зайцева 2000).
3 Noth W: Handbook ofsemiotics. - Indiana University Press, 1990. - Р. 281. 4 См. подробно: Зайцева 2000.
104 Ч а с т ь В Т О рая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
палец ПОДНОСИТСЯ под «горизонталь,> рта; букву о обозначают раскрытым вытянутым ртом, что мотивировано не только графикой буквы, но и артикуляцией звука); другие основаны на мнемонической подсказке слов, которые начинаются с соответствующей буквы (б - дотронуться до брови; п - дотронуться до носа; я - дотронуться до своей груди) и Т.д.
В мануальном языке отдельные знаки соответствуют не буквам, а с л о в а м и сериям слов, связанных контекстуально и тематически. План содержания такого знака сопоставим с и е р о гл и Ф о м: например, один знак передает слитное представление о действии, включая само деЙствие, его ИНСТР)'1l-fент, объект или результат.
Так, один знак «<этимологически» восходящий К имитации движения, ключевого для всего представления) передает значение 'рубить+ топор + дрова I дерево I мясо'; знак с общим значением 'украшения' объединяет знаки, обозначающие разновидности украшений ('кольцо, браслет, бусы') и т.Д. При этом, как показа.пи американские исследователи коммуникации глухонемых, семантика знака 'украшения' мыслится не как пер е ч е н ь объектов, стоящих за жестами, а именно как о бщ е е пр е Д с т а в л е н и е с устойчивым планом выражения. Это подтверждается высказываниями с отрицанием относительно одного из видовых (частных) представлений. ер. вербальную передачу семантики таких сообщений:
'Я + купить + новое + молоток + отвертка + гаечный ключ + отвертка + пет', что означает 'Я купил себе новый набор инструментов, но без отвертки'·.
'Я + любить + кольцо + браслет + бусы + разное + браслет + .чет', что означает 'Я люблю всякие украшения, но не люблю браслетов' (цит. по:
Фрумкина 2001,1'50). В приведенных высказываниях отрицание касается представлений 'отвертка' и 'браслет', однако соответствующие знаки сохраняются в составе обобщенных ('инструменты' и 'украшения').
Наглядное представление о русском варианте мануального языкa может дать «Краткий словарь жестового языка», помещенный в пособии по сурдопедагогике Г. Л. Зайцевой. Словарь содержит 200 жестов с соответствующими рисунками и вербальными определениями (см.: Зайцева 2000, 132-190).
lG. Оптические знаки в дорожных знаках составляют подавляющее большинство (о звуковых знаках в дорожной сигнализации см. в п. 21, 2G).
lН -Н. Географическая карта и математическая символика используют только оптические знаки. В целом в искусственных семиотиках оптические знаки составляют подавляющее большинство.
2 |
Слуховые (звуковые) знаки. Слух у человека и боль• шинства животных - это второЙ (после зрения) по пропускной способности канал восприятия информации.
Лекция I!I. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И ~ПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА 105
2А. Звуковые знаки в коммуникации животны-х. Примеры: лай, визг и скуление собаки; мычание коровы; мяукание, а также угрожающее шипение кошки; крики обезьян, волчий вой и т.д. Звуковые сигналы животных не всегда исходят из пасти (рта): ср. звуки вибрации крьшьев насекомых или стрекот у сверчков, кузнечиков, ПРОИЗВОДИ:МЫЙ специальны},fИ «органами стрекотания»; испуганное хлопанье крыльями гуся, «заражающее» все стадо; хлопки в ладоши, а также следующий «звуковой жест» в «танце» или ритуале угрозы у горилл: «Гори.i1Jта попеременно то одной руКОЙ, то другой бьет себя ладонями в грудь. Та гудит, как хороший барабан!,> (Акимушкин 1999, 24).
Системы ЗВУКОВЫХ сигналов в кормуникации разных видов ЖИВОТНЫХ занимают разное по значимости место. Наиболее заметна роль звукового общения у певчих ПТИЦ (недаром в русском языке есть даже фразеологизм птичий язык со значением 'непонятный язык')I. Степень близости птичьего пения к человеческому языку ПО ЭВОЛЮЦИОННЫМ меркам очень значительная, во всяком случае ни у какого другого биологического вида звуковая коммуникация не занимает такого важного место в жизни, как у птиц. Это проявляется, во-первых, в том, что только у певчих птиц имеет место о б у ч е н и е пению (у обезьян отмечено обучение жестовому языку, но не звуковым сигналам). Во-вторых, сходство пения птиц с языковым общением людей подтверждается анатомически: у певчих ПТИЦ, как и у человека, сформировалась а с и мметрия полушарий головного мозга (у птиц, как и у человека, левое полушарие является доминантным, управляющим звуками коммуникации). Характерно, что межполушарная асимметрия, хотя и менее выраженная, чем у певчих птиц, отмечена только у некоторых видов высших крупных обезьян2•
2В. Слуховые знаки не принадлежат сфере жестикуляции и мимиК'кf.
2С. Слуховые знаки в поведении и этикете. Если не говорить о вербал:ьной части поведения и этикета (разумеется, всегда существенной, а часто и главной), то в поле зрения оказываются нормы поведения, состоящие, во-первых, в запрете некоторых действий (прежде всего физиологических), сопровождаемых звуками (не чавкать во время еды, не сопеть, не икать и т.п.), или В уменьшении шумности действий (не греметь столовыми приборами, не
I Оборот приведен у Даля и в ССРЛЯ. Ср. контекст из «Бьтое и думы,> А. И. Герцена: lvJолодые философы приняли, напротив, какой-то условный язык ... Я имею право это сказать, пото.МУ что, увлеченный тогдашним потоком, я сам писал точно так же да еще удивлялся, что известный астроном Перевощиков назвал это «птичьим языком» (ССРЛЯ, XI, 1642).
2 Спрингер с., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Асимметрия мозга. - М., 1983. - С. 164-175.
106 Ч а с т ь В Т О рая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
слишком шумно сморкаться, не СЛИШКО1>-f ШУ?-iНО проходить по коридору или комнате в "-'ужом доме и т. п.); во-вторых, В предписании некоторых действий (предупредить леГКIOvf стуком в дверь о своем вхождении в помещение); а также действие, которое ДО революции называлось щелкать каблукаJ~fU (шпора.ми) ИJIИ шаркать и относилось к мужско:му дворянскому ЭТ-икету (придвигать одну ногу к другой, слегка ударяя каблуком о каблук в знак вежливости, приветствия, благодарности и т.п.) (см.: ССРЛЯ, ХУП, 1281) ..
Слуховые знаки в ДИПJIOматическом этикете: в честь прибытия главы государства может звучать артилл:ерийский салют и гимн; иногда звонят колокола.
2D. Слуховые знаки в религиозной практике: не только в составе звучащей речи, храмовой музыки, но также и звук..ч колокола; особые возгласы муэдзина, с минарет-а сзывающего rvfYсульман на молитву, и др.
2Е. Слуховые знаки в сфере искусств: музыка; все искусства, содержащие музыкальный и вербальный компоненты (вербальные музыкальные жанры - песня, опера, оратория и др.), - театр, кино (в том числе музыкальное сопровождение немого кино).
2F. Слуховые знаки в естественном языке: филогенетически естественный язык - это прежде всего звуковой язык СУIдественно, однако, что центральный орган языкового (фонематического) слуха не совпадает с мозговыми механизмами восприятия всех других видов звуков (включая музыку). Зоны фонематического слуха сформировались позже обычного слуха; они локализованы в коре левого полушария, в то время как неязыковые звук·й воспринимаются правым полушарием.
Н.И. Жинкин называл фонематический слух метаязыковым, Т.е. направленным на язык, и связывал с ним принципиаJIьное (эволюцион ное) отличие языка человека от коммуникации животных. В отличие от животного, которое производит звуковые сигналы и реагирует на слышимые сигналы, но не анализирует их, человек вслушивается в произносимые звуки и регулирует процесс звукообразования, Т.е. управляет этим процессом. «Это значит, что наряду с языком стал формироваться метаязык. Метаязык и есть то принципиально новое, что появилось у человека и из чего вырос человеческий язык в целом. < ... > Фонематический слух - это метаязыковой слух - слух о правильности своего слуха,> (Жинкин 1998, 75).
Акустико-артикуляционные диапазоны звуковой (фонематической) речи на естественных языках характеризуются замечательным разнообразием: ни один вид животных или певчих птиц не превосходит человека по возможностям тонкой дифференциации производимых им звуков речи. Вместе с тем, в силу значительной избыточности средств кодирования речевого сообщения (имею-
Л е к Ц u я 11/. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА 107
щей место на всех уровнях языка), звуковое сообщение может быть воспринято в условиях существенноЙ р е Д у к Ц и и акустико-артикуляционной реализации фоне:мапrческой структуры сообщения. Самый обычный пример такоЙ сокращенной фонации это шепотная речь.
Существуют, однако, и более экзопrческие и вместе с тем более регулярные и необходимые (нежели шепот) способы заместительноЙ передачи фонеПIЧески и фоне:маnrчески редуцированного звучания: это языки свиста и африканские языки барабанов, свистовые и барабанные «З&\оfестители языков» (surrogates), как их назвал Т. Себеок. Языки: свиста представляют собой МОДИфfщированные версии естественных фонологических систем, которые используются при общении на большом расстоянии, не преодолимом для обычного громкого голоса (наПрlf1I.fер, если части социума разделены проливом Кi1И ущельем). Известно несколько десятков языквB (на всех континентах), обладающих подобными редуцированных система?vfИ свистовой презентации зв)'чашеЙ речиl.
Вот что пишет современный автор о двух свистовых языках на романской основе - в деревне Ас (во французских Пире неях) и на острове Гомера (один из семи главных островов Канарского архипелага). «Что поразительна, между языками свиста деревни Ас и Гомеры есть много общего. Прежде всего, разговорные языки (беарнскиЙ и испанский), на которых строятся свистяшие модуляции, имеют единое - лапшское происхождение. < ... > Гомеранцы свистят столь же пронзительно, сколь и асцы, - с силой от 110 до 120 децибелов, что едва ли не превышает допустимый предел ДJIЯ человеческого слуха. Вот почему на том и на другом языке можно обшаться на поиспше огромных расстояниях. < ... > Помимо того, канарские пастухи, как и асские, начинают насвистывать любую весть с междометия «ой!», прибегает таким образом к себе внимание. Вместе с тем, несмотря на очевидное сходство (кстати, дать тому объяснение должным образом до сих пор никто и не смог), между обоими языками свиста сушествуют определенные различия. Во-первых, гомеранцы свистят очень четко и разборчиво, а значит, свист легко запомнить. Так, один мой знакомыЙ, знавший испанский, довольно легко научил:ся разговаривать по-гомерански» (цит по: Жан 2002, 155 -157). Во- вторых, гомеранский язык до сих пор сохраняется полнее, чем асский, хотя оба свистовых языка сужают сферы своего использования и теряют слова. Но еще в середине XIX в. по-гомерански могли звучать даже псал:мы: сохранил:ось известие о том, что «в Рождество 1862 г. мэр Сан-Себастьяна, столицы Гомеры, распорядился запереть на ключ церковь, чтобы тупа не проникли местные пастухи, иначе во время торжественного богослужения они наверняка бы не удержалисьи принялись распевать псалмы на свой - свистят-ций - манер» (там же, 157).
l Подробно СМ.: Sebeok Th. А . Contributions to the Doctrine of Signs.
ВIoomington, 1916. - Р. 189-199.
108 Ч а с т ь В Т О рая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
Если в свистовом сооб
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!