Билет 13. Антропология, социология и востоковедение — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Билет 13. Антропология, социология и востоковедение

2023-01-01 46
Билет 13. Антропология, социология и востоковедение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Антропология и Востоковед

              Антропология - совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. А. фокусирует свое внимание, с одной стороны, на биологических и культурных различиях групп людей, с другой стороны, на тех интегративных чертах, которые позволяют представить человечество как единое целое. Как правило, к А. относят физическую А., археологию, антропологическую лингвистику и культурную А. Культурная А. (реже — социальная А., социально-культурная А.) ориентирована на изучение культур отдельных народов и человечества в целом. В структуре антропологических дисциплин культурная А. занимает центральное место, так как, главным образом, именно в ее рамках и ее представителями вырабатывались базовые теоретические положения, характерные для А. в целом. 

Востоковедение – исторически сложившаяся в Европе наука, комплексно изучающая историю, экономику, языки, литературу, искусство, религию, философию, памятники материальной и духовной культуры Востока как историко-культурного ареала.

И социально-культурная антропология и Востоковедение – комплексные науки, изучающие культуры народов, причем, иногда объекты изучения этих наук совпадают (например, в XIX веке антропология занималась изучением архаических и неевропейских обществ. Тогда восточные общества наряду с дикарями в соответствии с господствующей теорией эволюционизма рассматривались как своего рода музей Цивилизации). Эти две науки отвергают принцип историзма при изучении традиционных обществ, смотрят на объект изучения без присущего европоцентризму превосходства. Эти науки видят социальную материю не как абстракцию, лишенную индивидуальных свойств, изменяющуюся со временем от простых форм к сложным (общество), а признают уникальность социальной материи, не подвластность общим законам развития (культура).

Антропология

В отечественной научной традиции термин «антропология» ассоциируется с физической антропологией как наукой о расах и происхождении человека. Однако в Зап. Европе с середины 19 в. складывается понимание антропологии как научной дисциплины, занимающейся изучением архаических (традиционных, традиционалистских) обществ или даже шире – неевропейских обществ, которые в своём большинстве продолжают сохранять «архаический» социокультурный субстрат (традиционные формы корпоративности, основанные на половозрастных характеристиках и принципе родства, мировоззренческие и идеологические представления «иррационального» типа. Восточные общества наряду с «дикарями» в соответствии с господствовавшим тогда эволюционизмом рассматривались как своего рода музей Цивилизации: «Великое различие между Западом и Востоком заключается в том, что прошлое Запада живёт в настоящем Востока.» (Мэн 1873:100). Можно сказать, что антропология при таком подходе практически смыкалась с востоковедением.

Сегодня область антропологии существенно расширилась: по своему содержанию эта наука представляет собой «сравнительное народоведение» (в которую в качестве составной части входит и физ.антропология). Современная антроп. - "соц-культурная".

Географический детерминизм - например, свойственные "азиатам" деспотические формы правления явл следствием их психологической предрасположенности к ним, обусловленной климатическими условиями жизни.

Включенное (участвующее) наблюдение как основной метод социально-культурной антропологии.

Н.Н. Миклухо-Маклай поселился у «дикарей»(1870-1872), применив тип исследования, которое через полвека основатель Британской школы Б. Малиновский сформулировал как метод включенного наблюдения, который до сих пор является базовым для социально-культурной антропологии.

Включенное наблюдение - наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе, что предполагает устранение «барьера» между объектом исследования и ученым. «Барьер» должен преодолеваться в процессе полевой работы по срокам достаточной для того, чтобы исследователь стал «своим» для носителей культуры, чтобы он мог, зная их язык, свободно наблюдать поведение изучаемых в повседневной жизни. Сведения, полученные посредством наблюдения «изнутри», нередко коренным образом отличаются от информации, добытой в ходе опросов, анкетирования.

Включенные наблюдения подразделяются на:

- открытые (недостаток такого метода заключается в том, что иногда поведение исследуемого объекта может быть не обычным поведением, а реакцией на наблюдателя.)

- скрытые, когда наблюдаемые не знают о наблюдателе.

Некоторые исследователи полагают, что преимущества включенного наблюдения связаны с возможностью уточнения и усовершенствования теоретических понятий в ходе непосредственного взаимодействия исследователя с описываемой им реальностью, что особенно существенно в том случае, когда сам исследователь исходно не принадлежит к изучаемой культуре или сообществу. В этом случае социолог получает значительную часть своих теоретических представлений в прямом сотрудничестве с хорошо осведомленным информатором. Информатор здесь становится прямым источником содержательных представлений и понятий, которые социолог в дальнейшем подтверждает, уточняет или опровергает.

Социология и антропология

Антропологические методы исследования заняли главное место и в современной социологии, в которой они именуются "качественными методами". Социологи считают, что "этнографич методы" крайне важны при изучении повседневности, находящейся сегодня в центре их внимания.

Граница между соц. и антроп.: соц преимущественно ориентирована на выявление иерархии, статусов, ролей или соц сеией, то антроп изучает формы их воплощения, т.е. культуру. Поэтому для социолога главный вопрос - почему?, а для антрополога - Как?

Билет 14. Политическая антропология, антропология права и экономическая антропология как субдисциплины социально-культурной антропологии

           

Сближение СКА с дисциплинами, от которых она ранее дистанцировалась, началось в 60-х годах XX века в связи с крахом колониализма, появлением вместо колоний новых государств современного типа. Сформировались субдисциплины А: политическая А., экономическая А., юридическая А…. их интерес распространяется и на «традиционный сектор» (сельская местность) и на «современный» (европеизированные города). Исследуя реалии таких государств, ученые обнаружили, что под покровом внешних европейских форм может скрываться жизнь, подчиняющаяся неписанным законам, традициям. Без учета этого факта исследования какой-либо сферы общественной жизни оказывается малопродуктивным, научные выводы не отражают реальность.

Экономика

Например, исследования данных официальной статистики (цифры по зарплате, ценам, доходам…) говорят, что большинство людей просто физически не могут существовать. В действительности же люди получают доходы от различных видов деятельности, которые никак не отражаются в официальных данных. Например, такой неформальный сектор в некоторых странах Африки в 80-х годах составлял до 70 %, а в Индии 80-90 %.

Относительно экономики развивающихся стран появилось понятие «неформальная экономика», при которой фирмы не регистрируются, уклоняются от выплаты налогов, товары минуют регулируемые рынки, контрабандно переправляются туда, где цены выше. В связи с огромным масштабом экономического предпринимательства вне официального сектора, официальные источники по доходам населения значительно отличаются от реальных.

Важную роль играет государство через коррумпированных чиновников, которые образуют теневые структуры, гарантирующие выполнение «черных» или коррупционных контрактов. Поэтому конкуренция на рынке зависит от бюрократии, поддерживающей «черный рынок». Очень важно, что этот неформальный рыночный обмен жестко структурирован на основе отлаженных, устойчивых социальных сетей, в которых первостепенное значение имеет репутация, базирующаяся на традиционных статусах в зависимости от принадлежности к определенной семейно-родовой группе, касте, общине. Фиксируется превращение криминальных моделей поведения в норму. Формируются неписанные законы, предусматривающие суровые санкции за отказ играть по правилам теневых структур.

Право

В связи с большим количеством неофициальных сфер общественной жизни развивающихся государств существует большое количество неофициальных юридических механизмов, регулирующих эти сферы. Эти механизмы отождествляются антропологами с «обычным правом» или «неписанными законам». Под обычным правом в современной антропологии подразумевается неформальные регуляторы поведения, возникающие в устойчивых коллективах людей (от первобытного общества до современной субкультуры), поддерживаемые не государством, а общественным мнением, харизматическими лидерами, «теневыми» структурами. Данный подход разрабатывается антропологией в рвмках концепции правового плюрализма.

 Юридическая антропология изучает универсальные механизмы возникновения обычного права и в первобытном и в современном обществе, общие закономерности функционирования обычного права и его взаимодействия с государственным правом, религиозное право (мусульманское, индусское, конфуцианские правовые нормы), формы их сосуществования с современными политико-правовыми образованиями.

Политика

Политическая (юридическая) антропология - исследование национальной и этнокультурной специфики политических (юридических) отношений.

Политические культуры таких государств сохраняют свою идентичность в условиях заимствования западных политических институтов. Деятельность политических институтов определяется традиционной политической культурой этнических образований государства, а не официальными нормами. Традиционная политическая культура представляет собой формы естественно сложившихся отношений по поводу власти и управления, воспринимаемые участниками как данные испокон веков. Власть, основанная на половозрастных и родственных характеристиках, продолжает сохраняться в большинстве афро-азиатских государств. Поэтому там реально существуют авторитарные режимы, несмотря на официально принятые на бумаге демократические формы правления.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.