Билет 2. Язык и текст как основные источники данных для востоковеда — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Билет 2. Язык и текст как основные источники данных для востоковеда

2023-01-01 49
Билет 2. Язык и текст как основные источники данных для востоковеда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Язык и текст, их анализ представляют собой приоритетный источник данных для востоковеда. Основной материал, из которого востоковед черпает знание о традиционалистских сообществах - это языки, на которых говорят члены соответствующих сообществ, а также тексты на таких языках (тексты не только письменные, но и звучащие).

Язык

Важность языка для востоковеда объясняется прежде всего тем, что в нем отражается национальная картина мира - то, как видит и понимает мир носитель языка. Язык играет важную роль в том, как человек воспринимает других, т.е. это этническая самоидентификация.

Язык не явл "одежкой" мысли, Выготский: "мысль не отражается в слове, она совершается в слове". Например, если в языке отсутствует категория времени (семитские и австронезийские языки), это говорит о том, как воспринимает мир носитель данного языка.

Через язык востоковед может узнать, лучше понять социальную структуру и культуру общества, которое он изучает. Например, в яванском языке существует 4 различных степени уважительности, выраженные в разных стилях общения.

Чаще всего факты словаря и грамматики содержат материалы, свидетельствующие о типе мировосприятия этноязыковых сообществ в древние времена, но сформировавшись, язык оказывает обратное влияние на своих носителей, поэтому сам факт, что современные носители не оперируют категорией времени или не имеют отдельного обозначения для синего и голубого цветов, нельзя считать имеющим только историческое значение - все это характеризует и современное мировосприятие.

Фонетика. Только в вост яз существуют фонологические тоны - особые способы произнесения слогов, отличающиеся прежде всего мелодикой, которые связвны с различием значений. Эти языки явл слоговыми.

Взаимодействие языка и общества исследует социолингвистика. При рассмотрении предмета и аспектов социолингвист исследований нужно исходить из структуры речевого акта. Нужно учитывать факторы:

1) характеристика говорящего (территориальная, соц, профессиональная и т.д.)- (либо человек использует диалект либо литературный язык). Основ­ные виды диалектов — территориальные, социальные и профессиональные. Диалект — понятие относительное: не может быть диа­лекта «вообще», можно лишь говорить о диалекте данного языка. То, что объединяет язык и все соответствующие диалекты, составляет национальный язык. Иногда под национальным языком понимают сово­купность литературного языка и диалектов.

2) характеристика слушающего- В зависимости от того, к кому об­ращается говорящий, он выбирает те или иные языковые средства. Прежде всего, можно разграничить коллективного и неколлективного слушающего. В первом случае -— при публичном выступлении — речь носит более развернутый характер. Особыми характеристиками обладает речь, обращенная к малень­ким детям, иностранцам, не владеющим данным языком. Такая речь отличается очень простым синтаксисом, ограниченным словарем.

3) характеристика отношений между говорящим и слушающим- В речи отражается социальная (в широком смысле) иерархия общества. Могут быть три типа таких от­ношений: «высшего» к «низшему», «низшего» к «высшему» и отношения равных. Все три типа отношений зависят от собственно социального положения го­ворящего и слушающего, от их возраста, пола.

4) характ. темы сообщения и отношение к ней собеседников- При сообщении о ситуациях, обладающих высоким социальным ста­тусом, престижностью, говорящий использует одни слова и формы, а во всех прочих случаях — другие.

5) характ. цели сообщения - Этот фактор связан с теми внеязыковыми задачами, которые преследует го­ворящий, употребляя те или иные языковые средства: говорящий может просто пере­давать некую информацию, а может стремиться заставить слушающего сделать что-либо, внушить ему что-либо, вызвать в нем определенные эмоции и т. п.

6) хар. стуации, в которой протекает речевой акт - Данный фактор связан с су­ществованием явления, которое называют диглоссией. Диглоссию можно определить как преимущественную закрепленность некоторой разновидности языка за той или иной ситуацией. Здесь существенна именно ситуация, а не отношения между говоря­щим и слушающим.

       Каждый язык - продукт мгновенного развития. Изучая, как изменялся язык за время его существования, мы много узнаем как о самом языке, так и об истории народа, который на нем говорит.

       Текст

 Текст является одним из основных, а для некоторых историков единственно правильным и достоверным источником информации из всех существующих. Большую часть информации о природе, обществе, человеке, истории дают нам произведения, тексты, и лишь малая часть информации получается посредством собственного опыта.

Чем известнее текст, тем заметнее его культурная роль, тем больше его влияния на наши представления о мире. А.Азимов: "многие знают фараонов Шешонк и Нехо, но не знают фараона-завоевателя Тутмоса III потому, сто первые упоминаются в Библии, а последний нет".

В разных культурах роль текста не одинакова из-за наличия/отсутствия письменности. До появл письменности была характерна оральная культура. По мнению Онга "развитие письменности и книгопечатания способствовало разрушению феодальных обществ и подъему индивидуализма". Но сейчас первое место из источников информации занимает ТВ, и возвращаются значимые элементы оральной культуры.

В лингвистики термин "текст"="речь". Он не обязательно письменный, может быть и звучащим. Следовательно, текст - любой свзный результат говорения или письма. Объем не важен.

Текст- высшая единица языка: иерархия: слово-синтагма-высказывание/предложение-сверхфразовое единство (абзац)-текст.

Востоковед проанализировав тексты сможет "заглянуть внутрь" народа, которого он изучает, сможет понять образ жизни и мышления, изучаемого народа.

Литературные памятники, содержащие канонические тексты (Библия, Коран, Веды, Трипитака), фактически выступают «культурообразующими»: на них основывается система ценностей, действительная для данного культурно- исторического общества, а система ценностей и определяет культуру. Хотя все названные выше канонические тексты являются прежде всего религиозными, их значимость несравненно шире, чем изложение основ вероучения, они служат своего рода «матрицами», относительно которых строится система мировидение общества и его членов. Так большинство европейцев, даже если они атеисты, живут в мире христианской морали и христианской культуры.

Историко-филологическое описание памятников.

Необходимость во введении существующих памятников в научный оборот велика. Без основных из них знания о культуре будут неполны.

Палеография - наука, изучающая историческую эволюцию графических систем и их функционирование в тексте.

При знакомстве с памятником филолог выступает в роли гида, вводит читателя в мир автора и его эпохи.

Комментарий к памятнику:

· для специалиста или для массового читателя

· фактологический/ условно концептуальный (1 - Поясняет незнакомые читателю реалии, 2 - объясняет для читателя особенности мировосприятия автора памятника)

 

Таким образом, язык и текст являются главными материалами, с которыми работает востоковед.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.