Конкретные техники утилизации — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Конкретные техники утилизации

2022-12-20 23
Конкретные техники утилизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЕНЕРАТОР НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Сегодня мы хотим научить вас другим конкретным способам утилизации трансовых состояний. Сначала мы хотим дать вам очень полезную процедуру, которую вы можете использовать для разнообразных типов поведения: генератор нового поведения. Вы можете применять его для любой ситуации, в которой человек выдает некую реакцию, которая его не устраивает. Это описание могло бы соответствовать главной жалобе большинства из ваших клиентов. Я собираюсь предполагать, что вы уже поместили человека в транс и установили некую идеомоторную сигнальную систему да/нет, будь то явно или скрыто.

Первое, что вы делаете, это просите его выбрать некое поведение, которым он не удовлетворен. Потом вы предлагаете ему понаблюдать и послушать, как он ведет себя в той ситуации. Вы хотите, чтобы он видел, как сам делает это, вовне перед собой, как если бы он смотрел фильм. Это инструкция для диссоциации; это позволяет ему спокойно наблюдать и слушать то, что могло бы быть неприятным, если бы он действительно находился в ситуации. Вы говорите: "Дайте мне тот сигнал ‘да’, как только закончите, в покое и безопасности, наблюдать и слушать этот кусок поведения, который вы хотите изменить".

Получив реакцию "да", вы спрашиваете: "Вы знаете, какое новое поведение или реакцию вы предпочли бы осуществлять в этой ситуации?" Важно формулировать все в терминах вопросов да/нет, так чтобы у вас всегда была ясная обратная связь от человека.

Если ответ на этот вопрос "да", человек действительно знает, какую реакцию он хотел бы выдавать, то вы говорите: "Хорошо. Теперь наблюдайте и слушайте себя, как вы даете

Транс-формация

213

ту новую реакцию в ситуации, которая была для вас проблемой. Дайте мне реакцию ‘да', когда закончите".

Потом вы спрашиваете: "Когда вы наблюдали за собой, дающим новую реакцию в той ситуации, вы были полностью этим удовлетворены?" Если вы получаете реакцию "нет", вы предлагаете ему вернуться и выбрать более подходящее поведение.

Если вы получаете реакцию "да", вы принимаетесь встраивать новое поведение, прося его вновь ассоциироваться с диссоциированным опытом. "На этот раз я хочу, чтобы вы прогнали тот же самый фильм, но с точки зрения самого себя, осуществляющего поведение. Поместите себя внутрь фильма и испытайте, каково это - на самом деле вести себя так в ситуации".

Когда он сделает это, спросите: "Было ли это удовлетворительно?" и убедитесь, что вы получаете конгруэнтную реакцию "да". Иногда извне поведение выглядит прекрасно, но не ощущается хорошо, когда вы оказываетесь внутри. Если на этот вопрос вы получаете "нет", вам нужно вернуться и проделать изменения в поведении, пока он не будет удовлетворен, испытывая его изнутри.

Теперь, получив изменение в его поведении, вам нужно сделать что-то, дабы быть абсолютно уверенным, что изменение автоматически переносится в подходящие ситуации в его жизни. Мы называем это синхронизацией с будущим, или наведением моста. Вы можете спросить: "Примешь ли ты, его подсознательный разум, ответственность за то, чтобы это новое поведение действительно осуществилось в контексте, где обычно происходило старое поведение?" Если хотите, вы можете быть еще более явными. Вы можете добавить: "Теперь поднимите свой палец да’, как только ты, его подсознательный разум, поймешь, что конкретно ты увидишь, услышишь или почувствуешь, что будет означать наступление контекста, в котором ты собираешься осуществить это новое поведение". Вы ищете контекстуальный ключ, который автоматически запустит новое поведение. Автоматизм - это одна из характеристик изменений, производимых изощренным гипнотизером. Когда вы проводите изменение такого рода, сознательному разуму не нужно помнить, что надо что-то делать. Если бы ему нужно было помнить новое поведение, значит, вы не организовали соответствующим образом его связи. Зачем утомлять созна

214

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

тельный разум? Это самая ограниченная и ненадежная часть личности.

Для некоторых людей явная синхронизация с будущим необязательна. У них есть хорошая стратегия синхронизации с будущим, и они сделают это сами. Другие люди будут неспособны навести такой мост самостоятельно, и вам нужно будет сделать это явно, если вы хотите быть тщательным и систематичным в своей работе.

Если человек не знает, какую новую реакцию он хотел бы давать в проблемной ситуации, то вы начинаете пошаговый процесс выбора. Сначала вы говорите: "Вернитесь в свою личную историю. Была ли у вас в какой-то другой ситуации реакция, которую, по вашему мнению, было бы здорово применить в данной ситуации?" Если ответ "да", то предложите ему пережить эту ситуацию и инкорпорировать ту реакцию, проделывая все шаги, которые я только что описал.

Если ответ все-таки "нет", то вы предлагаете ему продолжить поиск модели, используя то, что мы называем "сдвиг индекса ответственности". Вы говорите: "Знаете ли вы кого-либо, кто в ситуации такого типа реагирует, по вашему мнению, уместно, элегантно и эффективно, и так, как бы вы сами хотели реагировать?" Вы можете сказать: "Из факта, что вы не удовлетворены своим нынешним поведением, я знаю, что у вас есть какой-то стандарт для того типа реакции, которую вы хотели бы давать. Выберите такого человека - кого вы уважаете и кем восхищаетесь - кто обладает тем, что вы считаете гораздо более цельной и уместной реакцией на ситуацию такого типа". Модель, которую они выбирают, может быть "настоящей" или "придуманной". Вымышленный персонаж фильма или книги - это столь же реальная внутренняя репрезентация возможной реакции, как и настоящие люди в вашем жизненном опыте, и он может служить превосходной моделью.

Как только он выбрал модель, вы предлагаете ему пройти трехэтапную последовательность, чтобы инкорпорировать это поведение модели в его собственный репертуар. Сначала вы предлагаете ему увидеть "и услышать, как модель реагирует на ситуацию, в которой он хочет иметь новый выбор. Вы можете попросить его поднять палец "да", когда он закончит это. Затем вы протягиваете руку, мягко прижимаете вниз палец "да" и говорите: "Хорошо. Понаблюдав и послушав, как этот другой человек делает это, теперь вы

Транс-формация

215

верите, что это тот тип реакции, на который вы хотели бы быть способны?" Если вы получаете "нет", вам нужно вернуться и попросить его найти другую модель, или увидеть, как та же модель реагирует по-другому. Получив "да", вы переходите к следующему этапу.

На этом втором этапе вы говорите: "Теперь подставьте свое собственное изображение и свой голос в эту кинопленку и звуковую дорожку. Пронаблюдайте и послушайте это снова, и поднимите палец "да", когда закончите". Здесь он наблюдает и слушает, как сам осуществляет поведение, но кинестетически он все ее диссоциирован.

Когда он заканчивает этот шаг, вы спрашиваете его: "Посмотрев и послушав, как вы сами делаете это, вы все еще хотите иметь это как часть своего поведения? Вы все еще думаете, что это вам подходит?" Если вы получаете "нет", вы возвращаетесь и меняете поведение, пока оно не станет подходящим - либо делая маленькие изменения, либо снова выбирая новую модель.

Получив "да", вы просите его войти в образ и пережить событие в третий раз, с точки зрения пребывания там и получения ощущений, связанных с той конкретной реакцией. Когда он сделает это, вы спрашиваете: "Было ли это все- таки удовлетворительно?" Если ответ "нет", вы возвращаетесь и меняете поведение. Если ответ - конгруэнтное "да", это значит, что новое поведение было испробовано в той ситуации и признано удовлетворительным.

Это действительно вежливый и изящный способ начать изменение, потому что вы держите изменение диссоциированным от него, пока он не решит, что оно было бы полезным. Потом вы замыкаете клеммы.

Потом вы синхронизируетесь с будущим точно так же, как я описал ранее. Вы можете попросить его подсознательный разум дать вам сигнал "да", как только он определит, какой внешний ключ он будет использовать в качестве автоматического пускателя нового поведения.

В конце вы можете дать ему какие-нибудь общие внушения для амнезии. "Важно не забыть вещи, которые вам не нужно помнить" - один способ сказать это. Ваш результат - поведенческое изменение. Вам неважно, есть у него какое- то осознание этого или нет. Вы можете предположить, что он запомнит лишь столько, сколько, по мнению его бессознательного разума, полезно знать об этом его сознательному

216

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

разуму. Если его подсознание решает не давать ему ничего, попросите, чтобы у него хотя бы возникло ощущение теплого покалывания, когда он будет выходить из транса, как знак того, что произошло нечто полезное, и что он может ожидать, что будет приятно удивлен неким новым поведением, когда попадет в ситуацию.

Мужчина: Что вы делаете, если получаете реакцию "нет", задавая вопрос: "Знает ли ваше подсознание, каков ключ?"

Вы могли бы сказать: "Теперь я хочу, чтобы вы напомнили своему подсознательному разуму конкретные ситуации, которые вы наблюдали и слушали, в которых вы хотите, чтобы ваше поведение было другим. Я хотел бы, чтобы вы снова создали в точности тот контекст с теми же людьми, с тем же окружением, и наблюдали и слушали, что происходит в самом начале этого события, что можно было бы использовать в качестве ключа для запуска того нового поведения".

Я думаю, что пора действовать. Проделайте это в парах, так чтобы вы сейчас получили какой-то опыт в основной схеме. Позвольте заверить вас, что для вас совершенно нормально немного запинаться в этом материале. Я прошу вас применить всю стратегию генеративного изменения, с небольшой инструкцией. Если бы вы уже умели изящно и плавно делать эти вещи, то вы бы зря потратили свое время и деньги, придя сюда. Поэтому я восхищен тем, что вы храбры настолько, чтобы ощутить свободу, ограничившись выборами, которые я здесь предлагаю. Я напоминаю вам, что это лишь некоторые выборы, которые стоит добавить к вашему общему репертуару как эффективного коммуникатора. С некоторой практикой эти выборы станут столь же плавными и изящными, как любые другие техники, которые вы научились применять.

СХЕМА ГЕНЕРАТОРА НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

(1) Выберите ситуацию, в которой желательно новое поведение.

(2) Выберите модель.

(3) Наблюдайте и слушайте, как модель ведет себя в ситуации.

(4) Замените изображение и голос модели своими.

(5) Войдите в фильм, чтобы испытать кинестетические ощущения.

Транс-формация

217

(6) Синхронизация с будущим: какой ключ будет запускать новое поведение?

*****

Стратегия, которую вы все только что применили, предназначена для непосредственного поведенческого изменения. Единственная трудность, с которой, как я заметил, сталкивались люди - это работа со "вторичной выгодой". Позвольте привести в качеств примера проблему, с которой работала Нора.

Норе было интересно научиться иметь новые выборы относительно курения. Курение - это привычная проблема, которая для большинства людей имеет абсолютный набор вторичных выгод. Иными словами, есть некие вещи, служащие позитивной цели, которые курение дает Норе и другим курильщикам. Ей действительно лучше курить и получать доступ к тем переживаниям и тем ресурсам, чем бросить курить. Она хочет отказаться от чего-то, что, как она знает, физиологически вредно. Трудность состоит в том, что если бы ей пришлось отказаться и ничего больше не произошло бы, то она бы потеряла доступ к определенным ресурсам и состояниям сознания, которые важны для нее.

Я уверен, что если бы нам пришлось заставить Нору бросить курить, ничего больше не делая, ее подсознательный разум гибок настолько, что через несколько месяцев она начала бы курить опять. Если бы нам пришлось делать общее суждение о ее функционировании, то, вероятно, это лучше, что она курит - хотя и с вредными физическими последствиями - и сохраняет доступ к определенным ресурсам, чем если она бросит курить и потеряет доступ к тем ресурсам. С любыми трудностями, подразумевающими вторичную выгоду, можно легко справиться, используя рефрей- минг. Генератор нового поведения главным образом предназначен для простого поведенческого изменения. Если есть вторичная выгода, используйте рефрейминг.

Генератор нового поведения можно также полезным образом комбинировать с рефреймингом. Если на этапе "порождения новых выборов" ваш партнер создает новые выборы недостаточно быстро, чтобы угодить вам, вы можете сказать что-нибудь типа этого:

"И пока вы продолжаете работать, развивая и рассмат

218

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

ривая различные альтернативы... я бы хотел напомнить вам о... неких дополнительных ресурсах... источниках моделей, которые вы могли бы рассмотреть... В вашей жизни могут быть другие времена и места... где у вас были альтернативные виды поведения, которые более уместны... в том, чтобы защищать вас и предоставлять вам то, чего вы хотите и что вам нужно... чем X... Если они есть, вы могли бы рассмотреть эти альтернативы... Вдобавок... вы могли бы продолжить... тщательно искать визуально... и аудиально... людей, которых вы действительно уважаете и кем восхищаетесь... у кого, похоже, есть альтернативные выборы... которые более эффективны, чем X... и все же доставляют им тот род переживаний, которых вы хотите для себя... Оцените каждый из них... позволяя части вас, проводящей X... определить для вас, какой, если вообще такой найдется, из них более эффективен, чем X... Конечно, как только ваше подсознание определит... что у него есть три способа выполнения того, что предполагалось делать с помощью X... более эффективных, чем X... оно даст вам сигнал ‘да’ и побудит вас проснуться... беря все время, которое вам нужно".

Процедуры, которым мы вас учим, не должны применяться изолированно. Практикуя их и становясь более эффективными в их применении, вы можете начать комбинировать и менять их так, что это делает вше обучение более интересным для вас.

Мужчина: Приходилось ли вам когда-либо получать конгруэнтный сигнал "да" и потом не получать новое поведение?

Нет. Если я получаю конгруэнтную реакцию, говорящую, что это произойдет, это произойдет. Иногда человек ведет себя по-новому три или четыре месяца, и он просто в восторге, и потом он возвращается к старому поведению. Для меня это утверждение, что я - первоклассный мастер искусства изменения, что человек, бывший моим клиентом, довольно восприимчив и способен легко осуществлять глубокие изменения, и что какой-то контекст в его жизни - его работа, его семейные отношения, или что-То другое - изменился так, что старое поведение стало более уместным, чем новое поведение, которое мы нашли. Теперь моя задача - создать новые альтернативы, более подходящие для нового контекста.

Ларри: Я слышал, что вы могли бы просто перенести

Транс-формация

219

человека в будущее и спросить его, каким бы он хотел быть.

Вы говорите о псевдо-ориентации во времени. Делая ее, вы помещаете человека в транс, ориентируете его в будущее и предполагаете, что он уже разрешил проблему, которая у него была, когда он впервые пришел к вам на прием. Потом вы просите его подробно рассказать, как именно он решил ту проблему, и что особенно полезного вы с ним сделали. Мы действительно использовали это как способ разработать новые техники, которые мы потом применяли с другими клиентами.

Псевдо-ориентацию во времени можно делать по-разному. Это один из моих любимых подходов, но он немного более усложненный. Если вы можете проделать этапы, которые я вам только что дал, у вас есть необходимые шаги для проведения полезных изменений. Это минимальная схема для эффективной работы. Вариации типа псевдо-ориентации во времени требуют некоторого искусства. Я даю вам то, что считаю существенными составляющими. Конкретная приправа для кушаний, которые вы готовите в своем кабинете - это будет ваше искусство. Я рекомендую, чтобы вы чувствовали себя свободно, ограничиваясь этой минимальной схемой, пока она не станет автоматической частью вашего репертуара, и потом достигали изощренности. Основное направление - быть эффективным. Сумев сделать это, вы можете достичь артистизма.

Мне очень нравится работа, которую вы все проделали. Есть ли еще какие-то вопросы или комментарии по поводу вашего опыта, на которые я мог бы сейчас ответить?

Бет: Китти делала это упражнение со мной, и я занималась с одной штукой, над которой работала шесть или семь лет в самых разных видах психотерапии, от Райхианской до гештапьта, до всего остального вообще. Это нечто, что случилось давным-давно в детстве, что я отодвинула от себя, и чему не могла найти завершения. Как бы то ни было, после применения этого генератора нового поведения с помощью Китти, которая вообще делала это в первый раз, вся эта штука просто упала на свое место. Я просто не знаю, какие слова употребить. Это просто произошло. Было соединение, принятие и прощение, которых я никогда раньше не испытывала. И я потратила много времени, пытаясь достичь этого, многими разными способами. Спасибо.

Это была благодарность, а не вопрос. Но я также

220

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

спрашивал о комментариях, так что это великолепно подходит. Спасибо.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.