Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2023-02-03 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
■ речи. Большинство людей, читающих детям сказку
Л.Толстого «Три медведя», переходя от рассказа о большом мед
веде {Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивановичева) к
рассказу о среднем и маленьком {третья синенькая чашечка была
Мишуткина), почти непроизвольно и незаметно для себя изменя
ют высоту голоса: о большом говорят низким тоном, о малень
ком — высоким.
Таким образом в звучании отображается размер предмета, т. е. имеет место подражание не звуку (связанному с предметом), а его пространственному образу (в данном случае размеру). Изобразительной может быть также длительность произнесения, ср. [долго] и [до-о-о-лго]; [далеко] и [далеко-о-о]; в речи учителя физкультуры: Тя-я-я-янемся, девочки, тя-я-янемся! и ряд других акустических свойств звучания (напряженность, расслабленность, придыхательность).
Приведенные примеры изобразительности звучания относятся к явлениям индивидуальной речи (а не к структурным сущностям языка); в целом они факультативны, но именно их необязательность и при этом массовость и обычность говорят о реальной способности звучания участвовать в создании зрительных образов.
40 |
Звуковые жесты. Это замены одного звука другим
■ (артикуляционно близким) для вящей выразительно
сти. А.А.Реформатский писал о типичном звуковом жесте в рус
ской речи: говорящие, на пике экспрессии, иногда заменяют [г]
взрывное на [у] фрикативное.
Реформатский не раз слышал [у] фрикативное в речи студентов, например, в шутливом укоре Ну, ты и [уусь], а как-то в электричке слышал, как женщина выговаривала своему мужу: Другой бы во все глаза глядел бы на свою ненаглядную, а ты!у-у/унида/ (Четырежды прозвучавшее в ее речи [г] взрывное не позволяет видеть в [у] фрикативном диалектное влияние.)
|
Озвончение глухого заднеязычного [к] в звонкий [г] в слове салага (первоначально 'молодой неопытный матрос') из салака ('мелкая морская промысловая рыба'), по-видимому, также не что иное, как звуковой жест. Противоположная мена (в речевом узусе одной школьно-дворовой компании): звонкий [в] на глухой [ф] и одновременно узкий [е] на более широкий [э] — Прифэт! 'Привет!'. Не исключено, что развитие англ. smog 'смог' из smoke 'дым' также сопровождалось звуковым жестом.
41 |
Иконичность в графике. Добуквенное письмо (пик-■ тография и иероглифика) — это системы идеографических знаков, сопоставимых по содержанию со словом: иероглиф передает понятие (или представление). Исторически иероглифы восходят к схематическим изображениям своего содержания, т.е. имеют иконическое происхождение. В отличие от иероглифов, буквенная запись слова репрезентирует фонемный или (в немногих языках) слоговой состав слов; алфавиты являются кодами символической (конвенциональной) природы.
В историко-типологическом плане пиктография и иероглифика представляют собой более ранние системы письма. В большинстве культурных традиций иероглифику сменило алфавитное (бук венно-фонемное) письмо. Впрочем, в истории большинства народов, собственно говоря, не было смены систем письма: молодые культуры (молодые в сравнении с китайской или древнеегипетской традицией) сразу усваивали письмо в его более поздней и совершенной (или удобной) модели — в виде алфавитов1.
Однако в письменностях, использующих алфавитное письмо (которое в целом обходится без мотивированных знаков), в ходе истории развились разнообразные иконические приемы выражения некоторых значений. Приведем примеры.
А. Пробелы между словами. До изобретения книгопечатания в рукописном тексте не делались пробелы между словами; внутри фонетических синтагм отдельность слов, границы между ними, скорее всего, и не замечались. В русской частной переписке, в челобитных и «грамотках», в подьяческой скорописи слитное письмо сохранялось еще в конце XVII в.
|
Б. Абзацы, абзацные отступы. Этот наборно-графический прием, позволяющий увидеть относительно самостоятельные части
1 О «неудобствах» иероглифики и других знаков с «природной» мотивированностью см. в п. 52.
152 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ...
текста, также пришел из типографской практики. Абзацный отступ и заглавная буква в его начале не был прямым продолжением украшенных инициалов (или буквиц у славян), поскольку буквицами начинались более крупные (нежели абзац) части текста.
В. Большие (прописные) буквы. Выступающие над строкой буквы делают слово более заметным для глаза. Большие буквы ставятся преимущественно в особенных словах — в именах собственных. В восточнославянской книжности правило о больших буквах впервые появляется в грамматике Мелетия Смотрицкого (1619).
Г. Структурирование текста (разбивка на разделы, главы и т. п.). Это диаграмматическое средство облегчает восприятие композиции некоторого целого.
Д. Графические средства выделения частей текста — курсив, подчеркивание, полужирный или иной особый шрифт, набор в разрядку или более крупным кеглем и т. п. Шрифтовой контраст выделения (на фоне основного шрифта) иконически соответствует содержательной важности по-особому набранного текста.
Е. Некоторые более частные графические приемы. Ср. редупликация как показатель множественного числа: ММ ('номера'), гг. ('годы' или 'господа'), ии. ('испытумые' или 'информанты') ее. ('страницы') и т.п.
Приведенный перечень ограничен средствами собственно письма (т.е. графики) и не касается того, что связано с искусством оформления книги (рукописи). Впрочем, граница здесь бывает подвижна. Ср.«смайлики» вместо слов в электронной почте: © © ©.
42 |
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!