Билет 1. Восток как историко-культурный ареал — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Билет 1. Восток как историко-культурный ареал

2023-01-01 86
Билет 1. Восток как историко-культурный ареал 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет 1. Восток как историко-культурный ареал

Востоковедение принадлежит к наукам, которым присущ комплексный характер.Почти каждый востоковед немного «энциклопедист». Нет точного ответа, что является объектом изучения в востоковедении. Когда речь идет о других науках (математика, биология, социология), специалисты не затрудняются отвечать на этот вопрос. Из определения Большой Советской Энциклопедии известно, что: «Востоковедение – исторически сложившаяся в Европе наука, комплексно изучающая историю, экономику, языки, литературу, искусство, религии, философию, памятники материальной и духовной культуры Востока, где есть страны Азии и Африки».

Восток – это не географический, а историко-культурный ареал. Например, Испания и Марокко, разделенные Гибралтарским и Средиземным морем, лежат в одной и той же широтной области, но современная Испания не явл. объектом востоковед, а Марокко явл. Восток, который определяет объект Востоковедения, объемлет страны Азии и Африки и целый ряд регионов (Татарстан, Калмыкия и др.), географически принадлежащих европейскому континенту.

Традиционализм – фундамент формирования культурной и социально психологической специфики, который выделяет Восток в особый культурно-исторический ареал.

Традиционализм - это своего рода иерархия ценностей - для восточных культур высшее положение в иерархии ценностей обычно занимают те ценности, которые опираются на авторитет истории.

· Для традиционалистских сообществ характерно архетипическое мировосприятие: например, Дж.Л. Молони считает, что каждому значительному событию предшествует его архетип(= прецедент)- Перл-Харбор - битва при Окехадзама 1560 г., Перл-Харбор не могло не быть, ибо прецедент должен постоянно воспроизводиться во времени.

· Традиционализм связан с аксиологией времени, т.е. по-своему придает ценность тому или иному времени. Свойственна ретроспективность - ценится не то, что есть, а то, что будет (культуры Средиземноморья приход Мессии) или было.Культурные координаты востока носят временной характер. Отражают то идеальное время, в котором "хотела бы видеть" себя данная культура.

· Признаки традиционализма – консервативность, охранительность, аперсонализм (коллективизм).

· Важный аспект - преобладание обычного права по отношению к писаному закону и связанное с этим предпочтение "неформальных" отношений в области экономики, политики.

Структура общества - разделение на классы:

· трифункциональный характер: те, кто молятся, те, кто сражаются и правят, те, кто трудятся - это не просто соц. деления, оно сокрально (свыше) оправданное.

· личность жестко встроена в соц. сетку отношений

· структурирование общества начинается фактически с выделения половозрастных классов

· важнейшую роль в идеологическом обосновании структурированности архаического общества играет религия

Итак, объект изучения востоковеда - традиционалистские сообщества, основной материал, из которого черпаем знания - языки, на которых говорят члены соответствующих сообществ, это тексты на таких языках.

Востоковедение - это наука о духовной и материальной культуре трад. сообществ в синхронии и диахронии с опорой на свидетельства языка и текста.

Общей теории востоковедения в сколько-нибудь явном виде на сегодняшний день не существует. Востоковедение есть всего лишь приложение разнородных дисциплин (филологии, истории и др.) к изуче­нию определенного региона: востоковедение превращается в подвид регионоведения. Существует точка зрения, согласно которой Восток — это, скорее, «фантом», созданный европей­цами, прежде всего, представителями колониальных держав, для выделения и обозна­чения тех этносов и культур, которые «непохожи» на европейские и которые, явно или неявно, признаются «низшими» по отношению к Западу.

Билет 2. Язык и текст как основные источники данных для востоковеда

Язык и текст, их анализ представляют собой приоритетный источник данных для востоковеда. Основной материал, из которого востоковед черпает знание о традиционалистских сообществах - это языки, на которых говорят члены соответствующих сообществ, а также тексты на таких языках (тексты не только письменные, но и звучащие).

Язык

Важность языка для востоковеда объясняется прежде всего тем, что в нем отражается национальная картина мира - то, как видит и понимает мир носитель языка. Язык играет важную роль в том, как человек воспринимает других, т.е. это этническая самоидентификация.

Язык не явл "одежкой" мысли, Выготский: "мысль не отражается в слове, она совершается в слове". Например, если в языке отсутствует категория времени (семитские и австронезийские языки), это говорит о том, как воспринимает мир носитель данного языка.

Через язык востоковед может узнать, лучше понять социальную структуру и культуру общества, которое он изучает. Например, в яванском языке существует 4 различных степени уважительности, выраженные в разных стилях общения.

Чаще всего факты словаря и грамматики содержат материалы, свидетельствующие о типе мировосприятия этноязыковых сообществ в древние времена, но сформировавшись, язык оказывает обратное влияние на своих носителей, поэтому сам факт, что современные носители не оперируют категорией времени или не имеют отдельного обозначения для синего и голубого цветов, нельзя считать имеющим только историческое значение - все это характеризует и современное мировосприятие.

Фонетика. Только в вост яз существуют фонологические тоны - особые способы произнесения слогов, отличающиеся прежде всего мелодикой, которые связвны с различием значений. Эти языки явл слоговыми.

Взаимодействие языка и общества исследует социолингвистика. При рассмотрении предмета и аспектов социолингвист исследований нужно исходить из структуры речевого акта. Нужно учитывать факторы:

1) характеристика говорящего (территориальная, соц, профессиональная и т.д.)- (либо человек использует диалект либо литературный язык). Основ­ные виды диалектов — территориальные, социальные и профессиональные. Диалект — понятие относительное: не может быть диа­лекта «вообще», можно лишь говорить о диалекте данного языка. То, что объединяет язык и все соответствующие диалекты, составляет национальный язык. Иногда под национальным языком понимают сово­купность литературного языка и диалектов.

2) характеристика слушающего- В зависимости от того, к кому об­ращается говорящий, он выбирает те или иные языковые средства. Прежде всего, можно разграничить коллективного и неколлективного слушающего. В первом случае -— при публичном выступлении — речь носит более развернутый характер. Особыми характеристиками обладает речь, обращенная к малень­ким детям, иностранцам, не владеющим данным языком. Такая речь отличается очень простым синтаксисом, ограниченным словарем.

3) характеристика отношений между говорящим и слушающим- В речи отражается социальная (в широком смысле) иерархия общества. Могут быть три типа таких от­ношений: «высшего» к «низшему», «низшего» к «высшему» и отношения равных. Все три типа отношений зависят от собственно социального положения го­ворящего и слушающего, от их возраста, пола.

4) характ. темы сообщения и отношение к ней собеседников- При сообщении о ситуациях, обладающих высоким социальным ста­тусом, престижностью, говорящий использует одни слова и формы, а во всех прочих случаях — другие.

5) характ. цели сообщения - Этот фактор связан с теми внеязыковыми задачами, которые преследует го­ворящий, употребляя те или иные языковые средства: говорящий может просто пере­давать некую информацию, а может стремиться заставить слушающего сделать что-либо, внушить ему что-либо, вызвать в нем определенные эмоции и т. п.

6) хар. стуации, в которой протекает речевой акт - Данный фактор связан с су­ществованием явления, которое называют диглоссией. Диглоссию можно определить как преимущественную закрепленность некоторой разновидности языка за той или иной ситуацией. Здесь существенна именно ситуация, а не отношения между говоря­щим и слушающим.

       Каждый язык - продукт мгновенного развития. Изучая, как изменялся язык за время его существования, мы много узнаем как о самом языке, так и об истории народа, который на нем говорит.

       Текст

 Текст является одним из основных, а для некоторых историков единственно правильным и достоверным источником информации из всех существующих. Большую часть информации о природе, обществе, человеке, истории дают нам произведения, тексты, и лишь малая часть информации получается посредством собственного опыта.

Чем известнее текст, тем заметнее его культурная роль, тем больше его влияния на наши представления о мире. А.Азимов: "многие знают фараонов Шешонк и Нехо, но не знают фараона-завоевателя Тутмоса III потому, сто первые упоминаются в Библии, а последний нет".

В разных культурах роль текста не одинакова из-за наличия/отсутствия письменности. До появл письменности была характерна оральная культура. По мнению Онга "развитие письменности и книгопечатания способствовало разрушению феодальных обществ и подъему индивидуализма". Но сейчас первое место из источников информации занимает ТВ, и возвращаются значимые элементы оральной культуры.

В лингвистики термин "текст"="речь". Он не обязательно письменный, может быть и звучащим. Следовательно, текст - любой свзный результат говорения или письма. Объем не важен.

Текст- высшая единица языка: иерархия: слово-синтагма-высказывание/предложение-сверхфразовое единство (абзац)-текст.

Востоковед проанализировав тексты сможет "заглянуть внутрь" народа, которого он изучает, сможет понять образ жизни и мышления, изучаемого народа.

Литературные памятники, содержащие канонические тексты (Библия, Коран, Веды, Трипитака), фактически выступают «культурообразующими»: на них основывается система ценностей, действительная для данного культурно- исторического общества, а система ценностей и определяет культуру. Хотя все названные выше канонические тексты являются прежде всего религиозными, их значимость несравненно шире, чем изложение основ вероучения, они служат своего рода «матрицами», относительно которых строится система мировидение общества и его членов. Так большинство европейцев, даже если они атеисты, живут в мире христианской морали и христианской культуры.

Историко-филологическое описание памятников.

Необходимость во введении существующих памятников в научный оборот велика. Без основных из них знания о культуре будут неполны.

Палеография - наука, изучающая историческую эволюцию графических систем и их функционирование в тексте.

При знакомстве с памятником филолог выступает в роли гида, вводит читателя в мир автора и его эпохи.

Комментарий к памятнику:

· для специалиста или для массового читателя

· фактологический/ условно концептуальный (1 - Поясняет незнакомые читателю реалии, 2 - объясняет для читателя особенности мировосприятия автора памятника)

 

Таким образом, язык и текст являются главными материалами, с которыми работает востоковед.

Билет 4.Миф, эпос, фольклор

Мифы – особый вид текстов, очень важный для определенных культур.

В узком смысле – это рассказ, произведение (значительного объема), повествующие о событиях, которые для данного общества являются сакральными: часто они связаны с жизнью первопредков, которая задает образцы для потомков - в свете праистории объясняется и оценивается жизнь современников.

Миф не разделяет сверхъестественное и вещи с естественным объяснением. В мифе и сверхъестественные персонажи и обычные люди взаимодействуют на равных. Миф – универсальное объяснение всему, с чем сталкивается человек (например, архаический человек не может объяснить, почему идет дождь, поэтому он создает миф о небесной корове, чье молоко орошает землю).

Обычно он связан с религиозными обрядами. Например, в буддийских странах всех мальчиков опред возраста отправляют послушником в монастырь на какой-то срок, это сопровождается особым обрядом -в обряде воспроизводится миф о царевиче Сиддхартхе, который покинул дом отца, чтобы стать отшельником, а позже Буддой Гаутымой.

Миф – синкретическое произведение, из которого позднее выделяется литература, искусство, наука и религия.

Примеры мифов: Миф о всемирном потопе, Миф о Прометее, миф о космическом яйце.

В широком смысле - миф - мифологическое мышление: черты мифа характеризую мышление архаического человека. Например, отождествления времени и пространства: предлоги в, на (в этом году, в комнате; на холме, на празднике)

Разговорно - миф - выдумка, вымысел.

 

К мифам может восходить эпос. Он – один из основ этноформирующих факторов.

В широком смысле эпос – произведение, которое дает панораму жизни народа, охватывая некий важный период в его жизни («Война и Мир», «Тихий Дон»).

В узком смысле – это героический памятник словесности, где повествуется о славных деяниях героев, богатырей.

Типичная особенность – борьба с внешними врагами. У героев-войнов тоже могут быть сверхъестественные качества (Троянская война в «Илиаде), даже если эпос основан на реальных событиях. Эпическое время и пространство преображены фантазией авторов, складываясь в особую страну-утопию.

В отличие от мифа, у эпоса есть автор.

Эпос чаще всего он имеет стихотворную форму, его язык насыщен поэтическими формулами, стереотипными выражениями и конструкциями. Поэтическая форма эпических текстов объясняется тем, что они возникали задолго до возникновения письменности, а потом передавались от поколения к поколению из уст в уста. Их хранителями и исполнителями были «носители» - аэды, акыны, ашуги, манасчи.

Известные эпические произведении – «Гильгамеш», «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», Рамаяна», Песнь о Роланде», «Манас», «Джангар», «Старшая Эдда».

 

Иногда мифы и эпос относят к фольклору – наряду с легендами, преданиями и сказками. Но между ними есть различия. Сказка – наиболее типичный представитель фольклорных произведений, ее главное отличие от мифа и эпоса в функции. Функция мифа -  объяснить мир и человека в мире, а эпоса – как возник этнос в борьбе с другими этносами. А у сказки эстетическое значение. Действительность в ней нереальна. Это небылица, она призвана развлекать. Ее поэтика работает на развитие фабулы и сюжета. У нее логика вымысла. Например, запрет – в сказке обязательно нарушается, иначе не будет продолжения. У сказки четкая структурная схема: 31 функция (В.Я.Пропп), повторяются во всех сказках в одной и той же последовательности. Есть определенный набор персонажей – 7.

Именно структурная стереотипность сказок и объясняет широчайшую распространенность в мире бродячих сюжетов - сказок разных времен и народов, имеющих сходные сюжеты. Например, в сказках стран Юго-Восточной Азии есть несколько модифицированные индо-буддийские джатаки (нравоучительные рассказы о жизни Будды в его прежних перерождениях)

           

 

Формационный

Понятие «общественно-экономическая формация» - введено в научный оборот в 19 в. Карлом Марксом: общественно-экономическая формация представляет собой "общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразными отличительными характеристиками".

Человечество проходит 5 общественно-экономических формаций - схема "пятичленка":

· первобытно-общинную,

· рабовладельческую,

· феодальную,

· капиталистическую,

· коммунистическую

Переход от одной общественной формации к другой происходит в результате социальной революции. Предпосылки такой революции вызревают в недрах предшествующей формации, формируя конфликт между прогрессивно развивающимися производительными силами общества и устаревшей системой производственных отношений. Движущая сила истории – классовая борьба, которую ведут массы против господствующего класса. Революции – неизбежные следствия обострения классовой борьбы и приводят к смене формаций. Возникает новый тип государственности, т.е. перемены в надстройке общества (госуд, культура) всегда следуют за базисными изменениями (в экономике, производстве).

Качественные изменения, происходящие с человеческим обществом – единый закономерный процесс исторического развития. Вне поля зрения – значение традиций в жизни народов, моральные и нравственные ценности. В теорииим отводилась второстепенная роль - подчиненная.

«Конец Истории» - достижение странами стадии либерального капитализма.

 

Цивилизационный

В 80-х годах в отечественном обществоведении формационная парадигма стала постепенно заменяться на цивилизационную.

На первоначальной стадии развития этой парадигмы – "цивилизованный" этап -  это третья ступень развития, следовавшая за «дикостью» и «варварством».

Именно в таком значении термин "цивилизация" был воспринят марксистской обществоведческой наукой, положившей в основу данного толкования и использования термина историческую концепцию Л.Г.Моргана – Ф. Энгельса ("Происхождение семьи, частной собственности и государства" Энгельс).

Арнольд Тойнби внес самый заметный вклад в ее развитие – его концепция предполагала охват и анализ всех крупных социокультурных общностей в континууме исторического развития. Каждая цивилизация проходит фазы рождения, роста, надлома, упадка, гибели. Он показал теснейшее переплетение культуры и политики в истории человеческого сообщества. Он отметил, 2 момента: 1 – заключительный этап развития цивилизации – империя, которая стремится удержать с помощью силы то, что не может объединяться силой духа этой цивилизации (Римская, Османская, Российская империи, Третий Рейх; 2 – идея «периферийного господства» - центр с иссякшим культурным потенциалом подчиняется периферийным народам, которые сильнее в военно-политическом смысле.

Большой вклад внесли: А.С.Хомяков, Н.Я.Данилевский; Б.С. Ерасов, В.П. Илюшечкин.

Современные сторонники цивилизационного подхода считают цивилизацию ключевой структурной единицей процесса развития общества. Цивилизация - некая общность, сцементированная внутренним единством, определяемым некими общими факторами (религ, культ, эконом, полит, соц).

Разные авторы по-разному оценивают численность цивилизаций: Данилевский - 13, Шпенглер - 8, Тойнби - 26, современный исследователь Хантингтон - 8.

Антропология

В отечественной научной традиции термин «антропология» ассоциируется с физической антропологией как наукой о расах и происхождении человека. Однако в Зап. Европе с середины 19 в. складывается понимание антропологии как научной дисциплины, занимающейся изучением архаических (традиционных, традиционалистских) обществ или даже шире – неевропейских обществ, которые в своём большинстве продолжают сохранять «архаический» социокультурный субстрат (традиционные формы корпоративности, основанные на половозрастных характеристиках и принципе родства, мировоззренческие и идеологические представления «иррационального» типа. Восточные общества наряду с «дикарями» в соответствии с господствовавшим тогда эволюционизмом рассматривались как своего рода музей Цивилизации: «Великое различие между Западом и Востоком заключается в том, что прошлое Запада живёт в настоящем Востока.» (Мэн 1873:100). Можно сказать, что антропология при таком подходе практически смыкалась с востоковедением.

Сегодня область антропологии существенно расширилась: по своему содержанию эта наука представляет собой «сравнительное народоведение» (в которую в качестве составной части входит и физ.антропология). Современная антроп. - "соц-культурная".

Географический детерминизм - например, свойственные "азиатам" деспотические формы правления явл следствием их психологической предрасположенности к ним, обусловленной климатическими условиями жизни.

Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.

Н.Н. Миклухо-Маклай поселился у «дикарей»(1870-1872), применив тип исследования, которое через полвека основатель Британской школы Б. Малиновский сформулировал как метод включенного наблюдения, который до сих пор является базовым для социально-культурной антропологии.

Включенное наблюдение - наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе, что предполагает устранение «барьера» между объектом исследования и ученым. «Барьер» должен преодолеваться в процессе полевой работы по срокам достаточной для того, чтобы исследователь стал «своим» для носителей культуры, чтобы он мог, зная их язык, свободно наблюдать поведение изучаемых в повседневной жизни. Сведения, полученные посредством наблюдения «изнутри», нередко коренным образом отличаются от информации, добытой в ходе опросов, анкетирования.

Включенные наблюдения подразделяются на:

- открытые (недостаток такого метода заключается в том, что иногда поведение исследуемого объекта может быть не обычным поведением, а реакцией на наблюдателя.)

- скрытые, когда наблюдаемые не знают о наблюдателе.

Некоторые исследователи полагают, что преимущества включенного наблюдения связаны с возможностью уточнения и усовершенствования теоретических понятий в ходе непосредственного взаимодействия исследователя с описываемой им реальностью, что особенно существенно в том случае, когда сам исследователь исходно не принадлежит к изучаемой культуре или сообществу. В этом случае социолог получает значительную часть своих теоретических представлений в прямом сотрудничестве с хорошо осведомленным информатором. Информатор здесь становится прямым источником содержательных представлений и понятий, которые социолог в дальнейшем подтверждает, уточняет или опровергает.

Социология и антропология

Антропологические методы исследования заняли главное место и в современной социологии, в которой они именуются "качественными методами". Социологи считают, что "этнографич методы" крайне важны при изучении повседневности, находящейся сегодня в центре их внимания.

Граница между соц. и антроп.: соц преимущественно ориентирована на выявление иерархии, статусов, ролей или соц сеией, то антроп изучает формы их воплощения, т.е. культуру. Поэтому для социолога главный вопрос - почему?, а для антрополога - Как?

Билет 14. Политическая антропология, антропология права и экономическая антропология как субдисциплины социально-культурной антропологии

           

Сближение СКА с дисциплинами, от которых она ранее дистанцировалась, началось в 60-х годах XX века в связи с крахом колониализма, появлением вместо колоний новых государств современного типа. Сформировались субдисциплины А: политическая А., экономическая А., юридическая А…. их интерес распространяется и на «традиционный сектор» (сельская местность) и на «современный» (европеизированные города). Исследуя реалии таких государств, ученые обнаружили, что под покровом внешних европейских форм может скрываться жизнь, подчиняющаяся неписанным законам, традициям. Без учета этого факта исследования какой-либо сферы общественной жизни оказывается малопродуктивным, научные выводы не отражают реальность.

Экономика

Например, исследования данных официальной статистики (цифры по зарплате, ценам, доходам…) говорят, что большинство людей просто физически не могут существовать. В действительности же люди получают доходы от различных видов деятельности, которые никак не отражаются в официальных данных. Например, такой неформальный сектор в некоторых странах Африки в 80-х годах составлял до 70 %, а в Индии 80-90 %.

Относительно экономики развивающихся стран появилось понятие «неформальная экономика», при которой фирмы не регистрируются, уклоняются от выплаты налогов, товары минуют регулируемые рынки, контрабандно переправляются туда, где цены выше. В связи с огромным масштабом экономического предпринимательства вне официального сектора, официальные источники по доходам населения значительно отличаются от реальных.

Важную роль играет государство через коррумпированных чиновников, которые образуют теневые структуры, гарантирующие выполнение «черных» или коррупционных контрактов. Поэтому конкуренция на рынке зависит от бюрократии, поддерживающей «черный рынок». Очень важно, что этот неформальный рыночный обмен жестко структурирован на основе отлаженных, устойчивых социальных сетей, в которых первостепенное значение имеет репутация, базирующаяся на традиционных статусах в зависимости от принадлежности к определенной семейно-родовой группе, касте, общине. Фиксируется превращение криминальных моделей поведения в норму. Формируются неписанные законы, предусматривающие суровые санкции за отказ играть по правилам теневых структур.

Право

В связи с большим количеством неофициальных сфер общественной жизни развивающихся государств существует большое количество неофициальных юридических механизмов, регулирующих эти сферы. Эти механизмы отождествляются антропологами с «обычным правом» или «неписанными законам». Под обычным правом в современной антропологии подразумевается неформальные регуляторы поведения, возникающие в устойчивых коллективах людей (от первобытного общества до современной субкультуры), поддерживаемые не государством, а общественным мнением, харизматическими лидерами, «теневыми» структурами. Данный подход разрабатывается антропологией в рвмках концепции правового плюрализма.

 Юридическая антропология изучает универсальные механизмы возникновения обычного права и в первобытном и в современном обществе, общие закономерности функционирования обычного права и его взаимодействия с государственным правом, религиозное право (мусульманское, индусское, конфуцианские правовые нормы), формы их сосуществования с современными политико-правовыми образованиями.

Политика

Политическая (юридическая) антропология - исследование национальной и этнокультурной специфики политических (юридических) отношений.

Политические культуры таких государств сохраняют свою идентичность в условиях заимствования западных политических институтов. Деятельность политических институтов определяется традиционной политической культурой этнических образований государства, а не официальными нормами. Традиционная политическая культура представляет собой формы естественно сложившихся отношений по поводу власти и управления, воспринимаемые участниками как данные испокон веков. Власть, основанная на половозрастных и родственных характеристиках, продолжает сохраняться в большинстве афро-азиатских государств. Поэтому там реально существуют авторитарные режимы, несмотря на официально принятые на бумаге демократические формы правления.

Раннее христианство

После распятия Иисуса вокруг апостола Петра в Иерусалиме начала складываться община Его последователей. Постепенно число таких общин росло, распространяясь за пределы Палестины — в восточных провинциях Римской империи (Египте с цен- тром в Александрии, в Малой Азии с центром в Антиохии) и в самой имперской сто- лице, т. е. местах иудейского рассеяния (диаспоры).

Апостол Павел открыл общины для всех независимо от происхождения, общественного положения и пола.

Начиналось строительство христианской церкви с особым уставом, а затем и с определенной иерархией верующих. Они разделялись на прихожан и служителей общины (клир) со старейшинами пресвитерами, или епископами во главе, которым подчинялись служители диаконы. Первых епископов-пресвитеров посвящали сами апостолы, передавая им благодать (греч. харизма), (полученную, согласно традиции, от самого Иисуса.)

 

Массовые казни и гонения христиан, восстания иудеев привели к дальнейшему расширению иудейской диаспоры, служившей почвой для распространения христианства.

 В 313 г. был принят Миланский эдикт, который формально уравнял христианство с другими легальными культами империи, а фактически превратил христианство в официальную идеологию Рима, начиная с правления Константина.

Некоторые иудео-христианские общины в Палестине и диаспоре продолжали соблюдать иудейский закон, почитая Иисуса Мессией, но не сыном Божиим. Только антиримские восстания решительно размежевали иудаизм и христианство.В IV в. трудами Пахомия Великого (292–396) в Египте утвердилась новая форма христианского подвижничества — общежительное, или киновитское (от греч. кинобиос — совместная жизнь) монашество (монах — одинокий), целью которого объявлялось служение всему человечеству ради примирения его с Богом.(так монастыри стали неотъемлемой частью церковной организации)

Уже при императоре Константине велась работа по определению канона христи- анского Священного Писания, отсечения от него многочисленных сочинений, при- знанных апокрифическими (буквально «тайными»), отвергаемыми церковью. Наряду с Ветхим Заветом (христианская версия иудейской Библии) сформировался собствен- но христианский Новый Завет. В него включены упомянутые четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния апостолов (Петра и Павла), Послания (21 по- слание деятелей раннего христианства) и Откровение (греч. апокалипсис) Иоанна Бо- гослова. Хотя родным языком Иисуса и Его учеников был арамейский, все тексты Но- вого Завета дошли до нас на греческом

 

Православная церковь признает только семь Вселенских соборов, решения которых составляют основу Священного Предания — второго после Священного Писания источника православной веры. Западная церковь продолжила счет Вселенских соборов до двадцати одного. Каждая из сторон полагает другую отпавшей от единства Святой Кафолической (Вселенской) и Соборной Церкви

Никео-Константинопольский Символ веры, составленный и утвержденный на Первом и Втором Вселенских соборах, состоит из двенадцати членов, или догм православия. Десятый догмат Символа веры говорит о таинствах, с помощью которых человек

получает благодать от Святого Духа. Их в православии семь: крещение, миропомазание (приобщение к дарам Святого Духа), покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение (соборование, или помазание больных освященным маслом).

Монофизитство-религ.-политич. учения, основанного в 5 в. константинопольским архимандритом Евтихием, Монофизитство постулирует наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергает Его подлинное человечество.Учение М. получило широкое распространение на востоке Византии (в Египте, Сирии, Армении)на четвертом вселенском соборе в халкиндоне было осуждено(451 г.)

Несторианство- трактовка сущности Христа, принадлежит константинопольскому патриарху Несторию. богословский принцип несторианства состоит в том, что оно признает две природы — Бога и человека в Иисусе Христе. Третий вселенский собор в Эфесе осудил несторианство(431 г.)

Арианство- принадлежит александрийскому священнику Арию (около 318 г.). Опираясь на идеи античного рационализма, он утверждал, что Христос есть Логос (Слово) и как Сын Божий не единосущ, а сотворен и лишь подобосущ Богу-Отцу. Учение Ария было осуждено на Первом Вселенском соборе в 325 г. в Никее. На нем же было определено время христианской Пасхи, предписан брак священникам (белому духовенству) в отличие от безбрачия монашества (черного духовенства), а главное — сформулированы семь первых догматов Символа веры.

 

 

Шестой Вселенский собор 680–681 гг. подвел итог основным богословским спорам в то время, когда в Восточном Средиземноморье прочно утвердилась новая историческая сила — ислам.

Мусульмане видели в христианах и евреях «людей писания» получивших откровение от Бога и коренным образом отличавшихся от многобожников-язычников. Договор, заключенный на заре арабских завоеваний Пророком Мухаммадом с епископом города Эйлат, стал прообразом будущих мирных соглашений между мусульманами и христианами.Людям писания», не оказавшим вооруженного сопротивления воинам ислама, обещалось покровительство (арабск. зимма), дававшее право на безопасность и свободу богослужения в обмен на выплату подушной подати (джизйа). Покровительствуемые-зиммии должны были соблюдать шесть обязательных условий, нарушение которых расторгало договор.

В первые века Ислама местные зиммии занимали важное место в правительствен- ном аппарате, торговле, производстве и культуре Халифата.(сирийские христиане, обогащали формирующуюся арабо-мусульманскую культуру переводами античных трудов по медицине, логике, астрономии, философии) монофизийство и несторианство распространилось от Ирана до Китая. Происходила арабизация восточных христиан.(проникновение ислама)

- Раско́л христиа́нской це́ркви, также Вели́кий раско́л и Вели́кая схи́зма — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором.(До этого Римский престол пытался урегулировать отношения с Константинопольской церко- вью с помощью унии, по которой признавалось бы верховенство Рима)

- Отчуждение между восточными и западными христианами усугубили крестовые походы, начавшиеся в 1096 г. по призыву папы Урбана (2)для «освобождения Гроба Господня».Мусульманский полководец курдского происхождения Салах ад-Дин Айуби, объединивший Сирию, Палестину и Египет в противостоянии франкам, разгромил крестоносцев в 1187 г. и отвоевал Иерусалим.

- 1258г. Монголы(Хулагу разрушил Багдад, положив тем самым конец аббсидскому халифату. Его потомки принимают ислам и начинают гонения на христиан великой степи и Персии.

- Мамлюки (правившие в Египте, сменившие айубидов) остановили монголов на подступах к Египту, ограничили права египетских зиммиев, начали насильственную исламизацию и арабизацию, (в результате чего коптский язык выходит из бытового употребления) устраивают карательные экспедиции против ливанских христиан

- 1453 г. Захват Константинополя тюрками-османами (Русь- оплот православия)

- Константинополь- Стамбул(столица Османской империи) ее султаны приняли титул халифа(преемник пророка мухаммада), люди писания (христиане)по-прежнему обладали статусом зиммиев, миллеты- автономные конфессиональных общины, их главы(миллет- баши) входили в имперский совет

- Султан- собственник земли под церковью гроба Господня, а храм находится в общем владении 6 общин(правосл, катол, армян, коптск, сиро- яковитской, абиссинской)

- Храмом в вифлееме, где родился Иисус владеют православные

- Католическая церковь с 16 века развернула активную миссионерскую деятельность среди немусульман Османской империи(католичество успешно распространялось в восточном Средиземноморье по соц -эконом. и полит. причинам)

- Борьба народов Балкан за независимость расширила систему миллетов в Османской империи(в 1850 г. Появилась протестантская община)

- Реформистская политика по отношению к восточным христиане вызывала редкое недовольство у мусульманских радикалов=>межконфессиональная напряженность=>погромы (насилие)

- Вступление Турции в Первую мировую войну осложнило положение восточ<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.