Знаки, связанные с вкусовыми ощущениями. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Знаки, связанные с вкусовыми ощущениями.

2023-02-03 84
Знаки, связанные с вкусовыми ощущениями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

■ Орган вкуса, напрямую связанный с пищеварением, филогенетически является самым «старым» органом и, в отличие от зрения, имеется у всего живого. Можно сказать, что червь, особенно внутриполостной, — это слегка усовершенствованный желудок, у которого вместо глаз есть лишь несколько светочув­ствительных клеток. Информация, которую передают в мозг орга­ны вкуса, важна в биологическом (соматическом) отношении, но она мало говорит о предмете — носителе данных вкусовых свойств. Ограниченность данного канала связана также с тем, что вкусовые ощущения невозможны не только на расстоянии, но и раньше, чем пища окажется во рту (пасти, клюве). Еда это на­слаждение, гласит рекламный слоган, но можно думать, что на ранних ступенях эволюции речь шла не столько о наслаждении, сколько о выживании, и орган вкуса действовал как распознава­тель биологически и энергетически ценной пищи. Об ограничен­ности (в силу «внутрисоматичности») данного канала информа­ции говорит то, что даже в мире животных он используется суще­ственно меньше других каналов и соответствующих им знаков.

5А. Вкусовые знаки в коммуникации животных. В системе ком­муникации пчелиного улья ключевую роль играет так называемое «маточное вещество», которое проникает в пищеварение всех пчел улья.

Маточное вещество — это выделения, покрывающие тонким слоем все тело пчелиной матки (или, как ее раньше называли, «царицы») — самой крупной особи, которая одна из всего улья откладывает яйца в


 

Лекция III. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА -|15

ячейки. Распределение маточного вещества между пчелами, в представ­лении энтомолога и писателя И.А.Халифмана, происходит так: «Если присмотреться к пчелам свиты, можно увидеть, что некоторые из них своими гибкими язычками жадно облизывают поверхность тела матки. Раньше думали, что пчелы таким образом ухаживают за маткой, снимая с нее язычками каждую пылинку, холят свою "царицу". Теперь показано, что пчелы собирают с поверхности тела матки выделения, получившие название маточного вещества. Едва рабочая пчела слизала этот невидимый выпот, как она отделяется от свиты и убегает, то и дело останавливаясь по дороге, чтобы поделиться со встречными долей слизанной капельки»1. Маточное вещество — это важнейший пчелиный феромон, регулирую­щий жизнь улья путем изменения половых свойств части особей. Его глав­ная роль состоит в подавлении развития яичников у рабочих пчел. Если матка здорова, то маточного вещества хватает на всех пчел, и оно, попа­дая внутрь каждой особи, блокирует развитие яичников. Если же матка заболевает, выделение маточного вещества уменьшается или прекращает­ся, и это приводит к резкому изменению поведения пчел: у многих рабо­чих пчел начинают развиваться яичники, и они начинают откладывать яйца (из которых потом выведутся трутни). И так происходит до тех пор, пока одна из пчел не превратится в новую матку и ее маточное вещество, слизанное рабочими пчелами, не остановит у них развитие яичников.

Положительная семиотика поцелуя2 восходит к физиологиче­скому удовольствию от пищи из родительского клюва (у птиц), от сосания (материнской груди) у млекопитающих.

5В. Вкусовые знаки не имеют прямого отношения к сфере же­стикуляции и мимики, однако есть знаки, которые воспринима­ются сразу по нескольким сенсорным каналам. Например, тост — это и жест (он видим), и вместе с тем он связан со вкусовыми ощущениями (ср. представления о «недействительности» благопожелания тоста, если в бокале не алкоголь, а вода или сок), и к тому же тост слышим (в его вербальном компоненте, а иногда и в звоне бокалов).

5С. В современном поведении и этикете знаки, связанные с приемом пищи, сохраняются остаточно. Их «этимологическая» се­мантика, связанная с магией и мифопоэтическими представле­ниями, разумеется, не ясна современному человеку, однако «про­читываются» эти знаки вполне положительно. Ср. известный лю­бой культуре обычай застолья в честь того или иного значитель­ного события (рождение, смерть, свадьба, праздник, гость в доме, удачное завершение трудного дела и т. п.). Как слегка иронически заметил А. Кушнер, «банкет — символ большого расхода и уваже­ния к коллективу».

1 Халифман И. Пчелы. - М., 1963. - С. 50-51.

2 Позитивность поцелуя носит универсальный характер (и трагическое ис­
ключение — поцелуй Иуды — только подтверждает это).


Лекция III. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА Щ

цепции). — Н.М.]; это реакции на физические условия, а не на сам объект. Опознание объекта и реагирование на него появляют­ся гораздо позднее» (Грегори 1972, 10—11).

4А. Тактильные знаки в коммуникации животных. Примеры: 1) забота, ласка или взаимное расположение у обезьян и некото­рых других животных может выражаться помощью в «личной ги­гиене» или во взаимной такой помощи — например, обезьяна-самка удаляет из шерсти детеныша или подруги насекомых-пара­зитов; иногда две обезьяны «ищут» друг у друга в шерсти1; 2) тот, кто по собственному опыту знает, как верный пес норовит в хо­рошую минуту лизнуть хозяина в лицо, с доверием прочтет сви­детельства натуралистов, наблюдавших за африканскими обезья­нами, о их поцелуях, объятиях и близких к ним движениях.

Приветственный «поцелуй» мы впервые увидели, когда Фиган (имя, которым исследователи между собой называли конкретную особь. — Н. М.) еще подростком возвратился к матери после дневной отлучки. Он подо­шел к Фло с обычной для него самоуверенностью и прикоснулся губами к ее лицу. Как это походило на тот небрежный поцелуй в щеку, которым часто одаривают матерей повзрослевшие сыновья! Пожалуй, самое эф­фектное из приветствий — это объятия двух шимпанзе. Гуго и я наблю­дали однажды классическую встречу, продемонстрированную Давидом и Голиафом. Голиаф сидел, когда появился Давид. Он устало брел по тропе. Увидев друг друга, приятели побежали навстречу один другому. Они постояли лицом к лицу, слегка переминаясь с ноги на ногу, а затем обнялись, тихонько вскрикивая от удовольствия. Это было восхититель­ное зрелище (цит. по: Акимушкин 1999, 47).

4В. В сфере жестикуляции и мимики тактильные знаки и же­сты иногда слиты: ритуальный поцелуй — это и жест (он видим глазом) и касание (находящиеся в контакте ощущают его так­тильно).

4С. Тактильные знаки в поведении и этикете. Примеры: 1) при­ветствия и прощания, включающие тот или иной непосредствен­ный контакт (рукопожатие, в некоторых культурах похлопывание по плечу, целование руки, щеки или плеча и т.д.); 2) рукопожа­тие в знак договоренности (ср. выражение ударить по рукам 'дого­вориться') или, наоборот, при споре, пари; иногда рукопожатие

1 «В народном этикете искание вшей воспринималось как полезное и даже богоугодное занятие: например, в знак гостеприимства было принято искать вшей у гостя, у странствующих старцев — Божьих людей» (Гура 1995, 447). В словаре Даля в иллюстрациях к слову искать есть и такие примеры (среди прочих): Ис­кать друг у друга в голове, а говоря о животных в шерсти. Собаки ищутся (Даль, II, 49). Судя по отсутствию пояснений, в середине XIX в. это были общепонят­ные сочетания. Еще в начале XX в. в Новгородской губернии существовало иро­ническое присловье о соседках: Подружки: вместе ищутся.


116 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

 

5D. Знаки, связанные с приемом пищи, в религиозных прак­тиках: ритуальные еда и питье в составе некоторых обрядов, в том числе самых важных, таких как причастие в христианстве; риту­альные жертвоприношения, включавшие самые основные про­дукты питания (вспомните обычай встречать дорогого гостя «хле­бом-солью»); посты и разговения; ритуальные блюда на праздни­ках, свадьбах, поминках.

5Е. Вкусовые знаки в искусстве не используются.

5F. Вкусовые знаки в естественном языке невозможны по оп­ределению, зато они широко отразились в лексике и фразеоло­гии: рус. Хлеб и соль! —• слова, которые говорил вошедший лю­дям, сидящим за столом с едой; в ответ звучало Хлеба кушать!, что было приглашением к столу (см. подробно: Топорков 1999, 177); хлебосольный, братина 'кружка, большой бокал, который обходит пирующих вкруговую', круговая наша или пить (за) здо­ ровье, пить на брудершафт, поминальная трапеза, поминки и мно­гие другие).

5Н -— 51. Вкусовые знаки в искусственных семиотиках отсут­ствуют.

25

Две физические оболочки языкового знака: са-■ модостаточность и автономность звуков и букв.

Та последовательность, в которой в таблице 6 были расположены и в п. 20 —24 рассмотрены пять сенсорно-физических каналов восприятия информации и проведена начальная систематизация семиотик (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), соответствует информационной важности отдельных каналов для человека (но не для всего мира живой природы). Что касается филогенеза сенсор­ных модальностей в биологической эволюции, то относительная хронология их формирования представляет собой обратную последовательность.

Представленный обзор позволяет видеть, что биологические и искусственные семиотики резко различаются между собой по со­ставу используемых сенсорных каналов информации. В мире жи­вотных самая важная информация воспринимается «наиболее те­лесными» органами чувств (обоняние, осязание, вкус), непо­средственно связанными с физиологией организма. Что касается оптических и слуховых знаков, то те из них, которые несут жиз­ненно важную информацию, обращены не к интеллекту живот­ного, но к его инстинкту (т.е. являются релизерами).

В мире искусственных семиотик используются только два сен­сорных канала (за малым исключением) — зрение и слух, фило­генетически относительно более поздних и в большей степени ориентированных не на инстинктивные реакции, но на интел­лектуальную работу мозга. Подавляющее большинство искусствен-


Лекция IV . ГЕНЕЗИС И ОНТОГЕНЕЗ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ \ yj

ных семиотик основано исключительно на зрении, т. е. на том сен­сорном канале, который теснее всех других связан с интеллектом. В естественных языках для сосуществования двух физически раз­ных возможностей семиозиса — устной речи и письма — характер­ны их самодостаточность и автономность. В непосредственном об­щении слышимая речь, преимущественно ситуативная, подкреп­ляемая средствами паралингвистики (интонацией, жестом, мими­кой), обладает достаточной информационной надежностью. В свою очередь письмо, возникшее как средство передачи речевой инфор­мации на расстоянии и во времени, отнюдь не является вспомога­тельной или неполноценной семиотикой (в отличие от нотной за­писи в музыке или хореографической записи балета, которые не могут заменить основной сенсорной формы существования произ­ведения). В языковом общении письменная форма не только само­достаточна, но и в некоторых отношениях превосходит устную речь. Например, есть жанры (типы) текстов, которые существуют только в письменной форме — таковы основные объемы справочно-энциклопедической литературы и научно-технической документа­ции, каталоги, патенты, библиографии и т.п.

Лекция IV

ГЕНЕЗИС И ОНТОГЕНЕЗ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ:


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.